Политика

Безлепкина Л. Ф. Государственная политика в отношении женщин // Интеграция женщин в процесс общественного развития. Часть 1. М., Луч, 1994. С. 3-14.
 
В начало документа
В конец документа

Безлепкина Л. Ф.

Государственная политика в отношении женщин


В предлагаемом читателю сборнике проанализирован опыт государственной политики разных стран в отношении женщин. Он дает весьма широкое представление о достигнутых результатах, а также о тех проблемах и противоречиях, с которыми сталкивается сегодня западное общество на пути интеграции женщин в процесс социально-экономического развития.

Этот сборник может представить особый интерес для тех, кто стремится расширить знания в этой области и переосмыслить то многое, что делалось все эти годы в связи с решением "женского вопроса" в нашей стране.

Государственная политика в отношении женщин в нашей стране была все это время направлена на активное вовлечение женщин в общественную и политическую жизнь, в общественное производство. Как следствие, женщины оказались активно занятыми практически во всех сферах народного хозяйства. Принятое законодательство провозглашало равноправие граждан, декларировало полное отсутствие дискриминации в отношении женщин, признавало материнство социальной функцией, что сопровождалось обеспечением определенного уровня социальной защиты.

Вместе с тем нельзя не видеть того, что наличие прогрессивных законодательных актов и приведение их в соответствие с передовыми международными нормами автоматически не обеспечивали решение вопросов равноправия женщин и мужчин. Этот процесс тормозился отсутствием не только объективных условий для реализации провозглашенных прав, но и эффективного механизма реализации и контроля за исполнением принимаемых в этой области решений. Более того, политика государства, направленная на оптимальное сочетание женщинами профессиональных и семейных обязанностей, фактически обернулась для женщин двойным бременем. К тому же задача создания условий для всестороннего развития женщин, полноценной реализации их гражданских прав не совпадала с представлениями и нормами этики и морали, укоренившимися в обыденном сознании той исторической эпохи. Утверждение, что решен так называемый "женский вопрос" в нашей стране, представляется сегодня упрощенным и в определенной степени искаженным. Жизнь женщин в нашей стране никогда не была раем. Сегодня, похоже, они также не могут на него рассчитывать. Тяжелее всего сознавать, что социально-политическое положение женщин в России продолжает ухудшаться. Существовавшие ранее негативные тенденции обостряются, а к имевшим место проблемам добавляются новые, вызванные общим экономическим кризисом и сложившейся обстановкой. Воскресают идеи возврата к патриархальному прошлому, все больше проявляется стремление вернуть женщин назад, "на кухню". Этот процесс еще больше усугубляется под воздействием развернутой сегодня средствами массовой информации кампании, направленной на возрождение такой иерархической переориентации, в которой мужская деятельность становится выше женской.

В этом смысле те, кто утверждает, что у России нет не только стратегической, но и тактической концепции государственной политики в области улучшения положения женщин, правы. Наше общество столкнулось в подходе к этой проблеме с явлением, которое можно охарактеризовать как имеющее кризисные черты.

То, что называлось прежде "женским вопросом", оказалось как бы на периферии наших политических интересов. Его концептуальная сторона, не получив логического завершения, зашаталась, оставляя сегодня в стороне животрепещущие вопросы (угроза безработицы, инфляция, растущее налоговое бремя, угроза грядущей бедности для все более широких кругов населения, и в первую очередь для женщин, ухудшающееся состояние их здоровья, а отсюда угроза будущему нашей нации). Если проследить кривую развития социального положения женщин, то она окажется тесно привязанной к траектории спадов и подъемов экономки.

Острой проблемой становится разрушение социальной инфраструктуры. Среди негативных последствий этого процесса - сокращение числа детских дошкольных учреждений, а также численности детей в них; сокращение объема услуг, предоставляемых сферой бытового обслуживания населению, вследствие сокращения их числа и роста стоимости; резкое сворачивание деятельности комбинатов общественного питания, недоступность для значительной части населения пользования их услугами из-за дороговизны.

В силу исторически сложившихся в обществе стереотипов вся тяжесть выполнения тех функций, которые ранее обеспечивались сферой обслуживания, ложится на плечи женщин. Тем самым увеличивается и без того их высокая нагрузка, отодвигается перспектива создания общества равных возможностей для мужчин и женщин.

Что представляется наиболее важным и существенным в нынешней ситуации? На что необходимо обратить внимание в первую очередь?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, необходимо осознать следующее.

