|
|
Материалы к заседанию Комиссии по вопросам женщин семьи и демографии при Президенте Российской Федерации 18 декабря 1998 г.
|
В начало документа |
В конец документа |
Материалы к заседанию Комиссии по вопросам женщин семьи и демографии при Президенте :(: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.......... 3 I. ОБЗОР И ОЦЕНКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАИРОБИИСКИХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН.......... 4 А. Ситуация в начале 80-х годов ....4 В. изменения с начала 80-х годов.............4 1. Неравенство в осуществлении властных полномочии и принятии решений на всех уровнях........ 6 2. Механизмы на всех уровнях по содействию улучшения положения женщин............... 9 3. Недостаточная информированность о правах женщин. признанных на международном и национальном уровнях, и недостаточная приверженность им...... 12 4. Бедность...................... 14 5. Неравенство в обеспечении доступа женщин к определению структуры экономики и выработке политики и к процессу воспроизводства как таковому и неравноправное участие в них............ 19 6. неравенство в обеспечении доступа к образованию, здравоохранению, занятости и другим областям. позволявшим повысить информированность о своих правах и использовать потенциал этих прав...... 20 7. насилие в отношении женщин..................... 32 8. Последствия для женщин продолжающихся внутренних и международных вооруженных и других конфликтов ......................................... 35 II. ОБЗОР И ОЦЕНКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОДДЕРЖКИ. .............. 36 III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ И ИХ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ...........37 РЕЗЮМЕ................................................... 42 ВВЕДЕНИЕ Национальный доклад к четвертой Всемирной Конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (1995) подготовлен в соответствии с требованиями ООН. изложенными в Руководящих принципах. и содержит информацию о положении женщин в России с 1980 по 1993 год. Ряд данных приводится за 1979 год и 1989 год. поскольку в эти годы были проведены Всесоюзные переписи населения. За указанный период в Российской Федерации произошли коренные изменения. вызванные прекращением существования СССР. распадом однопартийной коммунистической системы и связанной с ней структуры государственной власти, переходом от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике. С 1990 года Россия является по сути новым самостоятельным государством и не может нести ответственность за сведения, содержащиеся в предыдущих докладах, подготовленных в СССР, а также давать разъяснения по содержащейся в них информации, касающейся других республик СССР, ставших ныне самостоятельными государствами. В соответствии с Конституцией, вступившей в силу 12 декабря 1993 года. Российская Федерация - демократическое. Федеративное, правовое. светское государство с республиканской Формой правления. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: - Президент Российской Федерации - глава государства; - Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы; - Правительство Российской Федерации, представляющее собой исполнительную власть: - суды Российской Федерации. Политика государства строится на принципе равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (статья 19-3 Конституции России, принятой 12 декабря 1993 года). Этот принцип реализуется в системе законодательных и иных нормативных актов в области прав и свобод человека и гражданина. Как правопреемник СССР. Российская Федерация взяла на себя обязательства по осуществлению международных правовых документов, в частности Конвенции ООН о ликвидации всех Форм дискриминации в отношении женщин.
I. ОБЗОР И ОЦЕНКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЙРОБИЙСКИХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН А. Ситуация в начале 80-х годов В начале 80-х годов государственная политика СССР в отношении женщин была направлена на создание условий для наиболее эффективного выполнения женщиной всех лежащих на ней функции, включая участие в общественном производстве, управлении, общественной деятельности, а также материнства, воспитания детей, ведения домашнего хозяйства. Это привело к формированию особой модели занятости женщин в народном хозяйстве, для которой характерным являлось сочетание высокого уровня профессиональной занятости, скрытой дискриминации женщин в сфере труда и достаточно хорошо разработанной системы льгот для матерей. К началу 80-х годов практически 90% женщин трудоспособного возраста работали или учились. Социальная политика была ориентирована на обеспечение благоприятных условии для воспитания детей, на усиление государственной помощи семьям с детьми, работающим матерям. Постановлением правительства в 1981 году был введен частично оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком до достижения им возраста 1-го года и неоплачиваемый - до 1.5 лет (при этом сохранялся непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности), при назначении пенсии по возрасту были введены дополнительные льготы женщинам, воспитавшим 5 и более детей, либо ребенка-инвалида с детства. Женщины, имевшие детей, пользовались также рядом льгот в социально-трудовой сфере. Государство уделяло большое внимание совершенствованию охраны материнства и детства и развитию