Информационный бюллетень политического движения "Женщины России" (1995. № 5)
Более полутора лет работает в Государственной Думе фракция "Женщины России" - объединение депутатов, подобного которому не знает ни отечественная, ни мировая политическая практика.
За это время фракция уверенно заявила о себе как о влиятельной и ответственной силе, отстаивающей социальные интересы женщин, семьи, детей, интересы каждого человека. Как и положено парламентариям, депутаты фракции заняты. подготовкой Законов, они входят в состав всех комитетов и комиссий. Стремятся учитывать и защищать в Законах социальные, экономические, политические требования своих избирателей. "Женщины. России" постоянно встречаются с ними, выезжая в российскую глубинку. Трудно назвать такую область, регион, автономную республику, которые они бы. не посетили.
Мы решили рассказать вам о политическом движении "Женщины России", избрав для этого форму ответов на вопросы, которые избиратели чаще всего задают депутатам на встречах с ними. В буклете представлены депутаты, фракции, выдвинутые избирательным объединением "Политическое движение "Женщины России", участвующие в выборах 1995 года в Государственную Думу.
РАДИ МИРА И СОГЛАСИЯ
Кто они, "Женщины России" ?
Это политическое движение, которое в октябре 1993 года учредили три женские организации: Союз женщин России, Союз женщин военно-морского флота и Ассоциация женщин-предпринимателей.
С какими целями было учреждено движение "Женщины России" и насколько удалось их достичь?
Непосредственной целью являлось участие в выборах в Государственную Думу для расширения представительства женщин в высшем органе законодательной власти. Эта цель была успешно достигнута. Получив 8,1% голосов, движение с лихвой одолело барьер в 5% голосов и получило право образовать свою отдельную фракцию в Государственной Думе. Сегодня в Думе 11,4% женщин. Это почти вдвое больше, чем в Верховном Совете 1993 года (5,3%).
Стратегической же целью движения было и остается изменение государственной политики в интересах каждого человека, внедрение в общественное сознание и деятельность органов власти нового понимания политики как деятельности по непосредственному улучшению жизни людей.
Почему в принципе необходимо более широкое участие женщин в работе органов государственной власти и управления?
По многим причинам. Главные из них заключаются в том, что, во-первых, недостаточно широкое участие женщин в сфере принятия решений является дискриминацией по признаку пола, а это несовместимо с реальной демократией; во-вторых, именно женщины, с их милосердием и стремлением к согласию, способны особенно эффективно влиять на принятие решений в интересах мира и человека; в-третьих, участие женщин-парламентариев в законотворчестве способствует защите социальных интересов всех женщин в сфере труда, социального обеспечения и т.д.
Можно ли было добиться расширения представительства женщин в парламенте без создания особого женского политического движения?
Нет. В предвыборных списках политических партий в тот момент женщин почти не было. Если бы не "Женщины России", женский голос в Думе никто бы не услышал. Со временем, когда женщины-политики укрепят свои позиции внутри нынешних
"мужских" партий и преобразуют их в партии для мужчин и женщин, отпадет нужда в особом женском движении и его парламентской фракции.
Каково отношение "Женщин России" к радикальным западным феминисткам?
Радикальные феминистки - принципиальные борцы с мужским началом, а "Женщины России" намерены сотрудничать с мужчинами во имя благополучия общества. Они отстаивают политику равных прав и возможностей для женщин и мужчин.
Не противоречат ли российские традиции и общественное умонастроение стремлению женщин активно участвовать в политике, в принятии решений?
Нет, не противоречат. Конечно, консервативно-патриархальные стереотипы, согласно которым место женщины - в семье, на кухне, еще сохраняются в российском обществе. Они напрасно увязываются с какими-то специфическими традициями, это - не особенность России, а признак определенного состояния общества. Подобное отношение к женщине в политике существовало повсеместно, и повсеместно, в том числе и в России, ныне преодолевается. Последние опросы общественного мнения свидетельствуют, что такие политики, как Маргарет Тэтчер, Индира Ганди, наша соотечественница Екатерина Вторая вызывают интерес у тех, кто старается помочь России преодолеть кризис Потребность в энергичной, широко мыслящей женщине, входящей в структуры власти, велика в нашем обществе как никогда прежде.
Какова политическая позиция "Женщин России"?
Она имеет отчетливо выраженный центристский характер. Свое отношение к каждому вопросу фракция "Женщины России" определяет, исходя из интересов обыкновенного, рядового человека, а не на основе той или иной идейно-политической доктрины. Доктринерские соображения никогда не влияли на позицию фракции при голосованиях. По одному вопросу "Женщины России" могут голосовать вместе с коммунистами, по другому - с "Выбором России". Все определяется тем, насколько результат голосования может быть полезен обществу и его гражданам, фракции не раз приходилось выслушивать обвинения в беспринципности и непредсказуемости. Но "Женщины России" уверены, что непримиримость, нетерпимость мешают принятию взвешенных решений, а взвешенность и чувство меры - это залог достижения мира и согласия в обществе.
