| Клецина И. Гендерный подход в системе психологического образования
Нынешний уровень развития гендерных исследований у нас и за рубежом позволяет говорить о гендерном подходе как об особом теоретическом направлении в социальных науках, направлении, ориентированном на формирование и утверждение политики равных, не зависящих от пола возможностей самореализации человека в различных областях социальной практики. Гендерный подход дает реальный шанс оценить последствия функционирования и развития патриархатной культуры, изменить существующую систему социальной дифференциации и неравенства по признаку пола.
В структуре и содержании высшего психологического образования должны отражаться актуальные проблемы и тенденции современной общественной и научной жизни. Представляется, что гендерный аспект социальных практик в немалой степени аккумулирует указанные проблемы. Поэтому гендерная проблематика должна находить отражение и в системе психологического образования.
Общеизвестно, что учебное и научно-исследовательское направления являются основными в деятельности преподавателя в системе высшего образования. Отсюда - необходимость использовать в реализации указанных направлений те или иные варианты приложения гендерного знания. Можно выделить следующие направления распространения гендерного знания в процессе преподавания психологии в высшей школе: при чтении базовых психологических курсов, при чтении спецкурсов по гендерной проблематике, при организации научно-исследовательской работы студентов.
Рассмотрим возможности каждого из выделенных направлений в контексте использования гендерной информации.
Первое направление - чтение базовых
психологических курсов
Как правило, в число базовых дисциплин при психологической подготовке студентов входят: общая психология, возрастная психология, психология личности и социальная психология. Изучение психологии, как правило, начинается с освоения общей психологии или психологии человека. Какое гендерное знание можно включить в преподавание этой дисциплины? Вполне логично в контексте изучения психических процессов будет выглядеть информация, касающаяся проблемы дифференциации половых различий. В сознании многих людей прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины в психологическом смысле абсолютно разные люди, хотя строго установленных научных данных о половых различиях в психологической сфере не так уж много. Они обнаружены по некоторым характеристикам в познавательной, в мотивационной сферах и сфере морали (Deaux K., 1985). При изучении особенностей познавательной сферы в курсе общей психологии можно обратиться специально к анализу информации о дифференциации половых различий, при этом акцент лучше сделать не на самих фактах половых различий, а на их детерминантах. Так, например, данные обследования детей разного возраста показали, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития не отличаются, коэффициент интеллектуальности у них примерно одинаков. В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измерения коэффициента интеллектуальности (IQ) заметно превосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины. (Виноградова Т.Е., Семенов В.В. 1993).
Мужчины и женщины (мальчики и девочки) отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей. Е.Маккоби и К.Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у девочек по сравнению с мальчиками (у женщин по сравнению с мужчинами) лучше развит вербальный интеллект. У мальчиков по сравнению с девочками (у мужчин по сравнению с женщинами) лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности (Maccoby Е.Е., Jacklin, 1974). Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 месяцам. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков.
Зрительно-пространственные способности - это та сфера, где с детства лидируют мужчины. Т. Л. Хилтон в 1985 году суммировал результаты выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки американских школьников старших классов (общее число испытуемых более 23 тыс.) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Тот же исследователь провел сравнение с данными аналогичного исследования, выполненного 20 лет назад: различия между мужчинами и женщинами за этот период сократились. Этот факт можно объяснить следующим: либо у девушек существенно возросли зрительно-пространственные способности, либо у экспериментаторов снизилась установка найти различия в этой сфере.
Есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у более младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием.
Наиболее острые дискуссии среди специалистов вызывает вопрос о математических способностях. Математика всегда считалась мужской сферой деятельности, и в тестах математических способностей мужчины, как правило, превосходят женщин. Среди учеников начальной школы, по данным психометрических исследований, различий в уровне математических способностей не обнаруживается, эти различия начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления. Исследователи К. Бенбоу и Дж. Стенли связывают высокие достижения мужчин в математике с их врожденной способностью решать зрительно-пространственные задачи лучше женщин (Т. В. Виноградова и В. В. Семенов, 1993).
Данная информация о психологических половых различиях порождает вполне естественный вопрос о природе этих различий. Все варианты возможных интерпретаций могут быть объединены в две группы: 1) влияние биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин; 2) роль социально-психологических факторов в развитии познавательных способностей.
Физиологические различия между полами столь очевидны, что некоторые исследователи попытались найти биологические основания наблюдаемых различий и в познавательной сфере. Наиболее популярными в последние годы являются объяснения половых различий, основанные на гормональной регуляции и особенностях межполушарного распределения функций у мужчин и женщин.
