|
|
Афанасьев В. Г. Из исторического опыта работы Советов с крестьянсками (на архивных материалах западного региона РСФСР) // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению / Академия общественных наук при ЦК КПСС. М., 1991. С. 47-57.
|
В начало документа |
В конец документа |
Афанасьев В. Г. Из исторического опыта работы Советов с крестьянками (на архивных материалах Западного региона РСФСР) Настоящая работа имеет целью рассмотреть и обобщить некоторый опыт деятельности местных Советов под руководством парторганизаций среди крестьянок по повышению их социальной активности в период с выдвижения XIII съездом РКП(б) и октябрьским (1924 г.) Пленумом ЦК курса на оживление Советов до конца восстановительного периода. Исследование осуществлено на материалах Брянской, Калужской и Смоленской губерний, имевших много общего в экономическом и культурном развитии. Эти губернии относились к числу экономически и культурно отсталых и в рассматриваемые годы сохраняли ярко выраженный аграрный характер. Рабочий класс (и в том числе его женская часть) был в этом регионе невелик - около 10% населения, в то время как в среднем по стране он составлял 20%. Для сельской местности в этих губерниях характерными были мелкие населенные пункты - деревни, часто из 8-12 дворов. Эти западные губернии РСФСР были среди первых в стране по количеству крестьян, живших на хуторах и отрубах, что затрудняло культурно-просветительную, политико-массовую работу, проведение выборов в Советы, отчетов перед населением и т.д. Все это предопределило некоторые специфические особенности в деятельности местных Советов среди крестьянок в этом регионе. К концу гражданской войны в стране образовалась диспропорция между мужским и женским населением - женщин было на 5 млн больше - следствие потерь, понесенных в годы Первой мировой и гражданской войн. В силу этого Советская власть и Коммунистическая партия и морально, и политически были заинтересованы в повышении идейного уровня трудящихся женщин, их общественно-политической активности, в вовлечении женщин в социалистическое строительство. Особенно большие трудности представляла работа среди трудящихся крестьянок, составляющих основную часть женского населения страны. В подавляющем большинстве неграмотные (в лучшем случае малограмотные), занятые тяжелейшим трудом (все равно в батрачках у кулаков или в своем бедняцком или середняцком хозяйстве), они были религиознее мужчин, пассивнее относились к общественным делам. Советская власть установила равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизни, в том числе и в политической. В декретах Советского правительства, в первой Советской Конституции (1918 г.) было закреплено политическое равноправие женщин и мужчин, право каждого трудящегося независимо от пола избирать и быть избранным в органы власти - Советы. Были отменены всякие ограничения на работу женщин в государственных учреждениях. Для изменения социального положения крестьянок особенно важное значение имело предоставление на равных с мужчинами прав на землю. (До революции крестьянка не могла получить земельный надел.) Однако необходимо было добиться, чтобы крестьянки научились пользоваться своими конституционными правами. И начинать надо было с преодоления общественно-политической пассивности большинства крестьянок, с поголовного привлечения их к выборам в органы власти на местах и к участию в деятельности этих органов. Поэтому В.И.Ленин, излагая первые шаги Советского правительства в этом направлении, говорил: "Мы втягиваем женщин в работу советского хозяйства, управления, в законодательство и в правительственную работу. Мы открываем им двери всех курсов и учебных заведений, чтобы повысить их профессиональную и социальную подготовку". Таким образом, не ограничиваясь формальным признанием прав женщин. Коммунистическая партия и Советская власть сразу взялись за дело исключительной сложности - приобщение крестьянок к участию в выборах и к практической работе в органах власти, к управлению делами общества. Но эта работа проходила в очень сложных условиях, связанных, в частности, с наличием определенных консервативных привычек и традиций в крестьянской среде. По обычаю общественными делами в деревне занимались