Женское движение, социальная активность

Грачева А. М. О докладе А. Н. Чеботаревской "Женщина настоящего и женщина будущего" // Преображение (Русский феминистский журнал), 1995, № 3. С. 79-80.
 
В начало документа
В конец документа

Грачева А. М.

О докладе А. Н. Чеботаревской "Женщина настоящего и женщина будущего"


В истории русской культуры имя Анастасии Николаевны Чеботаревской (1871 - 1921) известно прежде всего как имя жены, друга и поэтической Музы одного из крупнейших русских писателей-символистов Ф.К. Сологуба. Именно она вдохнула новую жизнь в его творчество 1910-х гг., и именно ее трагическое самоубийство оплакивал Сологуб в своей поздней поэзии. Но подобная человеческая избранность судьбы Чеботаревской поневоле заслонила ее скромный, однако неоспоримый вклад в русскую культурную жизнь начала века, заставила "забыть" о ней, как о писательнице, переводчице и деятельнице женского движения. Чеботаревская была автором ряда пьес, рассказов, составителем книг "Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX в". (1913), "Россия в родных песнях" (1915) и др. Она переводила произведения Стендаля, О.Мирабо, Г. де Мопассана, Г.Клейста, М.Метерлинка и многих других авторов. Наконец, в своем "жизнетворчестве" она стремилась сделать реальностью те идеи свободного союза двоих любящих, брака нового типа, который оставался мечтой многих женщин той эпохи.

Публикуемый доклад прозвучал на заседании Первого Всероссийского женского съезда, проходившего в Петербурге с 10 по 16 декабря 1908 г. Первоначальный замысел созыва подобного форума возник еще в 1902 г. и принадлежал председательнице Русского женского взаимно-благотворительного общества доктору А.Н.Шабановой. 1 июня 1905 г. власти разрешили провести "Съезд русских деятельниц по благотворению и просвещению". Но генерал-губернатор Петербурга Д.Ф.Трепов потребовал предварительной цензуры всех докладов, что организаторы съезда сочли оскорбительным и неприемлемым. В следующем, 1906-м г. отдел избирательных прав женщин при том же женском обществе снова вернулся к идее созыва съезда. Сначала его открытие планировалось на 1 июня 1908 г., а затем было перенесено на декабрь. В Петербург съехалось более 600 участников из обеих столиц, Варшавы, Киева, Харькова, Симферополя, Саратова, Керчи, Пскова, Еревана, Новочеркасска, из Екатеринославской, Бессарабской, Новгородской, Черниговской, Калужской, Харьковской и других губерний. Большинство крупнейших русских газет поместили сообщения о его открытии на первых полосах среди важнейших новостей. Вся прогрессивная пресса приветствовала его как значительное завоевание русской общественности. Так, например, в передовой статье газеты "Биржевые ведомости" говорилось: "Сегодня - праздник русской жен-шины. Сегодня она начинает смотр своим силам. (...) Долг наших представительных учреждений горячо откликнуться на работу 1-го Всероссийского женского съезда и уничтожить вековую несправедливость по отношению к женщине, памятуя, что съезд провозглашает своим девизом:

"Равные обязанности - равные права".*

В оргкомитет съезда вошли такие известные деятельницы женского движения, как А.Н.Шабанова (председатель), А.П.Философова (вице-председатель), О.А.Шапир, А.С.Милюкова, Е.А.Чебышева-Дмитриева, Е.Н.Щепкина, М.А.Чехова и др. Заседания проходили в помещениях Русского женского взаимноблаготворительного общества, Женского клуба, сельскохозяйственного музея (Соляной городок), в Александровском зале Городской Думы. 10 декабря А.Н.Шабанова открыла съезд, отметив в своей речи, что "единственное средство для того, чтобы женщина сделалась реальной силой в обществе - организованное женское движение. Это путь, на который вступили женщины во всех культурных странах. Необходима повсеместная организация женских обществ, клубов, союзов и тому) подобных) учреждений, имеющих между собою сношение. Связывать их работу будут женские съезды. Величайшая опасность для всего женского движения - в партийных разногласиях; женское движение должно быть не буржуазным, не пролетарским, оно одноидейно для всех женщин".**

Работа съезда проходила по четырем секциям: "Деятельность женщины в России на различных поприщах", "Экономическое положение женщины и вопросы этики в семье и обществе", "Политическое и гражданское положение женщин", "Женское образование". В третьей секции были заслушаны доклады, посвященные отражению психологии и общественного положения женщины в произведениях искусства и, в первую очередь, в литературе. Так 11 декабря популярный критик К.И. Арабажин сделал доклад на тему "Вопросы любви и брака в современной литературе". В нем, как и в большинстве сообщений на ту же тему, обсуждались две литературные новинки сезона 1907-1908 гг.: роман М.П. Арцыбашева "Санин" и публицистическая книга Отто

* "Биржевые ведомости", № 10853, 1908, 10 дек., c.l .** "Бюллетени Первого Всероссийского женского съезда", N 2, 1908, 11 дек., с.З.

