| Гусева Ю. Е. Женщина на страницах женских изданий В ХIХ в. были актуальны отношения толпы и героя, в первой половине ХХ в. массы и вождя, а во второй половине нашего века благодаря распространению СМИ завершился предсказанный Тардом процесс превращения толпы и массы в публику. Центральной фигурой становится homo publicus (термин предложен Бусовой Н.А.). Его место встречи с публикой происходит на экране телевизора, страницах газет и журналов.
Так что же собой представляет человек (здесь под человеком мы, в обход сложившимся стереотипам, подразумеваем женщину) показанный СМИ? Каковы его нормы, ценности, идеалы, стремления? Из чего состоит его образ? Хотелось бы рассмотреть эту проблему в ретроспективе. Бетти Фридан, исследуя образы женщин на страницах журналов получила следующие результаты.
"Образ, проступающий со страниц ... журнала, - образ молодой и раскованной женщины, воздушной и женственной, пассивной, веселой и довольной своим миром спальни и кухни, секса, детей и дома". Ее "единственная страсть, единственное стремление, единственно допустимая цель - поиски мужчины". Работающая женщина "умна, хорошо образованна, честолюбива, привлекательна, но ее изображают "неудачницей" и до такой степени "маскулинизированной" своей работой, что ее ущемленный, слабохарактерный, пассивный муж, безразличен к ней как к женщине".
В любом случае, женщина подается через призму отношений к мужчине. Мужчина же как обычно активен, профессионален, доминирует над женщиной (чаще) или же слегка задавлен "маскулинизированной" женой (реже), что активно осуждается обществом. Так представляют женщину СМИ в середине ХХ в. в США. Что же касается России, то вопрос изучения образа женщины в СМИ стал актуальным лишь в последнее время.
Исследование женского образа в прессе было проведено Н.И. Ажгихиной, которая отмечает, что психологическая наполненность этих образов настолько отвечает идеологии времени, что способна формировать нужного обществу человека. Так, в дооттепельные годы пресса представляет женщину с активной жизненной позицией, которой советская власть дала равноправие, что, в сущности, является лишь рекламой этой власти.
В период "оттепели" в прессе помимо официального ("Правда" все еще превозносит женщину-работницу) складываются еще два направления в понимании женского предназначения. Направление, ориентированное на западные тенденции в качестве идеала предлагает "буржуазный" типаж - модную, симпатичную, интересующуюся лишь своей личной (но не в коем случае не общественной) жизнью женщину, подчеркнуто зависимую от мужчины. Патриархальное направление идеализирует "традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой".
Характерной чертой прессы 70-х - 80-х гг. ("Юность", "Новый мир") является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности. Появляются мнения о том, что нужно вернуть женщину к ее "истинному предназначению". Эта идея была поддержана в период перестройки. "На место "работницы и матери" ... пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель "без комплексов" - фактически эти два образа и стали сегодня доминирующими, "официальными" во всей почти без исключения российской журналистике".
Но, конечно же, нельзя сравнивать прессу двадцатилетней давности и современную. Это раньше женские журналы были серые, да страшные. И выбор невелик: "Крестьянка", "Работница" и их аналоги на языках союзных республик (нарпимер, "Рядянська жинка" на украинском или "Работница и селянка" на белорусском). А сейчас ... воистину "глянцевый рай": и выбор огромен, и качество довольно приличное. Журналы манят читателей, ну просто магнитом притягивают. Это уже не просто совокупность кулинарных рецептов, выкроек, рекламы, интервью и полезных советов, это - стиль жизни, особый круг интересов.
Решили и мы окунуться в этот "глянцевый рай", взглянуть на современницу, что проступает со страниц женских массовых изданий. А так как диапазон журналов непомерно велик, то ограничились наиболее популярными, коими являются "Лиза", "Соsmopolitan" и "Крестьянка".
Нами выделено несколько наиболее часто встречающихся типов женщин. Это Настоящая женщина и Деловая женщина (читай работающая). Если же говорить о предназначении женщины, то здесь существует достаточно четкое разделение. Здесь наиболее часто встречаются два варианта. Это или счастливая жена патриархального уклада или эмансипированная, но неудачливая в личной жизни, предпринимательница.
