Женское движение, социальная активность

Положение женщин и Национальный механизм. Позиция женских неправительственных организаций. ИЦНЖФ. М., С. 1-8.
 
В начало документа
В конец документа

Положение женщин и Национальный механизм. Позиция женских неправительственных организаций


1. Шаги неправительственных организаций по пути в Пекин. Женская политика - часть национальной политики на международном уровне.

2. Опыт взаимодействия с государственными органами управления по подготовке к Пекину.

3. Форум НПО-95 И IV Всемирная конференция ООН по положению женщин (1995 г.).

4. Роль НПО в формировании Национального механизма и реализации Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации.

5. Позиция женских организаций в вопросе формирования российского гражданского общества.

6. Предложения неправительственных организаций.

1. Шаги неправительственных организаций по пути в Пекин. Женская политика - часть национальной политики на международном уровне

Практика взаимодействия неправительственных организаций и государственных органов управления стала неотъемлемой частью национальной и международной политики многих стран. Проведение Форумов неправительственных организаций перед официальными встречами сегодня является обязательной практикой Организации Объединенных Наций. Цель таких Форумов - сделать видимой позицию неправительственных организаций (которая, как правило, более радикальна, чем позиция официальных делегаций) и обеспечить им возможность подготовить свои поправки к официальным документам ООН. Эти поправки предлагаются для утверждения на официальных встречах. Примером такого взаимодействия служат такие международные конференции, как Конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой была признана ключевая роль женщин в процессе устойчивого развития. Конференция по народонаселению и развитию в Каире в 1994 г., на которой было впервые отмечено, что расширение прав и возможностей женщин рассматривается как неотъемлемая часть развития.

Россия делает только первые свои шаги в этом направлении. Лишь немногие представительницы женских неправительственных организаций принимали участие в работе подготовительных мероприятий к IV Всемирной конференции ООН по положению женщин. Первый опыт мы приобрели, работая на региональном Форуме НПО и региональной подготовительной конференции для европейских стран (Вена, октябрь 1994 г.). Следующим этапом было участие в Консультативной встрече неправительственных организаций, которая проходила параллельно официальной 39 Сессии ООН по положению женщин (Нью-Йорк, март 1995 г.). Женские организации самого разного уровня (национального, регионального, локального) готовились к этой встрече заранее на протяжении не только нескольких месяцев, но и нескольких лет, начиная с III Всемирной конференции ООН по положению женщин в Найроби. Многие из них приехали с заранее подготовленными документами, со своей стратегией и тактикой. Наша официальная делегация в Нью-Йорке была достаточно молчаливой и малочисленной и не сумела оказать влияния на формирование Проекта Платформы действий, который затем обсуждался на IV Всемирной конференции ООН. Неправительственные организации тоже не были еще готовы к активному участию в выработке основных документов, и все же благодаря участию представительниц НПО в этих подготовительных мероприятиях мы приобрели опыт взаимодействия на международном уровне не только со странами Запада, но и со странами Восточной Европы и СНГ, освоили работу с международными документами, сумели разработать стратегию подготовки нашего участия в Форуме неправительственных организаций.

Так, в рамках Форума неправительственных организаций в ходе 39 сессии Комиссии ООН по положению женщин в Нью-Йорке (подготовительный комитет к IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине) представительницами женских неправительственных организаций была проведена мастерская "Женщины стран с экономикой переходного периода". Это была одна из немногих возможностей представить наши интересы, добиться включения наших требований в документы ООН.

Основной целью мастерской было формирование принципиального соглашения по общим для женщин стран с экономикой переходного периода проблемам, определение наших особых интересов в международном сообществе, женского взгляда на реформы и предлагаемые стратегии повышения статуса женщин - т.е. нашей позиции, на основе которой можно было бы готовить поправки к проекту Декларации и Платформы действий.

Мы убеждены, что неправительственные организации, участвуя в международных мероприятиях, усиливают региональные интересы. И тот факт, что интересы постсоциалистических стран упоминались только в трех из 362-х статей подготовительного документа, уже само по себе говорит о слабой представленности политики нашего региона на уровне ООН.

2. Опыт взаимодействия с государственными органами управления в процессе подготовки к Пекину

Указом Президента РФ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" (N937 от 4 марта 1993 года) был создан Национальный Совет по подготовке к IV Всемирной конференции ООН по положению женщин. В его работе принимали участие представительницы неправительственных организаций.

