|
|
Женщины в СССР // Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М., Мысль, 1972. С. 29-82.
|
В начало документа |
В конец документа |
Женщины мира в борьбе за социальный прогресс Продолжение. Перейти к предыдущей части текста
переписи 1897 г. позволили статистикам сделать вывод, что для достижения всеобщей грамотности при сохранении существующих условий понадобилось бы в Европейской России 120 лет, на Кавказе и в Сибири - 430 и в Средней Азии- 4600 лет. Советская страна решила проблему ликвидации неграмотности в исторически кратчайшие сроки. О прогрессе, достигнутом в этой области, свидетельствуют такие данные. Перепись населения 1926 г. показала, что из каждых 100 женщин-казашек и из 100 женщин-узбечек лишь одна была грамотной, а, согласно переписи населения 1959 г., из каждых 100 казашек 26, а из каждых 100 узбечек 35 уже имели среднее и высшее образование. Еще один пример: в Казахской ССР в 1926 г. среди инженерно-технических работников была одна женщина, в числе медицинских работников-6, среди учителей и культурно-просветительных работников - 54 женщины. В 1959 г. среди инженеров, техников и агрономов насчитывалось 2 тыс. казашек, среди врачей и среднего персонала - 3 тыс., среди научных работников, учителей и культурно-просветительных работников - 16 тыс. женщин. Аналогичные данные можно привести и по другим национальным республикам. Эти успехи - результат осуществления всеобщего и обязательного 8-летнего обучения, 1969 - широкого доступа женщин в средние специальные и высшие учебные заведения. В 1970 гг. девушки составляли 54% учащихся средних специальных и 48% высших учебных заведений. В составе студентов технических вузов было 37% девушек. Это самый высокий процент женщин в технических вузах во всем мире1. Высшие и средние специальные учебные заведения дают учащимся специальность. Наряду с этим в стране созданы и другие возможности для получения девушками различных профессий. ' "Женщины в СССР". М., 1971, стр. 11.
Эта проблема нашла свое разрешение в создании широкой государственной системы производственно-технического образования. Ежегодно профтехучилища выпускают миллионы юношей и девушек, получивших профессию. Специальности, которыми овладевают девушки в этих учебных заведениях, показывают доступность для них большинства существующих в нашей стране массовых профессий. Девушки не готовятся лишь к тем профессиям, которые вредны для женского организма (подземные работы, некоторые отрасли химической промышленности и др.). Большая работа по подготовке и повышению квалификации рабочих и служащих ведется непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. Кроме того, рабочие и работницы могут получить общее и специальное образование без отрыва от производства в вечерних и заочных общеобразовательных школах, техникумах, институтах. Государство предоставляет им для этого большие льготы. Решение проблемы общего образования и развертывание на его основе профессионального, среднего специального и высшего образования дает женщине все возможности стать квалифицированной работницей, специалистом и руководителем в народном хозяйстве. Вместе с тем до сих пор еще сохраняются некоторые особенности в профессиональной структуре женских кадров. Анализ статистических данных и материалов обследований свидетельствует о некотором отставания профессионально-квалификационного уровня женского труда. Специфика профессиональной структуры женских кадров в условиях социализма определяется рядом объективных и субъективных причин, наиболее важными из которых являются следующие. Советское государство, учитывая физиологические особенности женского организма и охраняя интересы материнства и детства, предоставляет женщинам наиболее благоприятные условия для реализации их права на труд, запрещает использовать женский труд на работах, которые могли бы вредно отразиться на их здоровье. Существуют законодательные акты, запрещающие использование женского труда на особо тяжелых и вредных работах. СССР ратифицировал и строго выполняет Конвенцию МОТ № 45, согласно которой запрещается использовать труд женщин на подземных работах. Научно-технический прогресс оказывает двоякое влияние на труд женщин. С одной стороны, как мы уже видели, он расширяет сферу применения женского труда путем внедрения автоматизации и механизации, а с другой - появился ряд новых профессий, где применение труда женщин должно быть запрещено (работа, связанная с вибрацией, с новыми химическими соединениями и т. д.). В будущем влияние этих факторов будет сглаживаться, поскольку автоматизация