|
|
Юкина И. И. Доктор Шабанова // Харизматические личности в истории России. СПб, Нестор, 1997.
|
В начало документа |
В конец документа |
Юкина И. И. Доктор Шабанова Социальные потрясения, происходившие в России на протяжении более полувека - с начала реформ 60-х гг. Х1Х в. и до революций 1917 г., произвели глубочайшие изменения в строе социальной жизни, разрушили устоявшуюся стратификацию российского общества. Судьбы людей этого времени, в частности женщин, пытающихся сохранить свой социальный статус, свою идентичность - не только интереснейшая страница истории, но и наглядная демонстрация того, как формировалась новая социальная группа, новая социальная сила. Эта социальная группа, развивая и даже культивируя инициативу индивидуальных решений, незаметно и постоянно достигала поставленных целей в своих "малых делах", порождала некие социальные инновации, предпринимала нетрадиционные ходы и, повторяясь в миллионах женских судеб, влияла на историческую реальность своего времени, а также последующих периодов вплоть до сегодняшнего дня. Описание и анализ биографии, индивидуальной судьбы, жизненной стратегии личности, ее субъективного социального опыта, ее воздействия на окружение позволяют осмыслить разнообразие форм протекания социальных процессов, в частности политических движений, которые с позиций традиционного исторического анализа представляются явлением достаточно стандартными и закономерными. На примере конкретной личности мы можем выделить факторы воздействия как на реальную человеческую судьбу, так и на целые поколения, устанавливающие новый социальный порядок в обществе. И если характерными качествами харизматической личности является способность брать на себя ответственность за других, видеть проблемы своей социальной группы, пути их решения, реализация этих путей, олицетворение собой идеала своего времени, своей группы, то личность доктора Шабановой, ныне забытой всеми, предстает именно такой. Анна Николаевна Шабанова родилась в 1848 г. в родовом поместье Смоленской губернии. Она получила хорошее домашнее образование, окончила пансион и, возможно, прожила бы жизнь женщины своего круга, но реформы 60-х гг. не дали этому случиться. Крестьянская реформа оказалась катастрофой для ее семьи, привела к потере источников дохода. Уже в 15 лет А.Н. была вынуждена задуматься о средствах к собственному существованию: давала частные уроки, брала переводы. Очевидно, в это время вызрело решение получить серьезное образование и через него престижную профессию и работу. Выбор ее пал на медицину. Медицинское образование привлекало к себе женщин по нескольким причинам: житейской практичностью знаний, возможностью личного роста, престижной профессией и "возвращением" долга народу - идеи широко распространенной в среде демократической интеллигенции того времени. По окончанию пансиона она едет в Москву держать экзамен на аттестат зрелости по программе мужской гимназии. Здесь знакомится с членами ишутинского кружка, включается в работу одной из его женских ассоциаций, попадает в поле зрения полиции. Последствия: арест, 6-месячное одиночное заключение, а выйдя на свободу (ее взяли поруки родные), она вновь устремляется к своей цели. В 1866 г. сдает экзамены в Московском университете и ведет активные, но бесплодные попытки получить высшее образование. Медико-Хирургическая Академия в Петербурге отказала ей в приеме. Оставался единственный путь - учеба за границей. Анна Николаевна едет в Гельсингфорс, где оказывается единственной женщиной подавшей прошение о приеме, к тому же русской. Одиночество, адаптация к новой социальной и языковой среде - слагаемые пути пионерки. Смерть матери, нервная горячка, заработки на летних каникулах в России и вновь кропотливый труд - этапы ее личного пути. Но подтвердился слух из Санкт-Петербурга, что курс медицины читается в полном объеме на курсах "ученых акушерок" при Медико-Хирургической Академии. Популярность идеи женского врачебного образования, постоянная эмиграция русских девушек с начала 60-х гг. в Европу за учебу, давление общественности (1)[[(1) В 1870 г. члены медицинского Совета Медико-Хирургической Академии Н.И.Козлов, Н.Ф.Здекауэр, А.Я.Красовский, ссылаясь на давнишнюю инструкцию, обязывающую врачей просвещать повитух в "бабичьем деле" ходатайствовали перед военным министром Д.