Со своей стороны неправительственные организации также готовились к этому важному международному событию:

- обеспечивая как можно более широкое представительство женских организаций на Форуме НПО-95 и Конференции ООН, информируя о предстоящих международных мероприятиях и осуществляя поиск средств;

- информируя региональные женские организации о целях и задачах IV Всемирной конференции ООН по положению женщин и Форума неправительственных организации;

- организуя обсуждение проекта Платформы действий, предложенного подготовительным комитетом Конференции;

- осуществляя подготовку делегации женских НПО из сети Независимого женского Форума к IV Всемирной конференции ООН по положению женщин;

- участвуя в работе по созданию Концепции взаимодействия органов государственной власти и женских неправительственных организаций;

- организуя сбор предложений от женских неправительственных организаций в Национальный доклад Российской Федерации по положению женщин;

- усиливая женские организации посредством проведения серии образовательных семинаров;

- разрабатывая программу мероприятий (семинаров, круглых столов и т.д.) на Форуме НПО-95.

В частности, в своих Предложениях в Национальный доклад участницы НПО отмечали отсутствие ресурсного обеспечения процесса разработки механизма по улучшению положения женщин и соответствующих структур в органах местного самоуправления. Женские НПО отмечали недостаточную информированность о правах женщин, признанных на международном и национальном уровнях и недостаточную приверженность им, отмечали тот факт, что несмотря на то, что "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" ратифицирована нашим государством в 1981 году и наше Правительство уже представило IV Периодический доклад о ее выполнении, она не только не включена в широкую юридическую практику, но и не знакома многим государственным деятелям.

Женские НПО предлагали, в частности, привести в Национальном докладе:

- данные о численности женщин в конверсионных областях экономики и мерах по их переквалификации и трудоустройству,

- данные по обеспечению престарелых женщин (пенсии, дома престарелых, обслуживание на дому, социальные программы) в сравнении с положением мужчин этой возрастной категории, - сравнительные данные о передачах, ведущихся женщинами, предназначенных для женщин и о женщинах в общем объеме радио и телепрограмм,

- данные о характере, количестве и направленности публикаций по женской тематике в общем количестве печатных изданий,

и также отметить факты, что в России есть регионы, охваченные вооруженными конфликтами, и связанные с этим проблемы женщин (потеря близких, здоровья, жилья и т.д.), и что в зонах вооруженных конфликтов участились случаи насилия над женщинами.

Неправительственные организации предлагали также ввести раздел "Поддержка участия женщин в деятельности, касающейся рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, обеспечивающей устойчивое развитие" (из материалов, подготовленных 39 сессией Комиссии по положению женщин 15 марта - 4 апреля 1995г. в Нью-Йорке).

Другим важным направлением подготовки являлся анализ Проекта Платформы действий, где особое внимание уделялось подготовке предложений по формулировке текстов основных статей, заключенных в скобках, которые и были предметом основного обсуждения при выработке основного итогового документа Конференции ООН.

В ходе подготовки пришло понимание необходимости разработки принципов и процедур взаимодействия органов власти и неправительственных организаций.

Несмотря на отсутствие опыта подобного взаимодействия и подчас различие подходов государства и общественности, политика на международном уровне требует согласованных позиций и квалифицированных действий. Именно в ходе взаимодействия стали видимыми различия в определении положения женщин на международном, национальном уровнях и уровне НПО. И, с нашей точки зрения, именно это в настоящее время является не предметом конфликта, но основой разработки действующего эффективного национального механизма по улучшению положения женщин.

3. Форум НПО-95 И IV Всемирная конференция ООН по положению женщин

Проведению Конференции предшествовал Форум НПО-95, в котором участвовали более 30 тысяч представительниц женских организаций всего мира, из них 200 женщин из России. Для сравнения, представительниц женских организаций из США было 10 тысяч.

Но несмотря на малочисленность российских НПО, они были одними из инициаторов создания Кокуса Восточно-Европейских стран, проведения семинаров по темам: положение женщин в странах с переходной экономикой, семья, женщины пожилого возраста, гендерные исследования, лидеры женского движения и др. Всего российскими НПО было проведено около 30 семинаров. Подготовленные поправки к проекту Платформы действий были переданы официальной правительственной делегации на Конференции.

Работа Кокуса помогла объединить представительниц женских НПО девятнадцати из 24-х постсоциалистических стран и сформулировать их позицию в "Заявлении из несуществующего региона" (несуществующим регионом был назван регион стран Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, поскольку нет четкого политического и географического его определения).

Очень сильной группой на Конференции была группа из представительниц развивающихся стран G77 и Китая. Они объединили свои усилия с правительственными делегациями и активно лоббировали интересы своего региона, и, следовательно, ресурсы и приоритеты при выделении финансовой поддержки на международном уровне.

