Хоткина З. А. О летней школе "ВАЛДАЙ-96" // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96" / МЦГИ. М., 1997 С. 7-14.
 
В начало документа
В конец документа

Хоткина З. А.

О летней школе "ВАЛДАЙ-96"


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

"Программное" учебное время составляло ежедневно 6 академических часов (в некоторые дни лекции и семинары проходили параллельно). "Инициативные" занятия начинались после ужина и затягивались до позднего времени, а в последние вечера одновременно проходило по 2-3 семинара.

Вот как аспирантка Наталья Федосеева описала в эссе о школе свою инициативу провести семинар: "Очень волнующим для меня стало мое выступление по теме "Мужчина в женской сфере", которое я вообще-то не планировала, полагая, что "не потяну" в сравнении с "гендерными корифеями". Но общая теплая, доброжелательная и раскованная атмосфера вызвала желание вынести на всеобщий суд свои идеи, которые были встречены гендерной аудиторией с героическим вниманием и вдохновляющим одобрением".

Елена Машкова провела в школе 8 тренингов по самообороне для женщин "Вен-до", в которых удачно сочетались психологическая и физическая подготовка. Хотя тренинг проводился рано утром (до начала лекций), но в нем участвовали практически все студентки и аспиранты. Тренинг всем очень понравился, вот один из восторженных отзывов - "Это просто класс!"

Культурно-просветительные мероприятия летней школы

Сочетание "высокой науки" и "высокой культуры" в летней школе было удивительным! Хотя иного и не могло быть в атмосфере творческого подъема собравших-

ся здесь талантливых и неповторимых личностей: свои стихи читала Нина Габриэлян, песни о школе на стихи собственного сочинения пели студентки на капустнике и даже на концерте, подготовленном детьми - выступил юный поэт!

Культурно-просветительные мероприятия летней школы были необычными, креативными и праздничными. Вот два мнения участниц: "Прекрасная культурная программа, логично дополняющая образовательный процесс" (Любовь Штылева, преподаватель из Мурманска); "Воскресенье было творческим днем и праздником души" (Яна Брилева, студентка из Твери).

Вот некоторые другие отзывы из анкет обратной связи:

О концертах, музыке, фильмах:

"Очень понравились концерты. Гриша играет чудесно. Он играл Венский концерт Баха и многое другое. Ощущения незабываемы".

"Голос Любочки просто потряс меня. Ее песня Сольвейг до сих пор звучит во мне."

"Сегодня был исключительный день для меня. Я два раза плакала - от восторга, когда пела Люба Петрова и когда смотрела фильм "Цветы лиловые полей".

О поэтическом утреннике, экскурсиях, театрализованном представлении:

"Поэтический утренник был совсем непринужденный, в милой дружеской обстановке. Нина Габриэлян сидела на траве с небольшим букетиком, подаренным маленькой Асей. Голос Н.М. был низкий, манера чтения напоминала ахматовскую. Это было божественно и незабываемо".

"Море впечатлений от экскурсий!"

"Очень запомнилась экскурсия в монастырь".

"Позже состоялся интересный спектакль, вернее, театрализованный рассказ о семье Бакуниных-... скажу лишь о впечатлении, которое он произвел. Доброе, трепетное отношение артистов к прошлому передалось и зрителю".

Огромное спасибо нашим тверским коллегам за прекрасные экскурсии и театрализованное представление!

"Методологическое" эссе

Прежде, чем перейти к описанию проблем и результатов летней школы, мне хотелось бы сделать небольшое отступление, чтобы наглядно показать, что "дали" нам, как исследователям, школьные научно-методологические дискуссии.

В одном из студенческих дневников я прочла:

"Очень интересные эти женщины-ученые: они говорят. спорят по вопросу, но изначально используют различную наполняемость термина "гендер". И спорят, тем не менее, до хрипоты".

А затем, разбирая транскрибированные записи беседы, состоявшейся после школы, я нашла ответ на это недоуменное замечание:

- "В школе наконец-то окончательно кристаллизовались два разных понятия гендерных исследований, гендер как конструкт и гендер как отношения.