У Настоящей женщины две цели, которые различаются от ее статуса. Если она не замужем, то ее основная цель - привлечение мужчины. Для достижения этой цели журналы обильно снабжают нас советами типа "женщина должна быть прежде всего красивой" (К, 10-12/98) или советуют "понаблюдать за знакомыми женщинами, которые нравятся мужчинам" (С, 5/98). Ну, а если и это не помогает, то остается "носить кофточки ... с пуговками спереди, чтобы у мужчин возникла мысль о том, как ... ее расстегнуть" (К, 8/98). Самое же главное - "никогда не нужно забывать о том, что вы женщина" (С, 5/98). Кроме того, для особенно непонятливых читательниц даются пояснения типа "слабому полу пристало лукавить" (Л, 51/98) или уточняетя, чем женщина отличается от мужчины: "дело мужчины - домогаться, дело женщины - нравиться, флиртуйте, кокетничайте, завоевывайте" (Л, 45/98).
Если же женщина замужем, то для нее главное - сохранение и укрепление семьи. "У нас хранители древних традиций - женщины" (С, 5/97), "семья - моя крепость" - утверждает Хакамада (С, 3/98). А чтобы укрепить семью, "женщинам надлежит оставаться ровными и спокойными, нежными и терпеливыми, что бы им это не стоило" (Л, 38/98). Для достижения этих целей женщина проявляет недюжинную активность и решительность, в ситуациях же связанных с реализацией в макросреде она этих качеств не проявляет. Правда, усилия женщины еще направлены на самопрезентацию, самоукрашение (наши героини ради любви истязают свое бедное тело, делая липосакцию, перманентный макияж, ставя силиконовую грудь). Последствием этих действий является роль сексуального объекта, коей, собственно и добивались.
Женщина, как правило, является жертвой ситуации, в конфликтной ситуации она склонна к компромиссу, зависима, в семье ориентирована на других, эмоциональна. Женщина спешит домой, "чтобы не пропустить время детской укладки" (К, 5/98), а чтобы избежать конфликта она "оставляет принятие решений за мужем - ... так делала ее мама" (Л, 51/98) Как правило, этот образ поощряется прессой, порой возводится в ранг идеального. Это образ счастливой женщины.
Попробуем охарактеризовать типичные образы счастливых жен, запечатленные в прессе (классификация предложена Г.Ротаенко). Это может быть жена-иждивенка, которая может позволить себе не только не работать, но и не заниматься домашним хозяйством (конечно, благодаря состоятельности мужа). От мужа она ждет "умения зарабатывать и обеспечивать семью" (К, 5/98). Такая женщина является скорее предметом обихода для мужчины, сама по себе, как личность, она не представляет особой ценности в силу своей ограниченности. Перед нами предстает традиционная патриархальная картина: действия мужчины изменяют мир, он субъект действия, для которого характерно вовремя проинструктировать и поощрить недалекую представительницу слабого пола. Женщина как обычно зависима, ограничена, ей не нужно быть умной и творческой личностью, вполне достаточно иметь красивые волосы, хорошую фигуру и заботиться о мужчине.
Второй тип - жена-домработница (повар, горничная и гувернантка в одном лице). "Семья для нее - смысл жизни" (Л, 29/99), она целиком и полностью посвящает себя родным. При этом, ее часто не ценят, хотя она всегда боится обидеть, "жестко сказать правду" (К, 2/97), а муж "покрикивает вечерами на жену" (С, 5/97). Понятно, что самореализация этой женщины происходит среди кастрюль и пеленок. Правда, она еще может смотреть сериалы и восхищаться своим мужем. Мужа же она имеет "умелого, сильного ... который может принять решение" и за нее тоже (С, 6/98).
