Политика

Емельянов Н. А. Региональная кадровая политика: женщина и управление // Материалы областной научно-практической конференции "Женщина и управление: социальной, правовой и экономический аспекты". Тула, 1997. С. 15-23.
 
В начало документа
В конец документа

Емельянов Н. А.

Региональная кадровая политика: женщина и управление


В условиях активного поиска стратегических путей реформирования нашего общества проблемы совершенствования политической системы и создания правового социального государства являются первоочередными.

Думается, что организация эффективно действующей государственной службы как правового и социального института может стать наиболее существенным направлением в строительстве государственности Российской Федерации и ее субъектов в тяжелый переходный период, когда имеют место трудности не только по созданию эффективной экономики, но и по образованию высококвалифицированного государственного аппарата, который мог бы организовать подъем уровня российской экономики и обеспечить высокий уровень жизни населения. Как отметил Президент РФ Б.Н.Ельцин, выступая б сентября 1995 года в Академии государственной службы, "нам явно не хватает профессионалов-лидеров, причем имеющих стойкий иммунитет к соблазнам власти". Это порождает сложную кадровую проблему, выражающуюся в отсутствии у многих государственных служащих необходимой правовой подготовки и социально-политической ориентации. Серьезным препятствием к быстрому решению этой проблемы является в настоящий момент то, что заметно отстает законодательная база, которая определила бы правила функционирования государственной службы для различных ветвей власти и обеспечила единую систему управления - сверху донизу и снизу доверху (основное условие существования власти в любом государстве).

Первая попытка создания такой законодательной базы была сделана еще в декабре 1993 года, сразу же после принятия Конституции Российской Федерации, когда Президент своим Указом утвердил "Положение о федеральной государственной службе Российской Федерации", подчеркнув тем самым важность и актуальность реализации нового института власти.

Следующим основополагающим документом был Указ Президента Российской Федерации в январе 1995 года "О реестре федеральных государственных должностей Российской Федерации". В июле 1995 года был принят Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", регулирующий общие положения и раскрывающий конституционные принципы построения государственной службы.

Принятие данного Закона и Указов Президента Российской Федерации "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих федеральные государственные должности...", "О квалификационных требованиях к лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы" позволило приступить к разработке законопроектов о государственной службе и в Тульской области. С этой целью губернатором был создан Совет по вопросам государственной службы и рабочая группа по его обеспечению. Результатом стали подготовленные в конце 1995 года законопроекты "Реестр государственных должностей Тульской области", "О государственной службе Тульской области", "О доплатах к государственным пенсиям лицам, замещающим государственные должности государственной службы" и ряд других нормативных документов.

С целью практической апробации и дальнейшей экспертной правовой оценки ряд нормативно-правовых актов по этим вопросам был введен в действие на территории Тульской области постановлениями губернатора. В основу данных документов положены мировой опыт становления государственной службы и современные политические и правовые особенности построения Российского государства.

Тем не менее формирование государственной службы, порядок ее прохождения является сегодня на редкость сложной и потому не сразу разрешимой проблемой. Объективных причин для этого много: трудности в экономике, недостаточность государственного финансирования, отсутствие реальных социальных гарантий. А это все ограничивает возможности формирования профессионального кадрового состава.

Мировая практика знает несколько путей формирования государственной службы. Во многом они зависят от доминирующей системы права на территории определенного государства. Так, для стран с англо-саксонским правом, прежде всего США, государственная служба является не чем иным, как профессией, а служащие - специалистами в различных сферах деятельности. В странах с европейской или континентальной моделью права (таких, как Франция, Япония и т.д.) государственная служба основывается на идее лидера в обществе. Здесь государственная служба рассматривается не только как профессия, но и как определенный социальный статус, дающий чиновнику определенные привилегии.

Россия имеет свои исторические особенности построения правовой системы и свой, неадекватный, подход к формированию государственной службы. Место и роль служащих в российском обществе более приближены к континентальной модели.

Следует отметить также, что в России практики по переходу на государственную службу, можно сказать, не существует: до революции существовал "сословный" подход к этому вопросу, а западные модели, в силу специфики правовых систем, нам не подходят. В сегодняшней ситуации требуются различные подходы к решению этой проблемы, но они не определены даже на федеральном уровне.

