Социальный статус

Женщины в СССР // Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М., Мысль, 1972. С. 29-82.
 
В начало документа
В конец документа

Женщины мира в борьбе за социальный прогресс


Решение женского вопроса в Советском Союзе осуществлялось на базе коренной перестройки старого общества при активном участии самих женщин. Созданная великим Лениным партия большевиков рассматривала женский вопрос как одну из больших социальных проблем, которые предстояло решить победившей революции.

Для того чтобы понять, какую колоссальную работу предстояло проделать в этой области, следует вспомнить, каково же было положение женщин в царской России.

Бесправные и угнетенные как в обществе, так и в семье, женщины не имели доступа к образованию, к получению квалификации, не могли участвовать в политической и культурной жизни. Вот что говорят данные переписи населения 1897 г.: 55% женщин, занятых наемным трудом, работали домашней прислугой у капиталистов, помещиков и чиновников, 25% батрачили у помещиков и кулаков и только 13% работали на предприятиях, стройках и 4% - в учреждениях просвещения и здравоохранения. Лишь около 17% женщин были грамотными, и только единицы из них с огромным трудом пробивали себе путь в науку. Женщинам запрещалось занимать канцелярские и другие должности в правительственных учреждениях. В дореволюционной России женщины не пользовались избирательным правом. Жена не имела даже своего паспорта; ее имя вписывалось в паспорт мужа. Она не могла без разрешения мужа поступить на работу или пойти учиться. Главой семьи и распорядителем судеб детей был муж. Закон предписывал жене повиноваться мужу как главе семейства, "пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать всякое угождение..." 1.

По мере промышленного развития России женщины все больше втягивались в фабрично-заводское производство. Но сфера применения их труда была весьма ограниченной: это текстильная, швейная и некоторые другие отрасли легкой промышленности. За одинаковый с мужчинами труд они получали

1 "Положение русской женщины в праве". Сост. Пирсон, т. X, ч. 1, стр. 494.

 

в полтора-два раза меньше. Рабочий день на предприятиях длился 13-14 часов в сутки и более и был самым продолжительным в Европе.

Вся обстановка фабричной жизни коверкала судьбы работниц. Никаких законов об охране женского труда и материнства не существовало. На текстильных фабриках Москвы, Шуи, Иваново-Вознесенска и других промышленных центров малолетние дети и несовершеннолетние подростки составляли треть рабочих. Дети работали наравне со взрослыми, но за свой каторжный труд получали втрое меньше'.

Работницы Трехгорной (бывшей Прохоровской) мануфактуры в письме Центральному Комитету партии в 30-е годы, сообщая о своих успехах в социалистическом строительстве, гак рассказывали о тяжелой доле женщин в царской России: "Многим из нас, ткачихам и прядильщицам, довелось испить горькую чашу страданий и рабского унижения на Прохоровской фабрике. Мрачной и беспросветной, как могила, была наша жизнь. Казармы, безрадостное житье на нарах, поповский дурман, каторжный труд за грошовую оплату, штрафы и постоянные угрозы увольнения, деспотическое издевательство мастеров - все это было нашим уделом.

Мы рожали у станков. Страшная угроза увольнения и голода висела над нами постоянно. Мало слов, а горя - реченька бездонная..." 2

Не лучше жилось и крестьянке. Работала она на кулака и помещика от зари до зари; в поле рожала, в поле умирали ее дети. Детская смертность была ужасающей: 43% родившихся умирало в возрасте до 5 лет. В дореволюционной России почти не было учреждений материнства и детства. Средняя продолжительность жизни женщин была 33 года (теперь 74 года)3.

Особенно тяжело жилось женщинам в восточных районах, бывших царских колониях. Здесь господствовали родовые и феодальные отношения, сила обычаев и установлении мусульманской религии. Шариат и адат (обычное право) узаконивали многоженство, куплю и продажу невест (калым), выдачу замуж малолетних и другие рабские и унизительные для женщин порядки. Строгие законы затворничества, ношение паранджи каменной стеной отгораживали женщину от внешнего мира. Придя в дом мужа, она несла на своих хрупких плечах всю тяжесть труда по хозяйству, растила детей, работала в поле.

1 "История Коммунистической партии Советского Союза" в шести томах, т. 1. М., 1964, стр. 70-71.

2 Цит. по: Е. Бочкарева и С. Любимова. Светлый путь. М., 1967, стр. 3-5.