Третий тип - это жена-"друг человека". Между работой, стиркой, готовкой и уборкой она обязательно найдет время, чтобы еще раз убедить мужа в его уникальности, в полной мере оценить его достоинства и сподвигнуть на новые достижения. Дельный совет для такой жены дает "Крестьянка": "постарайтесь в его глазах выглядеть не такой крутой, какая вы есть на самом деле" (К, 6/97), а "Сosmo" считает, что "подлинно умная женщина та, которая не афиширует сой ум" (С, 5/98).
И последний тип - жена-жертва. Она вполне сознательно зарывает в землю свои таланты, чтобы озабоченный карьерой муж, придя домой, мог в полной мере мог насладиться домашним уютом в благоустроенном семейном очаге.
Итак, мы выяснили, что счастливой в полной мере женщина становится лишь в том случае, когда вся ее жизнь направлена на обслуживание и восхищение любимым мужчиной. Такая позиция женщины, как правило получает статус негласно одобряемой прессой.
Образ Деловой женщины обычно является предметом обсуждения и осуждения. Характерна также двойственность позиции указанных журналов по отношению к вхождению женщины в мир бизнеса. С одной стороны мы видим явно утрированное восхваление, даже удивление женщиной, которая оказалась способна добиться успеха: "бой-бабу в ней не заподозришь: внешне она ... хрупкая, изящная женщина" (Л, 38/98); но в этом же высказывании явно прослеживаются нотки дискриминации: авторы ждут, что Деловая женщина непременно должна быть мужеподобной и искренне удивляются, когда их предположения оказываются неверными. При этом эталоном для ее побед все-таки является мужчина (многим мужчинам до нее далеко и т.п.).
С другой стороны, сторонники патриархального уклада беспокоятся о том, что женщина, занявшись делом, которое противоречит ее "истинному предназначению", потеряет свою женственность, так как "никакая занятость женщины, никакая работа, никакие звания и должности не оправдают заброшенной квартиры и отсутствия обеда" (К, 6/97).
Деловая женщина представляется несчастной в семейной жизни: ее детям часто недостает материнского внимания, а она сама настолько загружена работой, что непременным следствием является потеря женственности и даже потеря мужа. "Женщина работает - итог - ее роль матери теряется" (С, 5/97). Картина складывается весьма неприглядная. Неудачницами часто показывают женщин, самореализующихся в работе. Эта модель поведения не то чтобы порицается, а скорее выводится за рамки "нормы". Особенно это касается женщин-предпринимательниц. Да и отношение мужчин к активным женщинам двоякое. Женщина работала по 14 часов в сутки. "О, как же хорошо, что ты у меня сильная!", - говорил муж, а через 10 лет "ему захотелось "мягкости", стало не хватать тепла" (Л, 38/98) и он нашел себе другую женщину.
Вероятно поэтому в СМИ постоянно акцентируется внимание на том, что женщине тяжело совмещать работу и дом, и журналы предлагают альтернативный вариант - счастливый образ домашней хозяйки.
Что же касается Деловой женщины, то мы можем выделить несколько типов.
Нацеленная на самореализацию в работе женщина представляется читателю эмансипированной, однако, эта внешняя, показная самостоятельность имеет и обратную сторону. Женщина показывается успешной не столько из-за своих личных качеств, сколько из-за привлекательной внешности. Женщина чаще реализует себя в модельном или шоу бизнесе, в роли секретаря и т.п., т.е. там, где прежде всего нужна яркая внешность и хорошая фигура. Поэтому и советы даются чаще всего типа "как одеться на интервью" (С, 5/98). А уж в способах получения работы наша героиня более чем изобретательна: "я узнала, в какой ресторан шеф собирается и ближайшим вечером, элегантно оделась и отправилась на охоту" (С, 5/97). Ну и результат не заставил себя ждать, уже утром ей позвонили и пригласили на работу. Справедливости ради заметим, что иногда о женской профессиональности все-таки вспоминают, и тогда напоминают, что на собеседовании нас могут "попросить без предварительной подготовки дать конкретную информацию о своих обязанностях" (С, 1/97).
