| Боголюбова Т. Женщины - жертвы преступлений: проблемы и статистика Я выражаю благодарность за приглашение на семинар, предоставивший возможность обсудить актуальную общественную проблему, решение которой требует высокого профессионализма и досконального знания масштабов ее распространения. В некоторых выступлениях, прозвучавших на семинаре, говорилось о несовершенстве нашего законодательства, что наши жертвы напрочь лишены возможности отстаивать свои права. Это недостаточно верно освещает действительность. На самом деле ситуация не такая уж плачевная. Другое дело, что мы не можем пользоваться своими правами, что мы не умеем, не желаем или плохо применяем закон.
В принципе, потерпевшая от сексуального насилия имеет полную возможность добиться справедливости и наказания виновника. Хотя те цифры, которые у меня есть по статистике, они несколько опровергают мой оптимизм. Но повторяю, они показывают также, что не умеют наши граждане пользоваться правами или не хотят.
В 1993 г. в стране впервые введена статистика, характеризующая массив потерпевших от преступлений и среди них выделены женщины. И я хотела бы вас познакомить со статистическими данными о количестве женщин потерпевших от преступлений за 1993-1994 годы.
В 1993 г. количество преступлений, по которым были установлены потерпевшие женщины, составило - 331 815, из них погибло - 14521 женщин, получили телесные повреждения 56382 женщин.
В 1994 году число преступлений, в которых потерпевшими были женщины, возросло на 70,4%. В абсолютном выражении таких преступлений было - 565358.
В таблице приведена структура наиболее распространенных мотивов насильственных преступлений, по которым женщины были потерпевшими.
Анализ вышеприведенных статистических данных показывает, что за 1993-1994 г.г. применение насилия в отношении женщин возросло по всем фиксируемым статистикой параметрам. Вместе с тем, приведенные статистические данные дают самое минимальное представление о массиве по-
Структура насильственных преступлений, по которым женщины были потерпевшими
| 1993 г. | 1994 г. | рост 1994/93 | Численность потерпевших женщин - всего в том числе по мотивам: | 331 815 | 565 358 | 170,4% | - ревности и другим бытовым | 19479 | 39629 | 203,4 % | - корыстным мотивам | 42893 | 92085 | 214,7 % | - с целью сокрытия преступления | 433 | 787 | 181,7% | - по сексуальным побуждениям | 2940 | 4117 | 140,0% | - из хулиганских побуждений | 18440 | 43795 | 2 38,0 % | - с целью приобретения наркотиков и спиртных напитков | 1 329 | 2190 | 164,8 % |
терпевших женщин, ставших объектом уголовно наказуемого насилия. Например, сексуальное насилие в отношении женщин отличается высокой степенью латентности, так как, во-первых, многие потерпевшие предпочитают не обнародовать факт совершенного в отношении них сексуального посягательства. Во-вторых, нередки случаи сокрытия их обращений самими правоохранительными органами.
Но даже, если бы указанные цифры исчерпывающе характеризовали масштабы распространения в обществе насилия против женщин, вывод из них напрашивается один:
проблема такая есть и для ее решения требуется общественное внимание и разработка и осуществление конкретных и целенаправленных мероприятий.
Что касается сферы уголовного законодательства, то следует сказать, что действующий уголовный кодекс содержит исчерпывающий перечень составов преступлений, посягающих на жизнь, честь, достоинство и половую неприкосновенность женщин, равно как и других групп населения. Действующее уголовное законодательство преследует любые формы физического и психического насилия в отношении личности, выделяя ряд составов конкретных деяний, в которых насилие совершается против женщины, как сказано в Декларации, "на основании полового признака". Следует отметить, что в проекте нового уголовного кодекса, подготовленного при участии Министерства юстиции, в принципе сохранен тот же перечень составов, посягающих на половую неприкосновенность женщин. Лишь некоторые из них подверглись определенному совершенствованию, а является ли оно таковым в действительности, покажет практика.
Действующее уголовное законодательство содержит следующий перечень преступлений, в сфере сексуальных отношений, посягающих на половую неприкосновенность женщин: изнасилование (ст. 117 УК РФ), понуждение женщины к вступлению в половую связь (ст. 118 УК РФ), половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости (ст. 119 УК РФ)" развратные действия в отношении несовершеннолетних (ст. 120 У К РФ), содержание притонов и сводничество (ст. 226 УК РФ). Кроме того, в действующем уголовном кодексе содержится специальная глава, содержащая перечень преступлений, составляющих пережитки местных обычаев. В ней содержатся следующие составы преступлений, посягающих на половую свободу женщин:
уплата и принятие выкупа за невесту (ст. 232 УК РФ), принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак (ст. 233 УК РФ), заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста (ст. 234 УК РФ), двоеженство или многоженство (ст. 235 УК РФ).
Мне представляется, что недостатки борьбы с сексуальным насилием в отношении женщин определяются не несовершенством действующего закона, а серьезными упущениями практики его применения. Покажу это на примере такого состава преступления как изнасилование. Статистика, характеризующая распространенность данного преступления такова, что в 1991-1992 г.г. отмечалось снижение числа зарегистрированных изнасилований. Однако, по мнению ряда исследователей, в том числе и сектора, который я представляю, действительная обстановка с изнасилованиями и в эти годы была далека от благополучия.
