Социальный статус

Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью-Йорк, 1968 С. 3-57.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Предисловие. Женщины в борьбе за равноправие. Женщины в советском обществе


ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге речь идет о положении женщин в стране строящегося коммунизма - СССР.

СССР завершил построение социалистического общества, как первой фазы коммунизма, и перешел ко второй его фазе - построению коммунистического общества. Женщины в СССР живут в условиях советского строя и коммунистического строительства уже 50 лет и, как утверждают в СССР, "среди величайших достижений советского социалистического стоя одно из первых мест занимает решение женского вопроса". Женщины в СССР имеют по закону полное равноправие и женский вопрос в СССР считается решенным.

"Опыт решения женского вопрос в СССР, говорит журнал "Коммунист" (1968, №3) вдохновляет на борьбу за социальный прогресс... сотни миллионов женщин всего мира". Понятно, что объективная и конкретная характеристика фактического положения женщин в СССР заслуживает очень большого внимания. Это необходимо подчеркнуть еще и потому, что женщины в СССР составляют большинство населения (мужчин 45,8%, женщин - 54,2%), большинство работников народного хозяйства и в их составе большинство интеллектуальных работников (среди специалистов с высшим образованием - 52%), среди специалистов со средним образованием - 62%). В то же время женщины остаются и созидательницами семьи и воспитательницами подрастающего поколения.

Предлагаемая книга дает характеристику действительного положения женщин в СССР исключительно на основе советских, главным образом, официальных источников. Книга имеет в виду всех женщин СССР, а не только женщин, занимающих видное профессиональное или общественное положение в стране. Однако книга отнюдь не претендует на исчерпывающую полноту характеристики и на бесспорность своих выводов.

В этой книге так же, как в предыдущей книге "Семья в СССР 1917-1967", автор стремился к последовательному, ясному и документированному изложению материала в доступной широкому кругу читателей форме.

Автор

I. ЖЕНЩИНЫ В БОРЬБЕ ЗА РАВНОПРАВИЕ

Глава 1

НЕРАВНОПРАВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ

Исторические судьбы женщины не только сложны, но во многом и трагичны. Независимое положение женщины, которое она имела во времена матриархата, было ею утеряно при переходе к патриархальной семье.1 С этого момента вплоть до наших дней женщина несет тяжкий крест своего зависимого и угнетенного состояния. Степень и формы угнетения женщины в разное время и в разных странах были разными, но в течение тысячелетий угнетение преследовало женщину непрерывно.

В рабовладельческом обществе женщина была по существу рабой мужчины - главы семьи, который владел женщиной на правах частной собственности и мог поступать с нею так же, как он поступал с любой принадлежащей ему вещью. В древнеиндийских законах Ману подчеркивалось, например, что

"В детском возрасте женщина зависит от своего отца, в юности - от мужа, во время вдовства - от сына, а если нет сына, то от ближайших родственников мужа. Она не должна никогда управляться сама".2

В древнем Риме еще во времена Гая3 муж имел право на жизнь и смерть своей жены. Жену, проявившую неверность мужу, били палками или камнями и бросали в цирке на растерзание зверей. Жена на протяжении всего рабовладельческого строя оставалась наиболее бесправной и обездоленной рабой своего мужа и своей семьи.4

В феодальном обществе началось некоторое смягчение нравов. Муж уже не мог безнаказанно убить свою жену, но жена по-прежнему оставалась полностью от него зависимой и во всех отношениях бесправной. Она была угнетена сложившимся в прошлом "общественным мнением", в духе которого, скажем, Македонский католический собор (585 г.) еще серьезно обсуждал вопрос - имеет ли женщина душу и является ли она человеком. Женщина феодального общества зависела от своего мужа и главы семьи, она зависела от феодального помещика, который пользовался правом первой ночи, она зависела и от церковных предрассудков, выражавшихся, скажем, в жестокой борьбе с ведьмами,5 в результате которой погибло на кострах инквизиции 14-17 вв. огромное количество женщин. Бесправие, побои и истязания женщин считались еще нормальным явлением.

В капиталистическом обществе происходило дальнейшее смягчение нравов и постепенное улучшение в судьбе женщины. Но на первой стадии развития капиталистического общества (индивидуальный капитализм) положение женщины во многом оставалось еще тяжелым. Женщина должна была безропотно подчиняться мужу и оказывать ему "всякое угождение". Самостоятельной личности в глазах закона она, как правило, еще не имела. Ее жизнь должна была укладываться, как говорил Вильгельм II, в четыре К - Kinder, Kuche. Klenier, Kirdie, то есть дети, кухня, платье, церковь. Конечно. развитие промышленного производства и постепенное включение женщин в состав профессиональных работников народного хозяйства меняло ситуацию. Но и профессиональные работницы народного хозяйства оставались еще бесправными, ибо женщин принимали преимущественно на низкооплачиваемую работу и за одинаковую работу платили им меньше, чем мужчинам. Низкая оплата труда женщин приводила к тому, что, скажем, в Англии для тяги барок по каналам часто использовались не лошади, а женщины.