1. Характер происходящих в обществе процессов коренным образом меняет саму суть проблемы защиты Прав женщин. Это предполагает глубокое переосмысление наших позиций в международном сотрудничестве в этой области.

Известно, что права женщин - это общие права человека, а также совокупность некоторых специфических прав и свобод, обусловленных особенностями социального и семейного статуса женщин. Правам женщин полностью или частично посвящен ряд международных документов, под которыми стоит подпись и нашего государства. Одним из важнейших среди этих документов, содержащим обязательные юридические стандарты в данной области, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.). Эта Конвенция ратифицирована сегодня 111 государствами - членами ООН, в том числе и нашим государством.

Конвенция стала одним из зримых проявлений того подхода к правам женщин, который принято называть новым мышлением. В деле создания равных возможностей и равного обращения для всех граждан без какой-либо дискриминации по признаку пола Конвенция призывает государства принять национальные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин, рекомендует им принять временные специальные меры, направленные на скорейшее установление фактического равноправия между мужчинами и женщинами, а также меры по изменению социальных и культурных моделей дискриминационного характера.

Когда наше государство ратифицировало эту Конвенцию, то появилась надежда, что оно поддержит политику по выполнению ее положений. Однако сегодня следует отметить, что дискриминация женщин в России становится явлением довольно заметным. Женщины фактически вытесняются из всех структур политической власти, их статус значительно снизился, что отрицательно сказывается на социальных переменах. Все это вызывает глубокую озабоченность. Возникшие в связи с этим проблемы сложны и многообразны и потому требуют внимания, гибкого, разумного и глубокого подхода. Поэтому необходимы конкретные меры и контроль не только на уровне отдельной личности, семьи, предприятия, органов по вопросам труда, но и на уровне территорий, областей.

2. Изучение зарубежной практики говорит о том, что успешное развитие социально ориентированного рынка немыслимо без эффективного функционирования всеобъемлющей системы социальной защиты. Уже сейчас Организация Объединенных Наций, руководствуясь прагматическими соображениями и учитывая накопленный опыт, разрабатывает эффективный механизм соблюдения принципа равных возможностей для женщин и мужчин.

Скажем, Международной организацией труда (МОТ) важное значение придается механизму трехстороннего сотрудничества между трудящимися, предпринимателями и правительством. Это сотрудничество играет основную роль в установлении гарантий и контроля над соблюдением минимальных норм условий труда и социальной защиты населения. За многие десятилетия своего существования МОТ, в которую входят 150 государств, благодаря продуктивному диалогу между представителями правительств, организаций трудящихся и союзов предпринимателей приняла свыше 170 международных конвенций, из которых около 50 ратифицировано нашим государством, включая такие документы, касающиеся положения трудящихся женщин, как Конвенция N 100 "О равном вознаграждении" (1951 г.), Конвенция N 103 "Об охране материнства" (1952 г.), Конвенция N 111 "О дискриминации в области занятости" (1958 г.).

В связи с ситуацией, сложившейся в нашей стране, выполнение международных обязательств по этим и другим конвенциям МОТ потребует более глубокого осмысления того процесса, который связан с формированием механизма трехстороннего сотрудничества, с тем чтобы он позволил привлечь всех основных участников экономического развития (правительство, организации трудящихся и предпринимателей) к принятию соответствующих решений на всех уровнях управления (национальном, территориальном, отраслевом, производственном).

Создание общества равных возможностей - это стратегическая цель, долговременный процесс, рассчитанный на перспективу. Однако, создавая в России новое, не следует забывать того, что уже подтвердило свою эффективность. И хотя сегодня достаточно трудно обеспечить приемлемый уровень социальных льгот, гарантий и услуг, необходимо добиваться сохранения созданной за предшествующий период системы социального обеспечения, наполняя ее новым содержанием, делая ее более гибкой и адресной. Необходимо настойчиво двигаться вперед и искать пути совершенствования российского законодательства на основе передовых социально-правовых идей.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на Конвенцию НОТ N 156 и Рекомендацию N 165 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями. В соответствии с Конвенцией, каждое государство - член НОТ должно поставить одной из целей евоей национальной политики проведение таких мер, которые гарантировали бы права лиц с семейными обязанностями на занятость и социальную защиту, обращая особое внимание на организацию государственных или частных служб быта, детских учреждений и оказание помощи семье.