только главы семей. Женщины, взрослые сыновья, если они не отделились хозяйством, и другие члены семьи в деревенских сходах, собраниях и разного рода выборах ранее не участвовали. Партийные и советские органы понимали, что эта работа на долгое время, но с тем большей энергией начинали разворачивать ее на местах, даже в период гражданской войны и в трудных условиях перехода к восстановлению народного хозяйства. Уже в первые годы после Октябрьской революции деятельность среди тружениц села была организационно выделена. При партийных комитетах были созданы комиссии по работе среди женщин, преобразованные затем (сентябрь 1919 г.) в отделы партийных комитетов. С 1919 г. женотделы начали систематически связываться с деревней, в первую очередь, ища опору в своей работе среди работниц совхозов и уже оттуда проникая в гущу крестьянской массы. Окончание гражданской войны создало объективные условия для расширения и углубления этой деятельности. УШ Всероссийский съезд Советов (декабрь 1920 г.) принял решение и введении работниц и крестьянок во все органы хозяйственного управления _____________________________________________ I. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т.2. С.581-582. и утвердил закон, учреждавший институт практиканток в советских органах. Однако сил на местах для быстрого расширения работы с крестьянками было ко времени окончания гражданской войны крайне мало. Как отмечал В.И.Ленин в тот период, работа в сельской местности шла еще не по-государственному, а по-кустарному. Не только женотделы, но и отделы по работе в деревне организованы были пока далеко не при всех уездных комитетах РКП(б). Лишь в четвертой части волостей имелись партийные волостные руководители. Женщин-коммунисток в составе волостных и даже уездных парторганизаций, т.е. тех организаций, которые непосредственно соприкасались с массами крестьянок, насчитывались единицы. Удельный вес коммунисток в массе женского населения был еще меньше удельного веса всех членов партии в общей массе населения. Так, в Козельском уезде Калужской губернии из 73 727 женщин только 7 были коммунистками. Трудно было подбирать для работы в деревне и коммунисток из губернских центров аграрного Запада РСФСР, в которых рабочий класс был малочисленным. В Калуге на 23 249 трудящихся женщин приходилась 101 коммунистка. В начале 1921 г. в Смоленской губернской парторганизации женщины составляли 8,5%. К работе среди крестьянок в условиях нехватки коммунисток привлекались и мужчины-коммунисты. Но следует отметить малочисленность деревенских парторганизаций вообще. В Лихновском уезде, к примеру, один коммунист приходился на 783 проживающих, в Калужском уезде коммунисты составляли 0,14%. Волостные организации РКП(б) к началу восстановительного периода в большинстве случаев имели не больше двух-трех ячеек, из которых одна, как правило, находилась в волостном центре. На одну ячейку приходилось в среднем 15-20, а иногда и до 50 селений. Таким образом, в конце гражданской войны и в первые годы восстановительного периода шел процесс создания аппарата, необходимого для широкой планомерной и систематической деятельности партии в деревне, в том числе и специального аппарата работы среди женщин, впервые опробывались разнообразные формы и методы работы среди селянок . Но в деревне эта работа еще не получила сколько-нибудь значительной интенсивности. Хотя уже были сделаны первые шаги в создании института делегаток и наиболее активные из них оставлялись в штатах исполкомов Советов, но число их было невелико. Незначительную долю процента в исполкомах и сельсоветах составляли крестьянки. В партийных документах того периода отмечены тяга крестьянок к организованности и их стремление включиться в общественную жизнь. Постепенный рост активности крестьянок был обусловлен и их растущей экономической независимостью, и общим повышением общественно-политической активности масс. Но в целом работа с крестьянками имела еще много недостатков. Комиссия ВЦИК, обследовавшая Калужскую губернию, пришла к выводу, что "вовлечение широких масс крестьянства, в особенности женщин, в советское строительство идет вяло". Это было связано и со слабой вообще еще работой советских органов в деревне. Так, по РСФСР на