|
|
Хоткина З. А. О летней школе "ВАЛДАЙ-96" // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96" / МЦГИ. М., 1997 С. 7-14.
|
В начало документа |
В конец документа |
Хоткина З. А. О летней школе "ВАЛДАЙ-96"
Миссия научно-образовательной летней школы - способствовать развитию женских и гендерных исследований, а также их внедрению в систему высшего образования России и, на этой основе, просвещение и демократическое преобразование российского общества. Гендерные исследования основываются на демократической идеологии равенства, что согласуется с направленностью социальных преобразований, происходящих в современной постсоветской России. Поэтому не удивительно, что за короткий срок (всего 5-6 лет) в различных регионах страны появилось значительное число исследователей и научных центров, работающих в русле этой новой научной концепции. Но (1) между ними не было обмена информацией и они практически ничего не знали об исследованиях друг друга, (2) женские/гендерные исследования не являются официальной учебной дисциплиной в российской высшей школе, что создает значительные проблемы в работе преподавателей университетов, которые читают лекции и ведут семинары по гендерным/женским исследованиям для студентов и аспирантов. Основная цель летней школы "Валдай-96" состояла в том, чтобы помочь прогрессивно настроенным исследователям и преподавателям в объединении их усилий по развитию гендерных исследований и продолжению активной работы по просвещению относительно природы гендерных ролей и сексизма в российском обществе. В соответствии с этой целью, в Первой российской научно-образовательной летней школе "ВАЛДАЙ-96" решались следующие конкретные задачи: • установление профессиональных связей и налаживание на этой основе систематических деловых контактов между учеными и преподавателями, читающими в настоящее время учебные курсы по гендерным/женским исследованиям; • обмен опытом и обсуждение результатов научных исследований, а также презентация отдельных программ, лекций и учебных курсов по женским и гендерным исследованиям; • создание нового российского сообщества и сети исследователей и преподавателей, занимающихся гендерными/женскими исследованиями; • вовлечение молодежи (аспирантов и студентов) в новую для российских общественных наук сферу гендерных исследований. В ходе совместной работы по реализации учебно-образовательной программы летней школы "Валдай-96" ее участницам удалось лучше узнать КТО, ЧТО, ГДЕ и КАКИМИ МЕТОДАМИ исследует. Школа впервые собрала и познакомила друг с другом исследователей и преподавателей с высоким уровнем профессиональной подготовки, заинтересованных сотрудничать в просветительской деятельности в сфере гендерных исследований в России. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ВАЛДАЙ-96" Первая российская научно-образовательная летняя школа по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" прошла с 1 по 14 июля 1996 г. в живописных окрестностях Твери, на берегу Волги. Организаторы летней школы "Валдай-96" - Московский центр гендерных исследований (МЦГИ) и Кафедра социологии и политологии Тверского государственного университета(ТГУ). Спонсор проекта летней школы "Валдай-96" - Фонд Форда (США). Основная работа по разработке концепции и программы летней школы была выполнена: координатором проекта "Валдай-96", директором школы - Зоей Хоткиной (кандидат экономических наук, МЦГИ); содиректором летней школы - Валентиной Успенской (кандидат исторических наук, ТГУ); руководителем учебных программ - Ольгой Ворониной (кандидат философских наук, МЦГИ); менеджером учебных программ - Ларисой Луняковой (кандидат географических наук, МЦГИ). В работе по реализации проекта активно участвовала также тверская команда летней школы: менеджер школы по оргвопросам - Елена Гевелинг (круг ее обязанностей - выбор места проведения школы, а в школе - расселение участниц, медицинская помощь, экскурсии); Наталья Мамченкова - ответственная за вопросы питания в школе; Григорий Успенский - транспорт, приобретение обратных билетов; Валентина Балашова - воспитательница школьного детского сада.