Эти документы относятся к трудящимся мужчинам и женщинам, имеющим обязанности по отношение к находящимся на их иждивении детям и другим ближайшим родственникам, которые нуждаются в их заботе и поддержке.

На сегодняшний день эта Конвенция ратифицирована тремя государствами: Финляндией, Швецией, Норвегией. В большинстве стран мира продолжает действовать модель общества и семьи, при которой мужчина выполняет роль главы сеньи, а женщины рассматриваются в качестве объекта его власти и попечения. Ратификация Конвенции N 156 потребует коренного изменения этой модели. Речь идет о равных возможностях для трудящихся женщин и мужчин в выборе занятий и о равных семейных обязанностях, которые распространяются и на все сферы семейно-бытовой деятельности.

С принятием этой Конвенции МОТ не только сохраняет верность своим прежним конвенциям об охране материнства, добивается их признания и реализации, ибо женщина-мать нуждается в особой заботе со стороны общества в целом и мужского населения в частности, но и идет дальше, стремясь переломить общественное мнение в пользу равных возможностей женщин и мужчин на участие во всех сферах производственной, политической и культурной жизни.

Анализ социальных тенденций в стране и мире показывает, что решить проблемы, связанные с положением женщин, можно, проводя политику, основанную на идее создания общества равных юридических, социальных, политических и экономических возможностей для граждан обоего пола. Чтобы достигнуть этого, требуется активизация женщин, вовлечение их в процессы социально-экономических реформ, создание реальных условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, обеспечение широкого участия в процессах принятия общественно-политических решений и их реализации.

Женский вопрос как часть национальной политики заслуживает пристального внимания не только законодательных и исполнительных органов власти, но и организаций трудящихся и предпринимателей. Поэтому должны быть определены те позиции, за которые несет ответственность государство, а также те проблемы, который должны решаться при активном участии предпринимателей и судящихся. В связи с этим все большую актуальность приобретает ратификация Российской Федерацией Конвенции N 156.

3. Сегодня в стране идет процесс ликвидации дискриминации в отношении женщин, формирования национального механизма обеспечения равных прав и равных возможностей. В органах законодательной власти действует Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства; в исполнительной власти, в аппарате президента, - Общественная комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, а при президенте - советник по вопросам семьи, женщин и детей, выполняющий координирующую роль при организации деятельности министерств и ведомств по этим вопросам. Кроне того, во всех министерствах и ведомствах социального блока создаются структуры, занимающиеся проблемами женщин.

Действенность работы этих структур будет, безусловно, определяться всем комплексом мер, которые, по сути дела, должны определять государственную политику в отношении женщин России. Известно, что 4 марта 1993 г. по этому вопросу вышел Указ Президента Российской Федерации. В нем идет речь о том, что целостная государственная политика по улучшению положения женщин должна рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Перед федеральной исполнительной властью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поставлены задачи обеспечить женщинам условия для фактического равноправия с мужчинами в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, для свободного, выбора и самореализации во всех областях деятельности.

Органы исполнительной власти должны:

- создать условия для реального участия женщин в работе государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях;

- обеспечить организационные, экономические и правовые гарантии для реализации права женщин на труд;

- поддержать конкурентоспособность женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин-работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;

- поэтапно ликвидировать исторически сложившееся отставание в оплате труда в бюджетных отраслях, где заняты преимущественно женщины;

- защитить жизнь и здоровье женщин с учетом их материнской функции; способствовать реализации их права на охрану труда;

- предоставлять предусмотренные действующим законодательством социальные гарантии работающим женщинам независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;

- организовать и развивать социальные услуги, позволяющие родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.

Указ имеет важное программное значение для улучшения положения женщин. В нем поставлена задача разработать федеральную целевую программы "Женщины России" и рекомендовано принять аналогичные программы на местах.

В трудное время становления рыночной экономики необходимо помочь населению в социально-психологической адаптации к новым условиям, в том числе путем индивидуальной поддержки людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Для этого необходимо создать широкую сеть социальных услуг, предоставление которых ориентировалось бы на учет специфических потребностей различных категорий населения, включая женщин. В центр внимания государственной политики ставится вопрос о повышении конкурентоспособности женщин на рынке труда с учетом особенностей регионов России. Успешное решение его включает разработку и внедрение эффективных обучающих программ, новых гибких форм занятости, создание условий для развития альтернативных форм приложения труда - семейных предприятий, малого бизнеса и т.д.