перевыборах сельских Советов в 1923 г. явка избирателей составила 37,2%, а в 1924 г. даже ниже - 28,9%. Среди причин, мешавших поднять деятельность низовых Советов на качественно новый уровень, следует назвать, прежде всего, недостаток опыта работы в условиях нэпа и малочисленность подготовленных кадров на местах, особенно на сельском, волостном, уездном уровнях. ХШ съезд партии (май 1924 г.) в резолюции по отчетному докладу ЦК предложил обратить "особое внимание всей партии на необходимость усиления работы среди работниц и крестьянок и продвижения их во все выборные органы". На съезде была проведена мысль, что крестьянок необходимо терпеливо и внимательно учить работать в этих органах, прививать им, пусть постепенно, навыки управления. Журнал "Работница" в 1924 г. опубликовал серию статей, освещавших задачи, стоявшие перед женщинами-депутатами. ___________________________________________ 1. 2. 3. КПСС в резолюциях... Т.3. М., 1970. С.40. @52 Было обращено особое внимание на проведение в жизнь законов, касающихся женщин, содействие политическому просвещению крестьянок, ликвидацию неграмотности и малограмотности среди сельских женщин. В результате общего роста партийных организаций, усилившейся организационной и политико-массовой работы в сельской местности увеличилось участие крестьянок в выборах. В Калужской губернии в октябре-декабре 1924 г. из общего числа избирательниц на перевыборных собраниях присутствовало 23% крестьянок. На Смоленщине осенью 1924 г. в предвыборных собраниях участвовало 8-10% крестьянок, а в перевыборах сельсовета -17%. На Брянщине зимой 1924/25 г. приняли участие в перевыборах 9,1% женщин. Последовали сдвиги в деле вовлечения крестьянок в органы власти. В Калужской губернии летом 1924 г. к практической работе Советов было привлечено 66 крестьянок, из них одна была избрана в уездный исполком, 7 - в волостные исполкомы, 58 - в сельсоветы. К декабрю 1924 г. в деятельности Советов принимало участие уже более шестисот крестьянок. Особенно выросло число крестьянок, избранных в сельсоветы, некоторые из них стали председателями сельсоветов. Одна крестьянка из Калужской губернии была избрана в члены губисполкома, две кандидатами в члены уисполкомов и несколько - кандидатами в члены сельсоветов. Также выросло представительство крестьянок в советских органах Брянщины. Если в 1923 г. женщин среди членов сельсоветов этой губернии была 21, в волисполкомах - 2, в уисполкомах - 3, и в губисполкоме - I, то по сведениям, приведенным на Х Брянской губернской партконференции (май 1924 г.), среди членов сельсоветов насчитывалось 106 женщин, в волисполкомах - 2, в уисполкомах - 3 члена и 2 кандидата, в губисполкоме - 2. На следующей, XI губпартконференции приводились данные о кампании по привлечению женщин; особенно крестьянок, к советской работе. В результате "в некоторых местах вовлечение женщин в Советы выразилось в размере 25% от числа членов Советов". По сравнению с предыдущими выборами рост удельного веса крестьянок в Советах после выборов конца 1924 г. был повсеместный и кое-где значительный, но все-таки женщины составляли еще меньшинство в органах власти. В Советы в сельской местности по инициативе партийных и комсомольских ячеек выдвигалось гораздо больше крестьянок, чем проходило на выборах. Это было связано как с предубеждением, сохранившимся еще среди значительной части крестьянства (не только мужчин, но и женщин), против участия женщин в общественной работе, так и с отсутствием опыта у крестьянок ведения общественных дел. Трудной проблемой являлось научить избранных в Советы женщин, и особенно крестьянок, справляться со своими обязанностями. Даже прошедшие школу делегатских собраний женщины далеко не сразу приобретали достаточные навыки и знания, необходимые для безупречного исполнения сложных депутатских обязанностей, для завоевания прочного авторитета среди населения. Отсутствие навыков общественной работы, недостаточная общеобразовательная подготовка, а поэтому и пассивность являлись следствием приниженного положения женщин в старом обществе. Партийные и советские органы принимали меры к тому, чтобы постепенно приучить женщин к участию в делах управления. Так, Смоленский губисполком обратился со специальным