| Чичаева И. Гендерные аспекты системы ценностных ориентаций студенческой молодежи Данная статья написана по материалам исследования, проведенного в 1993-1994 годах студентами Института Управления в городе Набережные Челны. В процессе исследования изучались ценностные ориентации студенческой молодежи двух ВУЗов нашего города. Результаты были представлены без разбивки по полу, однако различия в ответах юношей и девушек привели к мысли о необходимости
гендерного анализа данных, полученных в ходе исследования.
Ценностные ориентации, или установки представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации. Социологический словарь определяет социализацию как процесс усвоения индивидом ценностей, установок, образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В недавнем прошлом успех воспитания оценивался по тому, насколько удалось старшему поколению передать детям накопленный опыт, знания и ценности, но сегодня этого явно недостаточно, так как детям предстоит жить в мире, существенно отличном от мира их родителей. Необходимо не только передать молодым опыт, но воспитать в них самостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность, т. е. те качества, которых так не хватает предшествующим поколениям (1). Сегодня приходит понимание того, что молодежь не только объект воспитания, но и субъект социального действия, что требует принципиально иного типа социальной политики, одним из мест реализации которой могут быть высшие учебные заведения.
С тех пор, как понятие социализации впервые было введено в социальную психологию в 50-60 годах в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др., оно получило различные интерпретации в разных научных школах: так в социализация трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия; в "гуманистической психологии" - как самоактуализация Я- концепции (2). Понятие социализации многогранно и каждое из направлений акцентирует внимание на одной из его сторон. В рамках исследования, о котором речь пойдет в дальнейшем, рассматривался один из аспектов процесса формирования системы ценностных ориентации личности - полоролевая социализация.
В социологической науке исследованием полоролевой социализации занимается специальный раздел - социология пола. Предметом изучения являются закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни. В науке понятия маскулинности и феминности являются специфическими конструктами, связанными с конкретными психодиагностическими тестами. Однако некоторые черты, приписываемые мужественности и женственности передаются в культуре. Например, маскулинность отождествляется с силой, агрессивностью, а феминность с мягкостью, нежностью. На основании этого в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации (3).
Первоначально целью нашего исследования (4) не ставилось изучение полоролевой социализации студенческой молодежи. Необходимо было сравнить системы ценностных ориентации молодых людей, только что поступивших в институт и выпускников, заканчивающих обучение. Поэтому объектом исследования стали студенты I-х и IV-х курсов двух институтов города - Камского политехнического (КАМПИ) и Набережночелнинского Педагогического (НГПИ). Это давало возможность сравнивать ценностные Ориентации не только первокурсников и выпускников, но и довести сравнительный анализ ценностей студентов двух различных по своей направленности ВУЗов - технического и гуманитарного. В общем, нам предстояло выяснить: каковы ценностные ориентации студентов; каково место знаний, образования, квалификации и профессии в их системе ценностей; какие факторы являются определяющими в формировании системы ценностных ориентации молодежи, а также провести сравнительный анализ полученных данных по возрастам студентов.
В ходе исследования нами было опрошено 25 % студентов I-х и IV-х курсов КАМПИ и НГПИ, а именно - 424 человека разбивка по полу приведена в таблице 1.
Таблица 1.
КАМПИ НГПИ
| I курс | IVкурс | I курс | IVкурс | Юноши | 78 | 74
| 18 | 8 | Девушки | 48 | 24
| 100 | 74 |
Всех респондентов можно разделить на две однородные возрастные группы: I-е курсы (244 человека) - средний возраст 18 лет и IV-е курсы (180 человек) - 21 год. Подавляющее большинство опрошенных (90,3 %) холосты (незамужем). Распределение по национальному признаку произошло следующим образом: русские - 48,3%; татары - 42,7 %; другие национальности - 9,0%. Таков был социально -демографический портрет опрошенных.
Обрабатывая результаты исследования, мы обратили внимание на то, что различия в системах ценностных ориентации студентов имеют более очевидный характер при сравнении двух ВУЗов, а не I-х - IV-х курсов, как это предполагалось вначале.
Наиболее вероятной причиной того, почему это могло произойти, на наш взгляд, явилась разница в выборках двух институтов. Так, среди студентов Политехнического - большинство юноши (68 % от общей численности), а в Педагогическом учатся в основном девушки (87 %). Это дает возможность предположить, что различия в системах ценностных ориентации студентов КАМПИ и НГПИ - результат полоролевой социализации юношей и девушек.
Для того, чтобы проверить это предположение, мы провели гендерный анализ результатов исследования, который показал, что во многом системы ценностных ориентации юношей и девушек сходны. Среди основных общих черт можно выделить наиболее Явственные: высокий уровень ориентации студентов на семью; низкая ценность социальной активности и профессионализма; высокое значение таких ценностей как "хорошая работа", "финансовая независимость", хотя при этом ценности "получения образования" и "высокой квалификации" далеко не на первом месте (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Список предложенных жизненных ценностей | Коэффициент значимости/ранг
| | для юношей | для девушек | Семейное благополучие | 0,78/2 | 0,89/2 | Хорошие отношения с людьми | 0,63/7 | 0,71/4 | Приобщение к ценностям духовной культуры | 0,15/18 | 0,43/14 | Интересная работа | 0,63/6 | 0,66/5 | Самостоятельность, независимость | 0,74/5 | 0,57/10 | Правдивость, искренность | 0,38/15 | 0.56/11 | Любовь к ближнему | 0,42/14 | 0,60/8 | Вера в бога | 0,01/19 | 0,27/18 | Уважение к старшим | 0,33/16 | 0,47/13 | Доброта, честность, порядочность | 0,51/11 | 0,65/6 | Множество друзей | 0,54/9 | 0,41/15 | Внешняя красота | 0,005/20 | 0,00/20 | Достижение определенного профессионального уровня | 0,52/10 | 0,50/12 | Хорошие знакомые | 0,45/13 | 0,32/18 | Авторитет коллег | 0.28/17 | 0,24/19 | Финансовая независимость | 0,75/4 | 0,61/7 | Получение образования | 0,56/8 | 0,58/9 | Любовь, секс, интимная жизнь | 0,50/12 | 0,36/16 | Здоровье | 0,87/1 | 0,90/1 | Успехи детей | 0,76/3 | 0,81/3 |
При более детальном рассмотрении можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин или для женщин. Так, для ребят выше значение "самостоятельности, независимости", множества друзей", "финансовой независимости", а для девушек более значимы такие ценности как "доброта, честность, порядочность", "любовь к ближнему", "уважение к старшим", "приобщение к ценностям духовной культуры".