Другой вариант профессиональной успешности женщины напрямую связан с мужчиной, который ее материально поддерживает, берет на себя все организационные вопросы, издержки бизнеса, причиной же ее прихода в бизнес является нереализованный творческий потенциал. "Отберут мою картину для выставки ... там ее увидит галерейщик из Нью_Йорка и возьмет ее. А мне сделает приглашение. Оплатит проезд туда и обратно", мечтает художница (Л, 47/98). У другой "бизнесменши" в Париже "появился спонсор", с его помощью она и "открыла собственное дело" (К, 1/97). То есть женщина является неспособной самостоятельно справиться с жизненными трудностями, освобожденная же от прагматических забот, женщина может позволить себе вволю фантазировать, воплощая в жизнь свои творческие планы. И работа ей нужна "которая приносит не только деньги, но и удовольствие и восхищение окружающих" (С, 6/98).
И последний тип женщины, ориентированной на работу - это женщина, чаще всего не имеющая семьи (читай мужа). Это либо так называемый синий чулок , либо женщина, которую бросил муж в трудной ситуации и она вынуждена сама проявлять активность, чтобы прокормить себя и детей. "Муж уехал ... счастья искать, так до сих пор и ищет, ... даже не поинтересовался, кто у него родился - сын или дочь" (К, 9/97). Ну что делать в такой ситуации? Одна "собралась с духом и ... сама подалась на заработки" (К, 8/98), другая "организовала маленькую балетную студию", а третью все в городе знают, она на все руки мастер: "где продавец заболел - подменю. Могу овощи на рынке перебрать" (К, 2/97). Частенько бывает, что женщина преуспевает, все казалось бы у нее хорошо. Ан нет, "Я уже не женщина! - плачет она - Я мужик, командир, вечный" (Л, 38/98). В этом случае, при первом же появлении мужчины на горизонте все силы направляются на новый объект. Женщина из Деловой моментально преобразуется в Настоящую женщину, а точнее, в Настоящую Женщину, не имеющую ничего общего с предпринимательской активностью, т.к. теперь у нее есть мужчина, который может о ней позаботиться. Мы видим, что не смотря на внешнюю самостоятельность, женщина все-таки во многом зависима от мужчины, стремится всеми силами ему понравиться. Да и нельзя женщине заниматься только работой: "это портит женский характер" (Л, 38/98). Понятно, что в любом случае определяющим и контролирующим ситуацию является мужчина.
Теперь хотелось бы взглянуть на женщину в контексте ее взаимоотношений с мужчиной. Так, в историях романтического характера (а такие преобладают в журналах) женщина, как правило, выступает в роли жертвы (брошенной, обманутой мужчиной), а мужчина соответственно хозяина (т.к. он планирует начало и окончание отношений между мужчиной и женщиной). "У меня в жизни все происходит не как у людей", сетует женщина-жертва (С, 2/98).
Характерная ситуация, когда женщина является хозяином - это женщина, решительно порвавшая со слабым (пьющим и т.д.) мужчиной или тянущая на себе этот воз. "От мужа моего никакого толку, ни на грош помощи, только вред один", - жалуется одна (С, 5/97), вторая же делится, что "замужество подарившее ей лишь одну радость - дочь, страшно тяготило" (К, 9/97). Правда, профессиональный успех обычно косвенно связывается с потерей женственности, что, как правило, показывается как трагедия. Но в идеальных историях Деловая женщина наконец находит Настоящего мужчину и становится Настоящей женщиной, для которой мужчина - центр вселенной.
Журнал "Лиза" в большинстве случаев представляет "слащаво-идеальные" истории, в которых основной радостью и заслугой женщины является наличие сильного мужчины. Мужчина же в свою очередь ориентирован на то, чтобы им восхищались и его обслуживали. Для этого он иногда выступает в роли "прекрасного принца", дарящего букет цветов. Правда, существует еще одна категория мужчин, противостоящая первой. Это мужчина-обидчик, бросивший женщину в трудной ситуации (чаще в ситуации беременности), насильник или просто ловелас, переметнувшийся к другой женщине ("ушел - скатертью дорога" (К, 8/98)). На наш взгляд, присутствие этого типа мужчин обусловлено тем, что тот, кто потом занимает вакантное место в жизни женщины, становится просто идеалом для читательниц. Хотя возможна и другая ситуация ("а к мужчинам я теперь близко не подойду" (К, 8/98)).
