|
|
Канапьянова Р. Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты. Алматы, Жибек Жодлы, 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Канапьянова Р. М. Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты Продолжение. Перейти к предыдущей части текста феминизация государственной службы" и др. Статистика должна системно формировать банк кадрового резерва, а также анализировать реестр государственных должностей с гендерной точки зрения. Если подходить с позиции реализации прав личности, то упущено время искреннего женского честолюбия. Ранние стандарты антифеминизма являлись более чем идеологической конструкцией, в лучшем случае политическими мотивациями на сатиру патриархата. Сегодняшние девочки живут в материальном мире, где отправной точкой является высокий критерий их женского начала. И это уже хорошо. В 90-х годах конца уходящего столетия феминизм создает теоретические основы гендерной системы. В этой связи в области дальнейшего исследования поднятой проблемы явственно видна назревшая проблема систематизации феминистской теоретической гносеологии в совокупности с критикой антиженской линии. Онтология феминизма классифицирует границы каждого его этапа. Так, "старый феминизм" (1776-1929 гг.) связан с организованным движением за освобождение женщин. Истоки старого феминизма идут от революционно-демократического движения имущего среднего класса XVIII века: закат его наступил после окончания Первой мировой войны. Программа старого феминизма предусматривала реформирование несправедливых в отношении женщины законов. По мере того, как у все большего числа женщин просыпалось феминистское мировоззрение, рушились существовавшие перед ними профессиональные и общекультурные преграды. Вместе с тем, задолго до рождения этого начального периода движения - собственно, за несколько столетий до выхода в свет в 1792 году эпохального труда Мэри Уаллстонкрафт "В защиту прав женщины" - уже существовала литература, прокламирующая расширение прав женщин. Первой женщиной, которая, по выражению Симоны де Бовуар, "ради защиты своего пола вооружилась пером", явилась в XV веке Кристина Пизанская. В XVI веке известны такие писатели-феминисты, как Корнеллий Агриппа, автор трактата "Превосходство женщин над мужчинами", и венецианка Модеста ди Поцут ди Форзи. Протеже Монтегея Мари Ленсар де Гурнэ выступила с двумя феминистскими эссе - в 1622 году появилось "Равенство мужчин и женщин". Закат старого феминизма после Первой мировой войны объясняется исключительной концентрацией женского движения на узком поприще суфражизма. Среди других причин можно назвать послевоенную экономическую депрессию, растущее влияние фрейдизма как антипода феминизма. Немаловажное значение имело развитие в Германии и СССР авторитарной власти с ее тенденцией к упрочению превосходства мужского характера. Период 1930-1960 гг. назван Кейн Миллет эпохой контрреволюции. Старый феминизм ни в США, ни в Великобритании не вышел за рамки процесса отстаивания реформ. К началу XX века хлопотавшая вокруг проблемы избирательного права для женщин массовая суфражистская организация добилась наконец успеха, тем самым пошатнув сплоченность истинных феминисток. Колыбель феминизма США уже не представляла собой центр мощного феминистского движения. Перестав воплощать взгляды феминизма, все более и более ослабляясь, оно перерождалось в расово-политическое направление, обслуживающее имущий класс. Суфражизм в США был побежден не в борьбе с завоевывающим сознание феминизмом, а в ходе политической борьбы, проводимой по правилам, определяемым мужчинами, и в условиях мужского управления конгрессом и законодательными органами штатов. Небесполезно сравнить движение суфражисток Америки с британским суфражистским движением под руководством Эсимелин Пэнкхерст, которая действовала против засилья мужчин в структурах власти. Способен ли новый феминизм преодолеть преграды и расчистить путь для прямой атаки на превосходство мужчин?Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992, ее. 7-12.">. На этот вопрос частично может ответить теория тендера. Речь идет о целенаправленном комплексном исследовании самой теории. Исторический и социологический анализ истории формирования государственной службы, например в России, подтверждается субъективистской трактовкой законов с позиции правящей мужской элиты. Ориентация на "сильных мира сего", связанность присягой и служебным регламентом, материальные привилегии и материальная зависимость от высшей администрации, сословные традиции и корпоративное сознание, другие факторы создавали условия для распространения консервативных настроений в чиновничьей среде. К этому следовало бы добавить, что в России эволюция государственной службы инициировалась