Снижение статистических данных исследователи этой проблемы связывали с ослаблением борьбы с данным видом преступления. Например, в 1991 г. было возбуждено 16 тысяч уголовных дел по признакам ст. 117 У К РФ, а отказано в возбуждении уголовного преследования по разным основаниям по 13 тысячам заявлений об изнасиловании. Ранее проведенные исследования показывают, что как минимум по половине из них (6-7 тысяч) могли быть и должны быть возбуждены уголовные преследования. То есть это "легальная", известная правоохранительным органам латентность данного вида преступления.
А есть ведь еще и совершенно неизвестная нам часть этого массива, когда потерпевшие вообще не обращаются в правоохранительные органы, не сообщают им о совершении в отношении них тяжком посягательстве. Реальность предлагаемого объяснения снижения учета изнасилований а подтверждение в том, что в 1993 г. и первом полугодий 1994 г. при общем снижении темпов прироста тяжкой насильственной преступности она значительно чаще стада фигурировать в статистической отчетности. Так, в 1993 г таких преступлений (вместе с покушениями на изнасилование) было зарегистрировано на 6,2 % больше, чем в 1992 г. В 1994 г. прирост этого показателя по сравнению с уровнен 1993 г. составил 21 %, а по сравнению с уровнем регистрации этого показателя в 1992 г. прирост составил 28,6%. На 100 тысяч населения в 1994 г. было совершено 9,4 преступления, на 100 тысяч населения России в возрасте с 14 лет и старше было совершено 11,8 изнасилований, а на 100 тысяч населения в возрасте с 16 лет и старше этот показатель был равен 12,3 преступлений.
Сказанное выше подтверждает актуальность проблемы сексуального насилия против женщин, требующей не только пристального внимания общественности, улучшения деятельности правоохранительных органов, разработки комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению насилия, но и осуществления конкретных усилий, направленных на установление истинных масштабов распространения сексуального насилия в обществе.
Какие же рекомендации могут быть предложены на данном этапе постановки и уяснения проблемы? Во-первых, следует признать крайне важным и своевременным развертывание деятельности кризисных центров, представители которых сегодня здесь собрались. Именно они могут восполнить тот пробел, который в настоящее время возник в системе профилактики и оказания помощи жертвам сексуального насилия. Полагаю необходимым рассматривать проблему сексуального насилия против женщин в рамках более широкой проблемы насилия в обществе в целом. Кроме того, нельзя забывать о том, что сейчас обстановка в нашей стране такова, что единственной реальной целью нашей деятельности может быть только стабилизация положения дел с насилием. Хотя и подобная постановка вопроса может быть неоправданным оптимизмом.
Второе. Необходимо совершенствование и активизация правоохранительной деятельности по расследованию, раскрытию и пресечению всех насильственных посягательств, в том числе и тем, по которым потерпевшими являются женщины. Оно должно охватывать все стадии уголовного процесса. Определенный вклад в решение этой задачи могут внести образовательные проекты, адресованные юристам-практикам, разработкой и внедрением которых заняты многие кризисные центры.
Большие надежды в плане профилактики сексуального насилия и оказания конкретной помощи его жертвам могут быть связаны с деятельностью представленных на встрече и многих других неправительственных организаций, оказывающих помощь жертвам сексуального насилия. Это направление деятельности особенно важно в настоящее время, так как ранее действовавшая в стране система профилактики преступности, в том числе и насильственной, практически полностью разрушена. Представленные же здесь организации и аналогичные им стоят на пути новой, пока еще малоизвестной общественной формы профилактики и предупреждения насилия, которая может и должна найти свое достойное место в разрабатываемой сейчас системе профилактики преступности. В этой связи принципиально важным является вопрос об определении правового статуса подобного рода организаций, нормативного закрепления вопросов взаимодействия с государственными органами и правоохранительными ведомствами.
Наконец, третье и последнее. Важно досконально знать состояние ситуации с распространением в обществе насилия в целом и сексуального насилия в частности. Только на этой основе возможно ресурсное обеспечение разрабатываемых программ, направленных на пресечение и профилактику насилия в отношении женщин. Для того, чтобы обеспечить разработчиков проблемы исчерпывающей информацией, требуется непротиворечивая и полная система данных, которой наша официальная статистика пока еще не располагает. Требуется обосновать и разработать конкретные предложения, направленные на совершенствование уголовной и общесоциальной статистики о жертвах преступного насилия. Кроме этого, для сбора информации следует использовать и иные, апробированные наукой и практикой методики сбора эмпирических данных, позволяющих судить о масштабах распространения в обществе сексуального насилия. Одним из таких хорошо известных методов являются опросы населения. Через кризисные центры можно и нужно наладить сбор информации путем систематически проводимых опросов населения. Мое участие в этом может выражаться в разработке анкеты для опроса населения по теме:
Распространенность насилия среди женщин. Благодарю за внимание.
Вопросы и ответы
Зоя Хоткина: Вы можете сказать, какая доля женщин, жертв преступлений среди всех пострадавших?
Татьяна Боголюбова: в 1994 г. преступления, по которым установлены потерпевшие - 1 557 853 человек, из них женщин - 565358 человек или 36,3 %. Марина Писклакова: У вас нет статистики, сколько женщин погибло от побоев?
Татьяна Боголюбова: МВД дает цифру "всего", так как они не могут выделить данные по женщинам.
Марина Писклакова: Мы знаем по работе с женщинами, что насилие это такая запретная тема, на которую женщины не говорят. Они всегда отвечают: нет, ничего не было. И только в доверительной атмосфере, месяца через два, они признаются, что подвергались насилию.
|