Труд, образование, здоровье

Иванова Э. М. Социальный маркетинг: опыт социологического исследования // Социальная безопасность женщин / Клуб "Реалисты". Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 31. С. 49-58.
 
В начало документа
В конец документа

Иванова Э. М.

Социальный маркетинг: опыт социологического исследования


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

НА КОНВЕРСИРУЕМЫХ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

ЧЕТЫРЕХ РЕГИОНОВ центральной россии

В апреле-мае 1996 года ассоциация "Конверсия и женщины" и социологический центр "ИРЛЮС" Института социально-политических исследований РАН при содействии Фонда "Евразия" провели социологическое исследование по проблемам занятости женщин на конверсируемых оборонных предприятиях четырех регионов Центральной России: Калуга, Москва, Тула и три города Московской области-Жуковский, Королев и Дзержинский. В исследовании приняло участие 910 женщин в возрасте от 18 лет и старше, работающих на предприятиях оборонного комплекса или уволенных в связи с конверсией. Предполагалось выяснить общественное мнение работниц по вопросам труда и быта, их настроение, отношение к проводимой конверсионной политике. При этом преследовались цели:

-выявить тенденции в изменении экономического и социального положения женщин в этих регионах, степень их адаптации к новым условиям, в том числе и психологической, адекватность правового и реального пространств, определяющих это положение;

-получить объективное представление о готовности женщин в регионах Тулы и Калуги участвовать в нашей деятельности; придать импульс их активности.

Анкета состояла из нескольких блоков: работа женщин, конверсия и ее последствия для них, общие вопросы о трудовой и личной жизни, а также о социальном положении работающих женщин.

 

1. отношение ЖЕНЩИН К СВОЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый блок вопросов касался работы, ее мотивов, удовлетворенности ею женщин и т.д. Итак, какие же мотивы заставляют женщин работать? Прежде всего-желание иметь собственный заработок и быть независимой (43 процента опрошенных), а также располагать гарантированным рабочим местом (39 процентов). Многие хотели бы обезопасить себя в случае определенных обстоятельств, как-то: развод, смерть мужа (34 процента). Каждая пятая считает, что работа дает возможность забыть о домашних и личных неприятностях. 17 процентов опрошенных просто любят свою работу.

Таким образом, подавляющее большинство женщин в качестве основного мотива, побуждающего их работать, назвали желание иметь гарантии на настоящее и будущее, а дополнительного-работу ради выживания.

Что именно удовлетворяет женщин в работе или, наоборот, вызывает противоположное чувство? Ответы (средние по массиву) сведены в таблицу 1.

Таблица 1

степень

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

удовлетворена ПОЛНОСТЬЮ

ПРОЦ.

удовлетворена

ЧАСТИЧНО,

ПРОЦ.

совсем

НЕ УДОВЛЕТВОРЕНА,

ПРОЦ.

Работой в целом

16

51

19

Режимом труда

21

44

18

Заработной платой

3

16

68

Отношениями

c коллегами

43

38

3

Отношениями

с начальством

27

43

11

Содержанием

самого труда

15

46

19

Своей должностью

26

32

11

В целом женщины работой удовлетворены. Безусловно, есть и такие, кто отрицательно высказывается по этому поводу: почти каждая пятая в обследованных регионах, кроме Тулы I, (здесь-каждая десятая). Режим труда также в той или иной мере устраивает большинство женщин, хотя в Москве им не удовлетворена каждая пятая, а в Туле-почти каждая третья. Высокая удовлетворенность содержанием труда и должностью-более 50 процентов. Такой же высокий показатель и в отношениях с коллегами по работе, да и с начальством женщины вполне ладят.

Заметна неудовлетворенность заработной платой: в Калуге, Туле и Московской области так высказались до 80 процентов опрошенных. В Москве этот показатель также высокий, хотя и ниже, чем в остальных регионах,-53,4 процента. Очевидно, в столице все-таки больше возможностей для дополнительного заработка, чем в регионах.