Обычно на конференциях и обсуждениях никогда не доставало времени "договориться о понятиях" и подразумевалось некое "среднее" понятие гендера. В школе же выявились два качественно разных течения в методологии гендерных исследований. Когда одни рассматривают гендер как. позицию взаимодействия полов и отношения между полами, из этой исходной позиции далее выстраиваются социализационные нормы, поток социальные роям, стереотипы и т.д. А другие - рассматривают гендер как общественный институт или социальный конструкт, задаваемый природой общества, характером общественных отношений, социальной структурой и т.п. в конкретное историческое время.

- И это разные методологии, использующие различные методические средства, описывающие различные проблемные поля. Предмет один, а исходные позиции исследователей - разные. И, следовательно, получается, что это качественно иной уровень рассмотрения.

- Но при этом не надо говорить, что это правильно, а это не правильно. И то, и другое правильно и правомерно. И стало ясно, что методологически обе эти позиции абсолютно верны, но они разные.

- Нет, вот насчет "абсолютно верны" - это не стало ясно и надеюсь, никогда не станет ясно.

- Но они обе имеют право на существование.

-Раньше на конференциях было недопонимание, и люди выражали неудовольствие, что другие неверно понимали их позицию. а, следовательно, возникал конфликт между исследователями. На самом деле нет никакого конфликта, а есть просто разные исходные предпосылки рассмотрения одного и того же вопроса, что здесь в школе и было впервые за всю мою практику озвучено. И стало ясно, что есть, как минимум две группы исследователей,, которые работают в разных традициях. И мы научились взаимоуважению позиций своих коллег, что очень серьезно повлияло на образовательную программу и школу в целом".

Проблемы второго этапа

Очень "пестрый" состав студенток создавал немалые трудности при проведении занятий, поскольку для одних они были слишком сложны для восприятия, а другие хотели продвигаться вглубь темы. К тому же, в отличие от исследователей и преподавателей, которые понимали ценность семинаров и лекций коллег, работающих по другим специальностям, студентки редко

интересовались смежными темами, воспринимая информацию как "излишнюю" нагрузку.

Вот два противоположных мнения студенток-историков об одной и той же лекции:

(1) "Лекция была очень интересной. Мне всегда нравилась психология. Здесь я услышала впервые лекцию опытного психолога. Благодаря тому, что была дана историография, можно будет самостоятельно почитать литературу по этой теме. Надо отметить, что и изложение темы было доступно и понятно".

(2) "Я просто плавала в огромном количестве незнакомых терминов и понятий. Все было познавательно, но конкретно мне это не пригодится. Все предложенные тонкости не связаны с тем, чем занимаюсь я. Это для узких специалистов. Многие сидели открыв рот. Не скрою, мне тоже было интересно, но бесполезно".

Я считаю, что заниматься гендерными исследованиями в России - это значит быть новатором в науке и в сфере образования, иметь прогрессивное мировоззрение и активную жизненную позицию. Все это с полным основанием можно отнести практически ко всем преподавателям и аспирантам летней школы. Но, к сожалению, многие из студенток имели достаточно "традиционные" взгляды на образование и воспринимали школу как обычную учебную программу, но летняя школа не могла быть и не была "традиционной" образовательной программой.

В школе были также проблемы организационного характера. Например, обеспечение безопасности участниц, недобросовестность некоторой части персонала базы отдыха, отсутствие здравпункта и регулярной междугородной телефонной связи и др. Часть из этих проблем организаторам школы удалось решить и, к счастью, все закончилось благополучно.

Результаты второго этапа

Значение Первой российской научно-образовательной летней школы по женским и гендерным исследованиям трудно переоценить - она дала импульс для качественного нового этапа развития женских и гендерных исследований в России, суть которого состоит в переходе от работы в отдельных исследовательских и преподавательских коллективах к взаимодействию и сотрудничеству ученых и преподавателей из разных городов и университетов.

Можно с полным основанием сказать, что в результате проведения летней школы созданы новое сообщество и сеть российских специалистов по гендерным исследованиям.

