Жизнь женщин

Котовская М. М., Золотухина М., Шалыгина Н. Легко ли быть женщиной в России? // Завидуйте, я - женщина !!? М., Ларина сервис, 1993. С. 27-44.
 
В начало документа
В конец документа

Котовская М. М., Золотухина М., Шалыгина Н.

Легко ли быть женщиной в России?


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Общественная активность.

На шкале ценностей, рассмотренной нами в начале работы, все, что связано с "общественной деятельностью" женщины единодушно ставили на последний план. Однако это вовсе не свидетельство их социальной пассивности, просто долгие годы такое клише ассоциировалось с принадлежностью к коммунистической партии и в огромной степени означало подчиненность ее идеологии. Непартийные общественные организации были абсолютно 'беззубы" с точки зрения возможности влиять на события в стране. В полной мере это относится и к женским организациям того времени. Личная социальная активность женщины вписывалась в рамки той же парадигмы. Именно так дело обстояло до середины 60-х годов. События последних 5-6 лет изменили картину самым кардинальным образом. Сегодня мы можем жаловаться на что угодно, только не на общественную пассивность масс. И одним из наиболее ярких проявлений духовного раскрепощения общества можно считать подъем женского движения: в одной только Москве на 1991 г. было зарегистрировано 42 женских организации, деятельность которых весьма широка и разнообразна.

Наши респондентки, отвечая на вопрос анкеты "В общественной деятельности какого характера Вы принимаете участие?", указали, что, в основном, они состоят в женских организациях по месту работы (68%), по месту жительства (1,8%), вне работы и места жительства (31,2%). На наш взгляд, именно последняя цифра отражает реальную степень заинтересованности женщин в общественной деятельности такого характера, ибо требует дополнительных затрат времени и сил.

Если же анализировать структуру общественной активности женщин в целом, то картина вырисовывается следующая: 21% намереваются принять участие в работе различных клубов по интересам (шитье, вязание, рисование, уфология), 17% хотят поддержать движение за сохранение здоровья, 17% поделили свое желание общественной активности между религиозной деятельностью и культурной организацией досуга (киноабонемент, драмкружок), 7,6% женщин хотят участвовать в ' движении милосердия, 7,1% - в экологическом движении, 4,9% - в движении за мир, 4,1% - в женских организациях, 3,1% - в деятельности учебных центров, 1,2% - в политических организациях, 12,9% отметили графу "другие общественные организации". По возрастному признаку пик женской активности приходится на 18-35 лет у женщин со средним образованием, и на 25-45 лет - с высшим.

Если попытаться объединить полученные результаты в этом плане, то становится очевидным: женщины не проявляют особой склонности к участию в политизированных общественных организациях, т.е. организациях, требующих отчетливого проявления гражданской позиции, особой социальной активности. Доминирующее стремление - найти себе занятие "для души". И это - нормально. Любое правильно сбалансированное общество должно опираться на женщину-хранительницу очага, а не на амазонку (активистку, комиссара в юбке). Женщина и социальный авангард - вещи, противоречащие друг другу хотя бы потому, что самой природой женщине уготована роль биологического консерватора, а не экспериментатора. И то, что наши респондентки ставят во главу угла своей жизни чисто женские заботы и привязанности, лишний раз свидетельствует о том, что мы, кажется, на правильном пути.

Подкрепляет такой вывод и анализ другого блока вопросов, названного "Каковы самые сильные устремления женщин?" Лишь 0,39% ответили, что хотели бы реализовать себя в политике, зато на варианты ответов "Хочу иметь уверенность в завтрашнем дне", "Хочу поддерживать стабильную семейную жизнь и в то же время развиваться профессионально", "Посвятить себя духовному самосовершенствованию" - пришелся наибольший совокупный процент ( соответственно, 223, 203 и 18,5%). Да, основная масса женщин не выражают особого желания принимать участие в экономических, политических и социальных реформах (0,9%), не хотят они и включаться в деятельность политических организаций (0,04%). Но зададим себе простой вопрос - а почему, собственно, они должны хотеть этого?

