Труд, образование, здоровье

Пономарева В. Л. Участие женщин в космических полетах: мифы и реальность // Общественные науки и современность, 1996, № 3. С. 165-174.
 
В начало документа
В конец документа

Пономарева В. Л.

Участие женщин в космических полетах: мифы и реальность


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

А необходимо ли участие женщин в космических полетах?

Проблему участия женщин в космических полетах нельзя рассматривать в отрыве от социальных условий и состояния массового сознания. Это вопрос не только необходимости и целесообразности, но морально-этический и даже, пожалуй, философский.

Если говорить о сегодняшнем дне, то необходимость участия женщин в космических полетах, скорее, отсутствует: как показал опыт космических полетов, мужчины в основном справляются сами. А целесообразность? Есть ли сейчас на орбите такие задачи, которые могут быть решены только с участием женщин? Или решены более эффективно при их участии? Боюсь, что нет. Однако в длительных полетах, которые, несомненно, предстоят человечеству, без женщин никак нельзя - это вопрос безопасности. Я не рассматриваю здесь "эфирные поселения" или полеты к другим Галактикам, я имею в виду проблемы не столь отдаленного будущего, для решения которых почву нужно готовить уже сейчас.

Надежность человека в экстремальных условиях - ключевая проблема длительных космических полетов. Для условий работы (и жизни) при всей напряженности, сложности и ответственности деятельности характерны монотония в крайне ограниченном и мало меняющемся физическом пространстве, ограничение социальных связей внутри корабля и с Землей, их деформация, преобладание стрессоров хронического характера; постоянный контакт с опасностью и высокая вероятность возникновения непредвиденных нештатных ситуаций, которые могут потребовать мгновенного переключения сознания. Понятно, что в условиях постоянно и длительно действующих разнообразных стрессоров первостепенную важность на корабле приобретает благоприятный психологический климат, и наличие женщин будет способствовать его формированию и поддержанию - эта мысль лежит на поверхности.

И еще. Человек - существо преимущественно земное, космическая компонента его природы пока еще как следует не осознана, а отрыв от привычных земных условий не может не оказывать на психику человека отрицательного воздействия. И пока Человек остается таким, каков он есть, условия существования в космосе должны быть наиболее приближены к земным. Мысль эта очень проста и очевидна: мужчина и женщина-две "половинки" человека, и уж, конечно, в дальние и опасные путешествия человек должен отправляться в своей целостности. Эти две "половинки" существенно разнятся: природа положила в удел женщине материнство, и поэтому женская мораль - мораль заботы, ответственности, сопереживания, самоотверженности, подчинения своих интересов потребностям другого. Мужская мораль утверждает иные ценности: автономность, рациональность, ориентацию на профессиональный успех. Для устойчивого и успешного функционирования любой человеческой общности, в том числе космического экипажа в длительном полете, необходим полный набор качеств, которые представлены мужской и женской половиной человечества.

Женская психика более устойчива к неблагоприятным воздействиям, женщины более терпеливы, и это их качество будет особенно ценно в условиях монотонии. Женщины более чувствительны к отклонениям от нормы и раньше чувствуют опасность. А что касается интеллекта, в наличии которого общественное мнение по привычке отказывает женщинам, и "бойцовских качеств", которых требует профессия, то если уж они прошли все "препоны и рогатки" при отборе и все страхи и тяготы при подготовке, эти качества у них присутствуют не в меньшей мере, чем у коллег-мужчин. Если же иметь в виду дискриминацию женщин, которая, видимо, еще долго будет проявляться на всех ступенях преодоления - от первоначальной медкомиссии до подножия ракеты,- наверняка, все упомянутые качества будут выше "среднего показателя".

Кроме того, и это очень важный момент, женщина может оказаться - и, скорее всего, окажется - источником повышения резервов и устойчивости экипажа в сложных обстоятельствах: мужчина как существо "высшего сорта", каковым он привык себя считать, не позволит себе проявить слабость в присутствии женщины. Самолюбие и способность к напряжению всех сил до самого крайнего предела вообще характерны для поведенческих реакций космонавтов: космонавт - профессия публичная, в процессе подготовки к полету наличествует соревновательный элемент, а деятельность происходит, можно сказать, на глазах у всей планеты. И присутствие женщин среди зрителей, а тем более участников процесса, способно в значительной степени повысить мотивацию на положительные действия и мобилизовать скрытые резервы.