интересами военной службы, и неслучайно. Например, в период правления Елизаветы Петровны 40-50-х годов XVIII века правительством целенаправленно уделялось внимание профессиональной подготовке к госслужбе. Сенат в 1737 г., обобщая опыт работы по профессиональной подготовке, представил в Кабинет Министров доклад "О правилах определения недорослей к приказным делам". В докладе отчетливо просматривается задача поднять престиж гражданской службы у дворянских семей и повысить качество профессиональной подготовки государственных служащих. Другой женщиной, Екатериной II, приводится, как общее правило, взгляд, что государственная служба - не только военная, но и гражданская - есть сословная привилегия дворянства. Круг сословных привилегий расширялся, и на протяжении XVIII века существенно трансформировался процесс чинопроизводства и самопонимание чина . С XVII века государственные служащие стали готовиться в рамках военных школ. Все последующие реформы, влияющие в основе своей на статус чиновника и его продвижение на более высокие должности, культивировали грани между служащими по половому признаку. Даже сама терминология: "верность службе", "чин", "ранг", "бюрократ", "аппарат", "машина", "государственная служба", создавали необходимые предпосылки для имиджа волевого, сильного руководителя, а не просто профессионала-управленца . Технический прогресс, образовательный уровень, безусловно, меняет статус и роль женщины в обществе. Происходят глубинные изменения в отношениях как между мужчинами и женщинами, так и между самими женщинами. Вот почему очень важно выработать некую систему взглядов, сочетающую солидную феминистскую критику дискриминации женщин в современном обществе с разработкой четко выраженных перспективных целей гендерных исследований не только с позиции антропологии, но и рассматривать эти проблемы с точки зрения управления. Достаточно сказать, что современный радикальный феминизм избрал далеко не простой путь. Полезность познания взглядов феминизма, в том числе сама теория его развития, обогатит теоретические основы взаимопонимания полов, почерпнутые из реальной жизни "сильного" пола и целенаправленных действий "слабого" пола в попытке фундаментально изменить структуру существующих институтов власти и управления. Объективности ради следует сказать, что предпосылки для этого после Второй мировой войны сделаны немалые. Все это способствует коренным изменениям жизнедеятельности общества. Научный подход к планированию семьи, глубокая общественно-просветительская и медико-охранная политика в области материнства позволяют женщине следить за своим здоровьем. Объективно надо признать, что на протяжении целых столетий женщины страдали от бессилия что-либо изменить в своей жизни, страдая от личных, семейных и общественных препон, чинимых на пути умственного совершенствования и самовыражения. История имеет тысячи примеров, когда при разных общественных формациях пытались ограничить рамки женских возможностей. Одним из исторических фактов остается ярчайший пример ущемления прав женщин в XVIII веке, когда Абигайл Смит Адаме (1744-1818 гг.), дочь известного священника, жена второго президента Америки и мать шестого президента Америки никогда не посещала школы. "Образование для представительниц наиболее видных семейств,- писала она,- ограничивалось лишь уроками письма и счета: иногда добавлялись уроки музыки и танца". Политические революции Америки и Франции конца XVIII века вызвали к жизни решительный подъем социального сознания, с новой силой возбудивший вопрос о правах отдельной личности. Лучшие умы того времени проповедовали идеалы свободы и демократии, по крайней мере, применительно к мужскому населению. И в обстановке перемен женщины незаурядного ума, обладавшие социальным видением, такие, как Абигайл Адаме, черпали отвагу, чтобы выступить за свои права. В 1776 году, когда были написаны публикуемые ниже письма, Джон Адаме находился на Континентальном конгрессе в Филадельфии. Адаме получил письма жены с просьбой уделить внимание "дамам" в новом законодательстве. Вопрос о правах женщин мог, по всей вероятности, лишь умилять его, но не более. В одном из писем А. Адаме мужу она обращает внимание высокопоставленного супруга на то, что, принося свободу обществу, он сохраняет веру в необходимость абсолютной власти мужчин над женщинами. В то же время теме женщины философская мысль России в лице В. Соловьева, С. Бунакова, Н. Бердяева, В. Розанова, Л. Карсавина, П. Флоренского, Д. Мережковского и др. уже уделяла большое внимание. Теоретическая модель отношения русских философов "серебряного века" к рассматриваемой проблеме О. Рябовым вычленена по следующим направлениям: "1. Патриархальная модель: мужчина и женщина разные и неравные (женщина по своей природе и качествам значительно уступает мужчине и никогда не достигнет мужских способностей). Идеология женоненавистничества (мизогинии) в исследуемый период переживала определенный резонанс (идеи Ф. Ницше, А. Стриндберга, О. Вейнингера), одной из причин которого явилась реакция на попытки женщин нарушить статус кво, посягнуть на место мужчины в мужском мире. 2. Идеология классического феминизма: мужчина и женщина равные и не разные (одинаковые): женщина уступает мужчине лишь в силу особенностей исторического развития человечества - "порабощения женского пола мужским". 