3 "Женщины и дети в СССР". Статистический сборник. М., 1969, стр. 21.

Руководствуясь учением марксизма-ленинизма о том, что социальное освобождение женщин есть часть вопроса о социальном освобождении вообще, и учитывая специфику женского вопроса, партия стремилась повысить политическое сознание женщин, вовлечь их в революционное движение пролетариата, сделать борцами за свое освобождение. Вместе с тем партия учитывала, что без массового участия женщин в революционной борьбе рабочий класс не может выполнить свою историческую миссию - завоевать государственную власть и преобразовать капиталистическое общество в социалистическое. "Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей, - писал Маркс, - знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента" '.

Партия большевиков, организуя и готовя русский пролетариат к революции, руководствовалась этим основополагающим принципом. Она провела гигантскую политическую и идейно-воспитательную работу среди трудящихся женщин в предреволюционный период.

Еще в период зарождения Российской социал-демократической рабочей партии созданный Лениным "Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса" старался пробудить классовое сознание пролетарок, убедить их в несправедливости буржуазно-помещичьего строя, в неспособности самодержавия удовлетворить интересы страны и народа. Союз вел агитацию среди работниц, обращался к ним с листовками. Несколько таких листовок написал В. И. Ленин.

Много сил работе среди пролетарок отдавала Н. К. Крупская, входившая в руководящий центр "Союза борьбы". По совету В. И. Ленина она в далекой сибирской ссылке написала брошюру "Женщина-работница". В 1901 г. брошюра была издана за границей и нелегально переслана в Россию. Рисуя тяжелую жизнь работниц, Н. К. Крупская призывала их вместе с рабочими бороться против капитализма и самодержавия, ибо это единственный путь избавления от гнета и бесправия. "Женщина-работница" была первой популярной брошюрой, в которой излагались взгляды революционной российской социал-демократии на женский вопрос как неотъемлемую часть общепролетарского дела.

Революционные идеи в сознание трудящихся женщин неустанно несла ленинская "Искра". Газета систематически освещала положение работниц, их участие в революционных выступлениях, призывала к активной борьбе за справедливое устройство общества.

Программа партии, разработанная Лениным и принятая II съездом РСДРП в 1903 г., наряду с общими целями и задачами определила и ближайшие задачи партии в женском вопросе:

1К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 32, стр. 486.

 

борьба за предоставление женщинам равных с мужчинами прав, за запрещение женского труда в отраслях, вредных для женского организма, за введение оплачиваемых отпусков по беременности и родам, устройство яслей для грудных и малолетних детей. Первая Программа партии ясно указывала работницам, что свое освобождение они обретут, только участвуя в общей революционной борьбе рабочего класса.

За годы тяжелой, жестокой борьбы с самодержавием и капитализмом, в условиях подполья и открытой политической борьбы, в тюрьмах и ссылках выросла целая плеяда выдающихся профессиональных революционерок, сочетавших в себе беспредельную преданность идее, несгибаемое мужество, широкие познания и умение работать в массах.

Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, А. И. Елизарова, И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай, К. Н. Самойлова, Е. Д. Стасова, К. И. Николаева, С. Н. Смидович, Ф. И. Драбкина, Р. С. Землячка и многие другие неустанно пропагандировали ленинские идеи среди работниц и крестьянок, изучали их жизнь, вовлекали их в ряды партии, в революционную борьбу.

Результатом этой деятельности, всего предреволюционного политического развития явилось то, что женщины России стали активными участницами классовых битв революции 1905 г.

Революция 1905 г. явилась для трудящихся женщин России большой школой политической борьбы, она способствовала росту их классового сознания. Партия пополнилась новыми кадрами революционеров из числа политически закаленных женщин.

Большевистская партия не прекращала работу среди женщин даже в мрачные годы реакции. Она старалась использовать все легальные возможности для просвещения работниц. Центрами агитации и пропаганды среди женщин были "Общество взаимопомощи работниц" в Петербурге и "Женский клуб" в Москве.

В 1913 г. женщины России впервые отметили Международный женский день как день революционной мобилизации широких масс на борьбу за свои права, против буржуазного господства. Петербургский комитет РСДРП(б) создал специальную комиссию по подготовке к женскому дню, выпустил листовку с призывом устраивать митинги и собрания. Большевистская "Правда" уже 20 января открыла на своих страницах отдел "Женский день и работница". Международный женский день был отмечен митингами и собраниями работниц в Петербурге, Москве, Киеве, Самаре, Тифлисе.

