|
|
Коршунова Е. Н. Международное правовое регулирование положения женщин. Изменение в национальном законодательстве в течение десятилетия женщины Организации Объединенных Наций (1976-1985): проблемы и перспективы // Роль женщины в современном обществе (К итогам Х-летия женщины ООН). Сб. статей. Ч. II. М., 1985. С. 7-25.
|
В начало документа |
В конец документа |
Коршунова Е. Н. Международно-правовое регулирование положения женщин. Изменения в национальном законодательстве в течение десятилетия женщины Организации Объединенных Наций (1976-1985) проблемы и перспективы Продолжение. Перейти к предыдущей части текста В 1984-85 гг. в период подготовки ко "Всемирной конференции в Найроби (июль 1985 г.) состоялись региональные конференции, на которых были обсуждены итоги Десятилетия, дана их оценка и выработаны рекомендации на будущее. Эти ценные материалы, особенно в канун встречи в Найроби, требуют глубокого изучения, т.к. они в известной мере предвосхищают содержание работы Всемирной конференции и составят основу ее заключительного документа. На региональных конференциях 1984 года в Токио, Аруше /Танзания/, европейском семинаре в Вене подчеркивалась связь положения женщин с политической и экономической ситуацией; недостатком средств для осуществления намеченных программ в отношении женщин. Была выражена глубокая озабоченность в отношении возросшей напряженности в международных отношениях, оказано сильное противодействие милитаризации экономики; звучали выступления в пользу сохранения мира и увеличения ассигнований на социальные нужды. На всех этих конференциях и форумах выдвигались требования необходимости расширения возможностей для общего и профессионального образования женщин в сфере новых технологий и других достижений научно-технического прогресса; говорилось о необходимости устранить юридические и особенно фактические формы дискриминации в отношении женщин в области занятости и семейных отношений, улучшить условия труда и инфраструктуру, особенно в сельской местности; подчеркивалась необходимость расширить участие женщин на уровне принятия решений. Общим негативным весьма существенным моментом в оценке работы этих обсуждений регионального сообщества является то, что дифференцированный (по группам стран в зависимости от их социально-экономической и политической структуры) подход не имел там места. Достижения социалистических стран и стран социалистической ориентации за Десятилетие не нашли отражения ни в докладах этих заседаний, ни в их рекомендациях. Поэтому они носят слишком общий характер без учета каких-либо различий в проблемах, задачах и степени их решенности в той или иной группе стран. Одной из первых региональных подготовительных конференций в 1984 г. была Азиатско-Океанская в Токио (26-30 марта). Ее целью, как объявлялось, было содействовать 1,28 млрд. женщин быстрее включиться в русло развития и достичь равенства с мужчинами. О масштабах этой региональной конференции можно судить хотя бы по таким цифрам, что ее участниками стали 300 делегатов из 31 (из 44) страны, 36 неправительственных организаций, 15 органов ООН и ее специализированных и межправительственных организаций. Среди делегатов были 5 женщин, занимавших в то время министерские посты в Бангладеш, Индонезии, Шри Ланке, Таиланде и СССР. На конференции в Токио отмечалось, что ЭСКАП осуществляет около 100 проектов с целью увеличить для женщин возможности иметь заработок, расширить для них возможности занимать руководящие посты. Но этого мало, Конференция подготовила около 40 рекомендаций для Всемирной конференции в Найроби, одной из которых было признание того, что равенство, развитие и мир являются предпосылками улучшения положения женщин. Она подтвердила цели и задачи, сформулированные во Всемирном плане действий и на международном и региональных уровнях, и сочла, что Десятилетие должно быть продолжено до 2000 года, что правительства стран региона должны присоединиться или ратифицировать Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; сельским женщинам должно быть уделено особое внимание на региональном и национальном уровнях; облегчение бремени бедности для женщин и основные права человека должны получить приоритет; обеспечение доступа женщин к современной науке и технологии, как эффективному средству развития женщин. Подчеркивалась необходимость тесной связи государственных органов с неправительственными организациями, ликвидации дискриминации женщин в допуске к общему и профессиональному образованию и занятости. Проблемами остаются интеграция и активизация самих женщин, особенно в сельских районах. Региональная конференция стран африканского континента (Танзания, 4-15 октября 1984 г.), созванная ОАО, ЕСА и ПАВО, а также предшествовавший ей форум неправительственных организации отметили большую роль африканских женщин в национально-освободительной борьбе, против колониализма и неоколониализма, апартеида, за национальную независимость, мир и справедливость. Об этом сказал президент страны Джулиус Ньерере, который выступил на торжественном открытии конференции. Он подчеркнул, что бедность является одним из препятствий для развития. Причинами бедности он назвал войны, конфликты, несправедливость, царящие в отдельных странах и на континенте. По определению заместителя Генерального секретаря ОАЕ М. Аллунами, причинами тяжелого положения африканского населения является отсутствие прогресса в установлении нового международного экономического порядка. Основным результатом Десятилетия женщины ООН в Африке стали факты большего внимания правительств к вопросам положения женщин и признание их роли в социально-экономическом развитии своих