** В общей сложности за две недели летней школы "Валдай-96" было проведено 120 академических часов учебных занятий;

** по программе школы было прочитано - 32 лекции и проведено 6 семинаров; остальные 25 учебных ме-

роприятий были проведены по инициативе преподавателей и аспирантов, кроме того, было проведено 8 тренингов по самообороне для женщин;

** в пакет раздаточных материалов летней школы вошло более 40 наименований научных и публицистических статей, книг, брошюр и библиографий по гендерным исследованиям;

** школа способствовала установлению профессиональных связей и налаживанию на этой основе систематических деловых контактов между учеными и преподавателями по гендерным/женским исследованиям. Примеры такого сотрудничества уже есть: одна из участниц школы Н.Ажгихина начала с сентября 1996 на факультете журналистики МГУ новый экспериментальный семинар и приглашает читать лекции в этом семинаре некоторых из преподавателей летней школы;

** в школе состоялся обмен опытом и обсуждение результатов научных исследований, а также презентация отдельных программ, лекций и учебных курсов по женским и гендерным исследованиям. Это позволило более четко разобраться в некоторых научно-методических вопросах российских гендерных исследований:

(1) было выявлено, что в российских гендерных исследованиях наиболее часто используются, как минимум, две качественно разных методологии: "гендер" как отношения и "гендер" как социальный конструкт;

(2) школа показала, что в России существуют два основных подхода в изучении женской проблематики: гендерный и "традиционный" (феминология);

** школа познакомила слушательниц с методологией гендерных исследований, в которых отрицается биодетерминизм в объяснении социального неравенства между полами и провозглашается неинструментальный подход при рассмотрении проблем женщин в обществе;

** многие студенты во время школы смогли окончательно самоопредилиться с выбором специализации и научных интересов;

** культурно-просветительные мероприятия летней школы включали экскурсии, концерты, а также выставки детских рисунков и батика, фотовыставку тверской истории, очаровательный концерт, проведенный детьми, и веселый капустник, организованный студентками и аспирантами. Подводя итоги школы, можно с полным основанием сказать, что Первая российская научно-образовательная летняя школа по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96" - это своеобразная модель новой гражданской, демократической формы образования в России.

Третий этап: публикация материалов летней школы "Валдай-96" (сентябрь - ноябрь 1996 г.)

Итог работы на третьем этапе - книга, которую вы держите в руках.

СОЦИАЛЬНАЯ ВИДИМОСТЬ ПРОЕКТА "ВАЛДАЙ-96"

Средства массовой информации и видеофильмы, отснятые во время проведения школы, сделали проект "Валдай-96" социально видимым событием для широкой общественности.

Центральная пресса

В апреле 1996 года в "Независимой газете" была опубликована информация об открытом конкурсе заявок, а 5 сентября - статья "Встречи на Волге", где высоко оценивается опыт проведения Первой российской летней школы и ее перспективы.

С читателями газеты "Гудок" 10 сентября 1996 г. своими впечатлениями о школе поделился преподаватель Андрей Каменский. В его обзорной статье "Кафедра женских проблем" школа охарактеризована как начало нового этапа в развитии гендерных исследований в России.

Агентство социальной информации 20 июля распространило пресс-релиз о предварительных итогах работы Первой российской летней школы по гендерным/женским исследованиям.

В журнале Российской академии наук "Социологические исследования" (№11,1996), в разделе "Научная жизнь" помещена статья З.Хоткиной о летней школе "Валдай-96".

Местные средства массовой информации

Для Твери летняя школа стала значимым событием, и поэтому неудивительно, что в майском и июльских номерах газеты "Вече Твери" были помещены публикации о школе, ее участницах, учебных и культурно-образовательных программах (24 мая, 1 и 16 июля 1996).

На тверском телевидении и радио "Тверь-экспресс" 1 и 7 июля состоялись передачи и интервью с содиректорами летней школы Валентиной Успенской и Зоей Хоткиной.

Участницы школы из Уфы (Е.Махмутова), Петрозаводска (Л.Бойченко) и Санкт-Петербурга (Т.Герасимова) опубликовали в своих городских газетах впечатления о школе "Валдай-96".

Неправительственные издания и сети

Газета НПО "Объединенные ресурсы" печатала на своих страницах информацию о школе в номерах 2 и 8. "Вестник" ИЦ НЖФ в мае 1996 г. опубликовал информацию о конкурсе, а в сентябре - пресс-релиз о летней школе.

: В газете "Посиделки" Санкт-Петербургского центра гендерных проблем также была дана информация о летней школе "Валдай-96".

Пресс-релиз по итогам летней школы в июле-августе 1996 года был широко распространен по российским и зарубежным электронным сетям.

Видеофильмы и сборник материалов о школе "Валдай-96"

Отснятые и смонтированные "Женским архивом" 20 учебных видеофильмов с записями лекций и семинаров, проведенных в летней школе и красочный документальный фильм "Валдай-96", а также настоящая книга, подготовленная МЦГИ, позволят больше узнать о Школе всем, кто интересуется гендерными исследованиями в России.