Мешает решению вопроса и несовершенство статистических данных. Они оставляют в тени истинные условия жизни женщин, их вклад в дела семьи, экономику и управление. Статистические показатели, как правило, сориентированы не столько на условия жизни женщин, сколько на условия жизни мужчин, их роль в развитии общества. Вопрос о соотношении ролевых функций женщин и мужчин практически игнорируется.

Я хочу подчеркнуть важность формирования законодательства, а также создания правовой системы, выступающей гарантом подлинного равноправия женщин и мужчин.

4. Изучая опыт улучшения положения женщин в ведущих странах Запада, необходимо учитывать, что проведение аналогий носит относительный характер, хотя в России и сконцентрированы сегодня почти все острейшие проблемы современности. Вряд ли можно рассчитывать на то, что зарубежный опыт целиком применим к решению российских проблем, в том числе и к решению вопросов, касающихся положения женщин.

Можно даже утверждать, что у России есть все возможности, чтобы создать гораздо более гармоничную модель равноправия женщин и мужчин, но складываться эта модель будет с учетом российских условий. В этом скорее всего и состоит наша сверхзадача. Ее решение потребует переоценки связей между социальными, экономическими и политическими факторами, сдерживающими ныне участие женщин в развитии общества и ограничивающими возможности их жизненного выбора. Пути достижения этой цели придется, скорее всего, искать не только в экономической и политической, но и в нравственно-психологической области.

Ускорение реформ во многом будет зависеть от степени понимания обществом того непреложного факта, что достижение подлинного равноправия женщин и мужчин является одним из ключевых факторов успешного продвижения России по пути демократии и прогресса.

Все сказанное не означает, однако, что государственная политика в отношении женщин России должна исключать международный аспект. Выше говорилось о международных обязательствах нашего государства в связи о ратификацией соответствующих международных конвенций. Внутренние проблемы не должны заслонять от нас великую жизненную силу международного сотрудничества.

Появление на книжных полках настоящего сборника совпадает с начавшейся в мире подготовкой к Четвертой Всемирной конференции по положений женщин, которая в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН состоится в 1995 г. в Пекине. Девиз конференции - "Действия в интересах равенства, развития и мира". Она явится продолжением Всемирных конференций, проведенных в рамках провозглашенных Генеральной Ассамблеей ООН Международного года женщин (1975 г.) и Десятилетия женщин: равенство - развитие - мир (1976-1985 гг.), - это конференции в Мехико (1975 г.), Копенгагене (1980 г.) и Найроби (1985 г.). Их итогом явились: Мексиканская декларация 1975 г. o равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир; Всемирный план действий по достижению целей Международного года женщин; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Декларация об участии женщин в содействии международному миру и сотрудничеству; найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин и многие другие акты международного значения.

Задача Четвертой Всемирной конференции состоит в создании прочной основы для перехода от принятия деклараций к практическим действиям по их реализации.

Участие в подготовке и проведении этой конференции имеет для нашей страны важное значение. Исходя из этого, Совет Министров принял решение образовать Национальный совет, который уполномочен осуществлять руководство подготовительной работой этой конференции в нашей стране. В его состав входят представители различных министерств и общественных организаций, в том числе Департамента проблем семьи, женщин и детей, который выполняет координирующую роль в деле организации деятельности министерств и ведомств по этим вопросам. Совет приступил к работе, поставив целый ряд вопросов, на которые надо еще найти достойные ответы, подтвердив их конкретными программными положениями.

Какова в связи с этим деятельность Департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации? Работы у него стало больше, хотя возможности остались прежними. В Департамент обращаются представители различных ведомств и общественных организаций. Деятельность последних заметно активизировалась. По данным Минюста РФ, к настоящему времени зарегистрировано около 300 различных женских организаций, ассоциаций и т.п. То есть во всех уголках России увеличивается число людей, объединяющихся в общественные организации для того, чтобы активно действовать в защиту прав женщин. Департамент проблем семьи, женщин и детей старается уделять как можно больше внимания взаимодействию с ними, заостряя внимание центральных и местных средств массовой информации на тех проблемах, которые наиболее для них важны и актуальны. Однако наболевшие вопросы связаны сегодня с разработкой комплексной программы "Женщины России", которая, продолжая гуманистические традиции России и используя лучшие достижения зарубежного опыта, должна стать важным этапом на пути достижения в нашей стране фактического равноправия женщин и мужчин.