|
|
Борисов В., Синельников А., Архангельский В. Аборты и планирование семьи в России: правовые и нравственные аспекты (опрос экспертов) // Вопросы статистики, 1997, №3. С. 75-80.
|
В начало документа |
В конец документа |
Борисов В., Синельников А., Архангельский В. Аборты и планирование семьи в России: правовые и нравственные аспекты Под планированием семьи вами понимается деятельность семьи (или индивида), направленная на достижение желаемого числа детей в приемлемые для себя сроки. Если ограничить это понятие только вопросами регулирования деторождения (оставив в стороне вопросы бесплодия и адопции, то есть усыновления детей), то такое регулирование на практике осуществляется в основном двумя способами: либо предупреждением беременности с помощью контрацепции или стерилизации, либо прерыванием беременности с помощью аборта. Первый путь - цивилизованный, второй - грубый и более опасный по своим последствиям для здоровья женщины и ее потомства. К сожалению, именно он и преобладает в нашей стране. Россия в XX веке всегда была по числу абортов, можно сказать, "впереди планеты всей", во всяком случае, после 1925 г., то есть с того времени, когда началось быстрое падение рождаемости. Оно было связано с чрезвычайно ускоренными темпами индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, огромными всеобъемлющими потрясениями всех основ общественной жизни в стране, вовлечением масс женщин из своего домашнего хозяйства в государственный сектор наемного труда, падением ценностей семейной жизни. В то же время государство, сознательно проводя политику перестройки уклада жизни с семейного на коллективистский, своевременно не позаботилось о создании условий, которые могли бы смягчить социальные, демографические и санитарные последствия такой перестройки. Население не было своевременно обеспечено приемлемыми средствами контрацепции и необходимой информацией. Не было предпринято никаких усилий по пропаганде безопасных и эффективных методов предупреждения беременности. Напротив, власти убеждали граждан рожать как можно больше детей (правда, и для достижения этой цели государство мало что делало практически, кроме голой пропаганды). В результате, когда с 1925 г. началось длительное и глубокое падение рождаемости, оно, естественно, сопровождалось резким ростом количества абортов. По мнению А.Попова, с которым мы согласны, "именно в 20-е годы в России была сформирована особая абортная культура - приспособление и привыкание общества к широкому производству абортов как к основному или даже единственному способу регулирования числа детей в семье"1. 1Попов А.А. Аборты в России//Человек. 1995. № 1. C. 115. Таблица 1 Динамика числа абортов в России за 1970-1995 годы
*С 1990 г. - включая мини-аборты. В последние 20 лет (до начала 90-х годов) частота абортов в России проявляла медленную, но устойчивую тенденцию к снижению, оставаясь на высоком уровне. Некоторое повышение числа абортов в расчете на 100 родов в первой половине 90-х годов, думается, является кратковременным отклонением от вышеназванной тенденции, отражением обвального падения рождаемости в эти годы. Абсолютное число абортов и их частота в расчете на 1000 женщин 15-49 лет в эти годы продолжали снижаться2. И все же, хотя динамика уровня абортов внешне выглядит обнадеживающей, уровень абортов остается самым высоким в мире. В 1994 г. в России в расчете на 100 родов приходилось 217 абортов, за нами следовала Румыния -215, затем с большим отрывом Эстония - 158, Украина - 153, с еще большим отрывом Болгария - 127 (1993 г.) и Латвия (1994 г.) - 110. Для сравнения, к примеру, во многих развитых странах с низкой рождаемостью уровень абортов намного ниже. Так, в том же 1994 г. в Швеции число абортов на 100 родов составляло 29, в 1993 г. в Германии - 14, в Великобритании - 24, в Норвегии - 25, в Финляндии - 16, в Испании - 123. В одной из относительно недавних публикаций заместитель Министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Н.