А.Милютиным об открытии при академии курсов акушерок и получили его полную поддержку. Л.А. Родственная-Шенявская пожертвовала на открытие курсов весьма значительную сумму в 50 тыс. рублей, что в конечном итоге решило дело - 6.05.1872 г. вышло Высочайшее повеление пожертвование принять и привести в исполнение предположение военного министра.]] - все это принудило правительство "в виде опыта" открыть в 1872 г. медицинские курсы. Подготовка на них, возможно, была лучше, чем в европейских университетах, учитывая блестящий состав преподавателей: Бородин А.П., Красовский А.Я., Раухфус К.А., Руднев М.М., Сеченов И.М, Склифосовский Н.В., Гудновский Ю.М. и др. Но главным была доступность образования для россиянок, так как не требовалось значительных материальных вложений, без чего европейское образование было невозможно. Правда, был один неприятный момент - курс преподавался незаконно, исключительно по инициативе профессуры и диплом врача не ждал слушательниц в конце трудного пути. В 1873 г. Шабанова возвращается в Петербург, где ее принимают сразу на второй курс женских акушерских курсов. В 1876 г. курсы становятся врачебными, но проблема предоставления профессиональных прав женщинам-врачам не была при этом решена. Выпускницы получили временные свидетельства об окончании курсов, без указания профессии, не были внесены в список врачей имеющих право практики. Эта юридическая неопределенность ставила женщин-врачей в полную зависимость от случая, произвола чиновников. Практическое применение профессиональных знаний представлялось делом исключительно личной инициативы. Анна Николаевна, специализирующаяся в области педиатрии, была оставлена, как исключение, ассистентом в детской клинике при Николаевском военном госпитале. Одновременно она работала как врач в детской больнице принца Ольденбургского, преподавала курс гигиены в женских гимназиях и в Смольном институте. К тому же она не оставляла частную практику, вела научную работу. Активная профессиональная деятельность дала ей многое: опыт общения с различными слоями населения, опыт ответственности за здоровье ребенка, опыт борьбы за право профессионально заниматься медициной, приучение населения на собственном примере к такому диковинному явлению как женщина-врач... Как практикующий врач она была вполне успешна и стала даже модным доктором, материально встала на ноги. Личная инициатива как единственный путь устройства своей судьбы, привел Анну Николаевну к общественной деятельности. Как женщина-врач она артикулировала проблемы своей социальной группы, как детский врач выступала в защиту детства. Сразу по окончанию курсов она проявила себя лидером - выступила с инициативой предоставления женщинам - врачам права работать ординаторами при госпиталях; затем в 1880 г. - за учреждение нагрудного знака с аббревиатурой "ЖВ" - "Женщина-врач" (2) [[Знак был дарован лично Александром III по просьбе выпускниц курсов "для внушения уважения военным фельдшерам, не признававших распоряжений женщин-ординаторов". Это был единственный "документ" женщин-врачей до 1883 г.]]. Позднее, в 1883 г. - за отмену звания "ученая акушерка" (3) [[В январе 1883 г. по инициативе министра внутренних дел гр. Д.А.Толстого правительство приняло решение о переименовании женщин-врачей в "ученых акушерок". Шабанова была одной из организаторов кампании подачи Александру III докладной записки с объяснением причин, не позволяющих женщинам - врачам принять это звание, как умаляющее их профессиональные достижения и не соответствующее действительности . От общего собрания женщин-врачей всех выпусков она вместе с г-жой Казакевич были делегированы для передачи петиции к министру двора И.И.