|
|
Баскаков В. Н., Баскакова М. Е. Гендерные проблемы введения накопительной системы // О пенсиях для мужчин и женщин (социальные аспекты пенсионной реформы). М., 1998. С. 36-45.
|
В начало документа |
В конец документа |
Баскакова М. Е. Гендерные проблемы введения накопительной системы В России только в последние годы была продекларирована приверженность политики равных прав и равных возможностей для всех, в том числе для мужчин и женщин. Поэтому на наш взгляд крайне важным, но одновременно и спорным моментом предстоящей реформы является соответствие накопительного принципа в государственной пенсионной системе принципу равных прав и равных возможностей. Нетрудно догадаться, что накопительную систему можно считать справедливой только в том обществе, в котором все работники реально обладают не только равными правами, но и равными возможностями. Ведь новая пенсионная система подразумевает, что количество и качество оплачиваемого труда каждого человека зависит только от его желания и умения работать. Но окружающая нас действительность ежедневно дает понять, что именно сегодня, в период перехода к рыночной экономике в режиме дикого "первоначального накопления капитала" произошло и продолжает происходить резкое сокращение реальной области "равных возможностей" для мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в занятости и на рынке труда. В своей жизни мужчины и женщины, следуя определенным стереотипам поведения, проигрывают те социальные роли, которые предписывают им общество, культура, религия и т.д. Необходимость изучения и учета этого аспекта социальной жизни привелa к тому, что в лексикон общественных наук в последние годы вошло новое понятие "гендер" (от английского - gender), то есть пол как социальная конструкция. При этом подразумевается, что пол как социальная конструкция и пол как биологическая категория не взаимозаменяемы, а являются двумя важнейшими компонентами категории пола[[Ломберт Д. Пол как социальная категория// Женщина, мужчина, семья: Альманах THESIS - Фонд Евразия. М.: 1994. Вып.6.]]. В современной России наиболее распространенным являются традиционные гендерные роли, в соответствии с которыми мужчина считается "добытчиком, кормильцем семьи", а с точки зрения работодателей - полноценным работником. Для женщин отведена несколько иная роль - "хранительницы очага, жены, матери", но с точки зрения работодателей женщина - работник "второго сорта", поскольку чрезмерно нагружена семейными обязанностями. Так по данным опроса, проведенного ВЦИОМ[[.Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ N 5, 1996 ]], только 40,8% мужчин и 49,9% женщин полагает, что для женщин работа и семья важны одинаково; точки зрения "для женщин семья важнее, чем работа" придерживается 32,4% мужчин и 27,8% женщин. Подавляющее большинство населения считает, что в случае рождения ребенка женщина должна сделать перерыв в своей профессиональной деятельности. Естественно, что такие гендерные стандарты и роли не в одинаковой мере влияют на положение мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности, и, в частности, в сфере занятости и на рынке труда. Накопительная система в чистом виде не учитывает фактически неравного положения в сфере занятости отдельных социальных групп работников и, в первую очередь, женщин. Положение российских женщин в сфере занятости и на рынке труда регламентируется целым рядом международных Конвенций, ратифицированных в разные годы сначала СССР, а затем Россией, как правоприемницей СССР, направленных на недопущение дискриминации в сфере занятости и на рынке труда по признаку пола (в частности, Конвенция ООН 1979 г."