3. Модель противостояния полов в мировоззрении мужененавистничества: мужчины и женщины равные и разные и при этом женщина значительно превосходит мужчину по своей природе и качествам . 4. Модель: мужчина и женщина разные, но равные. Если классический феминизм воспринимал мужской стандарт социального поведения как универсальный, то сторонники данной модели полагают, что существуют особые женские ценности; женщина должна не копировать мужчину, но жить в истории на свой манер: женские и мужские элементы должны взаимодополнять друг друга в жизнеспособной цивилизации. Подобные идеи высказывались в течение нескольких веков, однако как идеология такая модель стала популярной только у отдельных представителей неофеминизма второй половины столетия". Признание русской философией "серебряного века" разной, но равной природы мужчины и женщины, особой миссии женщины, критика феминизма трансформировались в ревизионистские стремления в отношении философии феминизма во второй половине XX века. При этом вводится принципиальное новое измерение - социополовое, что связано уже с гендерным анализом и подходом, касающимся общественно-управленческих функций взаимоотношения полов феминизма (Раздел I). Феминистская проблематика и современность ( Раздел II). В кн.: Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993, ее. 8-66, 176-22; Любарт М. К. Женский вопрос во Франции XIX века (к истории феминистского движения). В кн.: Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. М.: Наука, 1992, ее. 88-97; Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки. М.: Наука, 1982, с. 34; Развитие и фактическое равенство. В кн.: Труд. Семья. Быт советской женщины. 1990, ее. 4-13;">. Приведенная профессором О. Рябовым классификация с позиции сегодняшних реалий подтверждает не просто актуальную значимость и широту масштабности гендерных исследований, но и укрепляет приверженность исследования данной проблемы в самом уязвимом вопросе, таком, как властные государственные структуры. Сегодня это не просто феминистская теория, это начало критического подхода отношений рода к полу, очерченного историческими принципами, критериями оценок интеллектуального наследия. Это более, чем выражение протеста существующему господству мужского начала. Таким образом, теория гендера - радикально не ностальгическое, а смотрящее на перспективу исследование о женском духовном развитии, где ее общественный статус, должность и пост в сфере государственного управления несет, прежде всего, бремя социальной ответственности перед родом, создает все основания уйти от господства патриархата, но и не возвеличивать матриархат. Диагностика политического и духовно-нравственного гендерного вовлечения женщины в конструирующую гендерную систему выявляет позитивные технологии равнопартнерских, дополняющих друг друга отношений. Таким образом, одной из существенных причин, повлиявших на частую сменяемость кадров на высших государственных должностях, необходимо отнести институт однополового представительства правящей элиты в аппаратах государственной власти. Однополовая мужская экспансия на высших ступенях иерархии государственных должностей себя не оправдывает, а точнее изживает. Без подпитывающего женского начала на основе равного партнерства она себя, мягко говоря, исчерпала. Надо видеть и другое. История достаточно много приводит фактов вызова и протеста подчиненности господства одного над другим. По своему экономическому статусу мужчина опередил женщину на тысячелетие. Мужчина традиционно производит и распределяет богатства, а женщина получает их от него. Экономический статус человечества во всех странах и во все времена определяется в основном деятельностью мужчины. Женщина участвует в процессе цивилизации опосредованно через мужчин. Лидер американского женского движения Э. Кейди Стэнтон в 1890 году писала: "Правомерно было бы,, опираясь на обширный опыт всего человечества, обсудить в нашей программе все позорные попытки деления людей по признаку пола" Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992, с. 214.">. В своей публичной речи "Самостояние личности" она подчеркнула, что обычно в дискуссиях о том, что есть женская сфера деятельности, права и обязанности женщины как индивида, гражданки и женщины, непременно ставят в зависимость от житейских функций, не учитывая, что мнения женщины могут так никогда и не выступить в данных ролях. Говоря о правах и обязанностях мужчины, мы не сводим их к обязанностям отца, мужа, брата или сына, в роли которых он, возможно, никогда не окажется. Более того, о"н в большей степени будет соответствовать этим функциям, .