Что это за положение вещей в одной, отдельно взятой стране, когда женщины в трудную для страны минуту должны выходить на передний край? Разве не достаточно павших в войне, или тех, кто за счет своей красоты, молодости и женственности, за счет здоровья своих будущих детей поднимали целину, заколачивали сваи, спускались

в шахты метростроя, сутками стояли у станка? Где жемчуга и каменья, место которых на груди женщин прочно заняли ордена? И нет ничего удивительного в том, что сегодня наши девочки окончательно сменили шинели на платьица, и не желают больше воевать. Ни на каком фронте! Они толпами идут на конкурсы красоты, не обращая внимания на перекрытые воинскими частями городские магистрали. Они проявляют сверхъестественную изобретательность, стараясь красиво одеться. И они, к сожалению, почти все готовы уехать из своей многострадальной страны, только бы жить по-человечески, только бы почувствовать себя настоящей женщиной: ухоженной, спокойной, позволившей себе родить двоих-троих детей, имеющей свой дом, бытовую технику, способной оплатить экзотическое путешествие. Такую жизнь существующее в нашей стране правительство не может им даже пообещать, рискуя еще больше нарушить генетический фонд государства.

Из всего приведенного выше можно сделать два основных вывода. Первый: советских женщин категорически не устраивают условия их жизни. Блок вопросов "Что больше всего раздражает Вас в жизни?" мы даже не стали анализировать, так как наши респондентки жирно обводили буквально каждый пункт ответов, игнорируя просьбу составителей анкеты обвести только 5 из 22 вариантов ответов. Второй: теоретически женщины понимают необходимость борьбы, но только не политической, в которой давно утрачены всякие пели и ориентиры, а социальной (74% ответов на вопрос "Чего Вы стремитесь достичь в рамках тех изменений, которые совершаются в Вашей стране?"), то есть за улучшение условий труда, повышение зарплаты, за перспективы социального обеспечения, признание социальных прав женщин. Но у них просто нет сил бороться, настолько они устали быть защитницами, победительницами, героинями и берегинями. Они хотят быть просто женщинами. Основная сложность ситуации в том, что остановка произошла на самом неудачном в историческом плане перекрестке.

Существует и еще одна объективная причина социальной индифферентности женщин, которая у всех на виду и на слуху - нехватка времени. Все свободное от работы время женщины тратят на заботы о самом необходимом: стоят в бесчисленных очередях за продуктами, убирают, стирают, гладят, шьют, вяжут. Впрочем, мы располагаем точными статистическими данными относительно свободного временя советских женщин. Поскольку возраст наших респонденток варьируется от 18 до 65 лет, а следовательно интересы их должны существенно разниться, все ответы мы анализировали, прежде всего, в зависимости от этого фактора. Кроме данных о возрастных различиях, мы имеем сведения о проведении свободного времени женщинами в различных регионах нашей страны. Этот факт ничего не говорит о национальных различиях в умонастроении и каких-либо предпочтениях наших респонденток, потому что такой вопрос не ставился в нашем исследовании, и женщины не указывали своей национальной принадлежности. Вся информация, которой мы располагаем, - место проживания женщины (тот или иной регион) и общие культурные особенности последнего, которые могут оказывать влияние на стиль и образ жизни женщины любой национальности. Не более того. А вот, например, природные условия региона или степень его коммуникативной оснащенности способны дать существенные различия в общей картине.

Занятия спортом.

У молодых женщин занятия спортом занимают большее время, чем посещение дискотек и баров, активному спорту они отдают предпочтение перед созерцанием спортивных зрелищ." Возраст забот" (26-35 лет) снижает спортивный энтузиазм, но чем старше женщина, тем более она бывает склонной вернуться вновь к спортивной активности, вступая в различные группы общей физической подготовки, посещая бассейн, используя естественный терренкур для прогулки. Наиболее привержены спорту женщины до 25 лет, живущие в столицах Европейской части бывшего Союза: в Москве (5,19%), Киеве (4,62%), Санкт-Петербурге (3,82%). Если брать более крупный план, то женщины охотно занимаются спортом в таких государствах, как Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Казахстан. Последний регион - особый, здесь находится один из известнейших горнолыжных курортов страны, международного класса спортивный комплекс в горах - "Медео". Население республики стекается сюда на уик-энд, занимаясь почти всеми видами спорта. Женщины постарше активно занимаются спортом в Грузии и Беларуси (26-35 лет), среднего возраста (старше 45 лет) в Москве и Киеве.

Чтение прессы.

Судя по общей таблице, чем старше женщина, тем больше времени она уделяет чтению прессы в сравнении с другими видами отдыха. Однако анализ региональных данных позволяет нам сделать и еще один интересный вывод: интерес к прессе заметнее среди женщин, проживающих в регионах с повышенной политической напряженностью - Средняя Азия, Прибалтика, Украина. Особенно это касается молодых женщин, живущих в этих "бурлящих" районах. Так, женщины в возрасте 18-25 лет, проживающие в Киеве, в 2 раза больше уделяют времени чтению прессы, чем их сверстницы в Москве (соответственно 16,9 и 7,8%), а женщины Узбекистана - в 2 раза больше, чем женщины Беларуси (14,4 и 6,2%). Это лишний раз говорит о том, что в спокойной обстановке молодые женщины вряд ли склонны особенно интересоваться политикой, отдавая ей свободное время. Но объективно складывающаяся социальноэкономическая обстановка напряженности в некоторых регионах страны вынуждает их политизироваться, отрывая от более присущих их возрасту занятий.

