Женское движение, социальная активность

Милованова Л. А. Международное и отечественное женское движение: опыт взаимодействия и тенденции развития на современном этапе // Милованова Л. А. Женское движение: история и современность / НЕ ЖДИ. Воронеж, 1998. С. 65 - 77.
 
В начало документа
В конец документа

Милованова Л. А.

Международное и отечественное женское движение


На пути достижения всеобъемлющего равноправия женщин важной вехой является выполнение программы ООН "Перспективные стратегии в области улучшения положения женщин на период до 2000 года". Из 400 ее статей свыше половины затрагивают проблемы гуманитарного развития. Идеология ООН в конечном счете привела к тому, что человеческое существо -одновременно субъект и объект развития - стало центром всей политики развития. Расширение сферы гуманитарной деятельности ООН существенно сблизило ее позиции с целями международных общественных (неправительственных) организаций и объективно расширило базу сотрудничества между ними.

В начале 90-х годов проведен целый ряд акций в поддержку процессов разоружения, охраны окружающей среды, развития образования и здравоохранения.

Однако в списке 53 крупнейших глобальных достижений ООН за 50 лет ее существования, лишь три содержат упоминание о женщинах.

Три мировых обзора по положению женщин составлены в соответствии с требованиями "Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин" и во всех констатируются факты ее нарушения на международном и национальном уровнях. Так, на одно из первых мест в числе проблем начала 90-х годов вышло физическое и сексуальное насилие в отношении женщин, при этом политическая и экономическая дискриминация также сохранились.

Обновленная информация содержалась в Мировом обзоре роли женщин в развитии 1994 г. (См. Женщины мира: тенденция и статистика. - М.,1995)

Специализированный Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин поставил своей главной задачей выявить в каких точках земного шара, при каких условиях и в каких ситуациях практикуются наиболее жестокие формы дискриминации женщин.

Кроме того, в последние годы усилились две опасности, подстерегающие женское движение, со стороны религиозных фундаменталистов и патриархально настроенных националистов.

Опыт западного женского движения показал, что только самостоятельная, сформулированная самими женщинами, а не для них, стратегия может реально изменить положение женщин в обществе и, тем самым, сделать само общество более гуманным.

Кардинальные преобразования в общественно-политической и социально-экономической жизни, произошедшие в бывших странах социализма: распад СССР, объединение двух немецких государств, провозглашение независимости такими странами, как Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и т.д.; ускоренное формирование рыночных отношений, разгосударствление собственности и ее приватизация, сопровождаемая усилением социального неравенства внесли изменения в развитие национальных женских движений.

В странах Центральной и Восточной Европы появились различные неправительственные женские организации, правда они не отличались большой численностью. В государствах с переходной экономикой процесс структурирования нового женского движения еще не произошел.

Заметные успехи по-прежнему достигнуты такими организациями в странах Северной Европы.

Определенный консерватизм в формах организации женского движения присущ западноевропейскому феминизму.

В большинстве арабских стран ислам не поощряет стремление женщин Востока к получению образования и участия в общественно-полезном труде. Круг интересов женщин ограничивается семьей и домом. Однако все больше слушательниц поступает на женские факультеты арабских университетов.

В США впервые в истории на факультетах богословия Гарвардского, Йельского и Вандербильтского университетов стали учиться женщины. Теологи-феминистки прибегают к совершенно новому прочтению Библии.

В разных странах женщины, независимо от их возраста, национальной, религиозной, профессиональной принадлежности и политических убеждений, объединяются для совместного решения таких проблем, как:

- политические и юридические права и возможности пользования ими;

- совмещение различных социальных и семейных ролей;

- положение женщин на рынке труда;

- доступ девушек и женщин к образованию и различным формам обучения, в том числе профессионального;

- обеспечение целенаправленных действий в области культуры, здравоохранения и т.д.

Показательно, что за последние годы существенного изменения процента участия женщин в парламентах некоторых западных стран не произошло, а именно: Франция - 6,1%, Италия - 8,1%, Великобритания - 9,1%, Палата представителей США - 11%, Сенат США - 7%, Испания - 15,7%, Германия - 21,6%, Нидерланды - 27,3%, Швеция - 32,6%, Дания - 33,5%, Норвегия - 38,0%. Выросло представительство женщин в органах законодательной и исполнительной власти в азиатских странах. (См. журнал "Вы и Мы", 1994., N 9, с.30)

В странах Восточной Европы и СССР на рубеже 90-х годов в связи с новыми трансформационными общественно-политическими процессами активно прошло вытеснение женщин из структур законодательной и исполнительной власти. Снижение социального статуса женщин в переходный период создало объективные условия для их борьбы за политическое самоопределение.

