Политика

Канапьянова Р. Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты. Алматы, Жибек Жодлы, 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Канапьянова Р. М.

Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

 

 

III. АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭЛИТА:

ОТ ОДНОПОЛОВОГО ИНСТИТУТА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА К ГЕНДЕРНОМУ

СООТНОШЕНИЮ

Понятие элита, столь широко внедряемое в обществе первой половины 90-х годов на территории постсоветских государств, имеет на популяризацию серьезные основания. В молодых суверенных государствах происходят глобальные экономические и социальные преобразования, кардинальные изменения в политической системе и общественном сознании. В конечном же итоге, в обществе происходит утверждение идущих навстречу институтов: правящей элиты и открытого гражданского общества. Широкое применение термина "элита", под которым в общем подразумевается государственная группа, независимо от политической системы, в итоге, затрагивает "функционирование поля власти". И тут мы должны задать себе вопросы: "Уместно ли данное понятие в контексте нашей посттоталитарной переходности? Годится ли категория элиты для анализа способа деятельности и воспроизводства отечественных постноменклатурных "верхов"?"  Афанасьев М.Н. Правящая элита и государственность посттоталитарной России. Москва - Воронеж, 1996, с. 4.. При обсуждении этого вопроса важно заметить, что речь идет о традиционно существующей в любом социуме определенной правящей группы. В какой-то мере термин "элита" можно заменить такими понятийными определениями, как "правящий класс", "господствующая верхушка". Суть не в том. Понятие элита (оппозиция: элита - масса) появилось сравнительно недавно; прежние описания реальных и идеальных социальных порядков обходились без него. Говоря коротко, новое время породило новое понятие.

Толкуя о теории элиты, принято ссылаться на Вольфредо Парето. В своем Трактате по общей социологии (1916) Парето определил элиту как класс общества, в которую входят индивиды, более других преуспевающие в своей сфере деятельности. Те члены данного класса, которые прямо или косвенно играют заметную роль в правительстве, составляют правящую элиту Там же, ее. 8-33..

По Парето, население разделяется на два слоя: нижний и высший. Если в нижнем слое дискриминация по половому признаку - скорее отражение борьбы верхов то в высшем слое она сама - олицетворение гендерной проблемы.

Здесь как раз сосредоточено противоборство правящей и неправящей элиты, соответственно высвечивающее эту проблему в каждой из ее (элиты) лагерей. Несмотря на специфику, сама дискриминация по половому признаку остается фактом. Элита посттоталитарного периода уже не может рассматриваться как внутренняя, нерасчлененная группировка. Номенклатура все явственнее становится конкурирующим, а порой открыто конфликтующим центром власти.

Номенклатура, по сути своей, представляет "властвующий слой государственного чиновничества" Чубайс И. Б. Нация и номенклатура // Панинтер, 1997.. Она объединяет все слои правящей элиты, всех, кто делает карьеру. "Элитные слои и соответствующие властно-управленческие структуры существуют объективно и являются результатом естественноисторического развития экономических и социально-политических отношений... Элита характеризуется высшим социальным положением ее членов, максимально возможными властными полномочиями и совпадением коренных целей, интересов и ориентации; групповым мышлением, общностью воли и духовно-нравственных качеств; однонаправленностью вектора карьерных устремлений, часто сходством вероисповедания" Охотский Е. В. Политическая элита и Российская действительность. М., Российская Академия государственной службы при Президенте РФ. 1996, ее. 15-16..

Однако данное определение уже не может претендовать на адекватное отражение сложившейся на сегодня ситуации, ибо молчаливо подразумевает однополовой институт, каким предстает ныне административно-управленческая элита, доведенная до автономности. А между тем, как замкнутая на себе, закрытая или полузакрытая для ротации женщин, она способна гибко реагировать на вызовы современности, что, в конечном счете, негативно сказывается и на процессе управляемости страной, и не в последнюю очередь потому, что мужской стиль управления при всех его плюсах все-таки "страдает" известной односторонностью.

Страна, лишенная гармоничности по признаку пола, гендерного баланса на уровне определения курса государственной политики и принятия государственных решений, так и остается страной хаосогенных тенденций.