Итак, главная неудовлетворенность-низкая заработная плата (68 процентов). Это подтверждают и ответы на другой вопрос-о доходах семьи. Большинство опрошенных считают (приводим цифры средние по массиву), что им хватает только на жизнь-56,4 процента, нет денег даже на продукты-16,6, а 11,2 процента семей живут в долг, т.е. каждая четвертая находится за чертой бедности (в Калуге- более половины).

Кстати, роль женщин в материальном обеспечении семьи достаточно весома. Примерно половину и более семейного дохода составляет зарплата трети женщин Калуги и Тулы, около 50 процентов женщин Москвы и Московской области.

Интересны ответы на вопрос об использовании представительницами слабого пола своей квалификации и способностей. Примерно 40 процентов опрошенных в Калуге и Московской области считают, что они могли бы выполнять работу более высокой квалификации. В Москве таких-каждая третья, а в Туле-каждая четвертая. В то же время около 40 процентов женщин в Калуге, Москве и Туле (в Московской области-24 процента) полагают, что работают по своей квалификации. 6,7 процента отметили, что их работа требует несколько более высокого профессионального уровня, и только 1,5 процента- значительно более высокого.

 

Таким образом, большинство женщин используют на более низкой по квалификации работе, чем они могут выполнять.

2. конверсиЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Сначала приведем определение конверсии (Закон о конверсии РФ 1992 года): "Конверсия-это частичная или полная переориентация в установленном этим законом порядке высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций с военных на гражданские нужды".

Как же она протекает на предприятиях, где работают женщины? О быстроте и эффективности конверсии мало кто говорил из опрошенных. Каждая пятая женщина в Москве и Московской области и почти каждая третья в Калуге и Туле отмечают ее безуспешность и медленные темпы. Многие (от 40 процентов в Москве и Московской области и до 47,5 процента в Калуге) считают, что она практически не проводится. Тула при этом имеет особое мнение-всего 11 процентов представительниц слабого пола присоединяются к такому мнению, правда, при этом 50 процентов затруднились с ответом. Кстати, о медлительности и неэффективности конверсии в 1992 году в Москве говорили 47,3 процента опрошенных, сейчас-73. Вывод можно сделать один: картина за четыре года мало изменилась. В центре она ухудшилась, а в регионах находится на уровне показателей Москвы 1992 года.

Больше всего конверсия коснулась жительниц Москвы и Калуги (более трети), Московской области и Тулы-по 17 процентов. Если к ним добавить тех, кого этот процесс затронул не очень существенно, то в Москве в той или иной степени с ним столкнулись более половины опрошенных, немногим меньше в Калуге, а в Московской области и Туле-почти каждая третья.

Конверсия предполагает изменение характера производства-ориентацию на выпуск новой гражданской продукции. Как обстоит на самом деле?

"Радикально изменился характер производства, осваивается новая продукция"-только 3,5 процента опрошенных отметило здесь положительные сдвиги (в Москве чуть больше-6,6 процента). "Характер производства изменился незначительно, в основном продолжается выпуск старой продукции"-в Калуге так считают 60,8 процента, в Москве и Московской области-13,8 процента. "Были созданы малые предприятия, кооперативы"-в Калуге это отметили 14,2 процента, в Туле-5 процентов, в Москве-19,5 процента, Московской области-31,6 процента.

Говоря о роли государства в проведении конверсии, 41 процент женщин считают, что оно должно полностью контролировать этот процесс и 19-за частичный контроль.

В качестве источника финансирования конверсии 51 процент опрошенных называют федеральный бюджет; 25- государственные инвестиции; 24-государственные льготные кредиты.

Следующий вопрос касался негативных последствий реализации программы конверсии. И что же? Во всех регионах произошло сокращение персонала примерно на половину, в Калуге-даже на 77,5 процента. Работникам предлагают уйти в административные отпуска без сохранения зарплаты. Больше всего это коснулось Калуги-41,7 процента. Уменьшилась зарплата (65 процентов опрошенных женщин в Москве, 60-в Калуге, 53-в Московской области и 48,7-в Туле). Ухудшение психологического климата отметили от 25 до 37 процентов. Отток из коллективов высококвалифицированных специалистов характерен для всех регионов: в Калуге и Московской области-69, Туле-63 и в Москве-46 процентов. Нависла реальная угроза безработицы: в Калуге-75, Московской области-40, Москве-25, а в Туле-19,3 процента опрошенных.