Чтение художественной литературы.

По-видимому, это наиболее популярный вид отдыха наших женщин. Читают все и читают много. Читают в транспорте, стоя в неудобной позе, в залах ожидания, гуляя с детской коляской, сидя в парикмахерской, и, уж конечно, "на ночь". Наши данные не показали каких-либо существенных различий по возрастным, образовательным и региональным параметрам. Чуть больше читают пожилые, выйдя на пенсию, а молодые - еще не обзаведясь семьей. Гораздо интереснее, на наш взгляд, - что читают. Из русских прозаиков особенно популярны Бунин, d3, Л.Толстой, Тургенев, Достоевский. Русские поэты-классики Лермонтов, Пушкин, Баратынский, Некрасов, Грибоедов, Фет. Среди национальных классиков упомянуты В. Лацис (Латвия), Л. Украинка, О. Гончар, Т. Шевченко (Украина), Ш.Руставели (Грузия), Низами (Азербайджан). Немало женщин увлечены русской поэзией начала XX века: Блок, Бальмонт, Мандельштам, Рубцов. Еще более читаемы произведения поэтов советского периода - Ахматовой, Цветаевой, Высоцкого, Окуджавы (последние два автора - национальные барды, чьи песни еще более популярны, чем стихотворные произведения), Ахмадуллиной, Гамзатова, Евтушенко, Вознесенского.

Проблемная литература советского периода представлена такими авторами, как Солженицын, Гроссман, Айтматов, Приставкии. Романы о военном периоде Абрамова, Адамовича, Ю. Бондарева, Приставкина. "Для души" читают Нагибина, Шукшина, Вампилова, Распутина, Пикуля, Алексина, Вл. Солоухина, Астафьева, Ильфа и Петрова, Германа, Каверина, Белова и многих-многих других. Женщины любят и знают хорошую фантастику - как отечественную, так и зарубежную: среди авторов наиболее популярны Ефремов, Булычев, Беляев, Уэллс, Каттнер, Брэдбери, Лем. Зарубежная литература, интересующая женщин, представлена произведениями более ста авторов: от Шекспира, Флобера, Лоне де Вега, Золя, Стендаля, Драйзера, Диккенса и т. д. до Ремарка, Хемингуэя, Голсуорси, Вежинова, Амаду, Сэлинджера. Or Ж. Верна, Конан Дойля и В. Скотта до А. Кристи, Чейза, Хейли и др.

Интересно, что на вопрос анкеты "Что Вас больше всего интересует из происходящего в Вашей стране?" женщины поставили возможность читать ранее запрещенные произведения на второе место после пункта о роли возрождения церкви.

 

Встречи с друзьями.

Предпочтительная форма отдыха молодых женщин. Очень интересен вопрос - каков же круг общения молодой женщины, недавно вышедшей замуж? Чьи добрачные дружеские связи - мужа или жены - доминируют при формировании общего круга знакомых молодой семьи? К сожалению, данных такого рода у нас нет, однако, наблюдения подсказывают, что чаще круг общения образуется через связи мужа, чем жены. Правда, общительная и энергичная женщина продолжает и после замужества сохранять свой круг знакомых, не теряя индивидуальности, но отношение к нему мужа - снисходительно-внимательное, не более.

Так или иначе, общение с друзьями довольно длительное время остается для семьи более популярным времяпрепровождением, чем, скажем, укрепление появившихся вновь (после брака) родственных связей. Думается, что устойчивость дружеских связей и разнообразие их форм являются наследием советского периода жизни страны, когда все, что входило в понятие "общественный", довлело над личным и семейным. Характерно, что на вопрос анкеты "К кому бы Вы обратились в случае депрессии или осложнений?" большая часть респонденток (43,4%) ответили, что к друзьям, 33,7% обратились бы к ближайшим родственникам, 11% - к церкви, 19,9% - в центр анонимной психологической помощи, к средствам массовой информации, представителям власти, врачам-специалистам.

Сегодня соотношение "личное-семейное-общественное" стало меняться. В качестве переходного периода можно рассматривать такую форму молодежного общения, как дружба семьями. Молодые пары, имеющие детей, объединяются, стараясь организовать свое свободное время таким образом, чтобы можно было учесть и интересы детей: совместное посещение выставок, загородные прогулки, байдарочные и пешие походы и т. д. Концентрация внимания на воспитании подрастающего поколения у современных молодых женщин оставляет довольно мало времени для их внесемейного отдыха.

