Женская пресса

Ажгихина Н. И. "Железная леди" или Баба Яга? "Женская тема" в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" / МЦГИ. М., 1997. С. 43-46.
 
В начало документа
В конец документа

Ажгихина Н. И.

"Железная леди" или Баба Яга? "Женская тема" в современной российской прессе


Женские образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. Не будет преувеличением сказать, что именно эти образы и стереотипы во многом определяли в прессе "лицо эпохи", а также идеологический вектор, эпохе созвучный. Заинтересовавшись "коллективным портретом" периода тридцатых годов, мы с коллегами проштудировали подшивки журнала "Огонек". Удивлению нашему не было предела: вместо обилия погромных статей о политических процессах (которых, кстати, вообще в журнале практически не было - только немногочисленные официальные сообщения, очень сухие и краткие) на страницах издания мы обнаружили невероятное количество очерков о советских женщинах, а также фотографий. Вообще подавляющее количество иллюстраций - более 70 процентов - составляли женские портреты, в интерьере трудовой деятельности или "парадные", в полный рост; улыбающиеся и переполненные энтузиазмом и счастьем лица ткачих и пианисток, сбросивших паранджу гордых жительниц Востока и северянок, пионерок, спортсменок, летчиц... Именно они - тщательно отретушированные и мастерски исполненные, поданные щедро - в полполосы или на целую "огоньковскую" полосу - и представили слепок и образ эпохи.

Практически на всех ступенях развития советского общества образы женщин использовались в журналистике как мощное пропагандистское средство - не только в силу их экспрессивности и действенности (сотни летчиков рвались в бой отомстить за Марину Раскову, а девочки мечтали "делать жизнь" с Ули Громовой или Зоей Космодемьянской), и даже не потому что активная жизненная позиция женщин, которым советская власть дала равноправие и возможность участия в общественной практике, как нельзя более выигрышно иллюстрировала неоспоримые преимущества социализма. Эти образы, отшлифованные прессой, давали идеологии неоценимый инструмент и способ влияния на самые потаенные уровни общественного сознания, подсказывая не только способ мысли, но и способ чувства, создавая новые поведенческие и эмоциональные модели. В этом смысле женские стереотипы были несомненной находкой и выполняли роль не просто красноречивой иллюстрации, но непосредственной - и важной - части советской идеологии.

Неудивительно, что в период "оттепели", когда возникла возможность некоторого, тщательно спрятанного в одежды "эзопова языка", плюрализма точек Зрения в тех или иных конкретных сферах, дискуссия немедленно затронула и "женскую тему". Если, скажем, официозная печать по-прежнему пропагандировала

 

многостаночниц и ударниц труда, то "левая альтернативная" периодика, ориентированная на западные ценности, немедленно взяла на вооружение образ "девушки, сошедшей с журнала мод", пассивной в общественном, но активной в личном, подчеркнуто зависимой от мужчины. А "право-альтернативные", новоявленные почвенники, противопоставили официальному традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой. В годы застоя можно было даже не читать внимательно публикации о женщинах в том или ином издании - роли были распределены. Если "Правда" по-прежнему трактовала женщину как "работницу и мать" (формулировка Н.К.Крупской, которой партийная печать руководствовалась десятилетиями), то, скажем в "Литературной газете" или "Юности" скорее всего появлялись материалы о тех, кто решил посвятить себя мужчине или семейному очагу - и это однозначно воспринималось либеральной интеллигенцией как признак "демократического взгляда на мир". Неудивительно и то, что с началом перестройки, когда все старые идеологические каноны были разрушены, "альтернативный канон", пришедший из либеральной и самиздатской периодики, занял роль официального. Это было справедливо и по отношению к "женской теме". Если до перестройки магистральным был имидж бой-бабы, депутатки и коммунистки, то в конце 80-х центральное место в периодике занял образ женщины домашней. Идея "естественного предназначения женщины" прежде всего как жены и матери присутствовала во всех практически демократических изданиях - в том числе и с легкой руки М.Горбачева, неоднократно заявлявшего о том, что "нужно освободить женщин от непосильного труда и дать им возможность больше бывать дома". Горбачев хотел, конечно, как лучше - и имел в виду возможность выбора для женщин, которой они не имели в результате тотальной трудовой повинности. Но вышло так, что идеалом женщины в прессе стала именно домохозяйка, подруга мужчины-деятеля (позднее - "нового русского", характерна фраза из рекламы "женщина - Друг бизнесмена"), деловая же женщина была представлена в негативном плане - как неудачница в личной жизни, лишенная всего человеческого "деловуха" или просто монстр, вроде Бабы-Яги. К 1991-93 годам - периоду расцвета новой периодики - женские образы в подавляющем большинстве изданий сводились собственно к двум: домохозяйки и фотомодели, победительницы конкурса красоты, имеющей перспективу стать подругой бизнесмена и домохозяйкой же (апофеозом можно считать публикацию в некогда пуританской "Правде", которая назвала победительницу конкурса "Мисс Вселенная" Юлию Курочкину самой большой российской патриоткой).