производства ведет к нивелировке трудовых операций в сторону их облегчения. Отставание профессионально-квалификационного уровня женщин связано и с тем, что, имея достаточно высокий уровень образования, женщины по семейным обстоятельствам не могут уделять столько же внимания повышению своей трудовой квалификации, как мужчины. Этот фактор также будет устраняться по мере улучшения и совершенствования сферы обслуживания, системы дошкольного и внешкольного воспитания, что даст трудящимся женщинам возможность отдавать больше свободного от работы времени повышению своей квалификации. Тот факт, что Советский Союз-первая в мире страна, где так широко применяется женский труд в народном хозяйстве, в производстве материальных и духовных ценностей, привлекает внимание зарубежных ученых и общественных деятелей. Одни из них объективно изучают этот вопрос и подчеркивают большое значение широкого применения женского труда в народном хозяйстве; другие стараются умалить социальную значимость участия женщин в общественном труде, не понимают или не хотят понимать, чем вызван большой приток женщин в производство. Французский ученый Андрэ Пьер в книге "Женщины в Советском Союзе" 1 объясняет успехи советских женщин в экономической области демографическими причинами : численным превосходством женщин над мужчинами в результате двух мировых войн. Подобное же объяснение дает американский экономист Нортон Додж в книге "Женщина в советской экономике"2. Буржуазные ученые не видят главных причин роста трудовой активности женщин в социалистическом обществе. Они замалчивают тот решающий фактор, что вовлечение большого числа женщин в общественное производство - результат победы социалистической системы, ликвидации частной собственности на орудия и средства производства, ликвидации эксплуатации человека человеком, возникновения новых производственных отношений, новой морали и т. д. За годы социалистического строительства произошел коренной перелом в сознании советского народа. Марксизм-ленинизм стал господствующей идеологией в обществе. У трудящихся возникло и окрепло социалистическое отношение к собственности - материальной основе социализма и к труду как делу чести и священной обязанности перед обществом. С 1918 по 1 января 1970 г. более миллиона женщин за самоотверженный 1 А. Piегге. Les femmes en Sovietique, Etition Spes, Paris, 1961. 2 Norton T. Dodge. Women in the Soviet Economy, Baltimore the John Hopkins. Press, 1966. труд награждены орденами и медалями СССР/ Из них 3925 удостоены звания Героя Социалистического Труда, 315 638 награждены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета" и другими1. Эти массовые награждения женщин свидетельствуют о том, что женщины трудятся не только в своих личных интересах, они сознают высокое значение их труда для общества. Исследования, проведенные социологами за последние годы, показывают, как относятся советские женщины к своему труду, каковы мотивы, побуждающие их работать. Например, опросы трудящихся женщин Ленинграда показали, что 30% опрошенных работают по моральным мотивам, 40°% указали на моральные и экономические причины и лишь 30% -на экономический стимул. Аналогичные результаты дали опросы в других городах страны. РОЛЬ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Участие женщины в общественно-производительном труде имеет огромное значение для роста ее социальной активности, повышения ее роли в общественно-политической и государственной жизни. В классово антагонистическом обществе трудящиеся массы, те, кто создает материальные и духовные ценности, имеют ограниченные возможности влиять на политическую жизнь страны. В социалистическом обществе к управлению государством, делами общества привлекаются широкие народные массы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, как мужчины, так и женщины. Причем растущий вклад женщин в общественно-политическую жизнь приобретает весомость благодаря их участию в экономической жизни общества. Знание хозяйственных вопросов помогает им вносить свой вклад в определение внутренней и внешней политики страны и в решение конкретных задач коммунистического строительства. До Великой Октябрьской социалистической революции женщины не имели никаких политических прав, следовательно, и никакого опыта в управлении государством. Советская власть предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Но следовало их научить пользоваться этими правами. В. И. Ленин еще в канун Октября писал: "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами 1 "Вестник статистики", 1971, № 1, стр. 83.