Выход из этой ситуации неразрывно связан, помимо всего прочего, и с психологией управления, в контексте которой находятся действия человека и власти. И тут возникает вопрос, какое отражение получает административно-управленческая структура в менталитете людей, представляющих власть однополовым институтом управления? Можно предположить, что данная когорта будет уподоблять этот институт своему идеалу управления, представлять его по своему образу и подобию, т. е. видеть его преимущественно или всецело мужской структурой, образно говоря, "клубом избранных мужчин". (Данная гипотеза основывается на одном из следствий, вытекающих из концепции уподобления, предложенной академиком Академии социальных наук РФ М. В. Иорданом и отраженной им в ряде публикаций, в частности см.: Иордан М. В. Предисловие. Этнопсихологические сюжеты // Отечественное наследие. М., 1992, с. 7; Он же . Специфика этических воззрений ислама в России: взгляд с позиций уподобления // Второй международный конгресс этнографов и антропологов. Ч. II. Уфа, с. 124 -125).

Феномен власти и дискриминация женщин в продвижении на высшие государственные должности с давних пор порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько вызывает тема взаимоотношения полов. Ученые из Гарвардского Университета установили, что в первой пятерке мужских страхов страх властных женщин занимает третье место, оттеснив страх интеллектуальной неполноценности на четвертое место. Таким образом, карьера женщин в обществе с предрассудками - это даже не вопрос, а серьезная проблема с определенным результатом Баймишева М. Ш. Психологические вопросы управления. В кн.: Эволюция государственности Казахстана. Алма-Аты, 1996, ее. 209-219.. Заостряя эту проблему, М. В. Розанова (издатель выходящего в Париже русского литературного журнала "Синтаксис") подчеркивает таким образом: "К феминизму отношусь очень плохо, потому что феминизма мне мало. Я - матриархатчица. Я точно знаю, что мы есть - сильный пол, и от нас зависит, быть или не быть семье, человечеству. И если бы мы обустраивали это (российское - Р. К.) государство, то оно было бы намного лучше. В любой из нас живет министр экономики, в любой из нас заложен элементарный здравый смысл, чего очень часто нет у мужчин. И нам пора брать власть" Ажгихина Н. Я не устала быть самой умной. М. Розанова - сторонница <a name=матриархата // Независимая газета, Ю июня 1997.">.

Кризис власти аккумулирует кризис норм отношений между различными полами. Исследователи, работающие в русле

гендерного подхода, пытаются прояснять скрытый ранее смысл норм, по которым строились отношения между полами, когда за "фасадом привычных и природных различий , помещенных внутрь одной и той же сферы половых отношений, скрывается совершенно иная система разноуровневых и отнюдь не биоидных оппозиций. Вместо кажущегося рядополагания мужской и женской реальности наличествуют неявные, хотя и достаточно выраженные ценностные установки. Они уходят корнями в упомянутую незаметную на первый взгляд, но устойчивую тенденцию связывать "мужское" с "культурным", а "женское" с "природным" началом" Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996, с. 12.

Логика взаимоотношения полов определяется, прежде всего, особенностями истории и национальными традициями этнических общностей, населяющих каждую страну. Примат западной научной мысли над восточной по проблемам гендерных установок несколько упрощает трактовку социального статуса женщин в обществе и ее роли в сфере государственного управления.

Социально ориентированная политика независимых государств должна определять женщину как равноправный субъект общества, а не объект "охранных действий". Как равноправный субъект в утверждающемся правовом государстве, она вправе претендовать на равные возможности в разработке и принятии государственных решений, не ограничиваясь лишь исполнительными функциями, в данном случае - на государственной службе.

Демократические процессы в обществе, растущая сеть неправительственных женских организаций и политическая активность самих женщин меняют философию кадровой преемственности в половозрастном раскладе обновляющейся правящей элиты.

Исторический опыт самоутверждения женщины в обществе и вовлечение ее в сферу государственного управления имеет оптимистические прогнозы. Но нужен точный учет востребованности женщин в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере государственного управления. Дает ли наша статистика достаточную информацию о гендерном соотношении в структуре .административно-управленческой элиты? В мировой практике такая статистика является основой при заслушивании руководителей по достижению равных возможностей мужчин и женщин на государственной службе. Не отработана на практике до сих пор проблема учета и анализа персонала управления Сулемов В. А., Ивлев И. А., Канапьянова Р. М. <a name=Статистический учет у персонала государственной службы // Вестник государственной службы. № 9. М., 1993, ее. 20-34.">. Объективности ради следует отметить, что половозрастная статистка должностного состава государственных служащих Российской Федерации, введенная в стране после выхода Указа Президента РФ "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", красноречиво подтверждает значимость анализа качественных и количественных характеристик персонала управления.

Приведем только один из таких анализов.

Состав государственных служащих федеральных

органов по должностям и полу на 1 января 1997 года

(в процентах по итогу)  <a name=Статистический бюллетень Госкомстата РФ. № 3 (32), 1997">.

