|
|
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Понятие "репродуктивное здоровье " получило распространение в мире в 1980-х годах и своим содержанием тесно связано с правом женщин и мужчин на охрану здоровья, в сфере репродуктивной системы, и здоровый образ жизни. По принятому ВОЗ определению, "репродуктивное здоровье это состояние физического, духовного и социально го благосостояния, а не просто отсутствие заболевания или немощи во всем, что касается репродуктивной системы организма и ее нормального функционирования (66). В этом свете репродуктивное здоровье включает в себя: - безопасное и эффективное предохранение от - безопасное прерывание беременности; - возможность доступа и выбор безопасных для здоровья методов и средств контрацепции; - безопасная беременность и уход до родов, в период родов и после родов; - лечение бесплодия; - лечение заболеваний репродуктивной сферы; - лечение заболеваний, передающихся половым путем (100). Состояние в сфере репродуктивного здоровья мужчин и женщин в России, а также проблемы законодательного регулирования прав граждан на охрану репродуктивного здоровья, таким образом, уже в значительной части рассматривалось нами. В целом, справедливым будет заключение, что и состояние репродуктивного здоровья женщин и мужчин, и условия получения медицинской помощи, а также возможность доступа к ней за последние годы резко ухудшились. По данным Госкомстата (1995 год), среди женщин зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом (на 100 000 женщин): - злокачественные новообразования - 262,6. Что на 15,7 больше, чем в 1990 г. Число заболеваний раком молочной железы возросло на 8,4 , раком матки - на 1,7, раком яичника на 1,1. Огромен рост числа женщин, у которых - Эрозия и экропион шейки матки установлены у каждых 645 женщин , и хотя статистика показывает здесь некоторое сокращение числа заболевших, это говорит только о том, что женщины реже стали обращаться к врачу по причинам сокращения доступа к службам охраны здоровья и фактической ликвидации института профилактических осмотров. - У 305,7 женщин было зарегистрировано расстройство менструаций, у 52 - бесплодие и у 1839, 6 - осложнения беременности, родов и послеродового периода (51). Состояние репродуктивного здоровья мужчин, видимо, не лучше. Специалисты говорят о росте заболеваемости простатитом, от которого страдают, по разным оценкам, от 25% до трети мужчин детородного возраста. По данным врачей Военно-медицинской Академии, примерно половина из обследованных ими мужчин, признанных в свое время годными к несению военной службы и служащих в армии страдает теми или иными заболеваниями репродуктив ной системы. Около трети мужчин страдают бесплодием. Проблема отягчается еще и тем, что в России нет специальной - андрологической - службы охраны репродуктив ного здоровья мужчин, специалисты-андрологи буквально на вес золота. И в ближайшие годы трудно ожидать, что положение существенно изменится. (Передача радиостанции "Резонанс" 12 декабря 1997 г.) (27). На состояние репродуктивного здоровья женщин и мужчин большое негативное влияние оказывает экологическая обстановка - последствия чернобыльской катастрофы, загрязнение природной среды отходами промышленного производства и т.д. Между тем исследова ния в этой сфере ведутся в очень ограниченном объеме, и большей частью на средства грантов, полученных из зарубежных источников. В целом система охраны репродуктивного здоровья ориентирована прежде всего на оказание помощи женщинам детородного возраста, и преимущественно в период беременности и родов, а также после родов. Вне поля ее охвата Женщины старше 49 лет намного чаще других возрастных групп страдают от онкологических заболеваний половых органов, а также болезнями системы кровообращения, которые также во многом инициированы состоянием репродуктивной системы. Совсем недавно в России начали рассматривать как болезнь остеопороз, от которого страдает до 3/4 женщин пожилого возраста, а, может быть и больше. Врачи редко оказывают квалифицированную помощь в лечении остеопороза, поскольку мало знают о природе этого заболевания и методах лечения. Равным образом, женщины редко обращаются к врачам по поводу климактери ческого синдрома, и многие переживают его как "естествен ное состояние" старения женского организма, используя главным образом традиционные "народные" методы для облегчения своего состояния. Многие из них, как явствует из интервью, полученных нами, боятся климакса и имеют о нем очень смутные представления. Ситуация с состоянием здоровья пожилых женщин такова: как правило, женщины этого возраста чаще других оказывают помощь в уходе за своими близкими - мужьями, детьми, внуками. Когда Наконец, следует сказать еще об одном факторе, определяющем неблагополучие в сфере репродуктивного здоровья граждан России. Это высокий уровень заболеваемо сти у подростков - мальчиков и девочек. Рост сексуальной активности подростков, снижение возраста начала половой жизни не только способствовали росту подростко вых беременностей и родов, но и существенно повлияли на уровень здоровья многих мальчиков и девочек. По данным исследователей, уровень материнской смертности у девочек 13-15 лет в четыре раза превышает уровень смертности у 15-19-летних. Практически каждая 14-17-летняя девочка, ведущая половую жизнь, по наблюдениям врачей, страдает эрозией шейки матки (интервью с врачом-гинекологом Е.А.Малышевой г.