Ряд авторов высказывает предположение, что половые различия в познавательных способностях связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур либо в пренатальный, либо в пубертатный периоды. Английский психолог Р.Л. Вудфилд сопоставлял выполнение женщинами тестов на пространственную способность до родов и после них, т.е. в периоды, когда наблюдаются выраженные гормональные сдвиги. Обнаружено, что в те моменты, когда у женщин резко снижался уровень эстрогенов (женских половых гормонов), заметно улучшалось выполнение пространственных тестов (Woodfield R.L.,1984).
Наряду с этим в настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий. Существуют данные, что правое полушарие становится специализированным для пространственного восприятия у мальчиков раньше, чем у девочек. Результаты клинических исследований и исследований здоровых испытуемых указывают на более выраженную тенденцию к латерализации вербальных и пространственных функций у мужчин и к билатеральному представительству обоих типов функций у женщин. "В целом, биологические интерпретации половых различий в познавательных способностях не объясняют всей сложности имеющихся данных, хотя данные биологии весьма значимы, особенно когда речь идет о мозговой латерализации" (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993. с.68).
В числе социально-психологических факторов дифференциации познавательных способностей могут быть выделены следующие:
1) определенные традиции и культурные экспектации, которые в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром интериоризуются и влияют в дальнейшем на его мотивацию, систему ценностей, степень уверенности в себе пр.;
2) поведение родителей и педагогов, связанное с внушением детям представлений о стереотипных половых ролях, о "мужском" и "женском" типах поведения, "мужских" и "женских" профессиях;
3) явная и скрытая дискриминация женщин, которая существует в научном сообществе и мешает достижениям женщин на научном поприще.
В обществе прочно утвердилось представление, что женщины и точные науки - это несовместимые понятия. Обследовав большую выборку американских учащихся выпускного класса, Ш. Раллис и его коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие необходимые тесты по математике и естественным наукам, в три раза реже выражают желание в будущем работать в этих областях. К. Бенбоу получила аналогичные результаты. Она сообщает, что из 2 тыс. математически одаренных американских учащихся 63% мальчиков и 30% девочек избирают специализацию в математических дисциплинах, кроме того, мальчики в два раза чаще избирают карьеру ученого-исследователя (цит. по статье: Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993).
Причина этого факта заключается, скорее всего, в том, что с раннего возраста девочки привыкают к мысли, что математика - не их сфера деятельности и что вряд ли им удастся добиться здесь серьезных успехов. Сфера научной деятельности традиционно считается мужской сферой. Учебники, а также средства массовой информации рисуют образ науки и ученого, который гораздо лучше вписывается в маскулинизированную, или патриархальную систему ценностей. Воспринимаемый образ науки и типичного ученого - сильнейший детерминирующий фактор в выборе карьеры, но, как видно из экспериментов, соответствующий образ оказывается малопривлекательным для женщин. Действительно, женщины, стремящиеся добиться успеха в науке, сталкиваются с серьезными проблемами: их стремление к достижениям, поглощенность исследовательской работой окружающие часто расценивают как утрату женственности или как способ компенсировать неудачи в личной жизни (Женщины в науке, 1989). Эта ситуация типична практически для всех стран. Так, профессор психологии Джил Моравски пишет: "Половая асимметрия современного общества выражается, в частности, в маргинальном положении женщин-ученых, которые постоянно переживают ситуацию выбора: научная самостоятельность или личные привязанности, карьера или семья, престиж или научная истина и т.д. Положение маргинала (как в науке, так и в обществе) лишает женщину научной смелости в формулировке гипотез, препятствует воспитанию последователей и созданию научных школ" (Morawski J.G., 1990).
Таким образом, многочисленные исследования способностей мужчин и женщин в познавательной сфере показывают, что, по сравнению с универсально-биологической, социокультурная детерминация различий играет более значимую роль. Пол объясняет только 5% различий в способностях мужчин и женщин, а 95% различий могут быть объяснены возрастом, интеллектом, уровнем образования личности, условиями ее социализации и другими аналогичными факторами (Deaux K., 1985).
Возрастная психология или психология развития как базовая учебная дисциплина направлена на изучение возрастной динамики психики человека. Хотя психическое развитие рассматривается в единстве с формирующим воздействием социальной среды, как правило, не учитывается специфика этого влияния на индивида в зависимости от пола (мальчика, девочку, мужчину, женщину). В этом курсе в качестве гендерной информации могут выступать теории усвоения половой роли и механизмы полоролевой социализации. Как известно, в рамках психоаналитической концепции механизмом усвоения половой роли является идентификация ребенка с родителями, в рамках теории социального научения - подражание, в теориях когнитивного развития - самокатегоризация (Репина Т.А., 1987). Особого внимания заслуживает рассмотрение проблемы полоролевой социализации в рамках направления "новая психология пола", представители которого считают, что основную роль в формировании психологического пола играют социальные ожидания общества.