письмом в уисполкомы, в котором категорически осудил практику отзыва депутаток под предлогом того, что они не справлялись со своими функциями, не пользовались авторитетом среди населения: "I) Не допускать отзыва и смещения выборного состава ВИКов по мотивам, изложенным выше. 2) В тех случаях, когда работник ВИКа не справляется с порученной ему работой, УИК обязан принять все возможные меры к тому, чтобы помочь товарищу научиться правильно и своевременно выполнять возлагаемые на него обязанности". Если сравнить данные об участии женщин в деятельности местных Советов по трем западным губерниям и в целом по РСФСР, то увидим, что картина довольно схожа. По РСФСР в сельсоветах в конце 1924 г. женщин насчитывалось 7,9%. Приблизительно одинаковый удельный весь крестьянок в местных органах власти, как в западных губерниях, так и в целом по РСФСР объясняется уравновешивающим действием ряда факторов. С одной стороны, тем, что западные губернии были аграрными и в них отсутствовали крупные промышленные центры, уездные города имели, как правило, крайне малочисленный слой рабочих (в сельской местности преобладали мелкие деревни, выселки, хутора, что затрудняло работу среди крестьянок). С другой стороны, тем, что приобретенный парторганизациями в годы гражданской войны определенный опыт работы, когда эти губернии были тыловыми, и коллективное шефство над деревней Западного региона трудящихся московских предприятий позволяло преодолевать возникавшие трудности. В апреле 1925 г. Х1У конференция РКП(б) еще раз обратила внимание на то, что задаче выдвижения на ответственные посты в Советах тружениц села необходимо уделять еще больше внимания всем парторганизациям, помня, что "эта работа есть не только работа отделов работниц и крестьянок, но дело всей партии в целом". В июне 1925 г. бюро ЦК приняло постановление "Мероприятия по усилению работы среди крестьянок". В нем указывалось на то, что местные парторганизации должны всемерно содействовать проведению подготовки и переподготовки кадров крестьянок-общественниц, а наиболее активных и способных выдвигать на ответственную работу. Исходя из установок ЦК партии и Ш съезда Советов (май 1925 г.), ЦИК СССР перед избирательной кампанией 1925 г. направил на места письмо "О работе среди крестьянок в Советах", в котором дал указание усилить массовую работу среди сельских тружениц, разъясняя им их гражданские права и обязанности. ЦК также указал считать неправомочными и кассировать выборы, прошедшие без широкого участия избирательниц. Выборам в 1925 г. предшествовала большая политико-массовая кампания. Например, Смоленским губисполкомом была разработана инструкция, требовавшая уделить женщинам особое внимание в ходе отчетной и перевыборной кампаний, улучшить агитационно-массовую работу среди них. Основными формами подготовки крестьянок к выборам явились уездные, волостные и сельские конференции, собрания и деревенские сходы. На них разъяснялись политика партии, цели Советской власти, задачи местных органов власти. Прежние составы Советов отчитывались перед избирателями. Возросло участие в этой деятельности делегаток. На Брянщине, по данным XI и ХП губернских партийных конференций, в начале 1924 г. в подготовке перевыборов Советов участвовало 12,3% делегаток (к общему их числу), а в конце 1925 г. - 38,3%. Каждодневную работу в деревнях, на хуторах и выселках вели женорганизаторы. Они ходили по деревням, разъясняли на собраниях сущность Советской власти, советские законы, права крестьянок. Удалось организовать актив и через него привлечь крестьянок к общественной жизни. Энергичное претворение в жизнь партийными организациями и советскими органами на местах установок ЦК партии и правительства способствовало росту активности крестьянок на выборах 1925 г. Эта избирательная кампания прошла более организованно, хотя в ней участвовали еще далеко не все избиратели и избирательницы. На Смоленщине участие женщин в выборах по сравнению с предыдущими выросло приблизительно в 3 раза и составило 28,1%. В Калужской губернии в перевыборах сельсоветов участвовало 33,2% избирателей, причем треть явившихся на избирательные участки составили крестьянки. Сдвиги в привычках, обычаях, настроениях происходили постепенно. Нельзя преуменьшать трудности, которые приходилось преодолевать партийным и советским органам в деревне. Медленный рост участия крестьянок в предвыборных и прочих собраниях и в собственно выборах по-прежнему объяснялся, как отмечалось в отчете Калужского губисполкома, "крепко держащейся среди крестьян привычкой являться на собрания только домохозяевам. ...