Поверхностный анализ, проведенный центром по кадровой политике, государственной и муниципальной службе в Тульской области, позволяет сделать вывод, что в настоящий момент большинство районных (городских) администраций не обладает необходимым не только качественным, но и количественным кадровым потенциалом.

В связи с этим необходимо законодательно определить, какими профессиональными качествами должен обладать государственный служащий, какие профессии являются определяющими при приеме на государственную службу.

К сожалению, приходится констатировать, что активная и целенаправленная реализация государственной службы в субъектах федерации тормозится несвоевременным принятием федеральных нормативно-правовых документов. До сих пор на федеральном уровне не принят целый ряд очень важных законопроектов:

- закон о муниципальной службе;

- порядок присвоения государственному служащему квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы;

- перечень специализаций образования, считающихся равноценными основному профессиональному образованию для лиц, замещающих государственные должности;

- денежное содержание государственного служащего и ряд других. Думается, что демократическому направлению в продолжение реформирования общества на местах, углублению экономических и социальных реформ на конкретных территориях, усилению местной власти в значительной мере будет способствовать организация муниципальной службы. Муниципальная служба - одна из основ конституционного строя Российской Федерации - имеет большое значение в формировании российской государственности, заключающемся в разделении региональной и местной власти в субъекте Федерации.

Правовое регулирование основ муниципальной службы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, а к полномочиям органов власти ее субъектов - законодательство о муниципальной службе.

В настоящее время, поскольку еще не приняты законы о муниципальной службе на федеральном и региональном уровнях, статус муниципальных служащих во многом определяется правовыми нормами государственной службы.

В соответствии с концепцией приоритетного развития кадровой политики в регионе, определенной постановлением губернатора Тульской области (главы администрации) от 22.07.96. № 439 "О создании системы реализации государственной кадровой политики в органах исполнительной власти в области", центр по кадровой политике, государственной и муниципальной службе занимается решением проблем кадровой реформы, считая целесообразной ее реализацию на уровнях государственной и муниципальной служб.

В формировании аппаратов исполнительной власти на всех уровнях самым необходимым является укомплектование их достаточно опытными и высокообразованными кадрами. Следует подчеркнуть, что в работе с кадрами необходимо ориентироваться на перспективу, считаясь в то же время с объективными возможностями.

Политические события и экономическая ситуация сегодняшнего дня требуют серьезной корректировки в концепции подготовки и выдвижения кадров в регионе. В ближайшее время нам предстоит разработать, по сути, принципиально новую, более эффективную программу.

Говоря о тенденциях развития кадровой политики в регионе, мы отчетливо представляем, что становление государственной и муниципальной службы находится на начальном пути развития. Поэтому существует масса проблем в процессе перехода на государственную и муниципальную службу, требующих длительной многоплановой проработки, тщательного изучения и учета мирового опыта государственности (например, вот уже двадцать лет в Великобритании идет реформирование государственной службы, направление которого можно выразить краткой формулой: от администрирования - к менеджменту. Его основная цель - всесторонняя подотчетность чиновников государству и обществу, повышение их ответственности за качество исполнительской деятельности).

Одной из ключевых проблем политического поведения является расширение доступа женщин к государственному управлению. Стремление женщин участвовать в управлении государством важно не только само по себе, но и как подтверждение наличия у них общих целей с мужчинами, осознание необходимости самим активно участвовать в реализации этих целей.

Например, в США. с их демократическими традициями, 67% опрошенных мужчин и 71% женщин утверждают, что "если женщины не будут заявлять о себе и не противодействовать мужчинам, то ничего не будет сделано в решении их насущных проблем".

В силу специфики социальных и других потребностей женщин, особенностей их биологической и социальной природы стремление к государственному управлению у них зачастую в гораздо большей степени, чем у мужчин, наполняется социоцентрической, альтруистической мотивацией.