Кардинальный подход в реализации Указа Президента РФ видится в утверждении одной из ветвей власти, в данном случае - судебной, руководителем женщины-юриста.

В Казахстане на начало 1997 года количество женщин среди депутатов Парламента составляло около 10,7%, в т.ч. в Сенате -6,5%, в Мажилисе - 13,4% ; среди первых руководителей республиканских исполнительных органов - одна женщина, среди акимов областей - ни одной Батпенова Г. Д., Искакова С. К., Канапьянова Р. М. Женщина на государственной службе и в бизнесе. Институт развития Казахстана. 1997, с.122..

Таким образом, системный подход первичного учета и отчетности гендерной статистики позволит адресно говорить о продолжающихся причинах устойчивой невостребованности женских кадров в верхних эшелонах государственных должностей. В свою очередь, такой учет будет способствовать изменению общественного восприятия к проблеме женщины у власти. Во всяком случае, гендерная статистика будет способствовать сокращению этапности в продвижении женщины по иерархической лестнице реестра государственных должностей, как это делается, например, в Великобритании Канапьянова Р. М. Женщина на государственной службе: современная политика и перспективы. М., 1996, ее. 135-150.. Одним из примеров перспективных методов для работы женщин является организация женской активности на межгосударственном уровне. Формирующиеся интеграционные процессы на территории экс-СССР вселяют такую надежду. Исторический опыт развития общественной активности советских женщин невозможно просто зачеркнуть из менталитета целого поколения людей, прежде всего, самих женщин, граждан независимых суверенных государств. Как показывает опыт стран Европейского Сообщества, женщины добились больших успехов в работе Европарламента, нежели в парламентах своих стран. Видимо, новые институты с учетом складывающихся реалий осваиваются демократичнее, чем традиционные. Среди депутатов Европарламента женщины от общего числа депутатов составляли 16%, в то же время в национальных парламентах присутствовало только 7%. На начало 90-х годов во властных структурах было представлено 12,5% женщин Там же. Усиление электорального влияния женщин на структуру административно-управленческой элиты красноречиво говорит о таком неординарном факте, как, например, когда в Иране в состав кабинета Правительства М. Хатами была впервые утверждена женщина не по клановому распределению или принадлежности к определенной династии, а по своим профессиональным качествам и карьерному продвижению по службе.

Человечество, стоящее на пороге нового тысячелетия, прогрессирует в понимании одного из главных достижений цивилизации уходящего столетия: продвижение женщины на руководящие должности - это не только функция удовлетворения индивидуальных (личных) стремлений самореализации и даже не решение функций занятости, это результат проявления социального прогресса. Теория гендера возникла не сразу и не на голом месте. Это результат эволюционного процесса женского движения в уходящем тысячелетии: от зарождения феминизма в Америке, эмансипации на Западе, раскрепощения на Востоке через охранно-защитную политику материнства и детства бывших социалистических стран к равным правам и равным возможностям демократически независимых и экономически развитых государств.

Это должно найти соответственно и нормативное выражение, закрепляющее их правовой статус в современном мире. Сила социального влияния женского большинства меняет стратегию качественного соотношения государственных служащих в реестре государственных должностей. Транснациональные установки ЕЭС на достижение равной оплаты труда мужчин и женщин при равном объеме работы, социальной поддержки прав родителей по выполнению семейных обязанностей сумели сформировать профессиональный электорат среди женщин.

Анализ распределения функций между ступенями должностной иерархии приводит к выводу: реформа государственных структур органов управления повлекла за собой быстрый рост количества руководящих должностей, занимаемых в основном мужчинами. Самоутверждение мужчины в своем служебном движении имеет тенденцию поступательности роста, у женщин же замедляется или приостанавливается, или даже вообще идет на спад.

Но это, конечно,не дает основания что-либо утверждать о способностях женщин, особенностях их мышления или поведения. Да и вообще вряд ли (по крайней мере, на современном уровне познания) объяснима логика равных, параллельно идущих прямых в процессе воспитания, развития, подготовки, профессионального роста мужчин и женщин. Хотя теория гендера и включает этот вопрос в орбиту своих претензий. Можно ли говорить о равном освоении государством профессионального и интеллектуального потенциала мужчины и женщины, если разная природа пола в определенные фазы жизни свою активность проявляет также по-разному? Очевидно, нельзя. Хотя, с точки зрения активности, проявленной ныне женщинами, разницы не должно быть. В подтверждение этого можно сослаться, например, на замеченную общественную активность девочек в школе, которая, правда, спадает у девушек в студенческие годы. Двигаясь по оси жизненных циклов, можно указать на то, что эта активность, как правило, возрастает после рождения ребенка. Среда, которая сама готовит политических или государственных лидеров, сама их и выбирает. Преемственность основывается на соответствующем воспитании не только в семье, в школе, но и в обществе в целом.

