Женское движение, социальная активность

Юкина И. И. Истоки женского движения в России // Все люди - сестры. Бюллетень / ПЦГИ. СПб, 1993. № 1-2. С. 41-45.
 
В начало документа
В конец документа

Юкина И. И.

Истоки женского движения в России


История женского движения в России изучена слабо, хотя отдельные вопросы, так или иначе связанные с женским движением, нашли отражение в советской исторической литературе. Причин тому несколько:

1. Женское движение дореволюционного периода полностью идентифицировали, в силу его непролетарской основы, с либеральным направлением в освободительном движении со всеми вытекающими отсюда последствиями;

2. Идеология феминизма, в основе которой лежит идея автономии и ценности личности, шла вразрез с идеей коллективизма, принятой в нашем обществе до последнего времени.

Именно по этим причинам обширный исторический материал оказался невостребованным.

Причины обращения:

1. Идет процесс становления женского движения, которое нуждается в научном осмыслении, в опоре на опыт, практику и традиции предшествующих поколений;

2. В современной экономической и политической ситуации развиваются такие процессы, как отстранение женщин от разработки и принятия политических решений, рост женской безработицы, вытеснение женщин из высокооплачиваемых и престижных сфер деятельности, возрождение патриархальных ценностей и т.д. Все это порождает чувство второсортности, ведет к заниженной самооценке, социальной апатии. Но ведь отечественная история богата умными и деятельными женщинами, которые много сделали для реального улучшения положения женщин, повышения

социального статуса женщин в обществе.

Прежде чем говорить о женском движении, нужно определиться с понятием такового. БСЭ дает расширенное толкование понятия „женское движение", которое объясняет как борьбу женщин за уравнение в правах с мужчинами, а также их участие в общеполитической борьбе. Думаю, точнее будет определить женское движение как общественную деятельность женщин, вызванную особенностями их экономического, гражданского и политического положения, что находит отражение в деятельности организаций, созданных с целью борьбы за улучшения этого положения.

Женское движение в России возникло в 60-е годы XIX века и было неразрывно связано с процессом преобразований в государстве, с изменениями в социально-экономической, политической, духовной сферах жизни общества.

Основными истоками были:

дезорганизация общества:

- социально-экономические изменения в связи с реформой 1861 года;

- распад патриархального уклада жизни.

Ряд либеральных, всесословных уравнительных реформ Александра II также способствовал процессам социальной мобильности в обществе:

- становились и утверждались на исторической арене новые классы:

буржуазия и пролетариат; увеличилась количественно прослойка так называемых ,,новых людей" - бессословной трудовой интеллигенции. Шел процесс духовного возрождения общества - осознание позора рабовладения, осознание патриархальной зависимости всех слоев и классов от власти и, в особенности, такой социальной группы как женщины.

Неудовлетворенность русского передового общества низким социальным статусом женщины, понимание эмансипации женщин как возможности становления и реализации женской личности в интересах самой личной и общества - все это привело к включению требования эмансипации женщин в ряд общедемократических лозунгов того периода.

Идейные истоки (хронологически - конец XVII - начало XIX вв.) Влияние западноевропейской мысли и событий в Европе на российское общество;

-осмысление идей Просвещения (о необходимости эмансипации общества от авторитета власти, о ценности и суверенности личности, о равенстве перед законом в сословном плане, о правах человека и гражданина, об инициативе личности и т.д.);

- восприятие и оценка событий революционной Европы (появление нового женского самосознания, самих новых женщина их тщетные попытки „вписаться" в реформируемое общество, отношение политических деятелей, философов, литераторов к этой проблеме и т.д.) - и привлекло внимание мыслящей российской интеллигенции к проблеме женской эмансипации. Тема эта оказалась актуальной для России и потому, что процесс повышения социальной значимости женщин в обществе уже шел, и новая женская личность в стране уже появилась. События 1825 года подтвердили это. Нельзя отрицать гражданского самосознания жен декабристов. Так же, как и их мужья, они были детьми Великой Французской революции и Отечественной войны 1812 г.

В 40-е годы получила популярность идея призвать женщин к практической и общественной деятельности. Люди 40-х годов были проникнуты сознанием необходимости изменить воспитание и через него - положение женщин в обществе. Эта идея нашла отражение в творчестве российских писателей и публицистов: Белинского, Михайлова, Писемского, Герцена, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Тургенева. В.Г. Белинский призывал женщин к умственной работе, к равенству прав и обязанностей с мужчиной в семейной жизни, к участию в общественной жизни.

30-е - 40-е годы: появление в России романов Ж. Санд и распространение идей „жорж-зандизма". Жорж Санд отстаивала право женщин на свободу и равенство в чувстве, право свободно мыслить, право свободно распоряжаться собой, выступала против семейной тирании. Все эти идеи получили отклик в среде российских женщин.

Почему? Каково было реальное положение женщин в России?

Правовое положение женщин было отражено в Томе 10, Части 1 Свода Законов Российской Империи. Российские женщины были ограничены в праве наследования и в семейном праве. Политически полностью бесправны, но экономически самостоятельны. Они пользовались правом владеть и распоряжаться имуществом, вступать в сделки, выступать в суде. (Европейские женщины подобными правами не обладали.)

Женское образование - домашнее и через систему закрытых, сословных учебных заведений-институтов, где девушки получали неплохое по тем временам образование. Поэтому читающая женская публика в России была и активно восприняла идеи служения обществу и народу.

Эти настроения в российском обществе нашли отражение в литературе;

девушка с сильным характером ищет выхода из создавшегося положения;

и в противовес ей - мужчина со слабым характером... Это и герои „Обломова" Гончарова, и „Тысячи душ" Писемского, и „тургеневские" женщины и „тургеневские" мужчины.

50-е годы. Литература открывает женщину различных классов и сословий: Островский - в купечестве, Писемский - в крестьянстве, Помяловский - среди мещан. Жизнь русской женщины, ищущей свободы, знания и самостоятельной деятельности, наполненная протестом, предстала перед современниками враждебно настроенной - по отношению к традициям старины.

Не все „жорж-зандисты" 40-х годов восприняли это явление положительно. Многие отступились от идей женской эмансипации, особенно когда российские женщины взялись добиваться своих прав решительно и серьезно. И это связано с появлением в 60-х годах женских организаций, с увлечением части женщин революционными идеями и уходом в революционную деятельность.