Женское движение, социальная активность

Ершова Е. Н. Консорциум женских неправительственных организаций // Женщина и политика. 1996, № 8. С. 3.
 
В начало документа
В конец документа

Ершова Е. Н.

Консорциум женских неправительственных организаций


Консорциум женских неправительственных организаций на очередном заседании обсудил Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

Члены консорциума отметили, что Правительство РФ выполнило свои международные обязательства и утвердило Национальный план действий в срок, установленный документами Пекинской Всемирной конференции (1995) (Постановление правительства РФ от 29 августа 1996 г. №1032).

Высокую оценку получил 3-й пункт постановления, рекомендующий органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и утвердить региональные планы действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. В то же время участницы заседания выразили серьезную озабоченность в связи с тем, что по своему содержанию Национальный план действий не полностью соответствует критериям Пекинской Платформы действий (1995), не отвечает насущным потребностям женщин России и противоречит Указам Президента РФ №№ 712, 851, 932 и 1005 от 14 мая, 8 июня, 18 июня и 30 июня с.г.

Хотя Постановление правительства РФ подтверждает факт создания Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин, образованной в январе 1996 г., оно не устанавливает статус данной комиссии, не определяет ее полномочий. В равной степени данное Постановление Правительства РФ не дает четкого определения Национального плана действий - носит ли он рекомендательный характер или же является обязательным для выполнения, не ясно, каковы гарантии его выполнения, механизм, средства и ресурсы обеспечения.

Вопреки решениям Пекинской Всемирной конференции, Национальный план действий не содержит указаний об участии общественных женских организаций в выполнении Национального плана действий. В нем ничего не говорится о механизме их сотрудничества с властными структурами, о ресурсном обеспечении их взаимодействия.

Кроме того, Национальный план действий охватывает лишь 5 социальных сфер, в то время как Пекинская Платформа действий включает в себя 12 таких социальных областей.

Указ Президента РФ "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" содержит принципиально важные положения о бюджетном финансировании этого плана.

В отличие от данного указа, Национальный план действий вообще не содержит указаний о его ресурсном обеспечении. В результате Национальный план действий приобретает чисто декларативный характер и не направлен на реализацию Указа Президента РФ № 932.

Противоречит Национальный план действий и Указу Президента РФ № 1005, направленному на повышение роли женщин в органах государственной власти федерального и регионального уровней. Национальный план действий вообще не содержит положений о продвижении женщин на уровень принятия решений, о повышении их статуса в политике и экономике. Приведение Национального плана действий в соответствие с Указом Президента РФ требует осуществления принципа квотирования, что предусматривает доведение доли женщин во всех властных структурах, включая Правительство и Совет Безопасности, до 30% от общего числа членов. В Национальном плане действий это положение отсутствует.

Национальный план действий не намечает никаких мер по преодолению стереотипов в общественном сознании, что Пекинские документы расценивают как одну из основных задач. Важнейшую роль могло бы сыграть введение на телевидении в одной из вечерних информационных программ 3-4-минутных комментариев, оценивающих происходящие события с гендерной точки зрения.

Не содержит он и предложений, направленных на изменение места женщин в процессе приватизации, на преодоление их отчуждения от собственности. Вместо мер по поддержке женского предпринимательства Национальный план действий намечает проведение физкультурно-спортивных соревнований "Деловая женщина" (п. 27).

Вряд ли можно согласиться с предложением об улучшении положения женщин только Северного Кавказа (п. 18). Такая потребность есть и в других регионах, о чем говорится, в частности, в Постановлении правительства № 1032, п. 3. Одновременно необходимо поставить вопрос о социальной защите женщин-мигранток, женщин-беженок на всей территории России. Важно также включить в Национальный план действий пункт об участии женщин во всех миротворческих, переговорных процессах.

Трудно согласиться с тем, в какой форме Национальный план действий ставит вопрос о запрете на использование труда женщин во вредных и опасных условиях (п. 13). Прямые запреты на профессии нарушают конституционные права граждан, их равные возможности. В данном случае забота о здоровье женщин, так же, как и мужчин, должна проявляться в форме рекомендаций, оставляя за гражданами, независимо от их половой принадлежности, свободу выбора.

Важнейшей задачей представляется создание механизма по налаживанию взаимодействия органов государственной власти с женскими общественными объединениями для реализации Национального плана действий. Этот механизм должен предусматривать равноправное участие женских организаций (на конкурсной основе) во всех президентских, правительственных, межведомственных, ведомственных и региональных программах. Должна стать обязательной гендерная экспертиза проектов всех законодательных актов, оценка их соответствия международным документам, подписанным Российской Федерацией.

Представительницы женских общественных организаций должны привлекаться к выполнению международных и внутриполитических обязательств в России по улучшению положения женщин. Их следует включать в состав официальных делегаций, представляющих Россию на международных конференциях и совещаниях, затрагивающих права женщин, а также ведущих миротворческие переговоры.

Только при таком подходе к Национальному плану действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года будут реализованы принципы, заложенные в Конституции РФ 1993 года и в международных документах, под которыми стоит подпись Российской Федерации.