и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту"1. Подчеркивая, как важно втянуть в политику, в управление государством широкие народные массы, В. И. Ленин писал: "А втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин"2. При этом Ленин имел в виду участие женщин не только в работе Советов, но и во всех областях управления делами общества. Отменив частную собственность на землю и почти целиком отменив ее и на фабрики и заводы, Советская власть стремится к тому, - писал В. И. Ленин, - чтобы все трудящиеся, не только партийные, но и беспартийные, и не только мужчины, но и женщины, принимали участие в этом хозяйственном строительстве. Это начатое Советской властью дело может быть двинуто вперед только тогда, когда вместо сотен женщин по всей России в нем примут участие миллионы и миллионы женщин. Тогда дело социалистического строительства, мы уверены, будет упрочено. Тогда трудящиеся докажут, что они могут жить и могут хозяйничать и без помещиков и капиталистов" 3. Как видно из этого высказывания, Ленин считал очень важным, чтобы миллионы женщин наряду с мужчинами хозяйничали в стране. Ленин придавал огромное значение участию женщин в организаторской работе в самых различных сферах хозяйственной и общественно-политической жизни. Он особенно подчеркивал положительное значение участия женщин в рабоче-крестьянской инспекции. Указывая на то, что "шире ввести надо контроль Рабоче-Крестьянской инспекции за учетом продуктов, товаров, складов, орудий, материалов, топлива и т. д. и т. п. (столовых и проч. особенно)", Ленин подчеркивал: "К сему обязательно привлекать женщин и притом поголовно"4. Формулируя первый абзац пункта Программы РКП(б) о суде, В. И. Ленин писал: "...Коммунистическая партия не делает различия для женщин, уравнивая оба пола во всех правах как при выборе судей, так и в отправлении обязанностей судей" 5. В своей работе "Задачи пролетариата в нашей революции" В. И. Ленин также подчеркивает, что женщина должна участвовать во всех общественных делах. "Без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни вообще, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демократии" 6. Эти и другие ленинские высказывания показывают, что роль женщины в общественно-политической жизни Ленин понимал широко и всесторонне. Эти ленинские указания Коммунистическая партия неуклонно проводит в жизнь. Советские женщины широко используют свое право избирать и быть избранными. Дело не только в том, что не менее 99% их голосует во время выборов. Главное заключается в том, что советские женщины участвуют в выдвижении кандидатов в депутаты, ведут большую организаторскую и агитационную работу в их поддержку, широко участвуют в комиссиях по выборам в местные органы власти и в Верховные Советы союзных и автономных республик, в Верховный Совет СССР, сами избираются во все органы власти. Об участии женщин в работе органов государственной власти говорят такие данные. ЧИСЛЕННОСТЬ ЖЕНЩИН - ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 1
ЧИСЛЕННОСТЬ ЖЕНЩИН - ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР (за последние пять созывов) '
' "Равноправие женщин в СССР". М., 1957, стр. 20-21; "Женщины и дети в СССР", изд. 1961 и 1963 гг., а также ежегодные статистические материалы ЦСУ, публикуемые в журнале "Вестник статистики"; "Итоги выборов в местные Советы депутатов трудящихся союзных и автономных республик". - "Правда", 20 июня 1971 г. 2 "Правда", 17 апреля 1970 г.; "Вестник статистики", 1971, № 1, стр. 81.
Число женщин-депутатов растет во всех национальных республиках. Если в 1959 г. депутатами Верховных Советов союзных республик было избрано 1718 женщин, или 32%, то в 1971 г.-2045 женщин, или 34,8% к общему числу депутатов 1. Тот же процесс происходит в национальных республиках и на выборах в местные органы власти. Женщины-депутаты всех выборных органов власти составляют миллионную армию, которая принимает самое активное участие в повседневной жизни страны, ставит и решает многочисленные вопросы, касающиеся жизни советских людей. В этом ярко проявляется подлинный демократизм социалистического общества, практическое осуществление полного и всестороннего равноправия женщин, их величайшая роль в развитии и укреплении социализма. В мире нет другой страны, где бы процент женщин в выборных государственных и общественных органах был столь высоким. Для сравнения можно указать, что в парламентах капиталистических стран число женщин среди депутатов весьма незначительно. По состоянию на 1970 г. в Верховном Совете СССР женщин-депутатов было в 4 раза больше, чем женщин-депутатов в парламентах США, Англии, ФРГ и Франции, вместе взятых. Не следует также забывать, что если в СССР наблюдается постоянный рост числа избираемых женщин в органы власти, то в капиталистических странах происходит обратный процесс, т. е. численность избираемых женщин уменьшается. Женщины в СССР занимают ответственные государственные и партийные посты. По данным 1969 г., в союзных республиках занимали посты министров 28 женщин, среди заместителей министров тоже несколько десятков женщин. В пяти автономных республиках Президиумы Верховных Советов возглавляют женщины. В восьми союзных республиках они занимают высокий пост заместителя председателя Совета Министров. В 1966 г. свыше 8 тыс. женщин работали председателями и 32 тыс. секретарями местных Советов депутатов трудящихся. 2548 женщин избраны народными судьями, что составляет 31,6% к общему составу избранных2. Членами КПСС - руководящей и направляющей силы советского общества состоят свыше 3 млн. женщин3. Во главе многих партийных организаций находятся женщины. Особенно велика роль женщин в таких массовых организациях, как 1 "Правда", 30 июня 1971 г.; "Вестник статистики", 1971, № 1, стр. 81. 2 "Вестник статистики". 1971, № 1, стр. 82. 