Доктором экономических наук Д. Граневской из Польши еще в 1985 году были сделаны интересные исследования, касающиеся взаимодействия профессионального продвижения по службе с определенными этапами жизни женщин, которые и сегодня не потеряли актуальность для исследователей. Приведем эту таблицу Граневская Д. Вопросы работы с женскими кадрами. В кн.: Женщина и общество. М., 1987, с. 123..

 

Выдвижение женщины на руководящие должности

по фазам семейной жизни

Итак, из анализа таблицы видно, что наиболее "деликатной" проблемой в управлении процессом выдвижения женщин на руководящие должности остается период активного материнства, и более благоприятным периодом является третья фаза семейной жизни.

В целом же, несмотря на особенности материнства, активный детородный период совпадает с периодом активного служебного роста женщин. И это главное. Поэтому основной целью гендерного анализа соответствия периода служебного роста с подфазами семейной жизни является оказание содействия способным и инициативным молодым женщинам во включении в кадровый резерв и сохранении трудовых обязательств на период вынужденного перерыва. Это означает, что молодые мамы вполне могут использовать нетрадиционные модели трудового найма на государственной службе через выполнение экспортно-аналитических программ, научных исследований, оценочно-заключительных материалов при подготовке вопросов на заседании коллегий, других совещаний, а также системы повышения квалификации или постдипломовского образования. Такая продолжающаяся связь с государственной службой позволит не терять профессиональную квалификацию, сочетая свои материнские обязанности с должностными, а главное, создать уверенность в самой женщине в сочетании планирования семьи и планирования карьеры, а значит, сократить этапность в продвижении по службе. Таким образом, активная и целенаправленная кадровая политика, связанная с рациональной ротацией на управленческие должности и выражающая гендерный нейтралитет, и есть залог реализации государственных программ.

Неуверенность в служебном росте и осознание женщинами своей невостребованности на уровне высших государственных должностей находит свое подкрепление в системе ценностей мужских приоритетов, касающихся использования профессионально-интеллектуального потенциала государственных чиновников. Если соотношение женщин и мужчин в России среди работающих составляет примерно 53% к 47% Фонг М. С. Роль женщины в перестройке российской экономики. 1994, с. 15., на государственной службе доля женщин в общей численности служащих федеральных органов государственной власти и управления составляет 53,4% к 46,6% мужчин  Информационный бюллетень политической фракции Государственной Думы РФ "Женщины России". М., 1994, № 2., то иная диспропорция наблюдается на уровне занятия высших государственных должностей: чем выше ступень иерархии государственных должностей, тем меньше представлены эти должности женщинами. Такая ситуация типична и для других государств экс-СССР.

Концепция женской занятости, разработанная Институтом экономики РАН под руководством Л. С. Ржаницкой, проводит достаточно веские аргументы в пользу равного представительства мужчин и женщин в структуре правящей элиты. В числе этих аргументов следующие.

1. Существенная роль женщины в материальном обеспечении семьи: примерно 40% семейного дохода пополняется женами.

2. Учет особенностей самой женской рабочей силы: малая мобильность, ориентация на благоприятные режимы относительно двойной занятости, господство традиционных представлений о занимаемых женщинами государственных должностей по принципу достаточного применения на несложных технических и интеллектуальных видах работ и т.д.

3. Более быстрая адаптация женщин к новым экономическим отношениям Женщина xx века. География и <a name=статистика. М.: ИД "Сегодня", 1995. ">.

Взрыв женской безработицы в условиях рыночных реформ и есть закономерное начало эффективного использования государством профессионального потенциала женщин на основе равных прав и равных возможностей.

Это и есть, по сути,

гендерный подход в реализации семейных обязанностей, самореализации и самоутверждении личности.

Решение проблемы, вовлечение женщин в сферу государственного управления видится, прежде всего, на путях преодоления мужских стереотипов относительно феминизации безработицы, феминизации института государственной службы. Снятие их позволило бы, наверное, согласиться с тем, что увеличение численного представительства женщин на руководящих должностях и есть критерий использования их интеллектуально-профессионального потенциала.