Поездки за город.

Типично семейная форма отдыха у женщин. Лавинообразное обзаведение садовыми участками фактически "съедает" все свободное время горожанок с апреля по октябрь. В этот период все свои выходные огромное число женщин проводит в заботах об урожае. Особенно это характерно для больших городов - Москвы, Санкт-Петербурга, городов Прибалтики (соответственно 7,7, 7,7 и 73%), снабжение которых продуктами питания крайне нестабильно и вынуждает население заниматься самообеспечением. Четкого разделения обязанностей между мужчиной и женщиной при освоении земельного участка не наблюдается, поэтому женщине часто приходится заниматься тяжелым физическим трудом. А если прибавить к этому затраты энергии на дорогу (1,5 - 2 часа) и приготовление пищи "в походных условиях", то два выходных дня превращаются для женщин в еще одну разновидность домашней работы, правда на свежем воздухе.

Домашняя работа и отдых

Судя по цифрам, приведенным в таблице, домашний труд поглощает большую часть свободного от работы времени всех женщин, независимо от возраста. С годами несколько меняется долевое соотношение отдыха и домашней работы: женщины до 25 лет в 2 раза больше уделяют времени отдыху, в сравнении с женщинами 46-55 лет, причем отдых для них в меньшей степени связан с просмотром телепрограмм, чем у пожилых. Они предпочитают ходить в кино, и делают это в 7 раз чаще, чем пожилые. Зато среди последних в 2-3 раза больше тех, кто посещает театры и художественные выставки. Такая форма досуга была очень характерна для многих советских женщин 20-25 лет назад, во времена молодости этого поколения женщин. Они могли часами простаивать в очереди ради посещения какой-либо неординарной выставки, например, художников-диссидентов, авангардистов, коллекций американских музеев, залов живописи Лувра и т.д. Система ценностей этих женщин видимо не теряет актуальности и сегодня.

Концерты, судя по таблице, посещает очень небольшая часть женщин: 66,4% предпочитают эстраду, 13,5% - классическую музыку, 7,4% - рок, 2,8% - фольклор, 0,2% -духовную музыку, 6% - какую-либо другую. По нашим наблюдениям, каждую осень годовые абонементы на классические концерты в Большой зал консерватории в Москве раскупаются, что называется, "по записи". Такая форма досуга для москвичей 25-30 лет считается одной из самых престижных. Данные анкетирования подтверждают, что наибольший процент слушающих классическую музыку - женщины 25 лет. Эстрада, за исключением самых юных, привлекает женщин почти всех возрастов практически одинаково.

Что касается феерических рок-концертов, устраиваемых в больших городах, и того влияния, что рок оказывает на поведение молодежи, следует сказать, что матери реагируют на это довольно спокойно. Во всяком случае, в ответах на нашу анкету 65% полагают, что рок-движение оказывает на их детей скоре положительное воздействие.

Посещение церкви.

Несмотря на очевидное возрождение интереса к религии в нашей стране, посещение церкви еще не приобрело достаточной популярности среди женщин. Судя по таблице, пожилые женщины лишь ненамного больше, чем молодые, отдают дань религии. Однако, в закавказских республиках Грузии и Армении - единственно православных республик на Востоке - доля женщин, регулярно посещающих церковь, сравнительно велика (4,11 и 233%). Мы полагаем, что на самом деле эта доля еще больше, что связано, возможно, с многовековым противостоянием соседствующих православной и мусульманской культур. Возможно, что глубоко верующие женщины способны оказывать то лили иное воздействие на происходящие в данном регионе события. Но этот узел причинно-следственных связей еще ждет своих исследователей.

Пока мы можем сказать, что социальную активность женщин сегодня следует изучать не только по процентному представительству в тех или иных общественных, политических и прочих организациях. Ситуация более сложная, поскольку существуют неформальные, опосредованные формы проявления общественной активности, которые, как подводный вулкан, не будучи видимыми, подчас определяют состояние погоды на всей планете. К таким вулканам можно отнести и профессиональную сферу жизни женщины.

Работа и профессия.