Современная пресса, представленная многообразием самых разнородных изданий, и соответственно - оценок и подходов, позволяет предположить некоторое многообразие и в интерпретации женских образов - а стало быть, и интерпретации идеи предназначения женщины в обществе. Результаты недавнего исследования, проведенного Ассоциацией журналисток, обнаружили довольно любопытные тенденции. В поле зрения исследователей попали национальные, московские и региональные издания: газеты "Известия", "Сегодня", "Московский комсомолец", еженедельники "Аргументы и факты", "Я молодой", региональные периодические издания, а также журналы для женщин "Работница" и "Крестьянка".

Оказалось, что общая доля материалов на "женскую тему" во всех изданиях (кроме "Работницы" и "Крестьянки") невелика. В "Известиях" они составляют всего лишь 1 процент от всех публикаций. В "Известиях" публикуются статьи и интервью, преимущественно посвященные деятельницам культуры и искусства и практически не представлены женщины в качестве экспертов или комментаторов важных событий, а также участников политического процесса. Любимая героиня газеты - домохозяйка, жена представителя элиты российского бизнеса (при этом подчеркивается, что в отличие от новичков-предпринимателей, семьи элиты - крепкие, жена здесь как правило - выпускница престижного вуза, помощница и советчица).

В "Сегодня" количество материалов о женщинах также невелико - в общей площади газетных полос они занимают чуть более 1 процента. Однако качество и направленность их принципиально иные: публикации распределяются более или менее равномерно по разделам "культура", "общественная жизнь", "социальная жизнь". Большинство публикаций носит информационный характер, героем принципиального выступления женщины становятся довольно редко, мнение женщин в основном приводится как фон ("Белла Куркова опасается дестабилизации в регионе", "солдатские матери требуют прекратить войну" и т.д.). Нет женщин на полосах экономики, нет женщин-экспертов по вопросам жизни государства. В то же время о женщинах довольно часто вспоминают на полосах, посвященных международной политике (прежде всего в связи с тем, что во многих странах женщины занимают ключевые позиции в государстве и находятся в центре внимания общественности и журналистов). В то же время никакой специфической "женской окраски" такие материалы не несут, и разговор о женском стиле в политике не возникал ни разу. В целом же героини газеты - люди с активной жизненной позицией, они постоянно в действии: Брижит Бардо борется за защиту животных, американские женщины - за свои права в мире мужчин, петербургские женщины-полицейские - за гуманизм. Общая гуманистическая направленность публикаций о женщине очевидна. Особого внимания заслуживает тема Чеченской войны - еще и потому, что большинство военных корреспондентов газеты - женщины: в частности, в "Сегодня" впервые было рассказано о мифологическом образе "снайпера в белых колготках", о женщинах в зоне военных действий. К сожалению, специальной темой это так и не стало, будучи включенным в общий обзор событий.

