| Горячева С. П. Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Обсуждение насущных проблем россиянок на нашей всероссийской конференции поможет лучше понять, куда дальше двигаться и как можем мы, женщины, влиять на политику.
На протяжении всей истории цивилизации женщина доказывала не только свое право на жизнь, но и право на труд, участие в государственных делах, право быть равной с мужчиной. На пороге третьего тысячелетия мы, женщины, по-прежнему отстаиваем свои позиции в мире.
Увы, Россия - не единственная страна, в которой положение и статус женщины в государстве, обществе, семье обозначены скорее лишь формально. Вы знаете, что в 1995 г. в Пекине проходила IV Всемирная конференция по положению женщин, а в январе следующего года в Российской Федерации была разработана и утверждена "Концепция улучшения положения женщин". Одна из ее целей - определить стратегию и приоритетные направления по юридическому и фактическому признанию прав и свобод женщин. В нашей стране приняты и уже действуют немало хороших законов, направленных на их защиту, кстати, они должны быть во всех отношениях равны правам и свободам мужчин.
Можно сказать, что сегодня в России здоровье, профессиональная и творческая самореализация, социальные гарантии женщин становятся частью государственной политики. В середине 1996 г., как вы знаете, был разработан и утвержден Правительством России "Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".
Итак, в количественном отношении мы располагаем, казалось бы, достаточным вниманием со стороны государства. Но что же происходит на самом деле? Изменилась ли качественно жизнь российских женщин за последние годы?
Известно, что цифры - аргумент неоспоримый. Они свидетельствуют: в России сегодня на тяжелых физических работах, на производстве с вредными и опасными условиями труда заняты более 2 млн. женщин, т.е. 23,5% общей численности работающих. Ежегодно около 90 тыс. женщин получают производственные травмы. Показатель материнской смертности в России в 5-10 раз выше, чем в развитых европейских странах. В народном хозяйстве заработная плата у женщин в среднем почти на треть ниже, чем у мужчин.
Несмотря на востребованность женщин на рынке труда, именно они лидируют в списках безработных Государственной службы занятости. Их численность составила около 3 млн. человек, а это почти половина от общего числа. Парадокс: женщины, имеющие более высокий образовательный уровень, нежели мужчины, что подтверждается статистикой, неконкурентоспособны на рынке труда. Как и раньше, продвижение по служебной лестнице, карьера, успех зависят от пола, и у мужчин здесь явные преимущества.
Женщины в весьма незначительной степени представлены в высших эшелонах государственной власти, на ответственных постах в производственной и финансовой сферах, в ассоциациях предпринимателей. На высшие должности допущено только 6% женщин. Что же касается высших руководящих государственных постов, то здесь женщинам досталось лишь 0,1%.
Много ли мы сегодня назовем имен женщин-парламентариев, женщин-министров, женщин, занятых в крупном и среднем бизнесе? В настоящее время только три женщины занимают должности министров, женщины практически отсутствуют в руководстве видных политических партий страны. Вы знаете, что в Государственной Думе всего 46 женщин-депутатов, или 10% всего состава (в прежней Думе было 60 женщин), остальные 404 - мужчины. В Совете Федерации только 2 женщины.
Мужчины не отдают власть, но, растерявшись под напором политико-экономических перемен, взваливают на плечи женщин все новые и новые обязанности. Сегодня российская женщина многолика: она и работница, и глава семьи, и мать, и хозяйка, и воспитатель, да к тому же еще и домашний психоаналитик для своего мужа. Не потому ли все чаще женщины предпочитают не связывать себя узами брака и рожают детей, оставаясь матерями-одиночками?..
Каковы же пути выхода из создавшегося положения? Конечно, требуется активизация женщины в политической жизни. Сегодня в России действуют около 500 женских организаций, из них 12 имеют общефедеральный статус с региональными отделениями и 9 - международный. Но ощущается ли их реальное влияние на политику? Женщина должна сама в полный голос заявить о себе, о своих проблемах и способах их решения. Я приветствую тех женщин, которые борются за власть и идут в нее. Да, это трудно, но необходимо. Нас к этому вынуждают неумелые политики-мужчины.
Но следует уяснить самое главное: невозможно защитить семью, женщин, детей, не создав эффективной экономической системы, которая сделает государство благополучным. Пополнение бюджета зависит прежде всего от уверенно работающего отечественного производителя. В любом государстве на это делается главный упор. Хочется, чтобы наше правительство быстрее осознало, отчего страдает Россия. Налоговая и кредитно-финансовая системы должны быть направлены на интересы производителя, однако пока этого нет.