Воронцову-Дашкову. В результате 18.02.1883 г. отменено решение и женщинам-врачам присвоено звание "врач женщин и детей", что оценивалось Шабановой как победа женщин над самым могущественным министерством России. .]], активно работала над проблемой возобновления курсов, когда их закрыли, а в 1896 г. стала организатором кампании за уравнение профессиональных прав женщин и мужчин-врачей. Параллельно с постановкой проблем женщин-врачей, она осмысляет проблемы интеллигентных женщин-тружениц как особой социальной группы и инициирует создание в 1895 г. Русского Женского Взаимно Благотворительного Общества, становится его председательницей. что двигало ее по этому пути? Возможно, что установка на ответственность, руководство другими, как привилегия правящего класса, была усвоена ею с детства. Женское Общество задумывалось как женский клуб для разработки и пропаганды идеи женского равноправия. Но разрешение на открытие женского клуба не было получено. Единственным основанием объединения женщин в глазах правительства была благотворительность, единственной формой объединения - благотворительная организация. Устроительницы вышли из положения, внеся в название организации слово "взаимно", что более соответствовало их задачам. Организация определила своей целью оказывать помощь "интеллигентным женщинам", т.е. женщинам зарабатывающим себе на жизнь интеллектуальным трудом. через непродолжительное время идея преобразования общества через вхождение женщин в политическую сферу станет доминирующей в деятельности этой организации. О назревшей необходимости создания такой организации свидетельствует тот факт, что за 2-3 гг. в нее вступило порядка 2000 человек, "все выдающиеся женщины Петербурга: писательницы, врачи, художницы, журналистки..." (4) [[(1) В 1870 г. члены медицинского Совета Медико-Хирургической Академии Н.И.Козлов, Н.Ф.Здекауэр, А.Я.Красовский, ссылаясь на давнишнюю инструкцию, обязывающую врачей просвещать повитух в "бабичьем деле" ходатайствовали перед военным министром Д.А.Милютиным об открытии при академии курсов акушерок и получили его полную поддержку. Л.А. Родственная-Шенявская пожертвовала на открытие курсов весьма значительную сумму в 50 тыс. рублей, что в конечном итоге решило дело - 6.05.1872 г. вышло Высочайшее повеление пожертвование принять и привести в исполнение предположение военного министра. . Знак был дарован лично Александром III по просьбе выпускниц курсов "для внушения уважения военным фельдшерам, не признававших распоряжений женщин-ординаторов". Это был единственный "документ" женщин-врачей до 1883 г. .В январе 1883 г. по инициативе министра внутренних дел гр. Д.А.Толстого правительство приняло решение о переименовании женщин-врачей в "ученых акушерок". Шабанова была одной из организаторов кампании подачи Александру III докладной записки с объяснением причин, не позволяющих женщинам - врачам принять это звание, как умаляющее их профессиональные достижения и не соответствующее действительности . От общего собрания женщин-врачей всех выпусков она вместе с г-жой Казакевич были делегированы для передачи петиции к министру двора И.И.Воронцову-Дашкову. В результате 18.02.1883 г. отменено решение и женщинам-врачам присвоено звание "врач женщин и детей", что оценивалось Шабановой как победа женщин над самым могущественным министерством России. . Чебышева-Дмитриева Е. О. Шапир. Ее жизнь и деятельность. - Вестник Европы, 1916, № 10, с. 391.]]. Общество имело свое помещение на Спасской улице в д.18, открытое ежедневно с 11 утра до 24 часов. Здесь находилась библиотека, читальня, столовая, бюро для приискания мест службы и занятий, канцелярия, зал заседаний. По своим задачам и функциям оно представляло собой некий конгломерат женского политического клуба и благотворительной организации. Здесь работала комиссия по исследованию женского труда, отдел избирательных прав женщин. Деятельность организации была активной и разнообразной. Это были постоянные ходатайства в государственные учреждения, инициирование законодательных инициатив по вопросам улучшения гражданского состояния женщин. Активистки Женского общества требовали не только улучшения экономического состояния женщин через уравнение их в наследственных правах с мужчинами, изменение паспортного режима в пользу женщин, допуска женщин к должностям волостных писарей, к службе в казенных и контрольных палатах. Они поднимали проблему гражданских прав женщин: выступали за право женщин участвовать в земском и городском самоуправлении, в "собрании народных уполномоченных" по рескрипту от 18 февраля 1905 г. После опубликования Манифеста 17 октября председателю Совета Министров было направлено обращение с предложением включить в число правоспособных лиц женщин, в адрес депутатов Государственной Думы от Русского Женского Взаимно-благотворительного Общества поступила петиция с требованием