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ Работа по реализации проекта "Валдай-96" проводилась в три этапа, суть которых состояла в подготовке и проведении летней школы, а затем подготовке и публикации материалов школы. Первый этап; подготовительный (апрель-июнь 1996 года) Организацией открытого конкурса заявок на участие в летней школе занималась команда МЦГИ, которая разработала форму заявки и обеспечила широкое распространение объявлений и информации о конкурсе. Сроки проведения конкурса: с 1 апреля по 20 мая 1996г. Жюри конкурса работало - 27-28 мая 1996 г. Распространение информации о конкурсе было организовано таким образом, чтобы он был действительно открытым. Были использованы различные каналы и способы передачи информации: - организована почтовая и факсовая рассылка; - даны объявления в газетах и по радио (в том числе в "Независимой газете", в газете НПО "Объединенные ресурсы", в местных газетах Твери, Мурманска, Уфы и других городов); - объявления вывешивались в университетах и библиотеках (в том числе в МГУ, С.-ПГУ, ТГУ, ИНИОН, АУПС, МПГУ и др.); - организована электронная рассылка по российским и зарубежным женским сетям; - информация о конкурсе и формы заявок были разосланы участницам (около 70 человек) январского семинара МЦГИ "Гендерные исследования в России"; - информация о конкурсе распространялась по сети ЖИСЕТ и через Информационный вестник ИЦ НЖФ; - была использована почтовая рассылка Московского отделения Российского научного фонда (65 объявлений с бланками заявок); - распространение шло через Агенство социальной информации; - информация распространялась на семинарах и конференциях (в том числе на многолюдных Слушаниях ООН по проблемам женщин в России и Национальном женском конгрессе, проходивших в апреле в Москве); -- объявления о конкурсе были вывешены в институтах системы Российской Академии наук (в том числе в институтах Экономики, Этнологии и антропологии, Народонаселения, Экономико-математическом, Социологии и др.). МЦГИ признателен всем организациям и лицам, оказавшим помощь в проведении открытого конкурса заявок на участие в летней школе. Наиболее эффективными каналами передачи информации о конкурсе были электронная почта и электронные конференции, газеты, а также адресная рассылка и мы особенно благодарны Надежде Ажгихиной из "Независимой газеты", Екатерине Соколовой из Московского отделения Российского научного фонда, Лидии Юровской из ИЦ НЖФ, Наталье Мандельбаум из сети "Восток-Запад", помогавшим нам в распространении объявлений. Основные критерии отбора заявок. В конкурсе участвовали все желающие, но Жюри учитывало только те заявки, в которых были предложены лекции и учебные курсы, содержащие гендерный подход к теме исследования. Предпочтение отдавалось учебным курсам, которые уже читались в университетах, опробированы на научных конференциях или опубликованы, а также основаны на материалах научных исследований и достаточно хорошо проработаны методологически и методически. Обязательным условием было также согласие подготовить соответствующие учебно-методические материалы и библиографию по теме в "пакет документов" для раздачи слушательницам летней школы. Работа Жюри открытого конкурса проходила в последних числах мая. В жюри, кроме координаторов проекта из Москвы и Твери, были приглашены также ученые и преподаватели из Санкт-Петербурга и Харькова. Все участницы жюри - профессионалы, имеющие богатый опыт научных исследований и преподавания по гендерной тематике, неоднократно выступавшие с докладами по результатам своих исследований на международных научных конференциях, а также читавшие лекции в университетах СНГ, США, Великобритании и Германии. Результаты проведения конкурса: на конкурс в МЦГИ было прислано около 100 заявок из 22 городов России и СНГ. В основном заявки прислали преподаватели университетов, исследователи академических институтов, аспиранты и студентки. По конкурсу прошли 38 преподавателей (с учетом их ротации) и 25 студентов и аспирантов; 30 человек получили отказы или по причине несоответствия критериям конкурса, или из-за нарушения срока или формы заявки. Превышение числа преподавателей над числом студентов объяснялось тем, что практически все преподаватели могли участвовать в работе школы не полный срок, а лишь 5-10 дней. Мы получили также несколько заявок от активисток женского движения и две заявки от представителей местных органов