Женское начало вообще и в государственном управлении в частности играет связующую, объединяющую роль. Если оно блокируется, не реализуется, социум не получает необходимой устойчивости и стабильности. Причем в самом механизме удовлетворенности-неудовлетворенности социальных и других потребностей исключительна велика роль относительной лишенности.

Для относительной лишенности характерно стремление связать свои утраты и беды с бедами и лишениями других людей, других групп населения, следовательно важно не только то, чем люди неудовлетворенны объективно, но в значительной степени и то, как они эту неудовлетворенность воспринимают субъективно.

Сегодня стандарты грубо уравнительного распределения разрушены, но переход к новым нормам оказывается весьма болезненным для многих женщин как в силу резкости самого этого перехода, психологической неподготовленности к нему, так и в силу явно недостаточного управления этим процессом со стороны государства.

Сохранение и укрепление созидающего, альтруистического женского начала в условиях перехода к рынку - исключительно важная задача.

В странах с рыночной экономикой в уравнивании женщин в правах с мужчинами немалую роль сыграл феминизм. Возник он около двухсот лет назад. Впоследствии программные требования феминизма были признаны международным сообществом.

Комиссия ООН по положению женщин, ссылаясь на Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и будучи убеждена, что без всестороннего участия женщин во всех сферах жизни и их вклада в принятие решений достижение реальной демократии невозможно, рекомендовала правительствам стран международного сообщества довести представленность женщин на руководящих должностях до 30 процентов.

В соответствии со статьей 21 (пункты 1 и 2), 22 и 23 (пункты 162, 3) Всеобщей Декларации Прав Человека и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин, а также, что государства - члены ООН обязались содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Конституцией Российской Федерации в статьях 19,32 и 37 закреплены равные права и свободы для мужчин и женщин и равные возможности для реализации этих прав, в том числе и в управлении делами государства.

30 июня 1996 года Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным был подписан Указ "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", имеющий важное государственное и политическое значение.

Еще одним шагом на пути к реализации этой задачи явились Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа № 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".

Однако следует признать, что сегодня женщины, составляя 53 процента населения России, почти не участвуют в принятии экономических, социальных и политических решений на федеральном уровне. Такое положение оказывает негативное влияние на процессы реформирования и демократизации общества. Женщина не может быть не у дел в период становления российской государственности.

В то же время реализацию на федеральном уровне пакета документов, касающихся увеличения представительства женщин в высших органах государственной власти, ни в коей мере не следует рассматривать как самоцель.

В настоящее время в России на каждые 100 работающих приходится 51 женщина; в том числе в промышленности - 45, в сельском хозяйстве - 38, торговле и общественном питании - 81, науке - 52, культуре - 73, в аппарате органов управления - 69.

На каждые 100 студентов - 53 девушки, причем в вузах по экономике и праву - 65, медицинских - 65, педагогических - 71.

Из этих статистических данных можно сделать вывод, что страна не лишена перспективы управления государством к концу XX века женщинами. Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что здесь многое зависит от доктрины федеральной и муниципальной государственной службы, а также от желания прежде всего самой женщины использовать свои реальные возможности участия во властных структурах.

Реализация вышеуказанных документов создает уникальную возможность структурировать аппарат правящей элиты. Мужская экспансия в высших эшелонах власти будет себя изживать по мере более активного участия женщин (на основе равного партнерства) в управлении государством.

Готовность женщин к участию в управлении зависит, безусловно, от уровня их образованности и профессиональной подготовки и, наконец, от самооценки своих возможностей влиять на ход событий.

Но есть еще один немаловажный фактор, который нельзя не учитывать, - условия жизни общества и его свободу.

По итогам выборов в Государственную Думу РФ в декабре 1995 года женщины среди депутатов составляют чуть более 10 процентов, а среди членов верхней палаты Федерального Собрания РФ - только одна представительница прекрасного пола.

Для сравнения: в результате выборов в Тульскую областную Думу в сентябре 1996 г. депутатами избраны 5 женщин (11%), что говорит о росте кредита доверия женщинам.

Отсутствие или недостаточность женщин в высших эшелонах власти является общемировой тенденцией. Исключение представляют лишь скандинавские страны. Женщины как главы государств или правительств составляют лишь около 5 процентов. Примерно такое же положение сложилось и с назначением женщин на посты министров, где они составляют лишь 4 процента (а в России только одна женщина является членом кабинета министров).