Этого уже достаточно, чтобы обосновать необходимость участия женщин в космических полетах. Главное же заключается в том, что общение человека с космосом имеет колоссальное мировоззренческое значение.

Человечество на протяжении многих веков ищет ответ на вечные вопросы: кто мы, откуда пришли и зачем? Сейчас, на фоне грядущих экологических катастроф, это становится насущно необходимым: очевидно, что наша цивилизация не найдет в своем технологическом арсенале эффективных средств для выхода из экологического тупика. "В космосе - ключ к открытию психического кода, который был по неизвестным причинам человечеством утрачен, и нам досталась лишь частичка витальных, репродуктивных и эгоистических потребностей", - пишет В. Пономаренко. Он полагает, что чем более человек отдаляется от своей планеты и чем больше его организм испытывает воздействие факторов, не известных на Земле, тем ближе человечество к открытию факта космического происхождения живого вещества. Среди многообразных реакций организма и психики будут "новые эволюционные знаки", которые человечество должно увидеть и расшифровать. "И женщина их прочтет и спасет человечество" [4].

Даже кратковременные озарения, которые случались у космонавтов в дальних полетах, имеют для человечества колоссальное значение. Это необходимо для формирования космического сознания - сознания человека XXI века. И участие женщин обязательно, ибо они видят и понимают мир не так, как мужчины, и данную компоненту сознания никак нельзя упустить. Но для того чтобы участвовать в будущих космических полетах, женщины должны летать уже сейчас, и не при чрезвычайных обстоятельствах или в процессе выдающихся экспериментов, а просто работать. Не надо искать какие-то специальные "ниши" и требовать доказательств, что они "не хуже мужчин". И не надо развивать в них жесткость искусственными препятствиями на пути к цели - в длительных полетах нужны будут как раз сущностные черты женской природы.

Доктор Я. Сикора, чешский исследователь, пишет, что философия отбора и составления экипажей для длительных космических полетов должна быть изменена: в принципе это должен быть женский экипаж, "...его руководитель - женщина подвижного типа руководства. Необходимость участия возможного маскулинного участника и его положение нам предстоит обсудить" [5].

 

Отношение общества

Общество тем не менее оказывает противодействие стремлению женщин приобрести ту или иную престижную профессию, отступая от этой позиции, как было в космонавтике, только для установления рекордов и решения политических задач. Ничего нового в этом нет: устоявшиеся стереотипы общественного сознания, сформировавшиеся в процессе развития нашей техногенной цивилизации, отождествляют маскулинную систему ценностей с ценностями общечеловеческими, а женская система ценностей признается ущербной, вследствие чего весь женский пол общественным сознанием признается "второсортным". И это, если сулить по активизации феминистского движения в странах Запада, характерно не только для нашей страны. Но в России на эти общие тенденции мирового развития наложились особенности развития нашего социума в последние 70 лет.

Процесс эмансипации проходил под жизнерадостные гимны и марши - "освободить", "раскрепостить" женщину, "дать творческий простор, возможность полноценного творческого труда" - и на самом деле означал, по удачному выражению одного из современных западных психологов, стремление "смастерить женщину из мужского материала". "Лучшие мужчины - это женщины!" - строчка из стихотворения Ю. Друниной, женщины, прожившей нелегкую и "не женскую" жизнь. Это было сказано очень искренне и с гордостью.

Официальная пропаганда утверждает, что у нас нет дискриминации женщин в профессиональной сфере. Это неправда: существует перечень профессий, запретных для женщин (профессия дорожного рабочего, видимо, в этот перечень не входит). Есть постановление правительства, принятое в 30-х годах, о запрете для женщин на летную профессию, и оно не отменено до сих пор. В авиацию женщинам всегда приходилось пробиваться с боем, и это не вызывало социального протеста: женщины, которые "пробились", боролись не против социальной несправедливости, а за то, чтобы стать исключением из правил. Однако установка "женщин не берем!" уживалась с призывом "комсомол, на самолет!" и с рекордами знаменитых советских летчиц. Когда государству бывает нужно, оно призывает женщин потрудиться на благо Отечества и даже рискнуть головой, и женщины охотно откликаются на этот призыв. Так было всегда, начиная с полета В. Гризодубовой [Гризодубова], М. Расковой,[Раскова] П. Осипенко и кончая полетом В. Терешковой. С действующими лицами событий государство расплачивалось щедро и широковещательно объявляло, что событие олицетворяет и о чем свидетельствует. А "сотни миллионов женщин", к которым апеллировала официальная пропаганда, оставались там, где они и были - при своих "три К" по-советски: кастрюлях, корытах и конторах...