Пока мы такого уровня взаимодействия с нашим правительством не достигли. Кроме того, русский язык не был рабочим языком на Форуме, хотя он является официальным языком ООН. Трудностью для установления активных международных контактов было и то, что Национальный доклад о положении женщин РФ не был переведен на другие языки, официально на конференции не распространялся и не был предназначен для широкого пользования. Более того, не все неправительственные организации имели возможность получить его.

Мы хотим особенно отметить, что средства массовой информации практически не освещали события, происходившие в Китае. На фоне большого интереса зарубежных СМИ к проблемам российских женщин, особенно заметным становится слабый интерес к этим проблемам средств массовой информации нашей страны. Поскольку СМИ не освещали должным образом ни работу в Пекине, ни постпекинские обязательства, неправительственные организации взяли на себя ответственность освещать эту тему, выступая на радио, распространяя специальные журналы и проводя семинары и конференции в разных регионах страны.

В настоящее время на международном уровне осуществляется мониторинг обязательств, взятых правительствами на Пекинской Конференции. Национальный механизм и Национальная платформа действий по улучшению положения женщин - это не только аспекты внутренней политики, но также и позиция и политика нашей страны по проблемам женщин на международном уровне. Фактом современной жизни становится сегодня то, что международная политика не будет эффективна без активного участия в ней женских НПО, особенно в вопросах, касающихся положения женщин (вопросы труда и занятости, проблемы женщин-беженок и переселенок, торговли женщинами за границу и т.д.), поскольку женское движение, набирая силу, становится важной частью национальной политики на международном уровне.

Именно поэтому участие представительниц неправительственных женских организаций в мероприятиях международного сообщества наряду с представителями официальных структур столь значимо.

В апреле 1996 года в Москве проходили консультации ООН и женских неправительственных организаций по темам: дети и семейные обязанности, женщины и окружающая среда, женщины и занятость, репродуктивное здоровье и планирование семьи, для представителей органов государственной власти, средств массовой информации и бизнеса. На Консультациях были подготовлены документы по следующим областям: стандарты международного рынка труда по защите прав женщин и продвижение женщин, женщины в бизнесе, права человека-женщин и насилие по отношению к женщине, женщины в конфликтных ситуациях, женщины и окружающая среда, дети и семейные обязанности, здоровье женщины и репродуктивные права.

В рамках мониторинга постпекинских решений 5-8 сентября 1996 года в Вашингтоне проходил международный Форум "После Пекина: от слов к действию", организованный Ассоциацией "Женщины в развитии" (AWID). Его повестка включила в себя мониторинг реализации Платформы на национальном и международном уровнях, обмен информацией. В Нью-Йорке в сентябре этого года прошло специальное заседание ООН в честь годовщины IV Всемирной конференции по положению женщин, открывал которое Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали.

Обеспокоенные ходом выполнения решений, принятых на IV Всемирной Конференции ООН по положению женщин и ратифицированных Правительством РФ, российские женские организации направили свои усилия на поиск позитивных стратегий участия женщин в политических реформах и социальных программах, а также форм ресурсного обеспечения этого участия.

4. Роль НПО в формировании Национального механизма и реализации Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации

Региональный круглый стол для стран с экономикой переходного периода, проведенный на международном Форуме "После Пекина: от слов к действию" показал значительный прогресс, достигнутый Россией по сравнению с другими странами Восточной Европы и ННГ в области отработки Национального механизма по улучшению положения женщин. Высоко была оценена политическая воля Российского государства в вопросах повышения статуса женщин, в частности, в принятии ряда указов Президента и Постановлений Правительства, однако было отмечено, что Правительство пока не обеспечило ресурсами ни Концепцию улучшения положения женщин, ни Национальный план действий.

За прошедший после Пекинской конференции год Правительством РФ и Президентом Российской Федерации были подписаны ряд важных Постановлений и Указов:

Постановление Правительства РФ "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" (от 8 января 1996 г. №6),

Указ "Об Основных направлениях государственной семейной политики" (от 14 мая 1996 года №712),

Постановление Правительства РФ "О межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин" (от 17 мая 1996 №599),

Указ "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" (от 18 июня 1996 №932),

Указ "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (от 30 июня 1996 №1005),

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" (от 29 августа 1996 №1032).

Эти документы связаны с реализацией Российским государством своих обязательств по реализации Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин, принятой на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, и имеют прямое отношение к перспективам развития женских организаций в России как составной части демократического общества.

С точки зрения неправительственных организаций, проблемы женщин являются комплексными и многоаспектными, охватывающими как сферу социальной защиты, так и сферу социального развития. Для их решения необходим постоянный мониторинг положения женщин, разработка стратегических целей и программ его улучшения, координация программ, ведущихся разными ведомствами и организациями, процедура оценки прогресса в этой области.

Далее...