В 1914 г. в Международный женский день 8 марта (23 февраля по старому стилю) вышел первый номер журнала "Работница". Выдающиеся революционерки Н. К. Крупская, А. И. Елизарова, К. Н. Самойлова, И. Ф. Арманд и другие, не страшась преследований царской полиции, с большим энтузиазмом,

энергией и любовью делали этот журнал. Очень скоро он стал другом и советчиком трудящихся женщин, мощным орудием партии в борьбе за повышение политического сознания женщин и вовлечение их в революционную борьбу.

Результаты работы большевистской партии среди женщин ярко проявились в период Февральской и особенно Великой Октябрьской социалистической революции.

Известно, что Февральская революция началась массовым выступлением петроградских женщин 23 февраля 1917 г. под лозунгом "Хлеба и мира". Свержение царского самодержавия дало возможность русским революционеркам вернуться из ссылки и эмиграции и окунуться в революционное движение. Собрания и митинги женщин на предприятиях, забастовки работниц, женские городские конференции, массовые женские демонстрации с требованием возвращения мужей и сыновей с фронта, хлеба для своих голодных детей - таковы были формы массовых выступлений работниц после февральских событий. Под руководством партии большевиков в Петрограде, Харькове, Киеве, Иваново-Вознесенске и других городах создаются Союзы солдаток, которые выдвигали экономические и политические требования. Накануне Октябрьской революции женщины на своих собраниях стали требовать, чтобы Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов взяли власть в свои руки.

Женщины России приняли самое активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции, в борьбе за установление и укрепление Советской власти. Они действовали как организаторы, бойцы, агитаторы, разведчики, связисты, медсестры. Санитарные отряды в Петрограде и других городах состояли преимущественно из женщин.

25 октября (7 ноября) 1917 г., в день победы революции, В. И. Ленин выступил на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов с докладом о задачах Советской власти. Возвестив о победе рабоче-крестьянской революции, В. И. Ленин подчеркнул главную задачу Советской власти. "Отныне наступает новая полоса в истории России, - заявил он, - и данная, третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма"1.

Строительство нового общества начиналось в труднейших условиях. Четыре года невиданно кровопролитной войны в корне подорвали народное хозяйство. Однако налицо были чрезвычайно важные объективные предпосылки, которые позволяли партии уверенно смотреть в будущее и сразу же после установления Советской власти приступить к строительству социализма. Несмотря на то что гражданская война, вызванная

' В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 2.

контрреволюцией, а также иностранная интервенция потребовали напряжения всех сил победившего народа, ломка старых общественных отношений и создание новых осуществлялись с первых дней победы революции. Наряду с такими крупными вопросами, как прекращение войны и заключение мира, ликвидация помещичьей собственности на землю и передача ее крестьянам, установление контроля над производством и распределением, решался вопрос и о социальном освобождении женщин.

Уже в первые месяцы власти Советов был принят целый ряд декретов, которые содержали специальные пункты, касающиеся женщин. Так, например, декретом о 8-часовом рабочем дне 29 октября (11 ноября) 1917 г. запрещалось применение ночного труда женщин. Положение о социальном страховании 14(27) ноября [1917 г.]предусматривало пособия по беременности и родам за 8 недель до родов и 8 недель после родов. Декрет о заработной плате устанавливал минимум заработной платы независимо от пола. Декрет о тарифах [декабрь, 1917]утверждал принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин; 18(31) декабря 1917 г. был принят декрет о гражданском браке, который предоставил женщине равные права в браке и семье.

Первая конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г., закрепила равноправие женщины, ее политические и гражданские права.

Оценивая то, что было проделано Советской властью сразу после ее установления, В. И. Ленин говорил: "Ни одна демократическая партия в мире ни в одной из наиболее передовых буржуазных республик за десятки лет не сделала, в этом отношении, и сотой доли того, что мы сделали за первый же год нашей власти. Мы не оставили в подлинном смысле слова камня на камне из тех подлых законов о неравноправии женщины... Но чем чище очистили мы почву от хлама старых, буржуазных, законов и учреждений, тем яснее стало для нас, что это только очистка земли для постройки, но еще не самая постройка"1.

Если для ликвидации старых законов и принятия новых, признающих полное равноправие женщин, понадобилось всего несколько месяцев, то для решения коренных проблем женской эмансипации требовались годы и годы.

