|
|
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Согласно этим документам, репродуктивные права охватывают некоторые права человека, признанные в национальных и международных юридических документах и документах по правам человека, включая: основное право всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей и интервалов между их рождением и располагать для этого необходимой информацией, образовательной подготовкой и средствами; право на достижение максимально высокого уровня сексуального и репродуктивного здоровья; право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия. Программа действий, принятая Международной конференцией по народонаселению и развитию (Каир, сентябрь 1994 г.) - Принципы, пп.8, 7.3. Декларация и Платформа для действий, принятые Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.) - Платформа, пп.95, 97, 216, 223 (Цит. по: 107). В настоящем исследовании понятие "репродуктивные права" используется как аналитический инструмент для рассмотрения соответствия действующего российского законодательства, адресованного регулированию социальных отношений репродуктивного поведения людей, нормам международного права, признаваемым мировым сообществом стандартов. Используя понятие "репродуктивные права", мы попытаемся исследовать те аспекты правового регулирования репродуктивного поведения, которые обусловлены дифференциацией людей по полу и существующей в обществе гендерной иерархией. Отношения гендерной иерархии есть проявление таких социально-исторических отношений между полами, которые можно определить как отношения доминирования и подчинения , т.е. отношения власти. Таким образом, мы рассматриваем репродуктивное поведение на уровне социально институционализированных предпочтений и ограничений , которые зафиксированы правом и выражены в санкционированных государством нормах и правилах поведения людей и закрепленных в юридических и административных актах.
Таким образом, российское законодательство, имеющее отношение к репродуктивному поведению, в настоящем исследовании рассматривается с позиций его адекватности важнейшей стратегической задаче развития демократии, зафиксированной российской Конституцией - обеспечение равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. В исследовании анализируется ряд основопологающих документов: Основные законодательные и иные нормативные акты по вопросам, имеющим отношение к репродуктивному поведению: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4. Семейный кодекс Российской Федерации. 5. Кодекс законов о труде Российской Федерации. 6. Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (28 июня 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями). 7. Закон Российской Федерации "О дополнительных ме 8. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (22 июня 1993 г., №5600-1). 9. Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций" (5 ноября 1992 г., №1335). 10. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по специальной поддержке многодетных семей" (5 мая 1992 г., №431). 11. Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышения их размеров" (10 декабря 1993 г., №2122). 12. Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной семейной политики" (14 мая 1996 г., №712). 13. Указ Президента Российской Федерации "Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей" (8 июня 1996 г., №851). Федеральные программы и иные правовые акты государственной власти: 1. Безопасное материнство: Федеральная целевая программа (1996-1997 гг.). Утв. Указом Президента Российской Федерации №210 от 19 февраля 1996 г. 2. Дети России: Президентская программа (1996-1997 гг.). Утв. Указом Президента Российской Федерации №210 от 19 февраля 1996 г. 3. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №6 от 8 января 1996 г.
5. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (23 августа 1993 г., № 848). 6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка назначения и выплаты единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет" (20 февраля 1994 г., № 133). Рассматриваются также иные нормативные акты, имеющие отношение к правовому регулированию охраны здоровья и социальной защиты граждан. Методологическая основа экспертного анализа - Правовые и иные нормативные документы ООН и ведущих международных организаций: 1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ( декабрь 1979 г.). 2. Конвенция о правах ребенка ( ноябрь 1989 г.). 3. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин ( декабрь 1979 г.). 4. Программа действий, принятая Международной конференцией по народонаселению и развитию (Каир, сентябрь 1994 г.). 5. Декларация и Программа действий, принятые главами государств на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, март 1995 г.). 6. Декларация и Платформа действий, принятые Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.).