О том, что женщины оказались психологически не готовы к происходящим изменениям, подтверждают ответы на вопрос о преобладающем настроении (см. таблицу 2).

 

Таблица 2

регионы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

калуга

москва

московская ОБЛАСТЬ

тула

В СРЕДНЕМ ПО МАССИВУ

преобла-ДАЮЩЕЕ

НАСТРОЕНИЕ

Пессимизм

12

26

16

10

19

Душевный

 

1

 

3

1

подъем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разочарование

38

34

32

35

34

Раздражение

33

22

22

24

24

Отчаяние

28

16

12

17

17

Оптимизм

6

8

7

5

6

Надежда

22

18

19

31

21

Удовлетворенность

1

1

3

2

2

Тревога

60

43

54

34

49

Спокойствие

4

3

5

6

4,5

Уверенность

3

3

2

3

2,7

в завтрашнем дне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Депрессия-это преобладающее и, можно сказать, постоянное чувство, сопровождающее женщин предприятий оборонной промышленности на протяжении пяти лет проведения конверсии.

При этом надо заметить, что женщины достаточно легко идут на требуемые изменения, связанные с конверсией. Так, с необходимостью дополнительного профессионального обучения по своей специальности согласны 60 процентов опрошенных во всех регионах; с освоением новой профессии-50. Большинству нравится самостоятельно работать и принимать решения-46 процентов. Треть готова к более высокой ответственности, их не пугает интенсивная напряженная работа. Однако почти 60 процентов не приемлет увеличения нервных нагрузок, около половины-смену коллектива, 42-смену предприятия.

Напрашивается вывод: дело не в отношении к конверсии (это объективный процесс), а к способу ее реализации, когда отсутствует социальная ориентация. В этих условиях женщины выбирают адаптивную модель поведения (в то время как мужчины-поисковую).

Что же делается на предприятиях для защиты интересов женщин при проведении конверсии? В среднем по массиву 70 процентов опрошенных, а в Калуге-80 констатировали: ничего не делается. Ситуация даже ухудшилась по сравнению с началом конверсии. Отметили, что создаются новые рабочие места- 2 процента; оказывается помощь в подборе нового рабочего места-3; открываются малые предприятия с преимущественным использованием женского труда-1; устанавливаются для женщин гибкие графики работы-5 процентов.

Большинство женщин работает в условиях реально существующей вероятности их увольнения. Так, только 12 процентов считают, что это им не грозит; еще 54-такая вероятность имеется, но не в ближайшем будущем; 22-опасаются, что они могут потерять работу уже в ближайшее время; 6 процентов уже сейчас фактически остались без работы.

Положение усугубляется еще и тем, что при сокращении кадров, по мнению 55 процентов опрошенных женщин, существует явная или скрытая их дискриминация (таблица 3).

Таблица 3

\ДИСКРИМИНАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

\

явная

скрытая

не СУЩЕСТВУЕТ

затрудняюсь

\

 

 

 

 

 

ОТВЕТИТЬ

обстоятельства \

 

 

 

 

 

 

 

При приеме на работу

30

20,4

12

28

При сокращении кадров

34

21,4

10

22,4

В оплате труда

40

24,5

7

12

В должностном

37

29

4

17

продвижении

 

 

 

 

 

 

 

Все эти факты отрицательно сказываются на социальном самочувствии женщин. Положение усугубляется еще и тем, что они довольно невысоко оценивают шансы найти новую работу. Только 8 процентов опрошенных считают, что со своей профессией они всегда смогут неплохо устроиться.

3. мнение ЖЕНЩИН ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И БЫТА

Ответы на этот блок вопросов позволяют выявить некоторые тенденции, весьма характерные для нынешней ситуации в России, когда для многих работа-просто возможность выжить. Кроме того, экономические реформы вызвали заметные изменения и в сознании людей.

Многие считают, что положение в обществе определяется в основном образованием человека. Одна треть опрошенных согласны с этим утверждением, но 53 процента нет. Стремление к материальной независимости для современной женщины является естественным. С этим согласны более трех четвертей опрошенных, и только 12 процентов нет. Карьера мужа важнее карьеры жены-так утверждает 42 процента женщин, но столько же с этим не согласны.