Нельзя не заметить и другой намечающейся тенденции. Реализация потенциально квалифицированных возможностей женщин на занятие ими руководящих должностей следует рассматривать как новационный процесс в технологии "взращивания" высокопрофессиональных руководителей. Сегодня социальные условия не позволяют женщине использовать конституционные нормы и юридические права в целях реального продвижения по службе в силу ее зависимости от семейных и иных обстоятельств. Что касается науки, то в решении этой проблемы она отстает в выработке концептуальных подходов гендерных исследований, ориентированных на анализ положения в сфере не просто труда и общественной жизни, карьерных притязаний, а главное, ее реального участия в управлении российской государственности. Думается, что содействие реализации женщиной своих прав на вхождении в корпорацию правящей элиты нужно оценивать с нравственных позиций. И тогда помощь в решении этой проблемы предстанет как долг со стороны мужской половины. И не надо будет рассматривать карьеру женщины на государственной службе как альтернативу мужскому институту административного электората. Достижение ею данной цели - это общественная необходимость разрешения вопроса о равной, но разной природе мужчины и женщины в сфере управления, подкрепленная объективными предпосылками меняющейся философии соотношения полов. Давайте сделаем попытку выделить основные эти условия.

Экономические.

Общеизвестно, что в период радикальных политических, соответственно и экономических, реформ еще более усугубляется материальная зависимость между мужчинами и женщинами, включающая скрытую дискриминацию в отношении высокооплачиваемых государственных должностей. Как правило, более или менее социальный статус чиновника в общественном восприятии поднимается на определенной ступени иерархии государственных должностей. Чем выше уровень чиновников - тем больше общественное признание значимости государственного служащего. Безусловно, фактор личностного признания и профессионализма играет главенствующую роль. Но эта тема другого разговора. Возникающие противоречия относительно самой технологии вовлечения (или избрания) чиновников на высшие ступени реестра государственных должностей не воспринимаются по половому признаку лишь потому, что в целом любая администрация воспринимается, а тем более формируется, с позиции мужского видения кадровой проблемы. Но в странах, прошедших социалистический путь развития, ситуация несколько иная. Обостряющаяся ситуация с ресурсами труда меняет традиционное соотношение между полами: многие семьи в переходный период обрекаются на решение проблем выживания. И тогда особенно обостряются, с одной стороны, взрывоопасные тенденции в сфере занятости, когда мужчинам приходится мириться с утратой относительных экономических привилегий, а с другой стороны, общие тенденции феминизации безработицы вынуждают женщин круто менять профессию, что, в первую очередь, влияет на взаимоотношения полов. Кардинальные экономические перемены вынудили женщин, имеющих высшее образование, менять свою квалификацию. Наблюдения показывают, что именно из этой категории женщин все активнее формируется социальная группа, проходящая все этапы становления малого бизнеса. Мировая статистика показывает, что именно в этой нише управления более устойчивы женщины-руководители. В Италии, например, женский бизнес составляет 29% от общего числа занятых этой деятельностью; в США из 60% населения, занятого в бизнесе, - 80% принадлежат женщинам; В Испании -24% предприятий возглавляют женщины .

В экономически развитых странах наблюдается прямо противоположное отношение к женскому предпринимательству. В рекомендациях Европейского Сообщества предлагается всем правительствам развивать специальные программы и государственные структуры по поддержке инициатив женщин в сфере предпринимательства. Во многих странах созданы поощрительные условия для женщин по ведению собственного дела в сочетании с выполнением семейных обязанностей. В молодых независимых государствах предпринимательство - явление новое. В Алма-Aты, южной столице Республики Казахстан, доля женщин, возглавляющих малые и средние фирмы, достигает 2% от общего числа Казахстанская правда, 17 июля 1997.. По оценкам экспертов, в России женщины-руководители малого и среднего бизнеса составляют 8-12% от общего числа предпринимателей, возглавляющих частные предприятия. Обращает на себя внимание следующее. Более 45% предприятий, возглавляемых женщинами, имеют строгую социальную направленность: создаются рабочие места, обучаются, трудоустраиваются безработные и многодетные родители, одинокие матери, женщины с малолетними детьми и др. Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, утвержденная Постановлением Государственной Думы РФ.. Женщины в постсоветских республиках вынуждены действовать без поддержки государства в преимущественно мужской предпринимательской среде, сумевшей перераспределить ресурсы и собственность в свою пользу. При такой конкуренции права женщин в части реализации предпринимательских инициатив фактически дискриминируются по ключевым позициям: аренда, приобретение оборудования и сырьевых ресурсов, получение кредитов и т.д.

Далее...