Право

Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Баллаева Е. А.

Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России


Проект гендерная экспертиза
Московского центра гендерных исследований

Издание подготовлено проектом гендерная экспертиза Московского центра гендерных исследований в рамках программы "Женщины и развитие" Международного центра по исследованию женщин (Вашингтон) при содействии Агентства по международному развитию США.

 

Консультанты по юридическим вопросам -

Максимович Л.Б., Институт государства и права РАН,

член рабочей группы законопроекта Государственной Думы;

Малеина М.Н., доктор юридических наук.

В работе впервые в отечественной литературе дается гендерная экспертиза современного российского законодатель ства, обеспечивающего гарантии репродуктивных прав женщин, охрану репродуктивного здоровья. Анализирует ся соответствие действующего законодательства с нормами международного права и общепризнанными международными стандартами.

Для законодателей, журналистов, преподавателей, студентов и неправительственных организаций.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ 7

1. ПОНЯТИЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ 9

2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕПРОДУКТИВНОЙ СВОБОДЫ 14

II. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 20

1. ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ

БЕРЕМЕННОСТИ 20

1.1. Аборт в зеркале статистики и социологических

исследований 20

1.2. Отношение в обществе 23

1.3. Условия производства искусственного

прерывания беременности 28

1.4. Мотивация аборта 32

1.5. Аборты несовершеннолетних 36

1.6. Правовое регулирование отношений

искусственного прерывания беременности 37

- Легальность 37

- Доступ 38

- Ресурсы 43

- Безопасность 47

- Социальные гарантии 50

- "Права эмбриона" 51

1.7. Заключение 55

РЕКОМЕНДАЦИИ 56

2. БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ 57

2.1. Отношение к материнству 57

2.2. Материнство, беременность и роды

в зеркале cтатистики 61

2.3. Условия беременности и родов 66

2.4. Новые репродуктивные технологии 69

2.5. Правовое регулирование отношений,

связанных с беременностью и родами 72

- Право на медицинскую помощь в беременности

и в родах, а также в послеродовой период 72

- Социальные гарантии по месту работы 75

- Рабочее время 77

- Условия работы 80

- Социальное страхование по месту работы 84

- Социальные гарантии по беременности,

родам и рождению ребенка 85

- Порядок начисления пособий по беременности,

родам и в связи с рождением детей 90

- Легализация права на пособие по беременности

родам и в связи с рождением ребенка 94

- Финансирование пособий по беременности,

родам и в связи с рождением ребенка 95

2.6. Материнство и отцовство 96

2.7. Репродуктивные технологии 99

РЕКОМЕНДАЦИИ 101

III. КОНТРАЦЕПЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

СЕМЬИ 102

1. КОНТРАЦЕПТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ:

ПЕРСПЕКТИВА В РОССИИ 102

2. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ 109

3. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

КОНТРАЦЕПЦИИ 113

4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

ПО ПОВОДУ КОНТРАЦЕПЦИИ И

ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ 116

РЕКОМЕНДАЦИИ 120

IV. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ 121

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ

РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ 125

РЕКОМЕНДАЦИИ 128

V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 130


 

 


I. ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ

Центральной темой гендерной экспертизы законодатель ства является соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин и отсутствие дискриминации по признаку пола в законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения граждан по поводу рождения детей, форм проявления сексуальности и государственных гарантий, направленных на охрану репродуктивного здоровья граждан.

Согласно нормам международного права, принятым мировым сообществом, репродуктивная свобода и право гражданина на охрану здоровья, независимо от его пола, национальной и социальной принадлежности, места жительства, являются составной и неотъемлемой частью прав человека (1).

Нормы, нашедшие отражение в международных правовых актах и документах, принятых конференциями ООН и конференциями других крупнейших международных организаций, основаны на глубоком изучении процессов развития современной цивилизации. Вот почему в разработке принципов законодательства и направлений социально -экономической политики органы государственной власти должны не просто учитывать выводы мирового сообщества относительно современного состояния общества и перспективах его развития, но и придавать этим нормам и выводам приоритетное значение. Такой подход зафиксирован и действующей Конституцией Российской Федерации (2).

Гендерная экспертиза состоит в исследовании того, в какой мере международные стандарты и принятые мировым сообществом нормы соблюдения репродуктивных прав женщин и мужчин реализуются в законодательстве Российской Федерации, а также в нормативных актах исполнитель ной власти.

Принимаются во внимание прежде всего следующие факторы:

1. В какой мере в анализируемых документах учитываются реальные потребности женщин в области охраны здоровья , при том, что охрана их здоровья отвечает не только
интересам самих женщин, но и обществу в целом. В том числе, здоровье женщин содействует достижению равенства между работающими женщинами и мужчинами, а также гармоничному сочетанию работы и семейных обязаннос тей.

В этой связи рассматриваются:

- правовые и иные нормативные гарантии функциони рования приемлемой и доступной, с учетом социально-по ловых факторов, системы здравоохранения для женщин и девушек без дискриминации в отношении любой группы в зависимости от возраста, места жительства, социального положения, национальной принадлежности, материально го достатка и т.п.;

- определяемые законодательством нормативы предоставления услуг профилактического характера, обеспечение медицинского наблюдения на ранней стадии заболевания для женщин и девушек, включая консультирование и медико-санитарное просвещение.

2. Какие правовые нормы регулируют равное право на доступ женщин и мужчин к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым по их выбору методам регулирова ния рождаемости, а также право граждан получать о них исчерпывающую информацию . В какой мере законодатель ство защищает право женщин пользоваться социальными и медицинскими услугами , которые позволяют с наименьшим риском для здоровья перенести беременность и роды и произвести на свет здорового ребенка ( право на безопасное материнство ).

Гендерная экспертиза предполагает обращение не только к соответствующим законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность органов здравоохране ния и служб планирования семьи, но и к оценке законодательно закрепленных принципов демографической политики государства. В условиях тяжелейшего экономического кризиса в Российской Федерации, сопровождающегося значительным снижением рождаемости, демографическая политика становится важнейшим показателем реального социального статуса женщин. Существует опасность редуцирования всех социальных функций женщины к функции материнства.


3. Каким образом законодательно обеспечивается доступ всех женщин к высококачественному санитарному просвещению по вопросам, касающимся половой жизни и деторождения, безопасного материнства и кормления грудью, питания, злоупотребления психоактивными веществами, неблагоприятных экологических факторов, которые могут влиять на состояние их здоровья и благополучие на протяжении всей жизни; предоставление этой информации и такого просвещения не должно определяться коммерчески ми интересами.

4. Насколько эффективна гарантируемая Законом государственная поддержка таким мерам, как: а) разработка, внедрение методов восстановления репродуктивных функций и проведение исследований в этой области; б) изучение биомедицинских, эпидемиологических и санитарно-гигие нических аспектов заболеваний и условий, которые оказывают особенно серьезное или специфическое влияние на здоровье женщин, таких, как рак груди и инфекция половых путей, венерические болезни и ВИЧ/СПИД.

5. Каков определяемый законодательством механизм мобилизации и распределения финансовых и иных материаль ных ресурсов, необходимых для проведения антидискрим нацинной в отношении женщин политики, т.е. формы и порядок государственного обеспечения предоставляемых государством гражданам гарантий осуществления репродуктивных прав (3).

1. ПОНЯТИЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ

Понятие "репродуктивные права" впервые было зафиксировано в Программе действий , принятой Международ ной Конференцией по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) и получило дальнейшее развитие в Докладе Четвертой всемирной Конференции по положению женщин и в принятой Конференцией Платформе действий.

Далее...