стран. Положительным результатом Десятилетия явилось также создание в странах Африки комиссий, секретариатов, министерств по делам женщин (Габон, Гамбия, Камерун, Мали, Замбия, Кения, Египет); 41 стран ратифицировали и 27 подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; принято новое законодательство о правах женщин (Сейшельские острова, Танзания, Эфиопия, Конго); несколько увеличилось число женщин в национальных ассамблеях (Сейшельские острова, Эфиопия, Конго) и в составе правительств (Нигерия, Танзания, Бурунди); руководящих органах партий (Танзания, Руанда, Замбия). Проблемами в Африке остаются: - неграмотность среди женщин; - неравенство женщин с мужчинами в экономике и семье; - принятые законы, направленные на улучшение положения женщин, не всегда соблюдаются; - принцип равной оплаты за равный труд зачастую нарушается; - особенно тяжелым является положение женщин в сельских районах, где имеется много пострадавших от засухи и голода; отсутствие источников питьевой воды, распространение болезней, слабое развитие инфраструктуры (детских, медицинских, культурных, бытовых и иных учреждений). Эти проблемы еще более обострили борьбу африканских женщин против колониализма и неоколониализма, апартеида, за установление нового экономического порядка, мир и национальную независимость. Конференция в г. Аруше признала главным препятствием на пути улучшения положения женщин общую тяжелую экономическую ситуацию. Из 36 наименее развитых стран в мире 24 находятся а Африке. Были сформулированы основные препятствия: - структурная слабость социально-экономической системы; - скудная культурная жизнь и наличие устарелых отношений; - неравная система обычного права; - дискриминация женщин на рабочем месте, где они обычно заняты на неквалифицированных и низкооплачиваемых работах; - подавляющее большинство женщин живет за счет сельского хозяйства, в то время как 35 африканских стран пострадали от засухи и неурожая; - имеет место высокий процент оставления начальной школы девочками; - существуют низкие уровни здоровья и питания; - в связи с финансовыми трудностями наблюдается спад в работе государственных органов, призванных заниматься проблемами положения женщин; - все эти факторы ведут к снижению уверенности африканских женщин в возможность своими силами преодолеть тяжелое наследие колониализма и препятствует включению самих женщин в строительство новой жизни. В Африке все более и более крепнет сознание того, что Программы нового международного экономического порядка неизбежно должны быть подкреплены прогрессивной социальной политикой в собственных границах, проводимой в интересах подавляющего большинства населения. Только в этих условиях возможно последовательно вести успешную борьбу за ликвидацию неравноправных отношений в мирохозяйственных связях в интересах всей общности развивающихся стран. В этих вопросах особую заинтересованность испытывают женщины, как часть населения, находящаяся в особенно тяжелом положении. Семинар по вопросу об экономической роли женщины в регионе Европейской экономической комиссии (Вена, 15-19 октября 1984 г.). На основе доклада секретариата комиссии и рабочих документов, представленных некоторыми участниками, был проведен обмен мнениями об опыте и политике стран относительно участия женщин в развитии национальной экономики. большинство делегаций сообщили о том, что в их странах доля женщин в общей численности рабочей силы высока и быстро увеличивается, составляя в ряде из них половину работающих или приближаясь к этой цифре. Несколько делегаций обратили внимание на существование неравноправного отношения к женщинам на работе и его отрицательные последствия для условий труда женщин, приема их на работу и перспектив продвижения по службе. Что касается выводов и рекомендаций, то Европейский семинар вновь подтвердил основные принципы и цели Десятилетия: равенство, развитие и мир, и принятые документы в Мехико и Копенгагене, а также взаимозависимость между основными целями Десятилетия и мировым экономическим положением, развитием и укреплением международного мира и безопасности, и мир как необходимое условие развития и улучшения положения женщин (п. 3 "Д"). Выводы в отношении изменений, происшедших в ходе Десятилетия и касающихся экономическом роли женщин, содержат признание, что проблемы женщин являются проблемами всего общества и что следует расширять и укреплять международное сотрудничество. В качестве положительных итогов Десятилетия отмечается, что в этом регионе и "в группах стран с различными социально-экономическими системами... достигнуты определенные успехи. Принцип вовлечения женщин в процесс развития прочно утвердился в преобладающем большинстве стран региона, и во многих из них приняты или усилены политика. и меры, направленные на осуществление этого принципа и обеспечение равенства мужчин и женщин. Особое внимание уделялось законодательству, специально предназначенному для устранение дискриминации и несправедливости, а также эффективному осуществлению такого законодательства". Говоря о трудностях осуществления целей Десятилетия, констатируется ряд экономических и демографических причин, в том числе сдерживание дальнейшего роста государственных расходов, что повлияло на сокращение перспектив занятости женщин сферы обслуживания в государственном секторе. Сократились в некоторых странах и расходы на социальные нужды, что повлияло на рост бедности. Вызывает озабоченность то, что принятые Европейским семинаром рекомендации формулируются, как и весь доклад о работе семинара, без различия социально-экономических и политических групп стран Европы. Главное внимание уделяется все еще существующей якобы везде дискриминации женщин в трудовых отношениях: приеме на работу, распределении по отраслям, в оплате труда, дополнительном для работающей женщины бремени выполнения домашних обязанностей. Так, рекомендация 29 европейского семинара, например, гласит: "все соответствующие стороны должны стремиться к уменьшению различий в заработной плате мужчин и женщин, выполняющих одинаковую работу, долины быть устранены различия в правовых условиях работы мужчин и женщин. В то же время следует поощрять уничтожение профессионального различия между мужчинами и женщинами" (ЕСЕ) ЕМ 6/2, Add. I, р.11).