Осуществление ленинских идей социального освобождения женщины было возможно только на основе развития производительных сил, социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, всестороннего развития культуры, т. е. на основе строительства нового, социалистического общества. Успех же социалистического строительства

' В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 23.

зависел в значительной степени от участия в нем самих женщин. Это был единый взаимосвязанный и неразрывный процесс.

Коммунистической партии предстояло провести гигантскую работу по подготовке женщин к активному участию в производственной, государственной и общественно-политической жизни. Лучшей школой в этом отношении была сама жизнь. Но женщины были почти сплошь неграмотны, на производстве занимались неквалифицированным трудом, опыта общественно-политической жизни не имели. Это создавало громадные трудности для всего дела строительства социализма. Нельзя было решать его главной задачи - создания современной материально-технической базы социализма без приобщения всего населения, в том числе и женщин, к знаниям. Нельзя было также решать и всех других задач без ликвидации неграмотности и малограмотности. Неграмотный человек, говорил В. И. Ленин, фактически стоит вне политики. Задача культурной революции в этой области состояла в том, чтобы устранить вековую обездоленность женщин, ликвидировать их задавленность и культурную отсталость.

В процессе культурной революции широкие массы, в том числе и женщины, преодолевали унаследованную от старого строя темноту и неграмотность, приобщались к культурным ценностям, накопленным человечеством. В соответствии с декретом СНК от 26 декабря 1919 г. ликвидация неграмотности и малограмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет стала общегосударственной, общенародной задачей.

Одновременно с повышением грамотности ставилась задача дать возможность работницам приобрести профессию и повысить свою квалификацию. Фабрично-заводское ученичество, профшколы, индивидуальное обучение на производстве были на первых порах основными формами обучения женщин квалифицированному труду. Для женщин открылись двери всех учебных заведений. С целью помочь рабочим и работницам получить высшее образование при вузах были созданы рабочие факультеты.

Повышением общеобразовательного и культурного уровня женщин, их политической сознательности занимались все массовые организации: профсоюзы, советы, молодежные и кооперативные организации, задачи которых определялись решениями партийных съездов и повседневно направлялись Центральным Комитетом партии.

Осуществление ленинского плана культурной революции в стране имело большое значение и для решения женского вопроса. "Говорят, уровень культуры всего более характеризуется юридическим положением женщины, - писал Ленин. - В этом изречении есть зерно глубокой истины. И с этой точки зрения только диктатура пролетариата, только социалистическое государство могло осуществить и осуществило высший культурный уровень" '.

Одновременно с повышением культурного уровня женщин решалась задача привлечения их к участию в общественно-политической и государственной жизни. Партия в решениях съездов и других документах призывала партийные организации, органы Советской власти, профсоюзные и кооперативные организации уделять систематическое внимание вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность.

Решению этой задачи активно содействовали женотделы, созданные в середине 1919 г. при ЦК РКП(б), губкомах, укомах, райкомах. Женотделы проводили большую политико-воспитательную работу среди женщин. Они организовывали собрания женщин, съезды, конференции, на которых обсуждались все животрепещущие вопросы жизни и труда работниц и крестьянок. Они заботились об улучшении условий труда и быта работниц и крестьянок, контролировали выполнение законов и постановлений, касающихся охраны труда женщин и охраны материнства. Женотделы участвовали .в обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы женщин, сами являлись инициаторами многих правительственных постановлений, вносили свои предложения при рассмотрении бюджетов и планов развития народного хозяйства. Под непосредственным руководством женотделов работали и делегатские собрания женщин, через которые прошли миллионы советских женщин, получая первые навыки общественно-политической и государственной деятельности. Делегатские собрания явились своеобразной школой политического воспитания трудящихся женщин и подготовки их к активному участию во всех делах общества.

Советская власть проводила также меры, направленные на помощь матери по воспитанию и уходу за детьми, на облегчение домашнего труда женщин. В стране создавалась сеть детских учреждений, закладывались основы общественного обслуживания быта населения.

Как уже отмечалось выше, положение женщины в царской России повсюду было бесправным и угнетенным, но оно было еще более тяжелым в бывших национальных окраинах.

Освобождение женщины здесь могло произойти только на основе коренной перестройки жизни этих народов. Претворение в жизнь ленинской национальной политики позволило приобщить к строительству социализма народы всех национальностей нашей страны, способствовало развитию их культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. На этой основе происходило и социальное раскрепощение женщин Востока. То был нелегкий процесс, предстояла

' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, стр. 192-193.