Рыбинск, 17 июня 1997 г.). У подростков обоего пола самая высокая степень риска заболеваний, передаваемых половым путем. Особенно высок этот риск у девочек, поскольку многие мужчины более старших возрастов ищут половых контактов с девочками, мотивируя это более низкой возможностью подвергнуться заражению инфекцией, передаваемой половым путем или ВИЧ. Как отмечает Г.Фридман, "эти проблемы являются не только биомедицинскими, они также серьезно препятствуют социальному развитию личности, мешают ответственному материн Министерство здравоохранения разрабатывает систему мер по отношению к тревожному положению в состоянии здоровья подростков, но осуществляется это крайне медленно. Из-за отсутствия средств медицинская помощь подросткам оказывается не просто в недостаточном объеме, но катастрофически не успевает за ростом заболеваемос ти, прежде всего инфекционной. Впору уже констатировать развитие эпидемии сифилиса, хламидиоза и других инфекционных заболеваний у подростков. Нужна как минимум федеральная программа, включающая специальное финансирование оказания медицинской помощи и профилакти ческих мер, включая половое санитарно-гигиеническое просвещение, а также подготовку специалистов. Пока же в основном ведутся жаркие баталии между сторонниками полового воспитания в школах и противниками, проводятся парламентские слушания, круглые столы, собираются подписи "за" и "против". И если дело только этим и ограничится, завтра у нас не будет здоровых матерей и отцов. Количество и качество специалистов по охране репродуктивного здоровья также нуждается в увеличении по причине крайней недостаточности, а в ряде случаев - как например, в андрологии или детской гинекологии - практически полного отсутствия. Хорошо уже, что пока удается удерживать уровень, достигнутый в 1985 году, - 4,8-4,7 на 10 000 женщин. Однако заметно снизилась численность среднего медицинского персонала, прежде всего медсестер и акушерок - с 23,5 на 10 000 женщин в 1985 году до 14,2 - в 1995. Число коек для гинекологических больных, а также число женских и детских консультаций уменьшилось не намного (69). Однако общественность постоянно будоражат слухи о грядущих реформах в сфере оказания медицинских услуг в лечении заболеваний репродуктивной системы. Говорят о планах ликвидации женских и детских консультаций, о замене их "семейными докторами", о выведении родов из Базовой программы обязательного медицинского страхования и так далее. И каждый раз оказывается, что такие вопросы действительно обсуждаются на самом высоком правительственном уровне и только благодаря энергичным Это показывает, насколько важно женской общественнос ти, женским неправительственным организациям вниматель но следить за политическими процессами в сфере принятия решений по вопросам здоровья. Насколько важно повысить уровень и степень участия женщин в принятии этих решений, а также в их законодательном обеспечении. 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ Право на охрану здоровья защищается Конституцией Российской Федерации . Глава 2. Права и свободы человека и гражданина - Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Правововое регулирование прав граждан на охрану репродуктивного здоровья также отражено в Конституции . Статья 19, пункт 2 : Мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации. Конкретно права граждан на охрану здоровья и на доступ в медицинские учреждения регулируются "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Подход законодателя к охране здоровья исходит из признания приоритета прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья. В Разделе I Общих положений "Основ законодательства" содержится определение юридического статуса охраны здоровья:
Охрана здоровья граждан -это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случаях утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Определение охраны здоровья в "Основах законодатель ства Российской Федерации", как видим, соответствует духу и букве подхода мирового сообщества и определениям здоровья (в том числе и репродуктивного здоровья), данным ВОЗ. Весьма продуктивным является подход законодателя и к определению принципов охраны здоровья: Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Основными принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, .и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Нам уже приходилось говорить о противоречиях между законодательством об охране здоровья граждан и законом о медицинском страховании. Поэтому здесь мы больше не будем касаться вопросов финансирования охраны здоровья граждан. Но есть одна проблема, связанная с медицинским страхованием и финансированием деятельности медицинских учреждений, которая в настоящее время стоит очень остро - это контроль за качеством оказываемых услуг. Пока в России нет государственной системы контроля за качеством услуг в сфере здравоохранения. Качество услуг контролируется органами управления системой здравоохранения, но в отсутствие общепринятых и научно обоснованных стандартов контроль этот малоэффективен и не поспевает за потребностями жизни. Например, совершенно очевидно, что характер и объем медицинских услуг в подростковой гинекологической службе существенно отличается от аналогичных услуг, оказываемых взрослым женщинам. Стандартный же подход не учитывает специфику работы подросткового гинеколога - отсюда делаются "оргвыводы" и принимаются административные решения, в результате которых действенность медицинской помощи снижается. Качество услуг имеет непосредственное отношение и к разработке Базовой программы обязательного медицинского страхования, которая на основе научно обоснованных стандартов и федерального классификатора медицинских |