Тепло сердец
Детский дом... Как удар, как пощечина благополучному и гуманному (на словах)
современному обществу. Я понимаю, когда война, я понимаю, когда катастрофа,
я понимаю, когда трагедия — тогда можно объяснить, почему дети остаются
одни. Но при живых родителях?!
Мне неловко и стыдно за тех, кто посмел бросить...
***
Отправляясь в Грязинский детский дом-школу, я постарался подавить в себе
эмоции. Только люди. И только вопросы. И, конечно же, портреты детей —
главных героев, о которых пойдёт речь.
Александр Сергеевич Авгеев — директор — возглавляет детский дом с 1994-го
года. Человек занятой, энергичный и очень конкретный.
Начнём с того, что под его опекой живут и учатся 147 воспитанников, ребята
всех возрастов: от малышей до подростков.
— Александр Сергеевич, раньше детдомом детей пугали. Понятно, что и сейчас
здесь жизнь не мёденная, но что-то изменилось за последние годы?
— Согласен, мы всегда стояли в одном ряду с другими детскими страшилками.
Это вполне объяснимо. В основе всех детских страхов лежит, на мой взгляд,
один — боязнь маленького человека быть перенесённым из привычного окружения
в нечто неизвестное, где никого и ничего не знаешь. А что касается изменения
ситуации, так это вопрос философский. Разве можно перестать бояться
тотального одиночества?
— А моральный облик ваших воспитанников? Некоторые ведь смело утверждают,
что в детских домах дети вырастают порочными.
— Это очевидная глупость. Причём здесь детский дом и порочность?! А почему,
позвольте вас спросить, вырастают наркоманы, алкоголики, дебоширы и
преступники в нормальных семьях и домах? За своих детей я могу ручаться: не
пьют, не воруют, правда, курят. Это наша беда! Что касается взаимоотношений
между воспитанниками, они достаточно корректные и дружеские. Старшие
заботятся о младших как могут, а младшие стараются не досаждать старшим. Как
видите, всё так же, как в нормальных семьях, только у нас она очень большая.
Александр Сергеевич не лукавит. Воспитанники детского дома очень общительны
и жизнерадостны, по-моему, даже более, чем дети, растущие в полноценных
семьях. Пока я искал парадный вход, с футбольного поля поступило предложение
дополнить одну из команд. Жалко, времени не было...
***
Второй по важности и значимости человек после директора — социальный
педагог. Владимир Николаевич Манаенков. Хлопот у него хоть отбавляй:
документы для поступающих оформи, жильё выпускникам найди, в трудоустройстве
помоги и так далее и тому подобное. Кроме того, кабинет социального педагога
слышал самые разные откровения — ребята приходят сюда поговорить или просто
помолчать. Владимира Николаевича воспитанники называют папкой...
СВЕТКА ЩУРОВА
Раньше (это было давным-давно — в самом начале жизни в детском доме) Светку
Щурову все взрослые без исключения считали трудным подростком. Труднее не
придумаешь! С удивительным упорством Светка убегала из детдома, скиталась по
вокзалам и поездам. Светка рвалась на родину! Которая была тут же, под
боком, в Долгоруковском районе. Но скоро строптивая Щурова — головная боль
всех работников детского дома — привыкла к новому жилищу...
— Свет, расскажи, почему убегала?
— Ох... Да головы у меня не было, вот и убегала. Поначалу все здесь
представлялись мне врагами какими-то. А теперь я по-другому думаю. В нашем
Доме о человеке заботятся! Понимаешь, о чём я говорю? Не просто чтобы
одеты-обуты и накормлены были, а ещё и обласканы, выслушаны, утешены.
Светка посмотрела на Владимира Николаевича и, улыбнувшись, добавила:
— Вот и с папкой всегда поговорить можно, проблемами поделиться.
— А ссорятся ребята часто?
— Бывает. Как везде! Как дома, наверное. Не поделят чего-нибудь — и давай
ругаться, но не сильно. До драки, до злобы настоящей редко дело доходит. Мы
мирно живём, дружим с теми, кто в гости приходит с добром.
— А новенькие быстро к Дому привыкают?