политического равноправия женщин, подписанная 4,5 тыс. петербурженок. Сознавая структуру общества, видя противоречия, антагонизм между классами, социальными группами, Шабанова, тем не менее, считала возможным сотрудничество женщин разных социальных слоев в сферах, выходящих на общие проблемы пола. Такой проблемой по ее мнению могло стать достижение гражданских и политических прав женщин, антивоенная тема. Она отрицала неизбежность сепаратизма и антагонизма между женщинами разного социального статуса. Ей была близка идея о возможности участия женщин всех классов в едином социальном движении - женском. Знакомство с женскими движениями Америки, Швейцарии и Финляндии предоставляло ей обнадеживающие примеры. Как председательница общества постоянно инициировала акции единения женских организаций. Д-р Шабанова выступила инициатором проведения Всероссийского женского съезда с целью сплочения женского движения, создания национальной женской организации - Всероссийского Женского Совета, присоединения России к Международному Женскому Совету (5) [[(1) В 1870 г. члены медицинского Совета Медико-Хирургической Академии Н.И.Козлов, Н.Ф.Здекауэр, А.Я.Красовский, ссылаясь на давнишнюю инструкцию, обязывающую врачей просвещать повитух в "бабичьем деле" ходатайствовали перед военным министром Д.А.Милютиным об открытии при академии курсов акушерок и получили его полную поддержку. Л.А. Родственная-Шенявская пожертвовала на открытие курсов весьма значительную сумму в 50 тыс. рублей, что в конечном итоге решило дело - 6.05.1872 г. вышло Высочайшее повеление пожертвование принять и привести в исполнение предположение военного министра. . Знак был дарован лично Александром III по просьбе выпускниц курсов "для внушения уважения военным фельдшерам, не признававших распоряжений женщин-ординаторов". Это был единственный "документ" женщин-врачей до 1883 г. .В январе 1883 г. по инициативе министра внутренних дел гр. Д.А.Толстого правительство приняло решение о переименовании женщин-врачей в "ученых акушерок". Шабанова была одной из организаторов кампании подачи Александру III докладной записки с объяснением причин, не позволяющих женщинам - врачам принять это звание, как умаляющее их профессиональные достижения и не соответствующее действительности . От общего собрания женщин-врачей всех выпусков она вместе с г-жой Казакевич были делегированы для передачи петиции к министру двора И.И.Воронцову-Дашкову. В результате 18.02.1883 г. отменено решение и женщинам-врачам присвоено звание "врач женщин и детей", что оценивалось Шабановой как победа женщин над самым могущественным министерством России. . Чебышева-Дмитриева Е. О. Шапир. Ее жизнь и деятельность. - Вестник Европы, 1916, № 10, с. 391. Международный женский совет был основан в 1888 г. по инициативе американских феминисток. К началу ХХ в. он объединил через национальные женские организации активисток женского движения более чем 30 стран. Страны, не имевшие национальных организаций, не могли присоединиться к этому женскому сообществу. Они могли иметь только наблюдателя с совещательным голосом в статусе вице-председательницы. Первой вице-председательницей от России была А.П.Философова, второй - А.Н.Шабанова. ]]. Съезд собрал более 1000 женщин-активисток, которые обсудили проблемы женщин России, включая их экономическое положение, политические и гражданские права, проблемы женского образования. Анкетный опрос, проведенный среди участниц съезда, дает нам представление о той социальной группе, выразительницей интересов которой была д-р Шабанова. Это были образованные женщины - 84%, в возрасте за 30 лет - 3/4, преимущественно семейные - 2/3. Профессиональная деятельность д-ра Шабановой была неразрывно связана с общественной не только в силу ее характера, сколько в силу сложившейся ситуации. Общественная активность открывала ей путь к другим формам интеграции в пореформенное российское общество, в первую очередь, к профессиональной и экономической. Это был канал вертикальной мобильности, благодаря которому ее имя выделилось из рядов никому неизвестных женщин-врачей и через который осуществился переход в средний слой профессиональной элиты. Выступление на III съезде русских врачей в Петербурге в 1899 г. - факт биографии и врача и общественной деятельницы. В том же году она учреждает Женскую лигу мира, которая провела грандиозную манифестацию в день открытия Гаагской конференции. В том же 1899 г. А.