2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Иногда говорят, что правое регулирование отношений мужчины и женщины по поводу репродуктивного поведения излишне. Это мотивируют тем, что данные отношения в основном носят личный, и даже интимный характер. А все последующие отношения, возникающие по этому поводу, в том числе и имущественные , являются вторичными, производными от личных. Говорят: не уподобляется ли здесь законодатель щедринскому градоначальнику Беневоленс кому, который издавал законы о печении пирогов, или герою Грибоедова, который произнес знаменитую фразу: "Чтобы иметь детей - кому ума недоставало!" И вот первая правовая коллизия : насколько законодатель может вторгаться в личные - семейные - отношения между мужчиной и женщиной? Создатели Семейного Кодекса Российской Федерации избегают этой коллизии, определяя семейное право через внешние границы личных отношений, не претендуя на их регламентацию. Комментатор характеризует этот подход следующим образом: "Семейное право - это отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство)" (5). В качестве таких - внешних - границ личных отношений мужчины и женщины в Семейном Кодексе рассматри ваются в основном отношения имущественные и "отношения-состояния", такие как брак, родительство и пр. Очевидно, что за исключением отдельных случаев этот подход оказывается неприменимым к регулированию отношений репродуктивного поведения. И ссылки на "непри Уже два года в Государственной Думе РФ разрабаты вается законопроект "О репродуктивных правах граждан Российской Федерации и гарантиях их осуществле ния". Обсуждение этого законопроекта идет очень трудно. Законопроект уже был представлен депутатам для голосования в первом чтении и был с голосования снят с формулировкой: "Закон вторгается в личную жизнь граждан". То же самое говорилось и о другом законопроекте - "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье". Поэтому, конечно, нужно прояснить, насколько отношения между мужчиной и женщиной в процессе производства детей являются личными? Чтобы наглядно показать, в чем состоит эта проблема, приведем высказывание крупного политического деятеля. "Нам нужны люди. Аборты, которые уничтожают жизнь, неприемлемы в нашей стране. Советская женщина имеет одинаковые права с мужчиной, но это не освобождает ее от великого и почетного долга, который возложила на нее природа: она мать, она дает жизнь. И это определенно не личное дело, но дело большой социальной важности " (Курсив мой. - Е.Б.). Слова эти принадлежат И.В. Сталину и были опубликованы 27 апреля 1936 года в газете "Труд". Сказано несколько грубовато, но в чем нельзя ему отказать - четко (6). А вот другое высказывание: "Женщина приковала себя к определенному месту в обществе и в семье природными функциями материнства, а лишь сверхпрочными цепями можно обречь себя на положение всего лишь воспроизво дителя в мужских цивилизациях. Загнанная в этот "порочный круг", женщина благодаря способности к деторожде нию создала и увековечила земную тиранию. Воздвигну тые на фундаменте дремучего и покорного материнства, эти тирании и процветали благодаря исполнению женщинами этой природной функции" (7). Эти слова принадлежат Маргарет Сангер - известной феминистке и основательнице первой службы планирования семьи и были написаны ею в книге "Женщина и новое поколение" в 1920 году. При всей разности и даже противоположности заявленных в них позиций в обоих высказываниях есть общее: вопросы деторождения интерпретируются как тесно связанные с политикой - государством, властью, личностью. А коль скоро заходит речь об отношениях личности и государства , - перед нами возникает предмет правового регулирования . О чем идет речь? Речь идет об очерчиваемых правом рамках свободы поступать определенным образом: в данном случае об условиях репродуктивной свободы. А также об условиях выбора, т.е. определяемых законом возможностях выбора репродуктивного поведения . Государство может использовать разные формы правового регулирования репродуктивной свободы и репродуктивного выбора. В целом можно говорить о законодатель стве, направленном на отношения репродуктивного поведения непосредственно , и о законодательстве, в котором эти отношения регулируются опосредованно - через другие области права. За всю историю нашего государства только один раз был принят закон, который можно считать непосредственно направленным на отношения репродуктивного поведения. Это Закон от 27 июня 1936 года "О запрещении производства абортов". Отменили этот закон 23 ноября 1955 года уже Постановлением Советского правительства "Об отмене запрета на аборт". Это постановление нужно тоже считать непосредственно регулирующим отношения репродукции (8). В корпусе современного российского законодательства таких законов нет. Зато существует множество законов, рассматривающих отношения репродукции так или иначе, т.е. опосредованно . |