"УРОКИ" И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

Научно-образовательная летняя школа "Валдай-96" важна еще и потому, что из нее уже можно извлекать первые уроки, если думать о перспективах. Под уроками мы понимаем здесь тот ценный опыт, который приобрели в совместном осуществлении проекта.

Урок 1: "больше времени на подготовку школы"

Как показал опыт, необходимо больше времени на разработку концепции Школы, на тщательный отбор и подготовку учебных материалов и составление программы, продумывание методики преподавания.

Большего внимания, а значит и времени со стороны организаторов будущих Школ достоен отбор слушателей по уровню подготовленности.

Перспективы: Как известно, "Готовь сани летом, а телегу - зимой". Вот мы и начали готовить зимой летнюю школу-97. В декабре 1996 г. в МЦГИ состоялся рабочий семинар, в котором приняли участие 12 представительниц из разных регионов России для выработки стратегии развития проекта. В результате совместной работы участниц семинара были в основных чертах выработаны концепция будущей летней школы и критерии отбора участниц(ков), которые позволят выравнивать их состав. Решено, что открытый конкурс продлится не менее трех месяцев, а по его результатам на трехдневный семинар а Тверь для выработки совместной образовательной стратегии школы, доработки учебной программы и подготовки учебных материалов для участниц(ков) будут приглашены прошедшие по конкурсу преподаватели.

Урок 2: "школы разные нужны"

Эта Школа была задумана для исследователей, аспирантов и студентов университетов, но подобные Школы очень необходимы для активисток женских движений России (недостаток хорошей феминистской теории, лежащей в основе нашей практики, весьма ощутим). Программа феминистского образования для политиков местного и республиканского уровня также напрашивается в виде перспективы развития идеи Школы.

Перспективы: в периоды между летними школами МЦГИ планирует проводить ежемесячные, открытые для всех желающих, семинары по женским и

гендерным исследованиям, привлекая для их проведения как участниц школы, так и других российских и зарубежных специалистов.

Урок 3: "одной школы на Россию явно мало"

Стало ясно, что такие Школы нужны для молодых учителей средних школ, преподающих социальные и гуманитарные дисциплины и весьма сильно влияющих на формирование современного сознания девочек и мальчиков. Первый опыт организации летней школы по женским и гендерным исследованиям подсказывает:

одной летней школы на огромную Россию явно мало. Нужны разные и организованные в разных местах школы, осуществляющие просветительство в области гендерных исследований. Многие из преподавательниц первой Школы могут стать организаторами подобных школ в своих регионах.

Перспективы: в начале 1997 г. в Твери планируется провести школу-семинар по гендерной тематике для учителей школ.

Урок 4: "преподаватели и их курсы"

Опыт Первой Школы показал, что на время проведения занятий важно иметь постоянный состав преподавателей, которые привезли бы в Школу именно "курсы" лекций и семинаров, включающие в себя также разнообразные активные формы учебных и внеучебных занятий со слушателями.

Перспективы: время проведения будущей летней школы решено немного сократить, что поможет при

гласить постоянный состав участниц. Планируется проведение авторских семинаров и больше времени для активных форм работы со слушателями в малых группах.

Урок 5: "специализированные школы"

Несмотря на явную междисциплинарность женских и гендерных исследований самих по себе, Школы могут быть специализированными. Например, летняя школа по женскими и гендерным исследованиям в социологии; Школа по Женской Истории и т.п.

Перспективы: на декабрьском семинаре-совещании решено, что в летнюю школу-97 будут приглашены участницы(ки), специализирующиеся в истории, социологии и философии, психологии. В более отдаленной перспективе видится летняя школа для политологов, юристов, экономистов, журналистов.

Урок 6: "повторение пройденного"

Все лучшее, что было достигнуто в образовательном, культурном и личностном плане в летней школе "Валдай-96", мы постараемся взять с собой в будущую школу и, прежде всего, атмосферу творческого подъема, радость познавания нового в науке и людях, детскую группу и креативный отдых, неформальное общение и нетрадиционное образование. Хотелось бы, чтобы в летней школе-97 была не только новизна, но и традиции.

("Уроки" готовили вместе В.Успенская и З.Хоткина)