О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", Конвенция МОТ N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности", Конвенция МОТ N 111 (1958 г.), "О дискриминации в области труда и занятий", Конвенция МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями" и пр.). Кроме того, и в российском трудовом законодательстве продекларирован запрет на такого рода дискриминацию. Таким образом, в нашей стране в сфере занятости юридически существует равенство прав мужчин и женщин. Однако это совсем не обозначает реального равенства прав. Как показал опрос в г. Рыбинске, только 40,5% женщин и 50% мужчин считает, что в сфере занятости мужчины и женщины обладают одинаковыми правами, в то время как 54,6% женщин и 44.9% мужчин отметили, что в этой сфере жизнедеятельности женщины обладают меньшими правами. А неравенство прав во многом и определяет и неравенство положения. Поясним этот тезис: 1. Различные исследования, проведенные в социалистический период и в последнее время, свидетельствуют, что в России заработная плата женщин составляет в среднем 60-70% заработной платы мужчин, причем эта разница имеет тенденцию к увеличению.[[Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. М.:ТЭИС, 1996; Ржаницина Л.С. Женский труд: дискриминация усиливается.// Человек и труд, - 1998 N 5, с. 28; Кац К. Заработная плата мужчин и женщин в бывшем СССР. :В сб. Женщины и социальная политика. ИСЭПН РАН, 1992 г., с. 141-155.]] Несмотря на весомую законодательную базу и на успехи политики интеграции женщин в экономику бывшего СССР, преодолеть дискриминацию женщин в сфере занятости не удалось. В период перехода российской экономики на рыночные отношения негативные тенденции в развитии этой проблемы лишь усилились, что проявляется, в первую очередь, в отставании женщин по уровню заработной платы. Это отставание формируется под воздействием нескольких факторов[[К сожалению ни советская, ни существующая сегодня государственная статистика труда не проводили и не проводят сбора данных, которые позволили бы провести комплексный анализ масштабов и причин различий в заработной плате мужчин и женщин.]]. Во-первых, на протяжении многих десятилетий в нашей стране существует отставание феминизированных отраслей народного хозяйства по уровню оплаты труда, о чем, в частности свидетельствуют данные таблицы 1.3. Власти периодически пытаются переломить эту тенденцию. Так, например, 4 марта 1993 г. президентом был подписан Указ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", где в качестве одной из главных задач было записано "поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин." 21 марта 1996 г. В.С. Черномырдиным был подписан План мероприятий Правительства по реализации Генерального соглашения на 1996-1997 годы, в котором в пункте 20 записано "рекомендовать предусматривать в проектах Федерального бюджета и бюджетов всех уровней средства на оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством, не допуская снижения уровня средней заработной платы в бюджетных отраслях ниже 85% средней заработной платы в промышленности". Однако данные Госкомстата за 1997 год показывают, что выравнивания заработной платы по отраслям народного хозяйства пока не наблюдается[[Ржаницина Л.С. Женский труд: дискриминация усиливается. Человек и труд, 1998 N 5, с. 28]]. Более того, как показывают расчеты, достаточно быстрыми темпами растет индекс отраслевой сегрегации (см. рис. 1.7). Таблица 1.3. Дифференциация заработной платы и удельный вес женщин в общей численности работающих по отраслям народного хозяйства */ Численность занятых в этих отраслях народного хозяйства крайне невелика и составляет только 5,6% всех занятых в народном хозяйстве. Индекс сегрегации определяется следующим образом[[Индекс сегрегации может изменяться в пределах от 0 до 100. Значение "0" этот индекс принимает в случае полного совпадения структур, а значение "100" индекс может приобрести в случае 100% разделения труда по полу. Соответственно падение значения индекса в какой-либо период времени говорит о снижении сегрегации, рост индекса - об ее увеличении. Таким образом, этот индекс показывает, какой процент работников должен был бы изменить свои профессии, профессиональные группы или отрасли, при условии, что работники другого пола остаются на своих работах, что бы имело место равное распределение мужчин и женщин по профессиям, профессиональным группам и отраслям.]]: (1.1) , где - процент мужчин, занятых в профессии или отрасли , среди всех занятых мужчин - процент -женщин, занятых в профессии или отрасли , среди всех занятых женщин; - количество профессий или отраслей.