Ваганов отметил, что "открыто говорить о контрацептивах, об абортах мы начали лишь два-три года тому назад"4. Однако, по его же мнению, механически переносить к нам западные стандарты контрацептивного поведения не стоит. Гормональные препараты приживаются в России с трудом. К ним с недоверием относятся гинекологи, особенно закончившие институты 10-15 и более лет тому назад. Не исключено, что некоторые из них относятся с предубеждением к гормональным контрацептивам также и из опасений, что сокращение числа абортов понизит их доходы. Поэтому многие из них выступают против гормональных средств. Боятся гормональной контрацепции и женщины, запуганные такими врачами, их страшит даже само слово "гормоны". Купить гормональные таблетки сейчас можно и без рецепта, но лишь 4,6% женщин принимают их под контролем врача (по данным Минздрава России на конец 1995 г.). Некоторые женщины (число которых никому неизвестно) используют эти таблетки без учета медицинских противопоказаний и, не всегда соблюдая график приема данных средств, что нередко вызывает осложнения и не всегда гарантирует от зачатия. Сама по себе моральная приемлемость аборта является фактором, противодействующим переходу населения к современным средствам контрацепции: лишь 15% женщин считают аборт психологической травмой5. Все же, в последние 2-3 года происходят положительные сдвиги в направлении профилактики абортов путем их замещения безопасными, удобными и эффективными средствами контрацепции, прежде всего гормональными и внутриматочными, а также контрацептивной стерилизацией. В стране принята и функционирует с 1991 г. (фактически с 1993 г.) федеральная государственная программа "Планирование семьи", параллельно с которой уже 50 российских территорий разработали и осуществляют свои региональные программы на основе местных бюджетов. К участию в финансировании и организации программ планирования семьи привлекаются общественные и частные организации. Создана служба планирования семьи на государственном уровне. В 85 регионах уже работает более 150 центров планирования семьи и несколько десятков клиник. Успешно функционирует Ассоциация планирования семьи, имеющая 50 филиалов в различных регионах страны. Этой Ассоциацией также созданы три молодежных центра в Москве, Ставрополе и Туле. Еще восемь молодежных центров со схожими задачами были организованы местными администрациями в Астрахани, Барнауле, Ижевске, Миассе, Рязани, Смоленске, Ульяновске, Хабаровске. 2 Нужно учитывать, что официальная статистика абортов недооценивает их число за счет производства части абортов (вероятнее всего, растущей) в коммерческой сфере здравоохранения, пока еще не охватываемой в достаточной мере государственной статистикой. 3 Население России: Третий ежегодный демографический доклад./Отв. ред. А.Г. Вишневский. 1995. М.: Центр демографии и экологии человека, 1996. С. 55. 4 Московская правда. 1996. 20 февраля. С. 2. 5 Мельников А. Проблема//Независимая газета. 1995. 19 октября. Удельный вес женщин, использующих современные (оральные и внутриматочные) средства контрацепции, возрос с 22,3% в 1992 г. до 23,6% в 1995 г. За тот же период число случаев хирургической стерилизации увеличилось с 9,7 тыс. до 15,1 тыс. операций (по данным Минздрава России). Правда, если сопоставить эти данные с числом женщин репродуктивного возраста, то показатели оказываются ничтожно малыми (на 1000 женщин 15-49 лет в 1995 г. - 0,40%). Таким образом, положение с планированием семьи еще очень далеко от удовлетворительного. Как признают сами медики - организаторы службы планирования семьи, замена абортов средствами контрацепции происходит очень медленно. Увеличивается число абортов у подростков и первобеременных, что грозит им бесплодием и подрывом здоровья. В стране сохраняется высокий уровень материнской смертности, каждый четвертый из ее случаев связан с последствиями абортов, особенно криминальных6. Но, сознавая большую опасность абортов для здоровья женщин и их будущего потомства, медики почти единодушно выступают против перспективы законодательного запрещения