управления (Комитеты по делам женщин). К сожалению эти заявки не проходили по критерию конкурса (опыт преподавания или исследования) и были отклонены жюри. По результатам открытого конкурса были сформированы списки участниц летней школы "Валдай-96", а также составлена учебная программа. В связи с тем, что круг специалистов, прошедших по конкурсу был очень разнообразен, программу было решено построить таким образом, чтобы в каждый из учебных дней шла одна или две разные темы в соответствии с профилем приглашенных преподавателей. Кроме того в программе было предусмотрено резервное время. Как показал опыт школы, это было правильное решение, поскольку резервное время было очень интенсивно использовано преподавателями и аспирантами, которые сами предлагали и проводили различные образовательные мероприятия. Пока московская команда проекта занималась работой по подготовке к проведению конкурса, тверская команда проекта занималась выбором и подготовкой "площадки" для летней школы, соответствующей критериям комфортных условий проживания и обучения. С этой целью пришлось посетить несколько пансионатов и баз отдыха, провести многочисленные переговоры как с их руководством, так и в местных органах управления. В результате была выбрана база отдыха "Дорожник" в поселке Эммаус, недалеко от Твери, на живописном берегу Волги, рядом с сосновым бором. Но самым главным достоинством этого места было то, что в пансионате кроме участниц(ков) летней школы практически никого не было, и поэтому не только все помещения базы отдыха, но и пляжи, бары и лодочная станция стали "учебными классами", где до поздней ночи не умолкали дискуссии и разговоры о женских и гендерных исследованиях. Проблему, первого этапа работы, во-первых, были связаны с поздним получением гранта. Деньги поступили на счет МГЦИ всего за 12 дней до открытия летней школы. Опыт показал, что организаторы проекта, влюбленные в идею школы и полные энтузиазма могли в течение трех месяцев работать без зарплаты, но нельзя было работать без денет, которые были необходимы для рассылки информации, организации работы жюри, закупки оборудования и канцелярских товаров и др. Во-вторых, сроки подготовки школа вообще, и проведения открытого конкурса в частности, были явно недостаточными. Третья проблема была связана с тем, что приглашенные нами коллеги из США Анастасия Посадская-Вандерберг и Дебра Шульц, чьи учебные курсы уже были включены в программу занятий, сообщили о том, что не смогут участвовать в школе, только за три дня до открытия. Кроме того, из-за переноса срока второго тура президентских выборов, в школу также не смогли приехать несколько российских участниц, занятых на выборах. В результате пришлось спешно переделывать программу школы, приглашать других специалистов для чтения лекций и проведения семинаров. 3a коротким сроком подготовки летней школы стоит большая и напряженная работа организаторов школы из Москвы и Твери. Мы не профессиональные менеджеры, а исследовательницы и преподаватели, которые одновременно продолжали свою основную работу. Однако, несмотря на указанные трудности, работа по подготовке школы была успешно выполнена. Результаты работы по проекту "Baлдай - 96" на первом этапе: * проведен открытый конкурс заявок на участие в летней школа (апрель-май 1996); * сформирован список российских преподавателей и слушателей летней школы (май 1996); * оформлена визовая поддержка иностранным, участницам летней школы (май 1996); * разработана учебная программа летней школа, (июнь 1996)" * разработана полная программа пребывания и обучения участниц летней школы, включающая кроме учебных занятий, также культурно-просветительные и иные мероприятия (июнь 1996); * произведена закупка оборудования (ксерокс, принтер), канцелярских и хозяйственных товаров, медикаментов, игр для детей и других необходимых для школы материалов (июнь); * выбрана и подготовлена "площадка" для летней школы, а также решены все, связанные с этим организационные вопросы и оформлены необходимые документы (май-июнь 1996). Второй этап: летняя школа "Валдай-96" (1-14 июля 1996 г.) Состав участниц/участников летней школы "Валдай-96" В Первой российской научно-образовательной летней школе по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" приняли