Совершенно очевидно, что такую рекомендацию вряд ли могут принять на свой счет все социалистические страны Европы, включая СССР. Известно, что отмеченные на семинаре в качестве якобы общих трудностей и тенденций уже давно принципиально решены в социалистических странах, о чем еще раз подтвердит выводы встречи экспертов стран по вопросам трудящихся женщин, проведенной по инициативе Центрального Совета болгарских профессиональных союзов (София, 24-26 апреля 1984 г.). На этой встрече отмечалось, что во всех социалистических странах наблюдалось дальнейшее развитие экономики, расширилось участие женщин в общественном производстве, повысился общеобразовательный и профессиональный уровень, возросла их политическая и трудовая активность, улучшились условия труда и его охрана, усилилась забота государства о женщине-матери, детях и семье в целом. Все эти и многие аналогичные мероприятия явились содержанием социально-экономических программ этих стран по повышению благосостояния всех слоев и групп населения, включая женщин. Были приняты новые значительные законодательные акты, включая конституционные, которые расширили юридическое равенство полов и содействовали фактическому равноправию женщины с мужчиной. Были созданы или получили дальнейшее развитие государственные и общественные органы, относящиеся к государственному механизму, обеспечивающему проведение указанной социально-экономической политики. Планы экономического и социального развития социалистических стран предусматривают дальнейшие меры по улучшению положения семей, в чем немало заинтересованы женщины. Во всех социалистических странах наблюдалась высокая занятость женщин в народном хозяйстве, поэтому динамика роста этого показателя за Десятилетие не была сколько-нибудь значительной. Продолжалась высокая концентрация женщин в сфере материального производства (60-70% от общего числа работающих женщин); возросла в то же время доля женщин в непроизводственной сфере, где нарастает использование высококвалифицированного труда, способствующего укреплению социальной инфраструктуры. Характерны для этого периода дальнейшая интеллектуализация женского труда; снижение занятости женщин в сельском хозяйстве и возрастание занятости в промышленности особенно за счёт современных и перспективных отраслей; наблюдался процесс дефеминизации отраслей с традиционным преобладанием труда женщин. Особенно следует отметить применительно к этому периоду рост квалификации женщин и новые меры, принятые государством для создания особых условий для учебы и повышения квалификации работниц, имеющих детей. Во многих социалистических странах были приняты меры по дальнейшему повышению заработной платы в непроизводственных отраслях, где особенно много занято женщин; проведены мероприятия по пересмотру списков тяжелых и вредных работ, на которых запрещается применение труда женщин; снижены нормы допустимых физических нагрузок для подъема и переноски грузов женщинами; особое внимание уделялось механизации трудоемких и сокращению ручных работ. В период Десятилетия во многих странах была значительно улучшена охрана материнства и детства: увеличена продолжительность отпусков но беременности и родам с сохранением и без сохранения заработной платы; увеличены ежемесячные пособия на рождение детей; увеличены отпуска по уходу за больным ребенком; расширена сеть детских дошкольных учреждений и групп продленного дня в школах и т.д. и т.п. Эксперты в то же время отметили ряд общих для дальнейшего улучшения положения трудящихся женщин во всех социалистических странах проблем, в частности, необходимость роста профессиональной квалификации женщин; рационального распределения мужчин и женщин по отраслям; распространения режимов рабочего времени с учетом нужд женщин, имеющих детей; создания наиболее благоприятных условий для сочетания женщиной ее трех основных социальных функций: матери, труженицы и гражданки. В заключение следует отметить, что Десятилетие женщины Организации Объединенных Наций способствовало развитию международного правового регулирования всех общественных отношений, касающихся женщин, внесло свой позитивный вклад в развитие национального законодательства и содействовало некоторому улучшению положения женщин во многих странах; привело к росту активности самих женщин и повысило их вклад в развитие общества. Общество и правительства с большим пониманием стали относиться к проблемам женщин, считать их неразрывной частью развития в целом. Мир и благоприятная экономическая обстановка, увеличение ассигнований на социальные нужды являются главными предпосылками проведения плановой социально-экономической политики государств в отношении женщин. В этом, несомненно, имеется весьма острая необходимость в большинстве стран мира. Опыт решения проблем женщин в СССР, других социалистических странах и развивающихся странах социалистической ориентации должен стать широким достоянием прогрессивной общественности тех стран, где идет борьба против дискриминации женщин, за демократию и социальный прогресс.
|