За последнее десятилетие участие женщин в работе парламентов разных стран мира сократилось с 16,4 до 11,4 процентов (правда, в северных странах Европы этот показатель составляет в среднем более 30 процентов), хотя бесспорным считается положение, что вклад женщин в развитие общества, государства был и остается, безусловно, весьма существенным.

Правда, участие женщин в управлении заметно возросло на местном и региональном уровнях.

Анализ, проведенный в администрации Тульской области центром по кадровой политике, государственной и муниципальной службе, показал, что права женщин и их реализация приближены к целевым показателям, одобренным в 1995 году Экономическим и Социальным Советом ООН на основе решений IV Всемирной конференции по положению женщин, прошедшей в Пекине в сентябре 1995 года.

В администрациях области, городов и районов на руководящих должностях (высших и главных) заместителей глав администраций, руководителей аппаратов и их заместителей работают 32 женщины, что составляет 23,5% от общего числа руководящих работников.

В резерв на руководящие должности выдвинуто 86 женщин (26,2% от общего числа резерва).

В аппарате администрации области на руководящих должностях в структурных подразделениях (центры, департаменты, управления и комитеты) работают 102 женщины, что составляет 36,5% от общего числа руководителей областной администрации.

Выдвинуто в резерв указанной категории работников 25 женщин (22,5%).

В органах исполнительной власти районов и городов области работают 1384 женщины (69,5%). В сельских и поселковых администрациях работают 1476 женщины (86,9%), в т.ч. 204 женщины (48%) - главами сельских и поселковых администраций.

25 женщин являются председателями и заместителями председателей судов (областного, городских и районных), что составляет 60,9% от общей численности руководящих должностей в судебных органах.

В негосударственном секторе экономики женщины являются руководителями 12% различных предпринимательских и коммерческих структур.

В администрации области в настоящее время сложилась определенная система по вовлечению женщин для работы в органах государственной власти. Карьера каждой женщины внимательно рассматривается, после чего ее кандидатура выдвигается в резерв на ту или иную руководящую должность. Так, на 1996 год 18 женщин (20,5%) было выдвинуто в резерв на руководителей департаментов, центров и их заместителей и 7 (30,4%) -председателей комитетов, начальников управлений и их заместителей.

В целях повышения квалификации и переподготовки женщин-госслужащих администрациями области, городов и районов были направлены на обучение в 1994-1995 г.:

- в Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ- 19 чел.:

- по специальности "Юриспруденция" - 33 чел.;

- по специальности "Менеджмент" - 22 чел. И если в 1994 году это составило 39% от общего числа обучаемых, то в 1995 году-уже 53%.

Как видим, администрация исполнительной власти Тульской области играет позитивную роль в привлечении женщин к управленческой деятельности. Конечно, отсутствие целенаправленной политики, социальная необустроенность, политическая нестабильность приводят к тому, что женщина берет на себя созидательные функции в реализации попытки стабилизировать ситуацию.

В настоящее время, учитывая значимость данной проблемы как в общегосударственном масштабе, так и в региональном, и в целях дальнейшего повышения роли женщины в обществе, губернатор Тульской области (глава администрации) подписал постановление от 15.10.96 г. № 644 "О плане действий по улучшению положения женщин в области и повышению их роли в обществе до 2000 года", в котором предусмотрены практически все аспекты поддержки развития и становления женщины-лидера.

Рядом с мужчинами и у семейного очага, и у руля государства, конечно же, должны быть женщины. Но это не самоцель, это просто нормальный принцип существования государства, где должности занимаются на основании личных качеств, способностей и профессионализма.

Начало всех кризисов (политических, социальных, экономических) -в кризисе духовном, нравственном.

Поэтому первостепенный вопрос сейчас - не "кто"?, а "как"? Как воскресить личность? А тогда - мужчины или женщины будут руководить обществом - это уже вопрос второстепенный. Если руководить им будут личности, половая принадлежность руководителей отойдет на второй план.