участие ученые и преподаватели, студенты и аспиранты, персонал и приглашенные лекторы, а также дети. Кроме того, в работе летней школы участвовали представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которые провели в школе круглый стол о проблемах женщин-беженок. Гостями школы были представители Фонда Форда, администрации города Твери и Тверского госуниверситета, а также Госдумы, Женского консорциума СНГ-США и других женских неправительственных организаций Москвы и Твери. Состав участниц и участников по полу, возрасту и регионам: В школе, в основном, участвовали женщины и девушки, но с нами в школе работали также 5 мужчин: три преподавателя, студент и аспирант. Среди участниц и участник" преобладала молодежь: средний возраст участниц(ков) летней школы - 34 года. Две трети участниц приехали в школу из разных регионов России, а также Украины (2), Белоруссии (1), США (2), Австрии (1); треть участниц(ков) составили москвичи. Преподаватели В соответствии с концепцией, каждая из участниц во время проведения летней школы одновременно выступала в двух ролях - преподавательницы и слушательницы учебных курсов, а также активно участвовала в организации различных мероприятий. Поэтому деление на "преподавателей-студентов" является условным. В летней школе собрался цвет российской гендерной науки: ученые и преподаватели университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Самары, Иванова, Уфы, Набережных Челнов, Мурманска и других городов. Это стало возможным благодаря конкурсному отбору и интересу, проявленному исследователями и преподавателями к проекту летней школы "Валдай-96". Все участницы(ки) известны своими научными публикациями как в России, так и за рубежом. Квалификационный уровень преподавателей был очень высок. По мнению американского профессора права Изабель Маркус, в Школе работала "Великолепная группа ученых и преподавателей, глубоко знающих и понимающих свои предметы". Среда; преподавателей школы: одна - доктор экономических наук. 6 - кандидатов экономических наук, 6 - кандидатов философских и социологических наук, 6 - кандидатов исторических наук, 3 - кандидата психологических наук, 2 - кандидата юридических наук, по одному человеку имели степени кандидатов филологических и географических наук, трое участниц школы - члены Союза писателей и Союза журналистов. По основным занятиям (вне школы): практически поровну были представлены преподаватели университетов и исследователи и ученые из Российской Академии наук или других научных центров. Однако между преподавателями и исследователями практически нельзя провести грань, потому что большинство участниц Школы очень активны, две трети из них совмещают преподавательскую и исследовательскую работу м общественную деятельность в различных женских организациях. Студенты и аспираты Состав студенток(ов) и аспиранток(ов), участвовавших в летней школе был очень неоднороден как по уровню подготовки, так и по специальностям: от первокурсников до вполне зрелых специалистов. Среди "студентов" были социологи - 5 человек, психологи (5), историки (3), экономисты (3), по одному-два человека были представлены: философы, педагоги, филологи, студенты консерватории, политологи. Причина неоднородности состава слушательниц школы связана с тем, что среди студентов и аспирантов почти не было конкурса - практически все желающие и вовремя подавшие заявки были приглашены в школу. Заявок было немного, так как наши студенты не имеют опыта участия в конкурсах. Организация учебного процесса В соответствии с концепцией школы, в учебной программе было время не только для запланированных лекций и семинаров, но и резервное время, для инициатив преподавателей и аспирантов. Организовано это было следующим образом: на стенде "Валдай-ИНФО" вывешивалось объявление о предлагаемом мероприятии и лист для записи желающих участвовать. Надо отметить, что все без исключения предложения нашли "своих участниц" и были поддержаны организаторами школы. Форма учебных занятий, как "программных" так и "инициативных", была очень разнообразной - кроме "академических" лекций и семинаров были проведены дискуссии, круглые столы, ролевые игры, консультации, тренинги, творческие мастерские, показ и обсуждение фильмов и многое другое. |