Вейнингера "Пол и характер". Русское общество восприняло эти два произведения как наиболее современные и жесткие книги о различных аспектах "проблемы пола". Значительная часть читателей и большинство читательниц увидели в их появлении признаки нездорового социального и морального состояния общества. Такая трактовка была дана и в докладе Арабажина. В прозвучавшем в тот же день сообщении доктора Радина "Психология женщин и сенсуализм в современной литературе" была также подчеркнута общность позиций Арцыбашева и Вейнингера по вопросу о психологической противоположности мужского и женского начал, предопределяющей многие антагонизмы общественной и частной жизни.

Среди участниц съезда было много писательниц. Примечательно, что одним из основных лейтмотивов их выступлений была попытка сформулировать суть общественного и нравственного идеала женской личности и найти отражение этого мыслимого образца и в реальности, и в искусстве прошлого и настоящего. В этом плане характерно название доклада О.А.Шапир - "Идеалы будущего".

Хотя большинство приехавших на женский форум придерживалось демократических воззрений самых разнообразных толков, многие обнаруживали в своих докладах владение терминологией марксизма. Почти общим местом стало цитирование популярнейшей работы немецкого социал-демократа А.Бебеля "Женщина и социализм". И несмотря на призыв А.Н.Шабановой не делить женское движение по классовому признаку, непримиримые ноты звучали не только в выступлении социал-демократки А.Коллонтай, но и в более умеренных по своим политическим взглядам докладах участниц. При этом рассуждения о наличии классовых антагонизмов между женщинами сочетались с идеализацией трактовки женского вопроса в пролетарской среде и приукрашивания самого образа женщины-работницы. Отражение подобных воззрений можно видеть в особо выделенном в обзоре прессы отклике на съезд газеты "Современное слово": "Русское женское движение, взятое в целом, глубоко отличается от западноевропейского. Там оно в большей или меньшей мере является движением феминистского протеста против господства в общественной и политической жизни мужчин, буржуазных мужчин, уже перешедших водораздел между абсолютизмом и представительным строем. Там идет борьба за равноправие против монополистов прав. У нас это равноправие налицо, и имя ему - равнобесправие. (...) Все это отметает ряд проблем, так живо волнующих буржуазный феминизм Западной Европы, и выдвигает на первый план проблемы более общие, более коренные, более сложные и длительные. Таковы проблемы труда, проблемы женщины низших классов населения, проблемы женщины-работницы, работницы-жены, работницы-матери".*

Доклад А.Н.Чеботаревской, прозвучавший, как явствует из "Бюллетеней съезда" под заглавием "Так называемое женское движение", сконцентрировал в себе многие темы и идеи, характерные для общего настроя форума. Изменение названия было, очевидно, связано с уточнением его темы. Как отмечалось в опубликованной аннотации доклада, его основная идея заключалась в том, что "главная цель женского движения - освобождение женщины от экономического и полового рабства, каковым является современный буржуазный брак".** Несмотря на использование марксистской терминологии и цитат из книги Бебеля, доклад Чеботаревской все-таки в большей степени примыкал к западноевропейской направленности феминистского движения, чем к его русскому политизированному варианту. Он был во многом не самостоятелен, носил реферативный характер, но в нем была ощутима искренность автора, стремящегося не только в теории, но и в личной практике претворять в жизнь идеал "женщины будущего".

От большинства докладов, прочтенных на съезде, уцелели лишь очень краткие аннотации, помещенные в "Бюллетенях съезда". В связи с этим особый интерес имеет сообщение Чеботаревской, полностью сохранившееся в архиве писательницы. Этот доклад имеет значение не только как примечательное историческое свидетельство ушедшей эпохи. Он также будет интересен современному поколению русских женщин, так и не решивших полностью проблем, поставленных их предшественницами еще в начале века. Текст доклада публикуется по авторизованной машинописи. хранящейся в Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН - ф.289, оп. 4, ед. хр. 62, лл. 1-27.

* См. обзор отзывов о съезде в единственном специальном номере газ. "Женская мысль", № 1. 1908, 14 дек., с.2.

""""Бюллетени Первого Всероссийского женского съезда", N 6, 1908, 15 дек., с. 8.