а также любой конкретной работе, которую изберет, чтобы зарабатывать на жизнь, если в полной мере разовьет свои качества как личность. То же самое относится и к женщинам. Образование, способное подготовить женщину к исполнению обязанностей в широчайших сферах человеческой деятельности, позволит ей наилучшим образом справиться с любой конкретной необходимой работой. Обособленность каждой человеческой личности и необходимость самостоятельности должны обеспечить каждому индивиду право выбирать свою сферу. Для того,, чтобы дать женщине возможность реализации своих гражданских прав в равной степени доступа во все сферы высшей иерархии государственной власти и управления, необходимо" произвести в существующем консенсусе по правам человека такие перемены, которые реально оказали бы влияние на жизнь женщины. В этой связи важно преодолеть разрыв между риторикой деклараций о дискриминации и насилии над женщиной, о ее политических правах и действиями, между теорией и практикой. В глобальном масштабе женщины находится на той стадии, когда они уже начали раскрывать недостатки в работе по защите женских прав - как в своей собственной работе, так и в работе общих правозащитных органов. Опыт последнего десятилетия выявил необходимость выработать новые комплексные подходы и целый ряд новых положений, которые требуются для воплощения эффективной стратегии защиты прав. Существует потребность разработать практические шаги для того, чтобы воплотить правозащитную теорию в принципы действий, которые узаконили бы женские права на практическом уровне. Государственной Думой Федерального Собрания Российской федерации разработана уникальная, не имеющая аналогов Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. В разделе "Совершенствование законодательства о государственной службе" говорится о законодательных основах, пусть даже "имеющих временной характер, по устранению фактического неравенства представительства мужчин и женщин в органах власти, а именно: разумного процентного соотношения при занятии лицами обоего пола руководящих должностей в органах государственного управления". Использование женщинами правозащитной структуры и правозащитных механизмов - феномен сравнительно недавний, как и интерес к гендерным проблемам на уровне международного неправительственного правозащитного движения. Необходимо улучшение связей и контактов между общими правозащитными организациями и организациями по правам женщин на национальном и международном уровне для формирования единого процесса, в котором сочетались бы опыт женских активисток в выявлении нарушений прав и умение правозащитников документировать такие нарушения согласно международному правозащитному законодательству. Задача состоит в том, чтобы сделать правозащитную структуру доступным инструментом для осуществления прав женщин. В этой связи нужны действия как на концептуальном, так и на структурном уровне. Чтобы эти действия были эффективными, требуются новые умения в области стратегии действий. Выработка интеллектуального консенсуса и слаженных действий вокруг гендерной концепции прав человека служит основой для действий в следующих взаимосвязанных направлениях: - влияние на правозащитную теорию и практику, исходя из того, как нарушение прав воспринимается самими женщинами; - оттачивание способности к критическому анализу и к действиям, необходимым для утверждения и защиты женских прав. А также: - формирование и осуществление эффективных стратегий на локальном, национальном и международном уровне в защиту женских прав ; - формирование правовой основы развития государственной службы по достижению равных прав и равных возможностей мужчины и женщины на высших государственных должностях. Отсутствие равного представительства женщин на высших государственных должностях имеет свои объективные и субъективные причины. Абсурдность в том, что время выявило большую плеяду талантов и одаренных организаторов, выпестовало высококвалифицированных специалистов и управленцев, но чудовищная несправедливость даже на пороге нового тысячелетия не может дать ответ на вопрос: почему женщина дискриминирована в реализации тех возможностей, которые она достигла на протяжении уходящего века? На это никто не сможет дать ответ до тех пор, пока женщины не будут обладать равными семейными обязанностями в планировании семьи и стартовыми возможностями в планировании карьеры). Таким образом, методология гендерных .