Новая психология пола как теория сформировалась на западе в 70-е годы. Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный денный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - это пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно, и на формирование которого оказывают большое влияние классовые, этнические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания (Репина Т.А., 1987). Главными детерминантами гендерных параметров, - как подчеркивает профессор психологии Рода Ангер, - служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования, которым должно удовлетворять поведение индивида, функционируют как "самоосуществляющиеся пророчества"; они столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности не существенна. Иными словами, "ключ к социальному процессу конструирования пола - это текущие социальные интеракции; что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль второстепенна" (Unger R.K., 1990. с. 116).
Возникновению "новой психологии пола" способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. Это:
1) работы Е. Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий,
2) исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших могущество эффекта социализации,
3) концепция андрогинии С. Бем, показавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и фемининности.
Е. Маккоби и К. Джеклин, проанализировав 1600 исследований, посвященных изучению психологических половых различий, пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались. (Например, активность, соревновательность, способности к творческой деятельности, как черты, присущие мужчинам, и пассивность, эмоциональность, зависимость, как черты, в большей мере присущие женщинам). Те, крайне малочисленные, различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей, существующее в обществе.
Дж. Мани и А. Эрхард провели свои исследования, изучая явление гермафродитизма. Гермафродитизм - врожденное состояние неопределенности, двойственности репродуктивной системы организма (прежде всего наружных половых органов), когда однозначное определение пола как мужского или женского невозможно или затруднительно. Пока половая принадлежность определялась только по наружным гениталиям, смысл биологического пола казался ясным. Но положение существенно усложнилось, когда науке стали известны глубинные компоненты пола: генетический, гормональный, морфологический, поведенческая и психологическая дифференциация индивидов.
Эксперименты Дж. Мани и А. Эрхарда с гермафродитами внесли коррективы в понимание биологического пола. Они исследовали группу гермафродитов с генетическими мужскими половыми признаками. Детей разделили на пары. Один ребенок из каждой пары перенес операцию и гормональную терапию и стал особью мужского пола; его воспитывали как мальчика. Другой ребенок после операции и лечения гормонами приобрел женский пол и воспитывался как девочка. Дети, воспитанные как мальчики, усвоили традиционные мужские роли и женились на женщинах; дети, воспитанные как девочки, выросли, осознавая себя женщинами, их дальнейшая жизнь и сексуальный опыт соответствовали возрастным нормам.
Отвечая на вопрос, являются ли различия в поведении мужчин и женщин биологически обусловленными, Дж. Мани сделал вывод, что "неопровержимы лишь такие половые различия, как менструации, беременность и лактация женщин, а также способность мужчин к оплодотворению" (Теория и история феминизма, 1996).
С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии, которая внесла существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности. Андрогиния - понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.
Маскулинность/фемининность - нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим культурным, а фемининность - с пассивно-репродуктивным началом.
Долгое время маскулинные и фемининные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг по направлению к ней (ученая женщина - "синий чулок", домохозяйка - интеллектуально слабо развитая женщина). Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны. Существенной чертой этой модели является ее иерархичность: альтернативные функции дополняют друг друга "по вертикали", так что женщине отводится подчиненная роль.
В 1974 году Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который разделял мужчин и женщин на четыре группы.
К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами.
Какая же полоролевая ориентация, измеренная соотношением маскулинности и фемининности, обеспечивает личности максимальное психологическое благополучие? Дифференциальная психология имеет на этот счет три точки зрения. Первая, традиционная модель полагает, что наиболее благополучными будут те, полоролевые ориентации которых максимально соответствуют их половой принадлежности, т.е. маскулинные мужчины и фемининные женщины. Вторая модель считает оптимальной андрогинию, т.е. высокие степени проявления как маскулинности, так и фемининности для обоих полов, а третья - что самый благоприятный фактор для обоих полов - высокая маскулинность.
Экспериментальная проверка этих гипотез в 32 отдельных исследованиях показала, что наиболее благополучными (в смысле общей психологической адаптированности) являются индивиды обоего пола с высокой степенью маскулинности. Существенное, хотя несколько меньшее подтверждение получила андрогинная модель, зато совсем не оправдалась теория "соответствия" (Кон И.С., 1988).
Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогиния может пониматься как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.
Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Эта теория справедливо заостряет проблему социального неравенства полов. Однако не следует переоценивать роль социальных ожиданий в процессе усвоения половой роли. Хотя социальные ожидания и социальные нормы поведения мужчин и женщин в обществе играют важнейшую роль в процессе половой социализации, вместе с тем немалое значение имеют и сама активность индивида, и его личные мотивы, цели, наклонности. Принятие индивидом социальных ценностей - процесс активный, индивид может варьировать роли, уклоняясь от стандарта. Кроме того, социальные ожидания окружающих человека людей могут существенно отличаться по своему содержанию, а это, безусловно, отразится на его полоролевом поведении (Репина Т. А., 1987).