Принятый Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1990 г. "Закон об общественных объединениях" в 1 статье констатировал возможность создания женских организаций, вскоре она стала реализовываться повсеместно. (См. Стерхова И.С. Женские общественные объединения. - М., 1991)

В течение длительного времени в нашей стране работала сеть женских организаций, сформированных "сверху". Государственные формы женского движения контролировались Союзом Женщин России (председатель А. Федулова). Фактически унифицировались все стороны жизни. К сожалению, среди самих женщин проявлялся догматизм мышления, неверие в собственные силы.

Пробуждение женской энергии началось тогда, когда ускоренное формирование рыночных отношений привело к феминизации бедности.

Возникли женские партии "Женщины суверенной России", "Единая транснациональная партия женщин" и сибирская региональная партия женщин.

Смело заявляли о себе независимые женские организации и объединения, созданные на основе общности профессиональных, творческих и социальных интересов: Комитет солдатских матерей, Независимый женский Форум, Ассоциация многодетных матерей, Клуб деловых женщин и т.д., строившихся на принципах самоорганизации населения.

Поскольку различные республики и регионы России имеют специфические черты, характер и направленность "женских проблем" в зависимости от социально-культурных особенностей, уровня экономического развития и урбанизации, отраслевой структуры экономики и профессиональной подготовки женщин, все это наложило свой отпечаток на направления женского движения в столице и Поволжье, Центральном Черноземье и Сибири.

Попытка написания по поручению ВС СССР Концепции государственной программы улучшения положения женщин, семьи и охраны материнства в 1991 году была обречена на короткую историческую перспективу в связи с распадом СССР.

Глубокий экономический кризис и конфликтно-противоречивое социальное состояние нашего общества привели женщин к осознанию необходимости объединения сил для защиты своих интересов.

Прекращали свою деятельность многие женсоветы в городах и селах России. Однако активисты женского движения мириться с такой ситуацией не хотели. Женсовет объединенного института ядерных исследований г. Дубна в 1991 г. выступил с инициативой созыва Первого Независимого Женского Форума.

Общей задачей для участниц этого Форума являлся взаимный обмен оперативной информацией, который создает возможности "горизонтального" объединения организаций и отдельных женщин без какого-то ни было диктата "сверху".

Форум собрал около 200 участниц от 48 женских организаций. Из США, Канады, Англии, Австрии, Франции, Германии, Индии приехали 26 лидеров зарубежных неправительственных женских организаций.

На Форуме обсуждались такие проблемы как "Женщина и политика", "Роль и место женщины в системе рыночных отношений", "Место женщины в современной культуре" и т.д.

В итоговом документе Форума особо подчеркивались следующие моменты: реальная демократизация новых политических и социальных институтов; создание государственного фонда поддержки женского бизнеса; пропаганда и поддержка нового типа семьи "все члены семьи - равноправны".

В 1992 г. представительницы научной интеллигенции г. Дубны вновь провели Форум независимых женских организаций. Второй Форум открыто заявил, что "в нашей стране существуют социально-экономическая, политическая и культурная дискриминация женщин". Для доказательства этого вывода было приведено значительное количество фактов и аргументов в докладах ученых Центра гендерных исследований Российской Академии Наук: А. Посадской "Женщина как объект и субъект перемен в современную эпоху", Т. Силласте "Женщина и рыночная экономика", З. Хоткиной "Женщина и политика", Т. Клименковой "Женщина как феномен культуры" и т.д.

После дискуссии по вопросам организации Независимого женского Форума выявилось несколько проблем, имеющих первоочередное значение. В виде обобщающих предложений они изложены в итоговом документе:

по правам человека - способствовать широкой пропаганде в нашем обществе идей Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин;

в политике - необходимо формировать независимые женские политические организации, движения, инициативы, а также вести поиск новых нетрадиционных форм женской политики;

в экономике - создавать новые рабочие места, поощрять женское предпринимательство;

в сфере культуры - поднять морально-нравственный статус женщины, создавать в системе образования различного рода специальные учебные курсы, способствующие развитию женского видения социокультурных проблем и знанию истории отечественного и зарубежного женского движения. (См. Итоговый отчет II Независимого Форума женщин. Дубна. Москва. 1992)

Для взаимодействия и эффективности развития женского движения в нашей стране с учетом опыта других регионов и стран Форум счел целесообразным создать женскую информационную сеть (ЖИСЕТ).

В России стали выходить более 100 журналов и газет, посвященных женщинам. Кроме известных "Работница", "Крестьянка", "Москвичка", "Женщины мира", "Российская женщина", "Очаг", "Вы и Мы", "Преображение", "Мир женщины", "Фемина", "Женщина в российском обществе", бюллетени "Все люди - сестры" и т.д.