Чтобы справиться с экономическим кризисом, требуется усилить присутствие государства в базовых отраслях экономики и более жестко контролировать ценовую политику, особенно в области энергетики. Нужны реальные меры по поощрению конкуренции, защите внутреннего рынка от бесконтрольного сброса третьесортных товаров и продуктов со всего мира. Следует усилить адресную помощь в экономической политике, финансово поддержать те предприятия, от которых уже в ближайшем будущем можно получить отдачу. Об этих мерах говорят все больше и больше, возможно, к голосу женщин властные структуры все же прислушаются.
Понятно, что главную роль в экономическом оздоровлении государства играет Правительство России, но и Государственная Дума путем принятия законов также старается повлиять на ситуацию. В частности, за два года ее работы был принят ряд законов, которые не позволили окончательно разрушить естественные монополии - энергетику, транспорт, в том числе железнодорожный, добывающие отрасли.
Приняты новые Лесной, Воздушный, Земельный кодексы, Закон о бюджете развития, поощряющий инвестирование средств в производство, а также Закон о банкротстве, устанавливающий лишь судебный порядок признания банкротов. Сейчас ведется работа над новыми Бюджетным и Налоговым кодексами, причем последний особенно важен, так как он позволит уменьшить число налогов и снизить налоговое бремя с производителя.
Жаль, что Правительство России проявляет мало инициативы при внесении законопроектов, особенно по экономическим вопросам. Так, из 1600 законопроектов, находящихся в "портфеле" Государственной Думы, только 370 (23%) за 2,5 года внесены Правительством России.
Сегодня нужно обсудить еще ряд проблем. Вполне очевидно, что каждое здравомыслящее государство, каждый народ должен не только помнить свое прошлое, но и думать о будущем. А оно в любом обществе зависит от молодежи, подрастающего поколения, его нравственного здоровья. Можем ли мы согласиться с тем засильем жестокости, разврата и бездуховности, в которое ввергнуты наши подростки? И все это обрушивается на них с экранов телевизоров, в расплодившихся, как грибы после дождя газетах и журналах. Ясно ведь, что семья может не справиться с таким потоком насилия, не защитит лишенную иммунитета душу ребенка. Считаю, что по этому вопросу конференция может принять специальную резолюцию.
Государственная Дума разработала Закон "О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера", но какое противодействие он встретил со стороны СМИ, порнобизнеса, отдельных близоруких политиков. В чем только они не обвиняют депутатов. А такой закон крайне нужен, ибо он ставит серьезный заслон на пути растления молодежи.
Постарались мы отреагировать и на заполонившее Россию иностранное миссионерство. Может быть, не все еще осознали, но ведь с помощью чуждых нам религий и сект общество пытаются разделить уже и на уровне семьи. Разве могут понять друг друга дети и родители, если, например, первые - православные, а их ребенок - кришнаит или приверженец сатанинской секты? Конечно же, нет.
Госдума приняла изменения в Закон "О свободе совести и вероисповедания", которыми поставлены жесткие ограничения на пути иностранного миссионерства. Мы считаем, что государство должно поддерживать четыре наши традиционные религии - православие, ислам, буддизм и иудаизм. Хотелось бы, чтобы и по этой проблеме высказались представители регионов. Сейчас мы работаем над законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах государственной молодежной политики", "Об основах государственной семейной политики" и рядом других.
В федеральном бюджете на 1998 г. благодаря работе нашего Комитета по проблемам материнства, семьи и молодежи появилась статья, в соответствии с которой Правительство России должно погасить задолженность по детским пособиям, в 1997 г. составившую 15,3 млрд. руб. Я думаю, что председатель этого комитета Алевтина Апарина выступит перед вами и сообщит о тех конкретных мерах, которые принимаются на законодательном уровне Государственной Думой.
К сожалению, нельзя в коротком выступлении осветить все проблемы и представить те меры, которые принимаются сегодня нижней палатой парламента для защиты семьи, женщин, детей.
Завтра мы ждем вас, уважаемые участники конференции, у себя в Государственной Думе, где диалог может быть продолжен, где вы сможете ближе ознакомиться с депутатской деятельностью, с работой комитетов и комиссий, задать нам любые вопросы и получить откровенные ответы. Я благодарю вас за внимание, и мне бы очень хотелось, чтобы сегодня мы не просто говорили, но и через резолюции попытались повлиять на Правительство России. И еще. Известная истина гласит: "Когда объединяются слабые, они становятся сильными. Когда объединяются сильные, они становятся непобедимыми". Так давайте же объединяться для того чтобы наше отечество процветало, чтобы у наших детей в нем было будущее, и тогда Россия займет то достойное место среди других цивилизованных стран, которое по праву принадлежит ей.
|