сети детских дошкольных учреждений. В. Изменения с начала 30-х годов С середины 80-х годов в России произошли изменения, оказавшие существенное влияние на политическое и социально-экономическое положение. Ликвидирована цензура, расширены права и свободы граждан. Применение новых индикаторов, публикация недоступных ранее статистических данных обнажили проблемы российского общества и позволили более объективно оценивать процессы, происходящие в стране. Достоянием общественности стали такие факты, как занятость миллионов женщин в неблагоприятных условиях труда; заниженная оплата труда женщин: более низкий по сравнению с мужчинами уровень их квалификации: незначительное представительство женщин в органах законодательной и исполнительной власти, особенно в высших ее эшелонах; высокая загруженность домашней работой; снижение показателей здоровья нации и продолжительности жизни; рост детской и материнской смертности. Процесс формирования рыночных отношений, разгосударствление собственности и ее приватизация сопровождаются усилением социальной незащищенности граждан, и особенно женщин, ограничением в реализации равенства возможностей. В конце 80-х - начале 90-х годов была разработана государственная Концепция социальной защиты населения при переходе к рынку и на ее базе "Основы государственной политики по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства". Однако в связи с распадом СССР данный документ не был реализован. Ныне, к существовавшим ранее проблемам, добавились новые, нуждавшиеся в скорейшем разрешении. Это безработица; снижение уровня и качества жизни: разрушение социальной инфраструктуры. облегчавшей совмещение профессиональных и семейных обязанностей; усиление патриархатных взглядов на роль и место женщины а обществе ; падение нравственности и снижением ценности семейных отношений.* Кризисные явления заметно сократили возможности государства по достижении целей и задач, определяемых Найробийскими (1985) перспективными стратегиями. До настоящего времени в области улучшения положения женщин целостная стратегия, соответствующая новым экономическим условиям не разработана, а принимаемые меры носят "аварийный характер". Ситуация осложняется тем, что механизм правоприменения, который обеспечивал бы практическое осуществление государственных мероприятий в области улучшения положения женщин, контроль и ответственность за выполнением принимаемых решений несовершенны. Переход к рыночной экономике сопровождается безработицей. Новым для России является ее официальное признание. С 1991 года в органах исполнительной власти действует Федеральная служба занятости населения * Факты свидетельствуют, что социальная дискриминация женщин в России не только не ликвидирована, но в последние годы усилилась в различных сферах жизни общества. Российской федерации, занимавшаяся разрешением проблем. с которыми сталкиваются люди, потерявшие работу и испытывавшие трудности с трудоустройством.Совершенно новым явлением для России стала миграция русского и русскоязычного населения, оказавшегося после распада СССР за границами Российской Федерации. Сегодня в странах ближнего зарубежья проживает 25 млн. русских и 3 млн. человек коренных национальностей России. По прогнозным оценкам, размеры эмиграции в Россию в период до 2001 года могут составить от 2 до 4 млн. человек. I. Неравенство в осуществлении властных полномочий и принятии решения на всех уровнях. В соответствии с законодательством Российской Федерации женщины наравне с мужчинами имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах, им предоставлен равный доступ к государственной службе и участию во внешнеполитической деятельности. Фактически женщины отстранены от участия в структурах власти. контролирующих жизнь общества и занимавшихся разработкой стратегии развития. На руководящей работе в России преобладают мужчины. Такое положение приводит к неэффективному использованию профессиональных качеств и способностей женщин, необходимых для развития общества. Участие женщин в работе Парламента В 1980-1985 годах в Верховном Совете Российской Федерации женщины составляли 35%. В связи с отменой квот на представительство женщин в системе Советов их доля резко сократилась. В 1990 году среди народных депутатов России женщин было 5.3%, среди членов Верховного Совета -8.9%. В октябре 1993 года образовано политическое движение "Женщины России", одной из целей которого является повышение социально-политической активности женщин и выдвижение их в органы власти на уровне принятия решений. На выборах в Федеральное собрание, прошедших в декабре 1993 года. это движение получило 21 депутатский мандат (из 225), а всего в Федеральном собрании (1993 год) 11.4% женщин (в Совете Федерации - 5.6%. в Государственной Думе - 13.6%). Участие женщин в деятельности Правительства В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих возросла с 69% в 1960 году до 71% в 1985 году. а затем снизилась до 67% в 1990 году. В 1991-1992 годах этот показатель составлял 70%. В 1993 году наиболее велика (более 70%) доля женщин среди работающих в центральном аппарате Минфина России, Минздравмедпрома России, Комитета Российской Федерации по политике цен, Госкомстата России, Комитета Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности. Женщины возглавляют почти половину (более 46%) государственных налоговых инспекций. Однако на высших руководящих