ЗАБОТА О СЕМЬЕ - ЗАБОТА О БУДУЩЕМ
Что такое СЕМЬЯ с точки зрения "Женщин России" ?
Важнейшая ценность в жизни человека, которая должна стать центром внимания политиков. В семье формируются жизненные установки человека. Если семья построена на взаимном уважении прав ее членов, то она - микромодель демократии, основа для развития предпринимательства и культуры. Какова сегодня семья -таким будет наше общество завтра.
Что нужно сделать сегодня в первую очередь, чтобы поддержать семью?
Вывести семейную политику на государственный уровень, добиться широкого понимания того, что значит семья для возрождения России. Для этого необходимо принять разработанный по инициативе депутатов фракции "Женщины России" Семейный Кодекс Российской федерации, где определена современная государственная политика в отношении семьи, основанная на уважении прав всех ее членов.
Что у же сделано фракцией "Женщины России", чтобы политика в отношении семьи стала полноценным, самостоятельным направлением законодательной работы?
фракция добилась создания в Думе специального Комитета по делам женщин, семьи и молодежи. В Комитет входят пять членов фракции. Его возглавляет Г.Климантова.
Каковы задачи Комитета?
Привести российское законодательство в соответствие с ратифицированными Россией международными актами, обеспечивающими права семьи, детей и молодежи, такими, как "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах", "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", "Конвенция о правах ребенка". Добиваться всеобщего и безусловного исполнения законов о семье. Способствовать формированию в обществе нового понимания проблем семьи как государственно важных.
Какие законы, о семье, разработанные по инициативе и с участием депутатов фракции уже приняты и что они дают семье?
Среди наиболее важных законы:
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (вступил в силу 24.05.95). Устанавливает гарантированную
выплату пособия в размере 70% от минимальной зарплаты до достижения ребенком 16-летнего возраста и единовременное пособие при рождении ребенка в размере 10 минимальных зарплат. Увеличивает помощь малоимущим, которые объективно не могут содержать детей: семьям матерей-одиночек, родителей, чьи бывшие партнеры скрываются от алиментов, беженцев;
"О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" (подписан Президентом 16.05.95). Трехлетний запрет на приватизацию учреждений образования позволит защитить право на доступное и бесплатное образование, что не препятствует созданию новых частных образовательных учреждений;
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (подписан Президентом 11.08.94). Задача - защитить права несовершеннолетних при приватизации и продажи жилья, исключить ситуации, когда при его передаче, продаже дети лишаются крова. Теперь приватизация и перепродажа жилья не допускаются без согласия органов народного образования, контролирующих, как при этом соблюдаются права детей.
Законы о федеральных бюджетах на 1994 и 1995 годы. Усилиями фракции в оба бюджета отдельной защищенной статьей включено финансирование президентской программы "Дети России", включающей 6 подпрограмм: "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы"
- в защищенную статью бюджета-95 включены расходы на стипендии, пособия и другие социальные выплаты;
- в обоих бюджетах предусмотрено увеличение ассигнований на летний отдых детей и компенсации на строительство молодежных жилищных комплексов (МЖК).
Кроме того, законодательно оформлен ряд изменений и дополнений к Кодексу о браке и семье, Уголовному и уголовно-процессуальному кодексам, Кодексу об административных правонарушениях. Эти изменения и дополнения определяют:
- новый порядок взимания алиментов - их размер определяется теперь не из расчета долей к заработку плательщика, а исходя из материального и семейного положения обеих сторон;
- практику внутреннего и международного усыновления -обеспечиваются права усыновляемых детей, их централизованный учет, оформление и устройство, устанавливается ответственность за укрытие детей и торговлю ими.
Принятия каких законопроектов о семье, разработанных при участии "Женщин России", фракция будет добиваться на четвертой сессии Думы?
Главные, на наш взгляд, это:
Проект Семейного Кодекса, который позволяет привести Российское законодательство в соответствие с международным. Он содержит 178 статей и затрагивает все аспекты семейного права, семья получает всестороннюю правовую базу. Проект принят Думой в первом чтении 17.05.95.
Проект закона о предотвращении насилия в семье. Закон полностью состоит из новых для нашего законодательства статей. Вводится понятие об ответственности за насилие в семье. Связанный с законом раздел об ответственности родителей за жестокое обращение с детьми и вовлечение несовершеннолетних в преступную группу внесен в проект уголовного Кодекса.
Ряд законопроектов касается интересов молодежи; поправки и дополнения, внесенные "Женщинами России", призваны:
поддержать создание молодежных и детских общественных объединений;
- обеспечить молодежи минимальные государственные гарантии для включения в трудовую, предпринимательскую, творческую и общественную деятельность;
- не допустить распространения через средства массовой информации материалов порнографического характера, а также пропагандирующих культ насилия и жестокости.