Газета "Московский комсомолец" дает чрезвычайно богатый материал для размышлений - непосредственно материалов о женщинах на ее страницах немного, зато многочисленны "лирические отступления" и замечания о женщинах. Наибольшее число публикаций о женщинах в МК - в разделе "социальная жизнь" и "разное", причем социальная жизнь представлена прежде всего информацией о преступлениях (эксперт газеты утверждает, что 80% преступлений совершается с участием женщин - не уточняя, правда, в каких случаях женщина является соучастницей, а в каких - жертвой). Политическая сфера затрагивает женщин лишь косвенно- например, упоминанием о том, что Черномырдин "всем своим видом показал, что ему приятно видеть живую Светлану Сорокину", или сообщением о том, что Хакамада "пришла на презентацию с другом" (в разделе "светская хроника"). Женщины-предпринимательницы появляются эпизодически - не забыв при этом заметить, что бизнес для них что-то вроде хобби, а вообще они "вполне нормальные". Практические советы, адресованные женщинам (прежде всего в области медицины) публикуются на специализированных страницах "Прививка", "Ты и я", "Родительское собрание". Чеченская тема включает короткие информации о солдатских матерях и "белых колготках", которых газета не считает мифом, но описывает живо и с интересом ("красивая, круглолицая, сероглазая, с короткой стрижкой, в камуфляже", - рассказ одного из солдат). Больше всего газета пишет об актрисах. Женщин-политиков практически нет среди героев принципиальных публикаций. Программное заявление на тему "Женщины и политика" принадлежит А.Аронову в статье о претендентках на президентское кресло (Галина Старовойтова и Элла Памфилова). "В президентской тоге, сшитой по моде парижским кутюрье, они выглядели бы очаровательно. Я бы в них влюбился сразу в обеих. Но голосовать бы не стал. Мы тут не в Индии. Женщину начальником не выберем". Это "лирическое отступление" в материале "Бог в деталях" принципиально отражает тенденции в освещении "женской темы" в издании в целом.

"Аргументы и факты" также не балуют женщин излишним вниманием - процент публикаций в общей массе примерно тот же. Характерно, что "АиФ" предпочитают героиню-маргиналку: проститутку, бомжиху, преступницу. Редко - звезду эстрады. Обычной трудящейся женщины на страницах еженедельника нет.

Другое дело - приложение к "АиФ" "Я молодой" - там девушек хоть отбавляй. Преимущественно полуодетых или вовсе обнаженных. Женщина в публикациях издания определенно трактуется как сексуальный объект, все остальные ее качества оцениваются как явно второстепенные.

Региональные издания (было проанализировано около 20 городских и районных газет, а также областных изданий центральной и южной России) также предоставляют в целом не более 1 % площади "женской теме", причем в местной печати проблематика эта занимает менее значительное положение, чем в центральных газетах. Сказывается и тот фактор, что в целом районки сохраняют традиционный "советский" облик, и то, что по всей видимости в жизни регионов женщины пока еще не играют заметной роли. Женщина-предприниматель как героиня в газетах редка так же, как и женщина-политик. Больше всего материалов посвящено социальным темам, и спектр их широк - проституция, раннее материнство, многодетные семьи, женское здравоохранение. Подавляющее большинство таких публикаций выдержаны в традиционной манере рассказа о "женщинах-труженицах" советской поры в канун 8 марта. Попадаются материалы о моде и о взаимоотношениях между полами - они выполняют как правило развлекательную функцию. Материалов, рассчитанных на женскую часть аудитории, практически нет нигде.

Интересно наблюдать и трансформацию типично "женских изданий" типа журналов "Работница" и "Крестьянка". Отказавшись от старых форм, они быстро перестроились и в чем-то стали походить на отечественных двойников западных "дамских" изданий. Вместо восторженного очерка о скотнице теперь в "Крестьянке" можно прочесть об основах учения Блавацкой, узнать новый рецепт домашнего вина и научиться угождать мужу в момент запоя. В "Работнице" первой в рейтинге популярности тем стабильно расположилось "рукоделие", далее следуют "досуг", "культура", "семья", "кухня" и "литературная страница", "политика" завершает список из 20 пунктов. По объему лидируют публикации о литературе, затем следуют "культура", "досуг", "рукоделие", "семья", "оккультизм". Политика также замыкает перечень.

Остается добавить - подавляющее большинство материалов на "женскую тему" (в том числе и те, которые представляют женщину карикатурно или в качестве сексуального объекта, а также просто полной идиоткой) - написаны авторами-женщинами.

Все сказанное позволяет сделать два вывода. Первый сводится к тому, что современная российская печать не имеет в настоящий момент единодушного мнения о женщине, не предлагает какую бы то ни было единую концепцию ее предназначения в обществе, а стало быть, дает возможность для развития подлинного плюрализма в освоении и интерпретации данной проблемы. И второй - "женская тема" недостаточно представлена в периодике и не отражает реального положения дел. Женская аудитория (а женщины составляют 53% населения России) не востребована и не пользуется вниманием газет - 1 % от всей газетной площади, посвященный женщинам, говорит сам за себя. Остается надеяться на то, что ситуация в будущем все-таки изменится в пользу женщин. Хотя для того, чтобы это произошло, "женская тема", скорее всего, должна выйти из "подполья" не только в журналистике, но и в масштабах общества в целом.