должностях женщин практически нет. В 1993 году среди руководителей Федеральных министерств и ведомств было две женщины, одна из которых - Министр социальной защиты населения - входила в состав Правительства Российской Федерации. Среди председателей Верховных судов субъектов Федерации женщины составляют 16%. Такое представительство женщин на руководящих должностях не позволяет им в полной мере оказывать влияние на процессы принятия решений и активно участвовать в их реализации, является тормозом в решении социально-экономических проблем общества. Участие во внешнеполитической деятельности В центральном аппарате и загранучреждениях Министерства иностранных дел России в 1993 году доля женщин среди руководящих работников и специалистов составила 32,5%. В 1990 году из 130 послов была одна женщина (0.8%), в 1991-1992 годах - 3 (2.3%), в 1993 году - 2 женщины (1.4%). Среди сотрудников. имеющих дипломатические ранги, женщины составляют 3.5%. Членом Коллегии МИД является одна женщина. В секретариате ООН в Нью-Йорке работает около 50 женщин, примерно столько же - в секретариатах международных организаций в Женеве (преимущественно на технических должностях). Одной из мер, направленных на увеличение доли женщин среди ответственных сотрудников системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, является предъявление к ним менее жестких требований при поступлении на переподготовку в Дипломатическую академию: при общем требовании иметь должность или ранг не ниже второго секретаря принимаются сотрудницы, занимавшие должности атташе и третьего секретаря. Россия расширила представительство женщин при комплектации резерва специалистов для работы в международных организациях, а также открыла прием женщин для подготовки на факультете экономистов-международников при всероссийской академии внешней торговли, где до 1990 года обучались только мужчины. Участие в органах представительной власти на местах В 1985 году в составе депутатов местных советов женщины составляли 51%. С начала 90-х годов число женщин в органах представительной власти на местах сокращается практически во всех 89 территориях. Так, например, в Московской области в 1987 году из 700 депутатов Мособлсовета было 332 женщины (47.7%), в 1992 году их доля снизилась до 9.5%. Из 67 председателей горрайсоветов только 4 женщины (6%), а среди глав администраций городов и районов области - всего 3. В 1993 году в Московскую областную Думу было избрано 15 женщин (30% депутатов). В Мурманской области в составе Областного Совета народных депутатов в 1980 году женщин было 46.759; в 1985 году - 46,1%, а в 1990 году - уже только 8.1%. В начале 1994 года в структуре администрации области из 43 структурных подразделений только 7 (16%) возглавлялись женщинами, а среди заместителей руководителей подразделений женщины составляли 18.6%. Предприниматели (работодатели) и лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью В области развития малого, среднего и семейного бизнеса большая работа проводится венскими неправительственными организациями совместно со службой занятости населения, органами Минсоцзащиты и администрациями территорий, которые ведут специальные программы обучения женщин основам предпринимательской деятельности, организуют межрегиональные ярмарки. Цель ярмарок - поддержка женского предпринимательства, повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда. Среди кооператоров доля женщин составляет 23%, а среди предпринимателей, использующих труд наемных работников (работодателей) 17-19%. В числе лиц, занятых индивидуальным трудом и не привлекающих наемную рабочую силу - женщин более трети. В отдельных регионах России оформляются объединения женщин-предпринимательниц, создаются банки данных, группы поддержки женского бизнеса. В частности, в Новгородской области, где насчитывается 283 женщины-предпринимателя, местными органами управления создается инфраструктура поддержки предпринимательства, разработана комплексная программа развития малого предпринимательства на 1993-1994 годы.Занятые в области административного руководства и менеджмента Имея высокий уровень образования, женщины реже, чем мужчины становятся руководителями. Среди первых руководителей хозяйственных органов удельный вес женщин в 1992 году в промышленности составлял 11%, их заместителей - 8%. руководителей конструкторских и проектных бюро - 16%, главных инженеров - 9%, начальников цехов - 12%. В сельском хозяйстве доля женщин среди первых руководителей - 8%, в учреждениях связи - 10%, в строительных организациях - 1%, на транспорте - 0,7%. Среди учителей общеобразовательных школ в 1992 году доля женщин составляла 84%, а среди директоров школ - 54%. Владельцы предприятии в сфере бизнеса В целом среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью доля женщин достигает 39%. Однако данный показатель варьируется по территориям Российской Федерации. В Республике Карелия на начало 1994 года доля предприятий в сфере бизнеса, зарегистрированных женщинами, составляла 11.4%, женщинами совместно с мужчинами - 21.3%. В Тульской области 14,4% зарегистрированных предприятии малого и среднего бизнеса возглавляют женщины. В Санкт-Петербурге общественное объединение "Институт развития международного предпринимательства", объединяет более 150 женщин, имевших или создавших собственное дело. 2. Механизмы на всех уровнях по содействии улучшению