Кроме того, "Женщины России" намерены:
- добиваться того, чтобы привлекались к уголовной ответственности руководители предприятий и фирм, которые допускают дискриминацию работающих или устраивающихся на работу женщин. Такие руководители либо вовсе не берут женщин на работу, либо вносят в контракты срок, во время которого женщина обязуется не рожать, а значит - не осуществлять свое право на государственные гарантии, связанные с рождением детей, - на декретный отпуск и получение пособий.
Может ли стать гарантией осуществления права женщины на деторождение закон, по которому женщине предоставлялась бы возможность в течение 6 лет после рождения ребенка получать значительное пособие и не работать?
"Женщины России" не поддержали проект такого закона, поскольку уверены, что он не только не решает проблему, но и усугубляет ее.
Дискриминационный, то есть закрепляющий приниженное общественное положение женщины, характер законопроекта очевиден. Женщина, которая на несколько лет отрывается от профессиональной деятельности, теряет квалификацию и рискует не найти работы никогда. Не получила бы она и весомой материальной поддержки от государства - у него сегодня нет на это средств. Увеличение размера пособий за счет средств, расходуемых на сферу социальных услуг, как предполагалось по обсуждаемому законопроекту, - не выход. Сокращение финансирования подорвало бы систему детских учреждений - многие из них попросту исчезли бы. В результате работающие женщины попали бы в ловушку: пособие им не полагается как имеющим работу, а работать невозможно, поскольку негде оставить ребенка.
Подход "Женщин России" прямо противоположный. Необходимо форсировать развитие сферы услуг с тем, чтобы члены семьи могли легче совмещать профессиональную деятельность и домашние заботы. Люди должны иметь возможность работать столько, сколько хотят, и зарабатывать столько, сколько могут. Поправки, которые вносились "Женщинами России" в различные законы, были направлены на то, чтобы сохранить доступность дошкольной воспитательной системы, бесплатность первичной медико-социальной помощи родителям и детям, ограничить, а возможно и отказаться от приватизации учреждений социальной инфраструктуры (здравницы, прачечные, химчистки и др.).
Зачем "Женщины России" вносят особый законопроект о предотвращении насилия в семье, если оно и без того карается уголовно, как любое насилие?
Необходимость принятия такого закона диктуется двумя соображениями.
Во-первых, ужасающая статистика "семейных" преступлений свидетельствует, что они выделились в совершенно самостоятельную разновидность.
Во-вторых, насилие в семье - особый феномен. Выявление и профилактика "семейных" преступлений требуют специфических методов сбора информации, ведения следствия, а значит -подготовки соответствующих специалистов. Правовое регулирование в столь деликатной области, как семейные отношения, - сложнейшая, но необходимая форма защиты рядового гражданина и общества в целом.
ЗА БЛАГОПОЛУЧИЕ КАЖДОГО
Как изменились за последние годы возможности россиян по части получения образования, пользования медицинскими услугами и достижениями культуры?
Снизились. Причина - не только уменьшение доходов населения, но и сокращение сферы бесплатных социальных услуг. Это сокращение связано с неразумно проводимой правительством приватизацией соответствующих учреждений.
Каково, по мнению "Женщин России", место социальной сферы в государственной политике?
Социальная сфера должна быть приоритетной для государства. Социальные гарантии нужны не только обездоленным или малоимущим, но и гражданам, проявляющим высокую деловую активность. Кроме государства, эти гарантии никто предоставить не может. Именно поэтому Конституция РФ объявила нынешнее российское государство социальным.
Разделяют ли правительство и другие думские фракции убеждение "Женщин России" в приоритетности для государства социальной сферы?
Нынешнее правительство - практически нет. Его небрежение социальными вопросами, которые постоянно оказываются второстепенными по сравнению с экономическими и геополитическими, общеизвестно. Причина - не только в непонимании правительством того, что люди не могут "подождать", пока оно укротит инфляцию и укрепит границы, но и в том, что оно представляет собой не единую команду, а объединение отраслевых ставленников. В результате рыночная - на словах - экономика сегодня, как и прежде, носит бюрократически-лоббистский характер: одни отраслевые лоббисты добиваются для своих предприятий статуса казенных, другие создают финансово-промышленные группы. Те и другие, по существу, игнорируют интересы не только малообеспеченных слоев населения, но и интересы "среднего класса". При этом, социальные министерства, как ни странно, открещиваются от своих же функций, что ярко проявилось в их попытках передать внебюджетные социальные фонды в федеральный бюджет.