Вторым фактором, определяющим существование разницы в оплате труда мужчин и женщин, работающих в одной отрасли. Из данных обследования заработной платы работников по отдельным профессиям и должностям, проведенного Госкомстатом РФ в 1995 г.[[Итоги выборочного обследования заработной платы по отдельным профессиям и должностям за октябрь 1195 года. М., Госкомстат России, 1996.]], следует, что только в одной из 20 обследованных отраслей - металлообрабатывающей промышленности - среднечасовая заработная плата была у женщин выше, чем у мужчин (среднечасовая заработная плата мужчин здесь составляла 0,98 среднечасовой заработной платы женщин). Во всех остальных отраслях, даже в тех, где преимущественно используется труд женщин, среднечасовая заработная плата у женщин была меньше, чем у мужчин. Так, например, в текстильной промышленности среднечасовая ставка мужчин превышала аналогичный показатель у женщин в 1,25 раз, швейной - 1,14, в здравоохранении - в 1,38, народном образовании - в 1,02. В-третьих, существует и проблема разницы в оплате труда у мужчин и женщин, занятых по одинаковым профессиям. Подтверждением существования такой разницы стали результаты специального обследования Госкомстата РФ, проведенного в 1993 г., которые показали, что в 11 из 14 обследованных профессий заработная плата у женщин была ниже, чем у мужчин (максимальная разница - 1,7 раза). 2. Негативное воздействие на размер пенсии женщин несомненно будет оказывать гендерная асимметрия сложившейся практики использования многочисленных социальных льгот, предназначенных по законодательству для всех работников с семейными обязанностями. Согласно данным государственной статистики этими льготами пользуются только женщины.[[Результаты выборочного обследования населения по проблемам занятости за последнюю неделю марта 1996 г.]] В новой пенсионной системе размер пенсионных накоплений будет определяться не только величиной заработной платы, но и страховым стажем (то есть периодом, в течение которого производились отчисления в пенсионный фонд). А этот стаж у женщин меньше, чем у мужчин, так как практически все социальные льготы, предназначенные для всех работников с семейными обязанностями, используются в подавляющем большинстве случаев женщинами. Наглядной иллюстрацией сказанному служит частота использования матерью или отцом родительского отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Несмотря на то, что еще в 1991 г. материнский отпуск был трансформирован в родительский, это ничего не изменило в практике его использования. Как показывают данные Госкомстата РФ по обследованию занятости населения,[[Результаты выборочного обследования населения по проблемам занятости за последнюю неделю марта 1996 г. М. 1996. Госкомстат РФ.]] мужчины этот отпуск практически никогда не берут: в достаточно представительную выборку не попал ни один мужчина. Таким образом, каждая профессионально занятая женщина, родившая хотя бы одного ребенка, и использовавшая трехлетний отпуск по уходу за ним, автоматически вычитает этот период из своего потенциально возможного страхового стажа. Если же детей двое, то - 6 лет и т.д. Похожие проблемы возникают с использованием больничных листов по уходу за больным ребенком, которые оплачиваются из фонда социального страхования, а с этих выплат отчисления в пенсионный фонд не производятся. 3. В настоящее время пенсионный возраст женщин на пять лет ниже, чем у мужчин. Оговоримся, что в данной работе мы не будем учитывать это обстоятельство, считая пенсионный возраст равным для мужчин и женщин 60 годам, поскольку в программе пенсионной реформы предусмотрено достаточно быстрое, хотя и поэтапное повышение для женщин возраста выхода на пенсию. У мужчин основным фактором, снижающим страховой пенсионный стаж, является служба в армии. Для значительной части юношей призывного возраста это означает, что у них перерыв в трудовой деятельности происходит в период с 18 до 20 лет (два года). Для юношей, имеющих отсрочку от армии, обусловленную очным обучением, этот перерыв сдвигается на возраст 20- 23 года, а время перерыва составляет 1-2 года (1 год при службе в статусе рядового или 2 года - в офицерском звании). Предполагается, что рано или поздно российская армия перейдет на контрактный принцип, но темпы осуществления военной реформы в стране позволяют предположить, что это произойдет не в ближайшем будущем. Именно поэтому, на наш взгляд, проблема учета в пенсионном стаже перерывов, вызванных всеобщей воинской обязанностью, остается пока актуальной. Особой проблемой может стать расчет пенсионных тарифов. Как было сказано выше, до последнего времени при расчете пенсионных тарифов пол пенсионера не учитывался. В новой системе пенсионного обеспечения вероятно введение пенсионных тарифов, дифференцированных по признаку пола. Такой подход означает, что пенсионные выплаты будут пропорциональны остаточной ожидаемой продолжительности жизни, а разница этого показателя для мужчин и женщин составляет на сегодня около 5 лет. На первый взгляд такой подход правомерен, однако, следует учитывать, что биологический пол не только не является единственным фактором, определяющим ожидаемую продолжительность жизни, но по силе своего воздействия зачастую уступает социальным факторам. В силу этого обстоятельства к установлению дифференциации пенсионных тарифов только по признаку пола нужно подходить крайне осторожно, поскольку такой подход является дискриминационно опасным. |