Климантова Г. И. Многодетная семья: за чертой бедности Радикальные изменения в жизни российского общества, вызванные социально-экономическими реформами, повлекли за собой немало кризисных явлений. В области семейной политики это-кризис семьи, проявившийся, в частности, в высоком уровне разводов (на 1000 браков-637 разводов), росте однодетных и бездетных семей. Для России многодетная семья перестала быть типичной (их насчитывается всего 2,7 млн., или 9,9 процента).
В таких семьях, имеющих в основном низкие доходы, воспитывается 4,5 млн. детей. Причем если среди всех семей с детьми доля бедных составляет 50 процентов, то среди многодетных- свыше 90 процентов. Определяющим фактором бедности является высокая иждивенческая нагрузка при недостаточной заработной плате, слабая социальная поддержка со стороны общества и государства.
Что же усугубляет и без того бедственное положение многодетной семьи?
Безработица, в том числе в скрытых формах. По данным Федеральной службы занятости, в 1995 году в 702 тыс. семей с несовершеннолетними детьми один из родителей не имел работы. При этом у более чем 70 тыс. безработных было трое или более детей.
Несвоевременная выплата пособий на детей, а также задержка индексации минимальной заработной платы (на ее основе рассчитывается величина пособий).
Ограниченные возможности в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей. Это обусловливается постоянным ростом цен на детские товары в связи со значительным сокращением их производства в России.
Коммерциализация здравоохранения и образования, учреждений культуры, отдыха, спорта, туризма.
Во многих семьях истекают сроки пользования жизненно важными непродовольственными товарами (одежда, обувь, посуда, предметы домашнего обихода длительного пользования), приобретенными до начала реформ.
Изменение жилищной политики, резкое сокращение предоставления бесплатного жилья.
Обнищание семей стоит на первом месте среди причин высокой заболеваемости и смертности детей, ухудшения их здоровья, резкого роста инфекционных заболеваний, эпидемических вспышек дифтерии, холеры, туберкулеза.
В этих условиях социальная поддержка многодетных семей должна стать приоритетной задачей для государства. В программе действий Президента России на 1996-2000 годы подчеркивается, что "лучшее средство социальной защиты-производительный труд и высокая заработная плата". С этим положением трудно не согласиться, вместе с тем очевидно, что, развивая принципы государственной семейной политики, следует пересмотреть систему социальной поддержки многодетных семей. Прежде всего надо позаботиться об их адаптации к новым экономическим условиям, повышении социальной и экономической активности, обеспечении видами занятости, приносящими приемлемый семейный доход. По расчетам специалистов, для нормального воспроизводства работника и его семьи он должен составлять в семьях с одним ребенком не ниже трех прожиточных минимумов, с двумя детьми - четырех, с тремя детьми-пять прожиточных минимумов.
Как достичь такого уровня дохода? Через повышение заработной платы или пособий или одновременно того и другого. Социальные выплаты при необходимости должны быть дополнены натуральной помощью (продукты, одежда, предметы длительного пользования). Необходимо ввести и более высокие размеры социальных выплат для преодоления обнищания и стабилизации уровня жизни многодетных семей. Это соответствует политике адресной социальной помощи, которую предполагает проводить государство.
Думается, в регионах могут быть сформированы специальные строго контролируемые фонды для поддержки нуждающихся семей, финансируемые как из региональных, так и муниципальных бюджетов, а также привлекающие средства других финансовых структур.
Безусловно, в полном объеме должны действовать дополнительные льготы на детей в многодетных семьях, которые введены соответствующим Указом Президента России. Это:
-50-процентные скидки от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах без центрального отопления,-от стоимости топлива;
-бесплатное предоставление лекарств для детей до шести лет;
-бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных и средних специальных учебных заведений;
-бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений;
-бесплатное обеспечение спортивной формой и т.д. Все льготы обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации. К сожалению, до сих пор механизмы их реализации на местном и региональном уровнях действуют слабо. В первую очередь это связано с экономическим положением регионов. Значит, надо более решительно переходить к заявительному и адресному принципу поддержки семей, дабы обеспечить социальные гарантии детям в получении образования, питании, одежде, лечении и оздоровлении.
Здесь важно учесть и такой момент: социальные льготы и гарантии, играя заметную роль в семейном бюджете, вместе с тем должны способствовать повышению экономической активности людей, снижению их иждивенческих настроений. Одна из мер в этом направлении-помощь и поддержка в трудоустройстве несовершеннолетних из многодетных семей. Кстати, несовершеннолетние, обращающиеся в службы занятости, в соответствии с законом не могут быть признаны безработными. Думается, надо внести изменения в законодательство, связанные с признанием статуса безработного за несовершеннолетними детьми из семей с уровнем доходов ниже допустимых норм.
Кроме того, в безусловной поддержке государства нуждаются биржи труда для молодежи (молодежные биржи). Нужен четкий механизм стимулирования предприятий, квотирующих рабочие места для несовершеннолетних. Пока недостаточно развита система курсовой подготовки подростков по требующимся в регионах профессиям. Необходимо поддержать организацию общественных работ в жилищно-коммунальном, сельском хозяйстве, в торговле, строительстве, в различных фондах и общественных организациях. При этом признать первоочередное право получения работы подростками из многодетных и малообеспеченных семей, тем более что в 50 случаях из 100 они приносят в семью дополнительный доход. Конечно, должны быть обеспечены условия охраны их труда (по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 1995 году на производстве погибло 42 подростка, 1850 несовершеннолетних получили травмы).
Например, в Великобритании, где детский труд весьма популярен, закон гарантирует подросткам всестороннюю защиту. Он позволяет предоставлять работу лицам не моложе 12 лет. При этом оговаривается, что они не имеют права работать более трех часов в день и не могут быть использованы на вредных производствах, в ночных сменах или сменах, которые бы затрудняли посещение школы. Чаще всего подростки не платят налогов (их зарплата обычно не ниже минимальной налогооблагаемой), а социальные отчисления и муниципальные налоги платят только совершеннолетние. В Великобритании зарегистрировано три миллиона работающих подростков. Их трудоустройству всячески содействуют муниципальные власти, помогают специальные консультанты, которые ведут и мониторинг предлагаемых работодателями условий труда. Этот опыт свидетельствует, что при государственной поддержке занятости несовершеннолетних можно упорядочить и сферу применения детского труда.
Речь в данном случае не идет о расширении масштабов детского труда. Но если семья бедствует, если подросток из-за этого испытывает серьезный дискомфорт, то поддержка государства должна быть направлена не только на предоставление льгот и пособий, но в первую очередь на создание условий для опоры семьи на собственные силы.
Необходима активизация всей семейной политики в России. В этой связи заслуживают внимания наиболее приоритетные направления этой деятельности, предложенные представителями Новгорода, общественных организаций "Старшее поколение", "Женщины и конверсия", Союза женщин России и др. К ним относятся:
-создание условий для обеспечения жизнедеятельности семьи в современный период через систему государственных социальных гарантий семьям с детьми, более активное привлечение к этому неправительственных женских организаций с учетом их опыта и традиций;
-развитие новых форм поддержки семьи: сети специализированных учреждений социального обслуживания (центров по работе с семьей, кризисных центров и т.д.), усиление работы по профилактике социального неблагополучия;
-ускорение разработки документов по реформированию пенсионной системы, так как пенсионеры составляют пятую часть населения России и полностью зависят от государства;
-пересмотр норм Кодекса законов о труде в области трудовых отношений.
|