Журнал "Cosmopolitan" совершенно иначе, чем "Лиза" представляет читателю предназначение и распределение ролей между полами. В целом картина складывается следующим образом. Образ мужчины вполне традиционен и отражает стереотип маскулинности. Решительность, независимость, активность, рациональность, способность справиться с ситуацией присущи ему в полной мере. Пожалуй, есть только одно несовпадение с устоявшимся стереотипом, в соответствии с которым мужчина основой своей жизни считает самореализацию в макросреде. В нашем же случае мужчина более склонен к досугу, приносящему ему удовольствие, к собственному благополучию. Образ женщины с одной стороны также отвечает заданным стереотипам маскулинности (женщина решительна, активна, нацелена на профессиональные достижения). Однако все ее стремления сводятся к зависимости от мужчины, без его помощи она, не смотря на все свои стремления, не может противостоять жизненным трудностям.
На наш взгляд, журнал, пропагандируя внешнюю эгалитарность, все таки не освободился от устоявшихся патриархальных моделей. Что же касается пропаганды, то журнал предлагает в некотором роде гедонистические идеалы, где все стремления сводятся к получению утилитарного удовольствия от жизни, а пропагандируемое стремление реализоваться в профессиональном плане - всего лишь средство достижения материальных благ.
Что же касается "Крестьянки", то образы, представленные в нем менее стереотипны, хотя и традиционны. В целом "Крестьянка" отличается дуализмом идеологии. Так, с одной стороны, в журнале еще живы прежние, социалистические идеи, где общество представляется эгалитарным, а значит женщина и мужчина равны. С первого взгляда так и кажется, однако, представленные данные отвергают это предположение. С другой стороны, пропагандируется патриархальная картина мира, где женщина должна больше времени отдавать семье, дому. Однако, по сравнению с другими журналами (в частности "Лизой" и "Соsmopolitan"), "Крестьянка" меньше идеализирует жизнь человека, жизненные проблемы представляются более реальными, а взаимоотношения между полами не сводятся к зависимости одного человека от другого. На наш взгляд, журнал наиболее естественно отражает реальность.
Для большей убедительности "Крестьянка" с завидной регулярностью помещает женщину в сферу бытовой деятельности, т.е. показывает ее занимающейся ведением хозяйства. То же касается досуга, который как правило направлен на других, т.е. опять же на обслуживание членов семьи. Семейная функция во всех ее возможных проявлениях доминирует у женщины на страницах "Крестьянки", а наименьшая значимость семьи, детей и всем, что с этим связано (досуг, быт) показана у женщины-персонажа "Cosmopolitan".
Вторая, но не менее значимая сфера деятельности - профессиональная. Результаты показывают, что значительно реже представляет женщину в этой роли журнал "Лиза". Что же касается героинь "Cosmopolitan" и "Крестьянки", то работа для них одинакова важна. Различия же заключаются в том, что в качестве основного смысла жизни для женщины из "Cosmopolitan" в 46% случаев выступает работа, а из "Крестьянки" только в 26,12%. Специфичность значимости работы у женщин в "Cosmopolitan" заключается и в том, что она больше ориентирована на собственные достижения, в то время как в "Крестьянке" женщина почти не ориентирована на индивидуальные достижения. Можно сделать вывод, что хотя женщины представлены в профессиональной роли примерно с одинаковой частотой, но для одной работа - средство достижения личного успеха, а для другой - либо просто неоходимая деятельность, без которой нельзя прожить, либо различные виды деятельности, которые приносят пользу обществу: благотворительность, создание общественных организаций и т.д. Например, в "Cosmopolitan" женщина чаще работает секретарем или моделью (что весьма неплохо оплачивается), а в "Крестьянке" она создает семейные детские дома или приюты для собак (в этом случае работа, как правило, строится на голом энтузиазме). Т.е. значимость работы для обеих по сути одинакова, но сущность работы и ее цели в корне различны. Наполненность профессиональной деятельности не только не противоречит, но и подтверждает сделанные прежде выводы о значимости семьи. На основе этих данных можно сделать вывод, что образ женщины в "Крестьянке" более стереотипен ("домашняя" женщина, работа которой, связанная с несение в мир чистоты, добра и любви полностью отвечает стереотипу фемининности), чем в "Cosmopolitan", где женщина самореализуется только для собственного блага.