 

длительная и большая работа не только среди женского населения, но и среди мужчин. Надо было вырвать женщину из затворничества, из-под влияния муллы, старых законов и обычаев, преодолеть предрассудки в сознании людей, перестроить быт, приобщить женщину к культуре, к производственной и общественной жизни, заставить ее поверить в свои силы.

Решение этой задачи стало делом всей партии, всех органов Советской власти. При партийных комитетах в восточных районах также были созданы отделы по работе среди женщин. Повсеместно создавались женские клубы, так называемые красные юрты, пункты и школы ликвидации неграмотности только для женщин, школы-интернаты для девочек, женские медицинские консультации, женские промысловые артели ковровщиц, вышивальщиц и т. д. Партия посылала для работы среди женщин Востока самых талантливых агитаторов и организаторов. Большую роль в приобщении женщин к строительству нового общества сыграли и в этих районах делегатские собрания и систематически проводившиеся съезды женщин в краях, областях, республиках. Они были школой социального пробуждения женщин, привития им навыков общественной жизни. Все эти мероприятия требовали колоссальных материальных затрат. XIII съезд партии принял специальное решение о создании денежного фонда для проведения работы среди женщин советского Востока.

В конце 20-х годов в республиках Средней Азии родилось движение, получившее название "худжум" - наступление. Это было подлинное наступление на феодальные обычаи и предрассудки. Женщины сбрасывали паранджи и чачваны - эти символы рабства и сжигали их на кострах. Бой за новый быт, за новую жизнь для женщин был жестоким, сопровождался многими жертвами. Только в Узбекистане за один 1928 г. фанатики и изуверы убили 203 активистки'. В этом трудном бою победила Коммунистическая партия, Советская власть, ленинская национальная политика, которые вывели женщину Востока на широкий, светлый путь, обеспечили ей широкий доступ к образованию, получению профессии, к производственной и политической жизни, достойное место в семье и обществе.

Большую роль в политическом воспитании женщин и вовлечении их в учебу и производство сыграла большевистская печать. Издавались специальные листовки, брошюры, серия книг "Библиотечка работницы и крестьянки". В газетах "Правда", "Беднота", в губернских и во многих районных газетах печаталась "Страничка женщины-работницы". Журналы "Работница", "Крестьянка", орган отдела ЦК РКП(б) по работе среди женщин "Коммунистка" (его бессменным

' В. Е. Вавилина. Женщины Страны Советов. М., 1969, стр. 15.

 

редактором была Н. К. Крупская) и другие появившиеся позднее женские журналы вели огромную работу по воспитанию женщин, по поднятию их политического и культурного уровня.

УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОСНОВ СОЦИАЛИЗМА

На каждом этапе перехода от капитализма к социализму ставились определенные задачи, от решения которых зависело дальнейшее продвижение страны по пути социализма. С каждым из этих этапов продвигалось вперед и решение женского вопроса, возрастала роль женщин в строительстве нового общества. Годы строительства социализма характеризовались широчайшим вовлечением женщин в общественное производство. На основе общего подъема экономики увеличивались численность рабочего класса и число женщин, занятых в народном хозяйстве.

0 масштабах этих изменений свидетельствуют такие данные.

РОСТ ПРИМЕНЕНИЯ ЖЕНСКОГО ТРУДА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ1

 

 

1924 г.

1940 г.

Численность женщин - рабочих и служащих (в тыс.)

тыс..ты

% к числу рабочих и служащих

Численность женщин - рабочих и служащих (в тыс.)

% к числу рабочих

и служащих

 

 

 

Во всех отраслях

 

 

 

 

 

 

 

 

народного хозяйства

3118

27

13 190

39

В промышленности

1 109

28

4496

38

В строительстве

64

7

359

23

На транспорте

122

9

702

21

В торговле и

 

 

 

 

 

 

 

общественном питании

133

19

1463

44

В просвещении

449

54

1748

59

В здравоохранении

283

65

1 142

76

В государственном

 

 

 

 

 

 

 

и общественном

 

 

 

 

 

 

 

управлении

225

19

728

34

В сельском хозяйстве

-

24

-

30

В науке и научном

 

 

 

 

 

обслуживании

-

40

-

42

За два с небольшим десятилетия Советской власти участие женщин в общественном производстве выросло и изменилось настолько, что не поддается никакому сравнению с прошлым.

' "Женщины и дети в СССР". М., 1961, стр. 122-123.

Далее...