Все вопросы, касающиеся профессиональной деятельности современной женщины, тяготеют к двум полюсам: к возможности самореализации в профессиональной деятельности и совмещению ее с заботами о семье и детях. Будем исходить из того, что самореализация женщины в профессиональной деятельности -объективная реальность сегодняшнего дня, отбросив множество возможных аспектов этого вопроса. Что мешает женщине получать удовлетворение от работы? Причин немало, но одна из основных - неадекватная возможностям женщины профессиональная ориентация. Многолетнее навязывание идеи равенства полов породило тенденцию к амбициям. Девушки мечтают о профессиях, изначально непригодных для большинства из них, поскольку требуют полной отдачи времени и сил, не оставляя их на семью и детей. Больше половины наших респонденток (65%) в возрасте до 18 лет на вопрос анкеты "В какой из названных областей Вам хотелось бы получить специальность?" выделили пункт "международные отношения". Они же сами оценили эту сферу деятельности как наиболее труднодоступную и при поступлении в ВУЗ и при последующем трудоустройстве. Что это, как ни полная дезориентация в реальной жизни, дань мифам о свободе женщины?

Не будем поднимать вопроса о потенциальных возможностях женского интеллекта. Это очень многогранная проблема, требующая специального рассмотрения. Дело в другом: может ли "среднестатистическая" советская женщина преодолевать барьеры профессионального и служебного роста наравне с мужчиной? Из перечня факторов, влияющих на этот процесс, указанного в нашей анкете, женщины выбрали, как факторы, мешающие продвижению по службе, "семейные обстоятельства" (21,9%), "нежелание брать на себя большую ответственность" (21,9%), "отсутствие материального стимула" (16,2%), "приоритет мужчин" (16,1%), "отсутствие профессионального интереса" (13,6%), "отсутствие способностей" (6,2%), "не состою членом партии" (4,3%).

Если задуматься над этими цифрами, то можно заметить, что совокупный процент первых четырех факторов отражает объективную невозможность для женщины делать карьеру. Приоритет женских семейных - забот влечет за собой нежелание брать на себя еще одну заботу - ответственность за коллектив. При существующей в стране экономике работающие женщины используют каждую свободную минуту, чтобы купить продукты, произвести коммунальные платежи, купить лекарства и т.д. Если временной режим труда женщины очень жесток, она жертвует своим обеденным временем, чтобы опять же исполнить те же обязанности. Каким запасом энергии и здоровья надо обладать, чтобы при таком ритме жизни еще и координировать, направлять деятельность подчиненных!?

По этой причине "не работает" и материальный стимул. Для того чтобы зарабатывать больше денег, женщине придется еще плотнее сжать свой трудовой день, что сегодня для большинства из них просто физически невыносимо.

Приоритет мужчин на службе сегодня укрепился и вырос. И дело тут, повторяем, не в интеллектуальном превосходстве мужчины над женщиной. Очень часто женщине проще "родить" идею, которую ее коллеги-мужчины методично и целенаправленно ищут долгое время. К сожалению, система учета такого рода работы у нас не налажена. Зато рабочий коллектив мужчин, способный позволить себе разрабатывать какую-либо срочную компьютерную программу по 14-15 часов ежедневно, конечно надежнее и ценится выше. Именно по этой причине женщины-программисты сегодня, когда стихия наступающего рынка ставит работодателей перед жесткой необходимостью выбора, оказываются на бирже труда первыми.

Надо сказать, что профессионализм женщины при ситуации, сложившейся в стране, страдает даже сильнее, чем служебный статус. Повышение квалификации требует значительно большей системности в отношении трудовой деятельности, непрерывности процесса наращивания потенциала. Как, к примеру, должна повести себя женщина-художница в следующей ситуации: картина, которую она готовит для престижной выставки, способная принести ей значительный доход, долгое время не могла быть закончена из-за ненастной погоды и недостаточного освещения. А в тот день, когда появилось солнце, в соседнем магазине стали продавать сахар, которого в городе не было еще дольше, и который столь необходим ее маленькому ребенку. Чтобы купить сахар, женщина должна отстоять огромную очередь, большую часть светового дня. Заметим, что она, отнюдь, не бедна. У нее есть деньги, но нет возможности купить самое необходимое. Каким должен быть ее выбор? Мы можем сказать с полной уверенностью, что художница встанет в очередь за сахаром, с тоской размышляя о потерянном для работы дне.

В заключение нам бы хотелось еще раз подчеркнуть, что проблема выбора женщины в рамках триады семья-душа-работа универсальна. В любой стране, даже там, где уровень жизни достаточно высок, современная городская женщина выбирает для себя ту или иную зависимость. Весь вопрос в том, какова степень дисгармонии в бытии самой женщины после выбора. Для советской женщины, она, к сожалению, превышает все разумные пределы, ибо, выбрав однажды, женщина фактически вынуждена в последствии отказываться от других составляющих единого целого. Но, разрываясь на части, женщина несет дисгармонию в святая святых - в любовь! И мужчина отвечает ей тем же.