Женщина, представленная "Лизой" мало интересуется любим видом профессиональной деятельности, но и семья для нее не слишком значима. Перед нами предстает яркий вариант женской безынициативности во всех сферах жизни. Возможно, это связано с тем, что журнал "Лиза" маргинален (конечно, если можно употребить этот термин по отношению к журналу). Так, если в "Крестьянке" еще отчасти сохранены прежние тенденции, т.е. женщина показывается успешно совмещающей семью и работу (правда, нужно отметить, что у женщины работа часто очень сильно связана с семьей (тот же семейный детский дом)). "Cosmopolitan", являясь русским вариантом западного журнала, по-своему адаптирует образ эмансипированной женщины к российской действительности, что, увы, получается примитивно. "Лиза" же, будучи русским изданием со слабым намеком на дешевый вариант "Cosmopolitan" и не имея своего собственно стиля, собирает в себе черты разных женских изданий, последствием такой работы является отсутствие "лица" журнала, а значит и относительно устойчивого образа женщины.
Образ женщины также стереотипно показан в журналах, но к нему нельзя в полной мере применить стереотип фемининности. На наш взгляд, влияние процесса эмансипации сказалось на трансляции образа женщины посредством СМИ в виде попытки привлечения женщины к самореализации в макросреде. Но, в связи с тем, что нет и намека на попытку отказа от патриархального стереотипа фемининности новый стереотип женщины (стереотип неофемининности, если можно так выразиться) просто пародия на старый. Женщину недооценивают (так, мужчина обычно показан более компетентным, развитым, имеющим более выраженные природные способности и т.д.) и принижают (кто-то совершенно необоснованно решил, что женщине нет места в политике, бизнесе, науке, что ее предназначение скорее в семье, а следствием явилось то, что женщине практически невозможно прорваться в мужской мир). Конечно, об исключении женщины не может быть и речи, но в целом образы оказались под влияние сексизма, и эта мысль звучит рефреном во многих публикациях.
Таким образом, журналы имеют тенденцию по-разному транслировать образ женщины. Предполагается, что такие различия обусловлены спецификой аудитории и направленностью журнала. Так, читательницы американизированного "Cosmopolitan" больше стремятся (хотя бы в мечтах) к самостоятельности, чем читательницы любовно-идеализированной "Лизы". Следует отметить, что образ мужчины в женских журналах - "образы мужчины для женщины", т.е. это презентация того мужчины, которого женщина хочет видеть рядом с собой. И независимо от социального статуса, стремлений и убеждений женщины этот образ всегда одинаков. Сильный, активный, решительный - вот он идеал "мужчины для женщины". Любой женщины - забитой мамаши с семью детьми и бизнес-леди, наивной, сентиментальной барышни и ушлой проститутки. Если посмотреть на ситуацию трезво, то нет ничего удивительного в том, что образ мужчины практически всегда одинаков. Нет смысла меняться, искать что-то новое, если ты уже самодостаточен. А мужчина чаще всего таковым и представляется. В образе женщины всегда присутствует какой-нибудь недостаток: если она добродетельная "семьянинка", то, скорее всего, ограниченная (и это называется женственностью), если бизнес-леди, то она непременно потеряла женское обаяние и привлекательность. Т.е. женщина, являясь более несовершенной, нежели мужчина (но зато более реальной, потому что совершенство - это то, к чему можно только стремиться, но достигнуть его невозможно), но все-таки ищущей себя. Мужчину же вполне устраивает роль женского идеала.
Можно сказать без преувеличения, что пресса имеет "мужское лицо", потребителю "продается" общепринятая версия социального мира и взаимоотношений в нем.
|