Электронные СМИ выпустили в эфир различные передачи "Я - женщина", "Я сама", "надежда" и многие другие. Одна из них была посвящена третьей российской женщине-космонавту Елене Кондаковой, работавшей с октября 1994 г. по март 1995 г. на станции "Мир".

Российские женщины заявили о себе в полный голос.

Процесс структурирования российского массового женского движения, начатый в 1991-1992 гг. продолжается и сегодня. Появилось около 400 новых женских организаций, объединений, обществ, коллективов, ассоциаций и т.д. Отличаясь многообразием политических и социальных ориентиров, целевых установок и организационных форм они имеют главную задачу - поднять социальный статус российской женщины. 17 женских организаций признаны как международные. По существу Россия стала "полигоном" испытания новой феминистской стратегии преобразования общества.

Все это не прошло мимо внимания властных структур в российской Федерации. Указ Президента РФ от 4 марта 1993 года N 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" обязал правительство разработать целевую программу "Женщины России", которая включала бы следующие разделы:

1. Положение женщин на рынке труда;

2. Обеспечение права женщины на охрану здоровья;

3. Организация социального обслуживания женщин;

4. Гармонизация выполнения женщинами профессиональных и семейных обязанностей.

В ноябре 1993 года издан Указ Б. Н. Ельцина о создании "Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии" при Президенте РФ.

В это же время в структуре Министерства социальной защиты населения работал Департамент по проблемам семьи, женщин и детей.

На территориальном уровне существовали комиссии и комитеты при главах администраций областей и областных Дум.

Конституция Российской Федерации (1993 г.) согласно статье 19, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола. Мужчина и женщина в нашей стране имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Избирательный блок "Женщины России" успешно провел предвыборную кампанию в 1993 г. В итоге в Государственную Думу были избраны 69 депутатов-женщин (13,6%), в Совете Федерации женщин 5,6% всего депутатского корпуса. В самой Госдуме был сформирован Комитет по делам женщин, семьи и детей, Фракция "Женщины России" (во главе с Е. Лаховой). Это была первая в истории страны группа парламентариев, намеренных сознательно отстаивать интересы женщин как особой категории избирателей. Ими была инициирована разработка Закона РФ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства".

Однако не был создан действенный механизм правоприменения, который обеспечил бы практическое осуществление всех государственных мероприятий в области улучшения положения женщин и семьи, контроль и ответственность за выполнением принимаемых решений.

Минимальное представительство женщин на руководящих должностях в органах власти всех уровней, не позволило им влиять на процессы принятия государственных и муниципальных решений, а в конечном счете послужило тормозом в осуществлении социально-экономических преобразований в интересах подавляющего большинства россиян.

Дискриминационные тенденции и по сей день характерны для российского законодательства. Чтобы преодолеть их, представительницы женского движения в 5-й Государственной Думе добивались, в частности, ратификации Конвенции N 156 МОТ "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями". Присоединение к этой Конвенции помогло бы устранить дискриминационные элементы в нашем трудовом законодательстве.

Вступление России в период рыночных реформ с очевидностью обнаружило банкротство системы Государственного патернализма по отношению к женщинам, сделало разительным фактическое неравенство шансов женщин и мужчин в нашем обществе.

Социологи называют такое неравенство "гендерной асимметрией". Она проявляется и в дискриминации женщин на рынке труда; и в их слабой представленности в сфере принятия решений; и в неспособности властей предотвратить насилие над женщиной; и в удручающих показателях материнской и детской смертности; и в правовой незащищенности различных категорий женщин - от беженок до наемных работниц сферы частного бизнеса. (См. Лахова Е.Ф. Перспективы паритетной демократии в России. "Женщина в российском обществе". 1997., N 3)

В течение 90-х годов практически во всех сферах жизнеобеспечения произошли негативные изменения (питание, медицинском и бытовом обслуживании, образовании и т.д.).

Более 70% безработных - женщины. Они же ограничены в реализации равных прав с мужчинами при приеме на работу и увольнении, в оплате труда и т.д.

Рыночный сектор предлагает женщинам очень узкий круг чисто женской занятости: секретарша, фотомодель, няня, уборщица и т.п. Сужаются перспективы молодых и пожилых женщин. Углубляются контрасты в получении образования, медицинской помощи и социального обеспечения. Больнее всего рыночные реформы в России ударили по среднестатистической семье россиян. Семья - важный ресурс в развитии общества - испытывает трудности. Наряду с сокращением числа заключенных браков, поднимается вверх кривая разводов и снижается продолжительность жизни.