При изучении особенностей морального развития детей, как правило, в возрастной психологии используется теория Л. Колберга. При рассмотрении этой теории можно обратиться к концепции К. Гиллиган, которая дискутирует с Л. Колбергом по поводу особенностей морального развития мальчиков и девочек.
Мысль о том, что добродетель каким-то образом связана с полом, что стандарты и критерии морали различны для женщин и мужчин, была центральной в этическом мышлении многих западных философов. В конце XIX - начале XX веков в западных странах по этому вопросу утвердились следующие мнения: женские добродетели, которых недостает мужчинам, это сочувствие, сострадание, благожелательность, скромность; но они же-следствие того, что у женщин нет мужской рассудочности, способности действовать на основе принципов. Женщин часто считали неспособными к объективному или универсальному суждению, к разумным действиям. Они, как полагали, больше зависят от частностей и чаще, чем мужчины, поддаются эмоциям. Такие суждения основывались на мнении, что существуют системные различия между мужской и женской личностями в структуре мужской и женской психики (Гримшоу Д., 1993, с. 14).
Отправной точкой работы К. Гиллиган "Иным голосом: теория психологии и развития женщин" стал анализ исследования Лоуренса Колберга о развитии моральных представлений у детей. Подобно тому, как Жан Пиаже попытался определить уровни познавательного развития детей, Л. Колберг предпринял попытку выявить ступени морального развития детей на основе их ответов на вопросы, как разрешить моральную дилемму. Высшей была признана ступень, на которой при решении моральных дилемм наблюдалось обращение к усвоенным ранее правилам и принципам морали посредством логического выбора приоритетов. К. Гиллиган детально анализирует метод Л. Колберга на примере, когда он разбирает случай с двумя одиннадцатилетними детьми - Джеком и Эми.
Джека и Эми попросили решить следующую дилемму. У человека по имени Хайнц умирает жена, но у него нет денег на лекарства для нее. Должен ли он украсть лекарства, чтобы спасти жизнь своей жены? Джеку ясно, что Хайнц должен украсть лекарства; его ответ вращается вокруг правил, охраняющих жизнь и имущество. В ходе беседы он описал дилемму как "математическую задачу с людьми", как задачу, которая может быть решена при помощи логической разработки приоритетов для каких-то правил. Эми ответила совсем по-другому. Хайнцу, по ее мнению, следует пойти и поговорить с аптекарем, чтобы попытаться найти решение этой проблемы. Для Эми, доказывает Гиллиган, актеры в этом этюде не столько оппоненты в соревновании прав, сколько члены сети отношений, от продолжения которых они зависят. Если Джек считает, что ситуация нуждается во вмешательстве через систему логики или закона, то Эми видит необходимость во вмешательстве через связь в отношениях (Гримшоу Д., 1993, с. 15).
Исходя из стереотипного представления, что процесс рассуждения у женщин более примитивный, чем у мужчин, Л. Колберг уверен, что в одном и том же возрасте мальчики, по сравнению с девочками, находятся на более высокой ступени морального развития.
К. Гиллиган соглашается с тем, что мужчины и женщины на темы морали рассуждают иначе, однако не соглашается с утверждением Л. Колберга, что уровень морального развития женщин ниже, чем у мужчин. Как подчеркивает К. Доу, по отношению к детям разного пола в процессе социализации используются противоположные принципы морального развития. Для мальчиков - принцип индивидуализации (акцент сделан на отделении ребенка от взрослых), а для воспитания девочки используется принцип кооперации: акцент делается на привязанности и заботе о других (Deaux К., 1985). Это в дальнейшем и определяет особенности морально-нравственного развития детей в более старшем возрасте.
Отвечая на вопрос о детерминантах половых различий в сфере морального развития, можно заключить, что в этом случае имеет место социокультурная детерминация различий.
Изучение дисциплины психология личности обычно начинается с изучения психологических теорий личности. В целях развития у студентов гендерного сознания изучение психологических теорий личности можно начать с гуманистического направления (см., например, работы А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла). Это направление может рассматриваться как одно из возможных теоретических оснований гендерных исследований в психологии. Основная идея гуманистического подхода заключается в том, что человек является наивысшей ценностью и несет в себе позитивную основу независимо от половой принадлежности. Главными принципами гуманистической психологии являются: признание права личности быть собой, сохранять свою целостность и уникальность; ориентация на творческое развитие человека и его самореализацию; поиск возможностей осуществления свободного выбора решений и принятия ответственности за этот выбор. Согласно гуманистическим взглядам человек самостоятельно строит свою жизнь, а если на его жизненном пути появляются барьеры, затрудняющие самореализацию, он находит в себе силы для их преодоления.
Далее...
|