Что касается думских фракций, то среди них понимание важности социальной сферы, в целом, выше. Заложенная в Конституции России неподотчетность правительства Думе мешает усилиям депутатов социально сориентировать правительственную политику. Показательно, однако, что хотя с думских трибун довольно часто звучат справедливые оценки социальных проблем и т.п., большинство "мужских" фракций пытаются влиять на правительство в интересах той или иной отдельной группы населения. Забота о каждом человеке, давление на правительство с целью защиты интересов рядовых граждан остается нелегкой привилегией "Женщин России".
Что сделано фракцией для того, чтобы решить социальные проблемы законодательно?
С участием депутатов фракции разработаны и приняты следующие законы, касающиеся всех граждан:
"Об упорядочении заработной платы работников бюджетной сферы" (принят Думой 21.07.95). Увеличен размер тарифной ставки первого разряда, а также тарифные ставки и оклады в соответствии с тарифными коэффициентами, действующими до 27.02.1995 г.;
"О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (подписан Президентом 10.05.95). Вводятся государственные гарантии восстановления покупательной способности личных сбережений, доверенных государству до реформы. Гарантии распространяются на все виды вкладов в Сбербанке, государственные ценные бумаги и накопительные полисы Госстраха;
"О федеральном бюджете на 1995 год" (подписан Президентом 31.03.95). В защищенные статьи бюджета вошли расходы на различные социальные выплаты, в том числе на пособия, стипендии, молодежные оздоровительные программы.
Также с участием депутатов фракции разработаны и приняты законы, защищающие интересы пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны и груда:
"О ветеранах" (вступил в силу 12.01.95). 15 миллионов ветеранов получили право на дополнительные льготы, а б миллионов сохранили льготы в прежнем объеме;
О повышении минимального размера оплаты труда, размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской федерации. Кроме размера минимальной зарплаты и пенсии, повышены стипендии студентам и аспирантам вузов, учащимся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования;
"Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну..." (подписан Президентом 7.05.95). По закону произведены единовременные выплаты участникам войны, установлены пенсии вдовам военнослужащих и другие льготы.
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (принят Думой 14.07.95). Цель закона - эффективная социальная защита инвалидов и престарелых, создание условий для реализации их гражданских прав.
Кроме того, фракция воспрепятствовала принятию внесенного правительством законопроекта о внебюджетных фондах (фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости и пенсионный). Этот проект предусматривал консолидацию фондов в федеральном бюджете, то есть лишал регионы возможности реализовывать свои социальные программы и вынудил бы постоянно выпрашивать деньги на социальную защиту у "центра".
Какие законы, направленные на разбитие социальной сферы, фракция намерена продвигать на четвертой сессии Думы?
Наиболее важным мы считаем:
Поддержать закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (принят Думой 11.05.95). Призван соотнести размеры минимальных зарплаты и пенсии с реальными прожиточными потребностями людей и тем самым создать основу дальнейшей социальной политики государства;
"Об основах социального обслуживания населения". Закрепляются основания, по которым граждане имеют право на бесплатное социальное обслуживание. Определяются основные виды социального обслуживания (материальная помощь, обслуживание на дому и в стационаре, предоставление временного приюта, консультации, патронат и др.).
Кроме того, фракция участвовала в подготовке и будет добиваться принятия законов:
- о государственных гарантиях и компенсациях живущим и работающим на Крайнем Севере;
- о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости в Российской Федерации" (принят Думой 12.07.95); его цель - предотвращение роста безработицы и помощь в трудоустройстве;
- о приватизации государственных и муниципальных предприятий; фракция внесла поправки, препятствующие приватизации учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Что сделали "Женщины России" для законодательного решения, проблем здравоохранения?
Фракция сыграла решающую роль в том, что в Думе все-таки был сформирован Комитет по охране здоровья. Этот Комитет, располагающий крайне ограниченными бюджетными средствами, стал одним из "непрестижных" для большинства депутатов других фракций. "Женщины России" приняли решение доукомплектовать его за счет своих членов и делегировали туда трех депутатов - больше, чем любая другая фракция. Благодаря этому, Комитет, который, как казалось по началу, обречен заниматься неразрешимыми проблемами, получил возможность приступить к их рассмотрению.
Положение врачей и обслуживание пациентов не может не вызвать серьезного беспокойства. Что предпринимали "Женщины России" для изменения сложившейся ситуации?
Способствовали принятию следующих законов, разработанных депутатами фракции - членами Комитета по охране здоровья:
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (подписан Президентом 23.02.95). С учетом специфики курортного дела в России, законодательно закрепляются основополагающие требования к рациональному использованию и охране природных лечебных ресурсов.
В марте 1995 г. совместно с Союзом городов России создали в этой организации секцию "Муниципальное здравоохранение". Благодаря этому удалось установить более тесную взаимосвязь депутатов с местными органами здравоохранения и их пациентами. В секцию вошли заведующие городскими отделами здравоохранения всех городов России.
Далее...
|