Н. приняла участие в деятельности II Международного конгресса в защиту прав детей. Как общественная деятельница она действовала исключительно в рамках закона, стремясь максимально использовать его и расширить "женское" пространство в общественной сфере. Утверждала, что именно исключительное положение женщин в обществе вызвало к жизни обособленное женское движение и никакое другое движение, никакая другая сила, кроме самих женщин не решит "женские" проблемы. Феминизм, утверждала Шабанова, не есть движение против мужчин, но движение против недостатков мира за истину и справедливость. Верила, что с получением равных прав надобность в феминизме, женском движении (6) [[В исторической ретроспективе понятия "феминизм", "женское движение", "эмансипационное движение женщин" выступают как синонимы, объединенные центральной идеей ценности и суверенности человеческой личности.]] отпадет, т.к. наступит истинное разделение труда и решающим моментом будет не пол, а способности. Основные достижения женского движения она видела в создании в России, особенно в Санкт-Петербурге, разного рода женских курсов, обществ содействия, поощрения, распространения, охранения, взаимопомощи..., т.е. создание силами общественных организаций, частных инициатив инфраструктуры жизни интеллигентной женщины - труженицы. Следующей целью она определила - создание центра, сплачивающего воедино женские силы "для развития солидарности и совместной деятельности", поддержки друг друга, духовного и интеллектуального развития женщин. Эту задачу она поставила лично себе. 15 марта 1917 г. усилиями именно Анны Николаевны был утвержден Устав Всероссийского Женского Союза, т.е. создана национальная феминистская женская организация России. Участие в либеральном, в женском движении, расширяло круг ее знакомств не только в среде либеральной профессиональной интеллигенции, которая признала ее как представительницу своей страты, но и в более широком и демократическом женском сообществе. При такой "двойной" поддержке она быстро развивалась как общественная деятельница. Путь, по которому она шла - самоотверженное выполнение своих профессиональных и общественных обязанностей. Деятельность Шабановой была признана международным женским сообществом: она стала вице-президентом Всеобщего женского союза во имя мира (Париж), в 1912 г. избирается почетным членом Международного общества женщин-врачей в Америке, в 1913 вице-председательницей Международного Совета Женщин. Анна Николаевна Шабанова как и тысячи женщин ее класса под давлением новой социальной реальности и при полном равнодушии общества прошла путь медленной, но успешной адаптации в пореформенное общество. При том, что класс к которому она принадлежала, продолжал оставаться привилегированным, но финансовые потрясения, связанные с крестьянской реформой, обеднение и потеря социального статуса сильнее всего сказались именно на положении женщин этого класса, принужденных законом, традицией, обычаем вести зависимый, "пассивный" образ жизни. Мужской части правящего класса давно были открыты пути к экономически активному образу жизни, т.е. имелись варианты адаптации, альтернативы. Борьба за выживание для женщин этого круга шла через личностный рост, получение образования, профессиональный рост, преумножение духовных богатств. В итоге, потеря поместий, источников доходов не обернулась трагедией для этих женщин, сохранивших ценности, культурный капитал своей семьи, класса, социальные связи. Ими была выбрана личностная стратегия на сохранение своей прежней идентичности, своего социального статуса. Произошел переход их из "праздного" класса в класс экономически активный - в круг профессиональной интеллигенции. Эта стратегия привела к сохранению статусных позиций, даже повышению их, закреплению в среднем слое, к материальной стабильности. Конечно, нужно было иметь немалое мужество и способности к адаптации, чтобы пройти этот путь. Не всем это удалось. Но личности вроде А.Н.Шабановой оказались способны и на большее - на проведение в жизнь осознанной коллективной стратегии - организацию взаимопомощи, взаимоподдержки женщин через специфические женские организации. |