В процессе исследования была выявлена некоторая инфантильность студентов. Почти все они (90,8 %) находятся на иждивении у родителей - 93,2 % среди девушек, а среди ребят - 87,2 %. Дополнительные доходы (на 56,9 % случайные) имеют 55,5 % мужчин и только 19,4 % женщин. Зарабатывать деньги во время каникул студенты тоже не собираются, 35,3 % из них намерены только отдыхать, а 26,6 % опрошенных - заниматься по интересующим их предметам. И тем не менее 87,9 % всех респондентов заявляют, что могут стать обеспеченными людьми. В их представлении это означает иметь миллион (26,2 % опрошенных) или более пяти миллионов дохода (24,3 %). Однако юноши проявляют здесь меньшую уверенность, чем девушки (см. таблицу З): Таблица 3.
Можете ли Вы стать обеспеченным человеком? | Юноши (%) | Девушки (%) | да | 85,5 | 89,5 | нет | 2,3 | 3,2 | затрудняюсь ответить | 12,1 | 7,3 | Разницу в ответах можно, вероятно, объяснить тем, что ребята имеют больший практический опыт, который позволяет им реально оценивать свои возможности. Или же они рассчитывают исключительно на свои собственные силы, тогда как девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества. При этом девушки отдают предпочтение пусть небольшому, но гарантированному заработку (так ответили 57,4 % из них). Тогда как мужчины выбирают высокооплачиваемую работу, пусть даже связанную с риском (это выбор 71,5 % опрошенных юношей).
Как уже было сказано выше, ценности "образование", "квалификация" не являются ведущими в системе ценностных ориентации студентов. Желание получить хорошие знания стало мотивом поступления в институт лишь для 31,2 % мужчин и для 34,8 % женщин, остальных интересует непосредственно "корочка" (такой ответ дали 23,7 % юношей и 22,8 % девушек), или же мотивом поступления было желание родителей. Ответы на вопрос: "Как Вы формируете свою квалификацию?" распределились следующим образом (см. таблицу 4).
Таблица 4
Как Вы формируете свою квалификацию? | Юноши
(%) | Девушки (%) | 1. Пытаюсь усвоить все, что дают в институте | 31,8 | 36,0 | 2. Квалификацию осваиваю на практике | 32,9 | 28,4 | 3. Надеюсь на получение квалификации в будущем | 22,0 | 22,8 | 4. Прежде всего за счет самообразования | 13,3 | 12,8 |
Как видно из таблицы, мнения мужчин и женщин, отвечающих этот вопрос практически совпадают. Однако стабильная разница в 1 - 4 % позволяет говорить о том, что девушки проявляют большую обязательность в учебе, чем юноши.
Как показали результаты исследования (см. таблицу 5), наибольшее влияния на взгляды и убеждения студенческой молодежи оказывает семья, дружеское окружение и средства массовой информации (в основном это художественные и развлекательные программы TV, а также газеты и журналы).
Таблица 5
Факторы формирования взглядов на жизнь | Юноши(%) | Девушки(%) | 1. Друзья | 54,0 | 59,6 | 2. Родители | 41,4 | 65,2 | 3. TV, газеты, радио | 32,8 | 28,0 | 4. Художественная литература | 17,8 | 32,8 | 5. Никто | 20,7 | 13,2 | Таблица показывает, что девушки более подвержены влиянию их-либо внешних условий, тогда, как у молодых людей выше значение внутреннего фактора. Это подтверждается ответами на вопрос о том, чье влияние оказалось более существенным в процессе приятия решения о поступлении в институт (см. таблицу 6).
Влияние | Юноши (%) | Девушки (%) | 1. Родители | 27,0 | 35,3 | 2. Решение принял сам | 56,3 | 49,4 |
Таким образом, в результате тендерного анализа данных, полученных при исследовании системы ценностных ориентации студенческой молодежи, мы сделали следующий вывод; различия между ориентациями юношей и девушек хотя и не велики, но все-таки существуют и являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации, что является подтверждением нашей первоначальной гипотезы.
Использованная литература:
1. Проблемы социализации молодежи/ Под общей ред. Н. Л. Поляковой, И. Ф. Рековской, Э. П. Васильевой. -М,: ИНИОН РАН, 1993. - с. 5.
2. Краткий словарь по социологии/ Под общей ред. Д. М. Гвишиани; Н. М. Лапина.- М.: Политиздат, 1988. - с. 238.
3. Психология. Словарь/ Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990. - с. 115.
4. Ценностные ориентации студенческой молодежи города Набережные Челны. Отчет о социологическом исследовании, 1993-1994. |