исследований базируется на философии пола, уходя от ее традиционного соотношения первичности мужского начала и вторичности женского. Теория гендера выходит за рамки феминистской точки зрения о равных правах и равных возможностях. Если касаться онтологии вопроса, то следует подчеркнуть, что в условиях патриархального общества закрепление жесткого социального контроля и регуляции женского начала было отражением крайней неразвитости этого социума. Осуществлялось это не всегда в прямой форме. Женщине вменяется патриархальный режим зачастую опосредованно, через формирование негативной самооценки, якобы во всем виновата она сама. "Грубый патриархат, сопровождающийся высокомерным отношением к женщине, как к низшему существу, странным образом сосуществует в современном мире со скрытым господством низших женских идеалов, ценностей и представлений" психоанализ. Лекции. М., 1989, с. 384.">. Поэтому ничуть не странно, что не прекращаются попытки умаления социального статуса женщин. И нельзя сказать, что такая установка общества прошла для женщин бесследно. Парадокс истории заключался, однако, в том, что сознание женщин более активно вовлечено в одну из сфер (хотя и специфическую, с точки зрения мужского миропонимания) жизнедеятельности общества (семья, воспитание, быт) и развивалось с опережением. Оно-то разрешилось, в конечном счете, появлением высокого самосознания женщин, послужившего основой претензий на полноправное участие их в общественных делах, в том числе и в делах государственного управления. А это уже основа для ревизии философии первичности и вторичности полов. Отсюда становится понятно, почему гендерный анализ включает в качестве одного из аспектов проблему иерархии полов как вполне разрешимую. Теория гендера в аспекте госуправления, с точки зрения патриархальной идеологии подвергается логике двойного противодействия: как в том смысле, что подвергается сомнению возможность двуполового представительства в составе правящей элиты, так и в том, что отрицается возможность согласования ценности института власти с общечеловеческими ценностями семьи и воспитания. Такая логика, будучи перенесенной в область практики, способна обернуться растущим в административно-управленческой структуре ничем иным, как усугублением отношений между полами, вплоть до апологетики мужских претензий на властные полномочия. Познание рода в целом не может претендовать на универсальность без таких ценностей, как половые особенности, возраст, социальный статус пола. Сравнительные позиции, с точки зрения гендерных исследований, позволяют глубже проанализировать концепцию равной, но разной природы мужчины и женщины. В частности, вопрос о соотношении фемининности и маскулинности, представленный различными гуманитарными дисциплинами. В этом суть преемственности философии пола. В настоящее время теория гендера достаточно оптимистична в отношении женских возможностей самореализации на поприще политического лидерства, ибо она развенчивает традиционную догму первичности господствующего мужского и вторичности исполнительского женского начала. Эта теория перспективна, имеет будущность, причем в качестве прикладной науки, выходя за рамки сугубо феминистской точки зрения. Женщина как равноправный субъект совокупного начала уже выходит за рамки соподчиненности и зависимости. Утверждающийся социальный статус женщины имеет объективные предпосылки для реформирования однополового института административного электората и структурирования аппарата правящей элиты с учетом меняющегося гендерного соотношения реестра государственных должностей. В то же время складывающийся сравнительный анализ этой онтологии, конкретных противоречий, вытекающих из примата качественных характеристик мужской инфраструктуры над количественными характеристиками женской инфраструктуры в иерархии государственных должностей, формирует новую междисциплинарную направленность в антропологии. Это создает платформу для осознанного, т.е. позитивного разрешения этих противоречий, позволяет существенно изменить саму систему гендерного подхода в государственной кадровой политике. Сегодня гендерный анализ реального представительства женщин в аппаратах правящей элиты нельзя не рассматривать как самоцель. Равнополовое представительство в меняющемся электорате только через политические институты и выборную систему не могут претендовать на полноту без методологии гендерных исследований, касающихся продвижения по службе профессиональных управленцев исполнительной и судебной ветвей государственной власти. |