Женское движение, социальная активность

Шведова Н. А. Федеральный бюджет как зеркало национальных приоритетов или почему женские НПО должны понимать бюджетный процесс // Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы. Материалы международной конференции. Иваново, 1999.
 
В начало документа
В конец документа

Шведова Н. А.

Федеральный бюджет как зеркало национальных приоритетов


Бюджет любого государства - это концентрированное выражение политики государства на данном отрезке времени. Причем Федеральный бюджет - это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т.е. зафиксирована политика данной правящей элиты, которая выработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил на политическом Олимпе. Следовательно, бюджет - квинтэссенция политики, выработанной не только правительством как органом исполнительной власти, а всей правящей элитой.

Бюджет - это инструмент управления хозяйственно-экономической деятельностью страны, которая, естественно, не ограничивается одним годом.. Бюджет - это финансовый план действий правительства на год. Бюджет - это источник информации, позволяющий видеть истинную суть провозглашаемых политических лозунгов. Таким образом, бюджет осуществляет три основные функции:

- абсорбирует интересы различных сообществ и групп, перераспределяет расходы, обеспечивая социальную стабильность в обществе;

- осуществляет управление (прямыми и непрямыми способами) экономикой страны;

- обеспечивает оперативную жизнедеятельность государства

В любой демократической стране утверждение бюджета - прерогатива представительного органа страны. В России - Федерального Собрания. Причем главная роль в этом процессе принадлежит нижней палате, т.е. Государственной Думе как самому широкому представительному органу страны, члены которого избраны народом, т.е. налогоплательщиками-избирателями, которые делегировали своим избранникам право согласия или несогласия с политикой своего государства, с намеченными приоритетами, получившими выражение в денежных суммах.

Какое отношение бюджет имеет к каждому из нас? Почему важно понимать бюджетный процесс?

Хотим мы этого или нет, знаем мы об этом или нет - бюджет является важным документом для каждого человека в стране, потому что все люди испытывают его воздействие на себе, на жизни своей семьи.

Бюджет - это деньги налогоплательщиков, среди которых половина налогоплательщиц. Если мы хотим, чтобы наши интересы были учтены и наши ценности были отражены в бюджете, мы сами должны быть ответственны. А это значит, что в демократическом обществе ответственность за правильный социально справедливый бюджет лежит не только на правительстве, но и на нас, т.е. тех, кто платит деньги. Следовательно, мы должны и вправе отслеживать и контролировать бюджетный процесс.

Как это делать? что для этого нужно? Можно ли это делать в одиночку?

чтобы избиратели могли пытаться оказывать свое влияние на бюджет важны следующие обстоятельства или главные факторы:

Процесс распределения и использования бюджета должен быть прозрачным,

т.е. широкая общественность должна иметь полную информацию на каждом этапе этого процесса.

Даже не владея достоверной информацией, которая, к стати, недоступна российскому обывателю, можно утверждать, что пока беднеет преобладающее большинство - совсем маленькая часть "присваивает" себе результаты труда и несказанно богатеет.

Женщины имеют особое отношение к правительственным

социальным программам. Из-за экономических трудностей, женщины и их семьи являются главными получателями по социальным программам. Именно женщины имеют свои особые интересы в здравоохранении, где они дискриминируемая группа, именно женщины остро нуждающиеся в программах переобучения - среди безработных их преобладающее большинство. Женщины нуждаются в поддержке в получении образования. Конечно бедность - проблема всего общества, но и здесь женщины в особенно тяжелом положении: они бедны и на их плечи реально падает забота о детях, следовательно, система дошкольного воспитания - их первоочередной интерес. Система детских садов не идеальна, но в контексте сегодняшнего дня сокращение государственных расходов на эти цели требует необходимой борьбы за их простое существование.

Кроме того, задержки зарплат происходят для работников бюджетной сферы, а именно там, среди медицинских работников и учителей - преобладающее большинство женщин. Женщины-пенсионерки в худшем положении, чем мужчины-пенсионеры, поскольку пенсии первых ниже.

Женский бюджет (по опыту, например, США и других стран), - первый шаг на пути пересмотра национальных приоритетов, чтобы соответствовать и отвечать основным, базовым потребностям всех людей. Женский бюджет - один из инструментов в достижении задачи процветания и гармонии человеческой жизни в 21 веке. Женщины должны планировать свою жизнь, ориентируясь на эту задачу.

Переориентация направления ресурсов, которую могли бы предложить общественные женские организации, предполагает обеспечение социально продуктивных рабочих мест в гражданских секторах экономики, на программы доступного жилищного строительства для людей с низкими доходами и малоимущих, охрану окружающей среды.

Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N181-Ф3 "О Бюджете развития Российской Федерации". Закон определяет правовые и организационные основы формирования и расходование средств федерального бюджета, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности. Однако в законе ни слова не говорится об автоматическом обнародовании отчета, представляемого Государственной Думе.

А это означает нежелание творцов данного закона создать процедурную законную базу для контроля общественности, налогоплательщиков за расходованием средств. Иными словами, бюджет "непрозрачный". В таком законе объективно заложены основы для сокрытия от общественности и налогоплательщиков истинного положения дел и создания объективной базы для попыток лоббирования узких групповых интересов.

Очевидно, что женскому движению, если оно ставит своей задачей продвижение интересов женщин, следует выступать за "прозрачность" бюджетного процесса.

Голос отдельных женщин будет услышан только при том условии, если они будут способны объединиться в защиту своих интересов. Здесь большая роль принадлежит женским организациям и объединениям, главная задача которых помочь женщинам через образование стать осознанными избирательницами, т.е. избирательницами, способными обдумано принимать решение, понимая, что на самом деле происходит и в чем состоит их собственный интерес и, затем делать свой собственный выбор. Необходим ликбез для налогоплательщицы-избирательницы. Каждая в отдельности с этим не справиться. Женские НПО должны добросовестно проделать самостоятельную работу по изучению определенного аспекта своей проблемы, чтобы квалифицированно сформулировать определенные предложения как для правительства, так и для общественности. Здесь объективным фактором является наличие поддержки со стороны женщин.

Соотношение групповых и общественных интересов в политическом процессе. Общественный интерес - долговременные и совокупные интересы общества, подлинные интересы страны - объективная реальность, имеющая собственное содержание и самостоятельное значение по отношению к групповым интересам. Правительство, все его ветви власти - носитель и выразитель общественного интереса. Однако правительство, определенные государственные деятели его могут оказаться под сильным давлением определенных групповых интересов, могут и будут заботиться об их благополучии в ущерб интересам общества. При этом даже с учетом этих издержек, только правительство, регулируя и контролируя деятельность фракций (групповых интересов) может и должно подняться над их узкими интересами и принимать решения во имя общественного блага.

В силу своеобразия российского политического процесса - децентрализованное строение институтов власти, наличие фракций, отсутствие твердой партийной дисциплины - приводит к тому, что групповые интересам обеспечен доступ к политическому процессу, ибо позволяет создавать в парламенте различные внутрипартийные или межпартийные группировки (фракции), способные голосовать не по партийному признаку, а исходя из объединяющего их отношения к конкретной проблеме. В этом смысле в нашем законодательном органе представлена как бы скрытая и количественно не определенная "многопартийная" система, из недр которой можно вывести ту "партию" (фракцию), которая будет представлять соответствующие групповые интересы.

Фракция в этой системе исполняет своего рода нормативную функцию доступа. Федеральное Собрание представляет собой разветвленную структуру точек доступа, хорошо приспособленную для эффективного обслуживания групповых интересов.

Среди конкретных шагов для НПО важно:

1. Вступать в контакт с организациями, работающими на местном уровне, которые обеспечивают прямые услуги малоимущим и женским центрам.

2.Выяснять какие их потребности и интересы и работать с ними по выработке стратегий для изменений местных и национальных приоритетов.

3. Не давать покоя своим депутатам обеих палат как федерального, так и регионального и местного уровней, донося до них свою позицию о современных приоритетах нынешнего бюджета. Наилучшее время писать и посещать избранных официальных лиц по вопросам федерального бюджета в период между формированием бюджета и его принятием на новый финансовый год, и особенно в канун выборов.

Люди должны знать элементарные вещи - как звонить своему депутату, как писать ему и куда, каков официальный ход событий.

4. Необходимо держать "руку на пульсе", чтобы, успокоившись, не потерять достигнутое. Надо учиться работать "на опережение "событий. Следует работать над созданием коалиций в осуществлении конкретных задач.

Создание и освоение механизма воздействия НПО на бюджетный процесс сложный и долгий путь. Более того, по мере его строительства, задача будет усложняться, поскольку все субъекты его будут набираться опыта. Но без этого задача улучшения положения женщин не реальна.

И главное: Женскому движению пора ставить проблему смены приоритетов в пользу достойной жизни и достойного развития страны.

Путь изменений - тернистый и длительный чтобы требовать изменений в рамках демократического процесса, необходимо участие женщин во власти. А это участие женщин во власти является результатом их способности объединяться. Женщины должны полноправно участвовать как в определении приоритетов национальной политики во всех сферах жизни, так и в паритетном участии в реализации намеченных программ.