Советские женщины, которые первыми в мире послали свою представительницу в космос, оказались в худшем положении: сейчас у нас женщин, слетавших в космос, всего трое, а у американцев - уже более 20. Я не могу отделаться от мысли, что "у них" женский вопрос решен гораздо лучше, чем у нас, по крайней мере в космонавтике. Там летают не мужчины и женщины, а специалисты, которые в одних случаях оказываются мужчинами, в других - женщинами. И критерием при выборе кандидата на полет является профессионализм.

Когда по программе международного сотрудничества в Космосе Англия и Япония в качестве кандидатов на полет прислали к нам женщин, представление о том, что в капиталистических странах они "закрепощены и бесправны", которое упорно насаждалось нашей пропагандой и было составляющей моего мироощущения, рухнуло окончательно. И очень было обидно - и за себя, и за державу...

Женщины летали, летают и будут летать несмотря на все препоны и рогатки: такова динамика развития любой профессии. Так всегда и было - новую профессию осваивают мужчины, и она остается чисто мужской какое-то время, иногда длительное. А потом в нее начинают "проникать" женщины. Так было, например, с полярниками. Иногда профессия полностью переходит в женские руки, как было у нас с учителями и врачами. А как будет с космонавтикой? Разумеется, речь не идет о массовом притоке женщин в эту профессию, а лишь об "отдельных личностях".

Любая профессия накладывает отпечаток на облик и внутренний мир человека. Но профессия космонавта перестраивает внутренний мир человека существенным образом, формируя личность в соответствии со своими требованиями. В космонавтику приходят женщины, которых природа и общество "смастерили" в основном из "мужского материала", что понятно и на данном этапе естественно. И эти их качества в процессе профессиональной деятельности развиваются и усиливаются. Как выразился один из психологов, имея в виду "обобщенный образ женщины-космонавта", "это будет не совсем женщина - человек женского рода". Что поделаешь, когда имеешь мужскую профессию, приходится вести себя как мужчина, это входит в плоть и кровь, становится второй натурой.

Альтернатива - семья или возможность полноценного профессионального труда - для "эмансипирующихся" женщин всегда была и будет актуальной: обязанность рожать и растить детей не может снять с них и сам Господь Бог, даже если женщины и пожелают отказаться от материнства. Правда, в разнообразных картинах будущего, которые рисуют философы, социологи, психологи, встречается мысль, что совершенный человек - человек андрогинный. Это значит, что не станет ни мужчин, ни женщин, а просто люди, и воспроизводство рода человеческого будет происходить, наверное, методом почкования, как на Тау Кита. Лично мне такая перспектива не кажется радужной: мир должен быть разнообразным, и если не будет в нем любви мужчины и женщины, то о чем же будут писать поэты? Однако в обозримом будущем это нам не грозит, и совместить материнство с участием в длительных космических полетах весьма затруднительно, от чего-то придется отказываться... Но если женщина сознательно идет на ущемление других сторон своей жизни ради обладания профессией, это ее выбор. Если она предъявляет права на профессию, как бы ни была эта профессия престижна и элитарна и насколько бы ни признавалась общественным сознанием "мужской", и если личностные качества претендентки не входят в противоречие с требованиями профессии, нет никаких оснований подвергать сомнению ее право на эту профессию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обращение ЦК КПСС. Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР к Коммунистической партии и народам Советского Союза, к народам и правительствам всех стран, ко всему прогрессивному человечеству//Правда. 1962. 17 августа.

2. Жуков С. А., Кричевский С. В. Гуманитарные цели полетов в космос и требования к космонавтам //Труды XXIX чтений К. Э. Циолковского. Секция "К. Э. Циолковский и профессиональная деятельность космонавтов". М., 1995. С. 83-89.

3. Р1утаtе D. А Women's Р1асе in Sраsе//Sрасе Worlds. 1988. Nov.

4. Пономаренко В. А. О космической поддержке духа земного человека//Тезисы докладов на Международном семинаре по проблемам космонавтики. М., 1995.

5. Сикора Я. Роль женщины в космосе после 2000 года//Тезисы докладов на Х Международном симпозиуме по истории авиации и космонавтики. М., 1995. С. 207.

Ó В. Пономарева, 1996