— По-разному. Чем младше, тем быстрее — они ведь несмышленые ещё, их
приласкают, они и оттают. Хорошо контактным ребятам, они сразу же находят
общий язык со всеми и заводят друзей. А есть и такие, кому не позавидуешь:
ходят угрюмые, настороженные, всех сторонятся. Их никто не трогает, мы ведь
понимаем: если человек не готов, то пусть побудет один.
— У тебя, как я заметил, взрывной характер и много энергии. Как же тебе
удалось подружиться с дисциплиной?
— Тяжёлый случай, пришлось потрудиться. Над собой! Если никто не будет
соблюдать режим и заведённые порядки, в Доме всем станет невыносимо жить.
Знаешь, я как-то неожиданно поняла: если рядом люди, нужно считаться с ними.
А ещё — я привыкла. Попади я сюда сразу после первого класса, то никогда бы
не убежала. Это точно!
— А как вы относитесь к ребятам из нормальных, полноценных семей?
— Ребята как ребята. Если ты думаешь, что мы завидуем им — это неправда. Я
даже так скажу: “домашние” дети в чём-то хуже нас, мельче. Они привыкли к
достатку, вниманию. Они избалованны! Поэтому и родителей своих часто не
уважают, не ценят и не слушают. Курят, пьют, ругаются. Кстати, хочу
заметить, в нашем Доме таких единицы единичные!
— Где хочешь учиться после интерната?
— В каком-нибудь торговом техникуме. Хотя раньше экзамены надо сдать
выпускные.
Успехов тебе, Светка Щурова!
Я ТЕБЯ РИСУЮ
Когда узнаёшь о судьбах ребят, воспитывающихся в детском доме-школе,
начинаешь несколько иначе смотреть на жизнь. Да, в ней много гадкого,
мерзкого, страшного. Но страшнее родительского предательства нет ничего на
свете.
Живёт в детском доме одна очень хорошая девочка. Правда, горя ей пришлось
хлебнуть вдосталь. Во-первых, родилась с дефектом речевого аппарата.
Во-вторых, родители из-за этого от неё отказались! А люди они довольно
преуспевающие и небедные. Сделай они дочке в раннем детстве операцию, она
была бы полноценным ребёнком. Она и сейчас абсолютно полноценный человек,
просто нездоровье мешает ей нормально жить и развиваться.
Владимир Николаевич Манаенков разыскал папу и маму девочки. Он всегда делает
это для решения необходимых вопросов. Каково же было его удивление, когда
выяснилось, что в этой семье есть ещё один ребёнок — любимый, желанный. А
как же девочка? Родители подтвердили свой категорический отказ взять её в
семью. Правда, папа иногда приезжает в Дом, чтобы выделить сумму на расходы.
Такая вот история...
Стараниями руководителей детского дома девочку удалось отправить на операцию
в Екатеринбург. Но время было уже потеряно. Врачи не смогли помочь. Девочка
отлично рисует (её рисунок вы видите на этой странице), но отказывается
развивать свой талант. Говорит: нет фантазии. А на самом деле причина
другая: нельзя учиться на худграфе в педагогическом из-за дефекта речи.
Чтобы работать с детьми, надо много говорить.
И ВСЁ-ТАКИ...
Несмотря ни на что, многие дети продолжают любить своих родителей. Они ждут
их, они хотят встречаться с ними! Но матери и отцы редко наведываются в
детский дом. Гораздо чаще здесь бывают бабушки. Добрые бабушки, изрядно
намучившиеся с детьми и беззаветно любящие внуков! Они привозят с собой
что-нибудь вкусненькое, домашнее. Они всегда готовы испросить у директора
разрешение забрать ребёнка на несколько дней домой. Была даже история с
неродной, просто знакомой бабушкой, которая заботилась об одном мальчике как
о собственном внуке...
Любовь никогда не пропадает даром. Даже совсем маленькая, даже кусочек любви
способен растопить, смягчить любое сердце. Любовь всегда в продолжении и в
вечном развитии. Однажды получив её, ты должен поделиться с кем-то...
Неподалёку от детского дома часто прогуливаются две женщины с колясками, в
которых спят малыши. Это — бывшие воспитанницы. Слава Богу, их судьбы
устроились, они вышли замуж и наконец-то создали свой собственный дом, в
котором поселилось счастье. Но очень обидно, что счастье поселилось в их
домах без помощи родителей этих молодых мам.