положения женщин В России идет процесс оформления национального механизма по обеспечению равных прав и равных возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые элементы национального механизма уже действуют. При президенте Российской Федерации в 1993 году создана Комиссия вопросам женщин, семьи и демографии. Комиссия является коллегиальным. совещательным органом по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей женщин и мужчин, улучшение положения женщин, поддержку семьи, решение проблем демографии в Российской Федерации. С июля 1990 года по сентябрь 1993 года при Верховном Совете Российской Федерации работал Комитет по делам женщин, охране семьи, материнства и детства, основными задачами которого являлись разработка мер социальной защите женщин, детей, семьи, охрана материнства и детства, подготовка законодательства и республиканских программ по указанны проблемам, контроль за выполнением принятых постановлений. В Государственной Думе (палата Федерального Собрания) в январе 1994 года образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В 1990 году при совете Министров Российской Федерации был создан комитет по семейной и демографической политике, который в январе 1991 года был преобразован в Комитет социальной помощи семье и детям и передан в ведомство Министерства социальной защиты населения России. На базе этого Комитета в 1992 году создан Департамент проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. осуществляющий координацию общегосударственной политики в отношении семьи, достижения социального равенства женщин, обеспечения здорового развития детей. Департамент организует свою работу во взаимодействии с центральными органами Федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти в регионах, а также общественными объединениями и организациями. В июне 1993 года создан Национальный Совет по подготовке и проведению IV всемирной Конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира". Национальный Совет мобилизует усилия государственных и общественных организаций России в области улучшения положения женщин с учетом мнений и интересов женщин, участвует в формировании государственной социальной политики, разработке законодательных и нормативных актов. В министерствах и ведомствах социального сектора создаются структуры, занимающиеся решением проблем женщин. В частности при Министерстве труда Российской Федерации создана общественная Комиссия по вопросам занятости женщин, имевших детей. На территориальном уровне в структуре Советов народных депутатов в 1990-1993 годах действовали постоянные Комиссии или Комитеты по проблемам семьи, женщин и детей. При администрациях территория были управления социальной зашиты семьи и детства. В ряде регионов при главах администраций области были созданы Комиссии по вопросам женщин, семьи и детей. Финансирование этих органов осуществлялось из средств Федерального бюджета и бюджетов территории. Конкретные программы в отношении женщин финансировались помимо бюджетных ассигнований из государственных и негосударственных Фондов (в том числе благотворительных). До 1992 года при Президиуме ВЦСПС работала Комиссия по вопросам труда и быта женщин, аналогичные комиссии были созданы во всех отраслевых профсоюзах и на предприятиях. Сейчас в профсоюзах специальные структуры по защите прав женщин образуются редко, а решение вопросов труда и быта женщин происходит в рамках работы других комиссий - по защите прав молодежи, социально-экономической, социальному обеспечению, по охране труда и др. Неправительственные организации С начала 90-х годов в России отмечается развитие женского движения. Если до 1985 года в СССР существовала только одна женская организация - Комитет советских женщин, то на начало 1994 года в Российской Федерации зарегистрировано около 300 различных женских организация, среди них 5 - имеют международный статус, 2 - федеральный, 14 - республиканских. Женские неправительственные организации в России создаются на разных уровнях: Федеральном, межрегиональном, региональном, городском, районном. Неправительственные организации занимаются вопросами защиты интересов различных групп женщин в обществе, повышения их роли в общественно-политической, экономической и культурной жизни, достижения равноправия. Действуют советы и комитеты солдатских матерей, союзы многодетных семей, объединения женщин по профессиональным и творческим интересам, женские секции созданы в миротворческом, экологическом движениях. Открываются клубы деловых женщин. Одним из важных видов деятельности ряда женских неправительственных организация является защита прав женщин в условиях массовых увольнении и безработицы: поддержка их предпринимательской инициативы; создание новых рабочих мест, организация надомного труда и обучавших центров, участие в благотворительной деятельности. Многие женские организации выступают за ликвидации всех форм дискриминации по признаку пола, повышение социального и экономического статуса женщин, создание условий для наиболее полной самореализации женщины. Такая активность создает основу для более глубокого осмысления женских проблем, включая неравенство, и служит мощным импульсом для реализации политики равных возможностей. Работа Правительства, направленная на улучшение положения женщин строится на основе тесного взаимодействия с заинтересованными неправительственными женскими организациями . |