С 1991 г. неуклонно смертность в РФ превышает рождаемость. 60% наших детей плохо растут вследствие недостатка витаминов.

Многодетные, неполные и семьи с детьми-инвалидами не получают достаточную помощь и поддержку со стороны государства.

В итоговых материалах проверки хода осуществления общероссийской программы "Детство" прямо отмечены факты невыполнения основных ее требований, а также Указа Президента РФ от 1.4.1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы".

В связи с Международным годом семьи (1994 г.) - Постановление Правительства "О неотложных мерах по улучшению положения детей Российской Федерации" также не было реализовано полностью.

Несколько акций милосердия и благотворительности удалось организовать Международному и Российскому Детским фондам: ("С любовью к детям", "Теплый дом", "Здоровье детей" и "Юные дарования").

В 1994 году Воронежское отделение Детского Фонда провело благотворительную акцию "Глухие дети" (на собранные средства с 50% скидкой детям специального детского сада N 38 были куплены слуховые аппараты). Несколько инвалидных колясок получили дети, страдающие ДЦП.

В 90-е оды благотворительность приобрела особенно большой размах и новое качество. Международные благотворительные организации оказывали различную помощь людям стран СНГ. (См. Урмина И.А. Женщины в современном благотворительном движении России. // Женщина в российском обществе. Иваново, 1996).

Не обошла эта печальная доброта и наиболее незащищенные слои населения Воронежа. В рамках долговременной акции "Помощь инвалидам России" швейцарка Нина Дориццы побывала в трех городах: в Москве, Липецке и Воронеже. Она со своими помощниками привезла в город инвалидные коляски, ортопедическое оборудование, компьютеры, медикаменты, вещи, продукты, деньги и игрушки.

Безмерна была благодарность детей-инвалидов. К тому же не может не восхищать и вся жизнь этой отважной женщины. Нина Дориццы - инвалид с детства, лишена подвижности, но усилия врачей и прежде всего ее собственные помогли ей пережить личную трагедию, продолжать не только жить, но и быть полезной людям. (См. Нина Дориццы-Малер. Я - живу. Воронеж. 1995)

Ассоциация "Мир через культуру" провела большую акцию "Дети и СМИ", в Обращении которой выражена тревога за нравственное здоровье подрастающего поколения и негативное влияние на него многих передач электронных СМИ.

Развитие женского движения в Воронеже также связано с общероссийскими тенденциями. С целью консолидации женских общественных организаций , поддержки инициатив и акций, способствующих гражданской активности женщин в отстаивании своих прав и позволяющих вывести факты явной или скрытой дискриминации женщин на уровень социальной, общественной или политической видимости - была создана Воронежская городская общественная организация независимой женской демократической инициативы (НЕ ЖДИ) - ноябрь 1993 г. (председатель Тарасова Л.Я.).

Основными принципами деятельности "НЕ ЖДИ" являются добровольность, равноправие всех ее членов, гласность, законность, открытость, самоуправление, а также уважение и признание общечеловеческих ценностей; стремление женщин к нравственно-патриотическому воспитанию молодежи, к гуманизации культуры и нового формирующегося правового общества.

За четыре года своего существования организация выросла почти в 10 раз и насчитывает более 200 человек. Ее поддерживают и с ней сотрудничают женсоветы, ассоциации многодетных матерей, общественное объединение родителей, имеющих детей-инвалидов ("Надежда"), Комитет афганских вдов, "Союз матери и ребенка", а также союз "Родители погибших военнослужащих", городское общество "Милосердие", городские клубы - семейный "Галатея" и участниц Великой Отечественной войны "Фронтовичка", Ассоциации "Деловые женщины", "Женщины в науке и образовании", "Мир через культуру" и т.д. - всего около 30.

Каждая из названных организаций создавалась с целью лоббирования групповых интересов. В отличие от них "НЕ ЖДИ" отстаивает интересы всего женского движения.

Ее основные секции работают в следующих направлениях: женщины в науке и политике; женщины в экономике и бизнесе; женщины в культуре и образовании; саморазвитие и здоровье женщины; семья, материнство и детство; милосердие и благотворительность; организационные основы женского движения и СМИ.

В Совет "НЕ ЖДИ" - своеобразный "мозговой" центр организации - входят политологи, экономисты, историки, журналисты, врачи, педагоги и т.д., которые координируют всю работу. (См. "НЕ ЖДИ". Вестник женского движения. Выпуск первый. Воронеж.,1994)

Учредители и активисты "НЕ ЖДИ" принимали участие в I и II независимых женских форумах, различных по политической направленности конгрессах российских женщин, проходивших в 1993-1997 гг. в Москве, международных семинарах в Минске (Белоруссия), Барселоне (Испания).

Далее...