3 "Правда", 3 апреля 1971 г. профсоюзы. Они составляют половину членов профсоюзов и участвуют в выборных органах профсоюзов на всех уровнях. В 1968 г. во Всесоюзном Центральном Совете Профессиональных Союзов женщины составляли 34% избранных, в республиканских, краевых, областных советах профсоюзов (включая ревизионные комиссии) - 42, в районных и городских комитетах профсоюзов (включая ревизионные комиссии) - 50, в фабрично-заводских и местных комитетах-56% 1. Активное участие принимают женщины в кооперативных и молодежных организациях. Большой вклад в общественную жизнь вносят женские советы, женские комиссии при профсоюзах, женские комиссии при обществах дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Такую массовую организацию, как Союз обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, возглавляет Н. В. Попова, лауреат Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами", депутат Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Председателем Комитета советских женщин является первая женщина-космонавт В. В. Николаева-Терешкова, Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Работая в органах власти, в партии, профсоюзах, комсомоле, кооперации, женских комитетах, женских советах и т. д., женщины широко участвуют в управлении страной, вместе с мужчинами решают важнейшие вопросы управления государством, производством и всеми общественными делами. Социалистический строй не только провозгласил полновластие трудящихся и равноправие женщин, но и создал все необходимые условия для фактического равенства женщин с мужчинами во всех областях жизни, в том числе и в области государственной, и общественно-политической. ЖЕНЩИНА И СЕМЬЯ Участие женщин в производственной и общественно-политической жизни оказывает влияние и на семью, на ее структуру. Экономическая независимость женщины, ее социальная активность имеют огромное значение для возникновения новых отношений в семье. Как уже говорилось, Советская власть в первые же дни своего существования уничтожила все законы, которые ставили женщину в зависимое, подчиненное положение в семье, предоставила ей равные права с мужчиной и закрепила их в законодательстве о семье и браке. "Советская власть, - указывал В. И. Ленин в 1920 г., - первая и единственная в мире уничтожила 1 "Женщины и дети в СССР". М., 1969. стр. 92-93.
полностью все старые, буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающие привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношений к детям. Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, увязанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках" 1. В 20-е годы Советская Россия была единственной страной, которая решительно покончила с бесправным положением женщины в семье и предоставила ей равные права при заключении брака, а также равные родительские и имущественные права. Принципы построения семьи как первичной ячейки социалистического общества вновь зафиксированы в Основах законодательства СССР и союзных республик о браке и семье, утвержденных сессией Верховного Совета СССР в июне 1968 г. Советское законодательство о браке и семье имеет целью укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали. Семейные отношения строятся на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения. Оба супруга имеют одинаковые родительские права и несут одинаковую ответственность за воспитание своих детей. Вместе с тем закон предусматривает всемерную охрану интересов матери н ребенка. В реализации советского законодательства о браке и семье чрезвычайно важное значение имеет экономическая независимость женщины, сознающей себя как личность, как равный партнер в браке и семейной жизни. Замужество перестало быть средством материального обеспечения женщины. Взаимоотношения супругов становятся равноправными не только по закону, но и экономически. Экономическая независимость женщины, участие в общественном труде и общественной жизни повышает ее роль и в семейной жизни. Новые семейные отношения неуклонно развиваются, совершенствуются, у советских людей формируются новые нравственные качества, вырабатывается новая, коммунистическая мораль. Все больше и больше меняется характер взаимоотношений между членами семьи, между мужем и женой, между поколениями. Уходит в прошлое старая патриархальная структура семьи. На смену ей приходит новая семья с демократической структурой. С этой точки зрения представляют интерес итоги выборочных обследований по вопросу о том, кто является главой семьи. 57% из 600 опрошенных мужчин и женщин в Ленинграде ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, стр. 157.
ответили, что не выделяют главу семьи или, другими словами, семью возглавляют оба супруга1. Наряду с изменением структуры семьи меняются и ее функции. Воспитание нового человека становится важнейшей задачей семьи социалистического общества. И хотя государство берет на себя большую долю труда по воспитанию детей и всех членов общества, семья не освобождается от воспитательных функций. Наоборот, эти функции усиливаются. Поэтому ответственность супругов за воспитание своих детей повышается. В новой советской семье женщина все больше и больше выступает и как организатор досуга и быта семьи, и как воспитатель нового человека, члена коммунистического общества. Следовательно, ее роль в семье приобретает новые качества, меняется характер ее семейных обязанностей. Работающая женщина выполняет несколько социальных функций. Как трудящаяся она участвует в производстве материальных и духовных ценностей, необходимых для существования общества, как гражданка принимает участие в государственной и общественно-политической жизни, как мать дает жизнь новому поколению и воспитывает его. Кроме того, она ведет домашнее хозяйство, что также имеет общественное значение, ибо этим самым обеспечивает нормальные условия быта и отдыха для членов семьи, которые работают или учатся. |