Женщины до сих пор считают посещение собраний мужским делом и... по домашним условиям они часто не могут посещать собрания". Часто причиной низкой общественно-политической активности являлась религиозность. Так, в тех районах Калужской губернии, где было распространено старообрядчество, женщины по обычаю этой секты считали неприличным посещать собрания и выборы. Уровень участия в выборах крестьянок зависел и от степени сознательности мужской части сельского населения, т.е. общее состояние идейно-воспитательной работы в деревне в целом отражалось самым непосредственным образом и на общественно-политической активности женщин, и это отмечается во многих документах. Партийные, комсомольские организации и советские органы, понимая, что изолированная работа только с крестьянками не могла дать достаточный эффект, последовательно наращивали деятельность среди всего крестьянства. За счет усиления работы, как среди женского, так и среди мужского населения деревни представительство женщин в Советах в ходе выборов 1925 г. в западных губерниях возросло в 2-5 раз. Конечно, процент крестьянок среди депутатов Советов еще далеко не соответствовал удельному весу женщин в общей массе сельского населения. Итоги проделанной работы по повышению общественно-политической активности женщин могут показаться на первый взгляд, незначительными, если не увидеть за этими вроде бы небольшими сдвигами начавшийся важнейший перелом в настроениях, в мировоззрении, даже в психологии широких слоев крестьянства, новое отношение к женщине, немыслимое до революции. В деревне постепенно, но необратимо шли те же процессы, что и в городе. С ростом политической сознательности, культурного уровня трудовые слои крестьянства - бедняки, середняки, батраки - начинали лучше понимать политику партии в женском вопросе и голосовать на выборах за кандидатуры коммунисток, комсомолок, делегаток, крестьянок-общественниц. Все больше крестьянок приобретали навыки общественной деятельности. Архивные документы свидетельствуют, что в аграрных губерниях Запада РСФСР был накоплен в годы восстановительного периода достаточно большой арсенал опробованных на практике средств, форм и методов работы среди женщин села. К сожалению, начиная с 30-х гг. эта работа была значительно ослаблена, обеднена. В связи с Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. "О реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)" было принято решение о ликвидации женотделов парткомов (пока еще за исключением восточных районов, в которых женотделы были ликвидированы на несколько лет позже). Вместо женотделов с 1930 г. действовали женсектора, ликвидированные в 1934 г. окончательно. Как выразился, курировавший женотделы ко времени их ликвидации секретарь ЦК Л.Каганович, "женотдел закончил круг своего развития". Эта недостаточно обоснованная и проведенная поспешно реорганизация отрицательно сказалась и на деятельности Советов, тем более в условиях сталинского курса на форсирование сплошной коллективизации сельского хозяйства. Несмотря на многочисленные общие декларации о важности усиления деятельности партийных, советских, общественных организаций среди женщин, в последующие десятилетия многие эффективные формы использовались слабо, формально. Воссоздание советов женщин в годы перестройки дало перспективы совершенствования этой работы. В условиях демократизации советского общества появляется возможность лучше учитывать специфические интересы женщин. Однако положительный опыт 20-х гг. следует использовать продуманно, а не переносить механически те или иные отдельные методы в наше время. В современных условиях, когда повышается роль Советов как подлинных органов власти, целесообразнее добиваться большего внимания со стороны именно советских органов всех ступеней к обеспечению интересов женщин во всех сферах: экономической, культурной, социальной, бытовой и других.
|