производства абортов по желанию женщин. Такое запрещение могло бы только загнать аборты в подполье и сделать их еще более опасными. Наша страна имеет подобный исторический опыт. В 1936 г. аборты были запрещены, что вызвало лишь кратковременный всплеск рождаемости. Позднейшие исследования показали, что и в период запрета абортов с 1936 по 1955 г. они были широко распространены, несмотря на угрозы серьезного уголовного преследования. Подобный же опыт имеет и Румыния, где аборты были запрещены в период с 1966 г. по 1989 г. Однако не все работники органов управления, очевидно, изучают историю. В связи с резким обострением демографической ситуации в России, время от времени возникают предложения "подправить" положение дел радикальными мерами, в том числе и путем запрещения абортов. В этом же направлении будируют общественное мнение организации типа известной организации "Право на жизнь" ("Pro Life"), а также и представители православной церкви. Поэтому представляется весьма актуальным опрос специалистов самых разных отраслей знания и деятельности по вопросам планирования семьи вообще, и абортов - в частности. В январе-феврале 1996 г. был проведен экспертный опрос по проблеме абортов в России7. Задачами исследования были: - выяснение отношения экспертов к проблемам легитимности и моральной приемлемости аборта как средства регулирования деторождения; - изучение мнений экспертов о моральной оценке искусственного аборта в зависимости от их представлений о сроке начала человеческой жизни и становления личности; - выявление мнений экспертов о приемлемости действующего законодательства об абортах; - анализ представлений экспертов о допустимости регулирования людьми своей репродуктивной функции и о его наиболее приемлемых способах; - изучение отношения экспертов к аборту в зависимости от их оценки уровня и тенденций рождаемости в стране; - изучение мнений экспертов о деятельности общественных организаций, выступающих за ограничение или запрещение абортов по желанию женщин; - изучение мнений экспертов о возможных последствиях законодательного ограничения права на аборт. Всего было опрошено 89 экспертов, в число которых входили 11 докторов (медицинских, экономических и исторических наук) и 38 кандидатов (экономических, философских, медицинских, психологических и географических наук). В составе экспертов - три академика, шесть профессоров, 15 доцентов и старших научных сотрудников. По профессиональным группам эксперты распределились следующим образом: Таблица 2 Профессиональный состав экспертов
6Попов А.А. Демонополизация политики планирования семьи в России//Семья в России. 1995. № 3-4. С. 113. 7Исследование было задумано и начато директором-основателем Института международных исследований семьи, кандидатом медицинских наук Андреем Анатольевичем Поповым. Трагическая смерть в апреле 1995 г. помешала ему осуществить свои замыслы. Проект был реализован авторами настоящей статьи по разработанной ими программе и при финансовой поддержке фонда Джона Д. и Катрин Т. МакАртур. Из общего числа участников, 76 (85,4%) экспертов живут и работают в Москве, а 13 (14,6%) - в различных регионах России. Женщин в составе экспертов было 63 (70,5%), мужчин - 26 (29,5%). В числе первых вопросов экспертной анкеты был вопрос об оценке высоты уровня абортов в нашей стране. Подавляющее большинство экспертов оценили этот уровень как "слишком высокий" (58,6% ответивших) или "высокий" (33,3%), что в сумме составляет 91,9%. Только 7 из 89 экспертов (8,1%) ответили, что абортов в стране "не много, но и не мало". Как "слишком много" или "много" оценили число абортов в стране все опрошенные эксперты-демографы, социологи, специалисты по планированию семьи, проблемам биоэтики, юристы и священнослужители. Среди экспертов-депутатов Думы такую оценку дали 10 из 11 (90%), среди работников органов исполнительной власти - 8 из 9 (88,8%), медиков - 9 из 11 (81,8%), специалистов по гендерным исследованиям - 7 из 10 (66,6%). В то же время, подавляющее большинство экспертов (83 из 89, или 92,9%) считают искусственный аборт по желанию женщины в принципе правомочным. Лишь 7,1% респондентов придерживаются противоположного мнения. Среди этих последних один из 13 (8,3%) специалистов по планированию семьи, 2 из 11 (10,2%) медиков, один из 17 (6,2%) демографов и оба священника. Те эксперты, которые считают аборт правомочным, приводят в обоснование своей позиции следующие аргументы: - 16 экспертов указывают на право женщины распоряжаться своей судьбой; это право рассматривается ими как одно из основных прав человека; - 11 экспертов считают допустимым аборт как средство предотвращения нежеланных рождений; - 13 экспертов допускают правомерность аборта в случаях, когда существует угроза здоровью женщины или будущего ребенка. В отдельных анкетах приводятся и другие аргументы в пользу допустимости аборта. Надо отметить, что практически все упомянутые в анкетах мотивы допустимости аборта тесно взаимосвязаны и порой их трудно четко разделить на те или иные группы. Напротив, те немногие эксперты, которые считают аборт недопустимым, приравнивают его к убийству либо указывают на необходимость естественного завершения беременности. В анкете экспертам предлагался еще один вопрос, ответы на который также позволяют выяснить их мнение о допустимости аборта. Он звучал так: "Считаете ли Вы, что каждая беременность должна завершаться родами?". Здесь большинство экспертов также проявили лояльность к аборту. Однако в этом случае она была несколько менее ярко выражена, чем в вопросе о допустимости искусственного прерывания беременности. 69 (77,6%) экспертов ответили здесь "нет", то есть они не считают, что каждая беременность должна завершаться родами. Альтернативный ответ выбрали 20 из 89 экспертов (22,4%). У тех, кто выступает за ограничение права на производство абортов или даже за их запрещение, одним из главных аргументов является тот, что аборт - это убийство. Такой аргумент привели 19 экспертов. Среди опрошенных депутатов Думы, специалистов по гендерным исследованиям и юристов, никто не считает аборт убийством. В целом же по всей совокупности экспертов такого мнения придерживается 56,3%. Не выбрали ни одну из альтернатив "да" или "нет" по вопросу, является ли аборт убийством, 19 экспертов (21,8%). Они либо вообще не ответили на этот вопрос, либо высказали какое-то особое мнение. В этой группе встречались такие ответы: "скорее нет, чем да с учетом нашей действительности", "в зависимости от срока беременности", "не совсем", "в зависимости от ситуации и причин аборта его можно классифицировать по-разному, иногда и как убийство" и другие. Когда говорят, что аборт является убийством, то имеют в виду при этом, что человеческая жизнь начинается либо с момента зачатия, либо на ранних сроках беременности. 25 (28,27%) экспертов считают, что человеческая жизнь начинается непосредственно с момента зачатия. Такое мнение высказали 7 (53,8%) специалистов по планированию семьи, 4 медика (40%), оба священника. 19 экспертов (21,2%) высказали мнение, что человеческая жизнь начинается в период беременности. Причем разброс мнений экспертов о месяце беременности, с которого начинается человеческая жизнь, оказался весьма велик: от второго до седьмого. По мнению 32 экспертов (35,5%), человеческая жизнь начинается только после рождения. Такого мнения придерживаются два из трех опрошенных юристов, 6 из 10 специалистов по гендерным исследованиям, 5 из 9 (55,6%) социологов семьи, 8 из 17 (46,7%) демографов, 5 из 11 (45,5%) депутатов Думы. В остальных группах экспертов подобный вариант ответа встречался гораздо реже. Некоторые эксперты, высказавшие мнение, что личность формируется лишь после рождения, особо указали на связь развития человеческой личности с процессом социализации. Часть экспертов провели здесь различие между понятием человека как биологического вида и как социального существа. В связи с этим был задан вопрос: "Можно ли, по Вашему мнению, плод, находящийся в утробе матери, рассматривать как человеческую личность?". |