Обязательно ли сегодня для женщины создавать семью? 20 процентов считают, что необязательно, но более 60 респонденток с этим не согласились. Утверждение о том, что главой семьи должна быть жена, вызвало протест почти у 70 процентов опрошенных, и только 15 имеют другое мнение. Тем не менее, карьера жены так же важна, как и карьера мужа,-так считают 60 процентов женщин, хотя 20 с этим не согласились. 36 процентов утверждают, что для замужней женщины положение в обществе определяется главным образом положением ее мужа, но 45 возражают. В целом женщины довольны тем, как сложилась их трудовая биография, хотя каждая четвертая считает, что это не так. Большинство из них не соглашаются с мнением, что к профессиональной самореализации стремятся, как правило, те, кто потерпел неудачу в личной и семейной жизни. Только каждая четвертая респондентка в той или иной степени высказала желание работать в более высокой должности. Большинство же более 60 процентов-этого не хотят.

Какие жизненные ценности превалируют? На первом месте у женщин стоит семья (72 процента), душевный покой (71 процент). Большое значение имеют материальное благосостояние и взаимопонимание в семье (по 68 процентов), ненамного отстают по значимости успехи детей и состояние здоровья (по 62 процента), многое в жизни определяет и любовь (54 процента). То есть у женщин преобладают нормальные человеческие чувства и интересы.

Для женщин в целом не стоит вопрос-работать или нет. Это часть их жизни. Для большинства сочетать работу по дому с выполнением профессиональных обязанностей не является обременительным-так считают более 60 процентов опрошенных.

Для современной женщины естественно стремление к материальной независимости (77 процентов), тем более что положение в обществе определяется доходами человека-так считает 64 процента опрошенных. Наверное, поэтому ей свойственно желание сделать собственную карьеру (61 процент), которая так же важна, как и карьера мужа (60 процентов). В целом участницы опроса удовлетворены основными сторонами своей жизни- взаимоотношениями в семье, воспитанием детей, интимной жизнью, успехами мужа. Но главный камень преткновения-это материальное положение. Только каждая четвертая, а в Калуге-только каждая десятая высказала удовлетворение по этому поводу.

какие ЖЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ?

1. Женщины тяжело адаптируются к новым социальным и экономическим реалиям нашей жизни. На их социальное самочувствие оказывает самое непосредственное влияние производственная деятельность. Меньше всего они довольны заработной платой-она настолько низка, что не всегда позволяет сводить концы с концами.

2. Несмотря на то, что только примерно четверть опрошенных полностью удовлетворена своей должностью, большинство женщин не хотели бы занимать более высокую должность.

3. На предприятиях оборонной промышленности при проведении конверсии заметна явная и скрытая дискриминация женщин, что порождает у них чувство неудовлетворенности, разочарование.

4. У женщин существуют ограниченные возможности для служебного роста, а следовательно, и для самореализации.

5. На предприятиях практически ничего не делается для представительниц слабого пола: ни по линии администрации, ни общественными организациями, роль которых в наше время сведена к нулю.

6. Главную роль в проведении конверсии женщины отводят государству.

7. В целом женщины ощущают лишь негативные последствия конверсии на своих предприятиях. Программа конверсии, которая должна была принести очевидные выгоды как стране в целом, так и отдельным предприятиям, на практике, по мнению большинства опрошенных, потерпела крах и породила новые трудности в виде сокращения рабочих мест, уменьшения доходов работников.

8. При проведении конверсии женщины рассчитывают только на себя, а ответственность возлагают, прежде всего, на центр. Разочарование этим процессом может автоматически быть перенесено на федеральные власти, что, несомненно, уже является политической проблемой.

9. Закон о конверсии нарушается по целому ряду положений. Речь идет о переориентации кадров, которые фактически предоставлены сами себе. Это приводит к вымыванию наиболее квалифицированных специалистов из промышленности, к разрушению науки, девальвации высшего образования и исчезновению среднего класса в целом. Это прямая угроза стабильности общественной жизни в стране.