Поколение X
.Человеку всегда нужно оправдать своё существование.
Никакой экзистенциализм не отучит людей от этого .
вечно перед кем-то оправдываться. Все проявляют
бешеную активность только для того, чтобы потом в
разговоре небрежно обмолвиться: да, Мы такие, Мы не
дадим себя в обиду, у нас есть свои принципы, с
законной гордостью ощущая и себя вершителями истории.
Потому и я сейчас, приосанясь и прокашлявшись,
произнесу: “ Леди и джентльмены, на сцене Мое
поколение “. И теперь, немного переведя дух от такой
гениальной фразы, я нарисую вам портрет моего
поколения, а заодно попытаюсь оправдать и наше
существование.
Итак, это поколение (для краткости будем называть его
поколением X) появилось в начале и середине 80-ых и
начало формироваться с начала 90-ых, то есть аккурат к
свержению социализма, 70 лет топтавшего внутренней и
внешней цензурой культуру, и появлению того, что
экономисты называют .рыночными отношениями.. Осознав
все это, легко прийти к пониманию нашего тогдашнего
положения. Вместо ожидаемого нами (вспомним
Маяковского) черно-белого разделения на хорошее и
плохое на нас обрушилась глыба из альтернатив и
мнений. Предыдущие поколения четко знали, что им надо
и против чего бороться. Наши деды строили светлое
будущее, без устали осваивая целину и покоряя таежные
леса, втайне утешаясь тем, что уж дети их будут жить
счастливо. Их дети, а наши отцы счастье понимали по-
другому и принялись планомерно расшатывать систему. У
нас же на горизонте не видно ничего такого, что
заставило бы нас всерьез взбунтоваться. Это дает повод
повздыхать постаревшим шестидесятникам: “Да, были
люди в наше время.” Но, хотя мы не знаем, куда
тянуться, нам доподлинно известно другое: культура
отцов никак не может быть культурой и детей. Они
слушали английский рок, а мы слушаем русский рэп, они
пели в кружке песни Окуджавы под гитару, а мы
пропадаем ночами в дискоклубах, они отпускали волосы,
а мы стрижемся .под ноль.. Времена .Битлз. и
.Песняров. ушли безвозвратно, и сетовать по этому
поводу все равно, что сокрушаться о том, что нынешняя
молодежь не поет колядки под Рождество, не ходит в
лаптях и не водит по вечерам хороводы перед домом.
А теперь пора уже взяться и за сам портрет поколения
X. Прежде всего надо выявить наше главное отличие от
предыдущих поколений: мы быстрее перестраиваемся под
новые условия, мы гибче к переменам. Научно-
техническая революция сделала свое дело: мощные потоки
информации хлынули на общество, смывая дамбы
условностей. Из голов людей постепенно выветривались
различные догмы. Сейчас их осталось настолько мало,
что можно было бы наконец-то заговорить о по-
настоящему свободном человеке. Можно было бы потому,
что отличить моду от того, что нужно конкретно тебе,
могут лишь единицы. Это должно стать шагом, который
сделают следующие поколения. Стадность в поступках .
вот преграда, которую пока мы не можем перепрыгнуть.
Эта стадность проявляется во всем: от выбора одежды до
определения жизненной позиции. .Человек бежит от
свободы., . сказал кто-то и был тысячу раз прав:
удобнее улечься на плавательном матрасике и нестись
по течению. Вот и получается ситуация: выбор есть,
свобода выбора есть, но выбирать люди не хотят. Мне
это кажется главной бедой поколения X. Остальное же с
этой позиции выглядит уже не проблемами, а
проблемками. Взять хотя бы все те же противоречия
между .отцами. и .детьми.. Этот механизм работает, как
кварцевые часы: декабристы, нигилисты, .пощечина
общественному вкусу., диссиденты, .рассерженные
молодые люди. . все это уже сотни раз пройдено. В
действительности, это вопрос лишь взаимоуважения:
принимаешь ли ты право другого на собственное мнение и
на возможность достичь его своим путем или оголтело
претендуешь на исключительность.
Впрочем существует еще одна проблема, о которой много
говорят сейчас. Не пропадает ли в нас культура? Уж
слишком массовая культура заполнила собой сердца
людей. Но если вдуматься, то высокая культура,
духовная культура, мыслящая культура всегда была
элитарной. Во все времена существовало разделение на
низкие и высокие жанры, и во все времена низкие жанры
пользовались большей популярностью. Но в то же время в
истории остались лишь великие философы, великие
художники, великие артисты. А уж в том, что в нашем
поколении есть творческая элита, способная в будущем
именоваться с приставкой .великий., можно не
сомневаться.
И последнее: уже подходит время, когда именно наше
поколение будет основной двигающей силой общества и
именно мы должны будем сделать новый шаг к
освобождению общества, и, я уверен, у нас достаточно
возможностей и способностей для этого. А потом придут
новые поколения, для которых и наше поколение X станет
историей. Кстати, пора уже этот неопределенный .Икс.
перед поколением заменить на что-нибудь более звучное.
К примеру, .потерянное поколение. . это люди, выросшие
на Хемингуэе и Фолкнере, .разбитое поколение. . это
битники 60-ых годов, .поколение дворников и бродячих
собак., так сказал Гребенщиков об андеграунде 80-ых. А
как же назвать нас? Можно придумать нечто вроде
.пионеров беспионерья., но лучше сравнить нас с
золотоискателями. Мы перемываем тонны ила, не зная
точно, что нас ждет, найдем ли мы хоть горсточку
золотого песка. Но, в конце концов, кто-то из нас
найдет золотую жилу, и другие по живому следу пройдут
этот путь.