Известный перелом в судьбе женщины наступил лишь в 20 столетии на второй стадии развития капиталистического общества (общественный капитализм), когда в индустриальных странах6 начался процесс демократизации не только в политической, но и в экономической области и когда получила свое развитие демократическая семья.7 Огромные достижения науки и техники внесли радикальные изменения в общественное сознание людей и облегчили борьбу за равноправие и человеческое достоинство женщины.

Но полного равноправия, полного социально-экономического равенства с мужчиной женщина еще не достигла. И в системе общественного капитализма демократических стран и в системе государственного социализма коммунистических стран женщина остается еще во многом неравноправной.

Так как зависимое, неравноправное положение женщины представляет собою характерную черту всех без исключения народов за все время их исторического развития, то естественно возникает вопрос о причинах этого всеобщего явления. В мировой литературе и философии существует много попыток установить, почему именно женщины во все исторические времена, у всех народов мира были неравноправными. Высказанные при этом соображения можно, как нам кажется, свести в две основные группы или "теории" - естественную и общественную.

Естественная теория говорит, что общее положение женщины определяется не нашими пожеланиями и программами, а природой самой женщины, естественными особенностями женского организма. Природа в стремлении обеспечить продолжение нашего рода создала определенную структуру женского и мужского организма, изменить которую мы не можем. Структуре женского организма положены функции рождения и первоначального питания младенца, а структуре мужского организма - труд по добыче пищи не только для себя, но в течение определенного времени и для женщины с младенцем. Чтобы добывать пищу и жизненные средства для себя, жены и младенца мужчина должен быть сильным, а чтобы ухаживать за младенцем женщина должна быть нежной. Сила и активность с одной стороны, относительная слабость и пассивность с другой стороны, именно это естественное различие полов и является основой различного положения мужчины и женщины в обществе.

В свое время, основываясь на этом в разных вариантах интерпретируемом естественном различии полов, ряд социологов и философов выступали решительно против женского равноправия.

Голландский философ Спиноза говорил, например, следующее:

"Ведь, если бы женщины по природе были равны мужчинам и по силе души и ума, в которых, главным образом, заключается человеческая мощь, а следовательно, и право, то, конечно, среди стольких различных наций нашлись бы некоторые, где оба пола управляли бы на равном основании, и другие, где мужчины управлялись бы женщинами и получали бы такое воспитание, что отставали бы от них в умственных качествах. Но так как этого нигде нет, то вполне можно утверждать, что женщины по природе не имеют одинакового с мужчинами права: они, напротив, с необходимостью уступают мужчинам и поэтому невозможно, чтобы оба пола управляли на равном основании и еще менее, чтобы мужчины управлялись женщинами".8

Таким образом сама жизнь показывает, что женщина не случайно, а естественно остается неравноправной. Вследствие слабости своего организма она "по силе души и ума" является неполноценной, поэтому и не может быть равноправной.

Немецкий философ Шопенгауэр, имея в виду "узкоплечий, широкобедрый, низкорослый пол", говорил, что отличительной чертой женщины является "не дело, а страдание. Ее дело в жизни - уход за ребенком, подчинение себя мужу... Женщина призвана быть попечительницей и воспитательницей детей, ибо сама она - ребенок, всю свою жизнь остается взрослым ребенком, - она составляет нечто среднее между ребенком и мужчиной, - только мужчина является настоящим человеком".9

И только мужчина может быть руководителем в семье и обществе. Слабый ребенок не может руководить взрослыми и женское равноправие поэтому невозможно.

Немецкий философ Гегель предостерегал поэтому, что

"Государство подвергается опасности, когда женщины находятся во главе правительства, ибо они действуют не согласно требованиям всеобщего, а руководствуясь случайными склонностями и мнениями".10

Французский философ О. Конт предостерегал кроме того об опасности равноправия женщин, угрожающей так же и нормальному развитию народонаселения. По мнению Конта неравноправие женщин коренится "в естественной слабости женского организма" и предоставление женщинам равноправия послужило бы перегрузкой слабого женского организма, а значит и

"задержкою дальнейшего воспроизводства нашего рода".11

Об этом, а также о противоречии между материнством и профессиональной работой женщин в народном хозяйстве говорят и некоторые современные авторы.12 Таким образом, естественная теория с общем утверждает, что неравноправие женщин связано с естественной слабостью женского организма и проистекающей отсюда неполноценностью физических и духовных способностей женщины. Так как изменить организм женщины невозможно, то невозможно изменить и общественное положение женщин. Однако, согласиться с естественной теорией, основывающей неравноправие женщин естественной слабостью женского организма, мы не можем по следующим соображениям:

1. Слабость женского организма-понятие более или мене относительное. Факты говорят о том, что раньше до 90% населения проживало (а во многих странах проживает и сейчас) в деревне и занималось крестьянским хозяйством. Всем, кто знаком с крестьянским хозяйством, хорошо известно, что женщины работали там не только наряду с мужчинами, но и значительно больше мужчин. При отсутствии в доме мужчины женщины выполняли все хозяйственные работы и вели свое хозяйство не только самостоятельно, но и не менее разумно, чем мужчины. Значит, о слабости физических и духовных способностей женщины-крестьянки говорить не приходится. Между тем крестьянки составляли, повторяем, до 90 % женского населения.

В 20 столетии развитие промышленности привело на Западе к сокращению сельского населения и резкому росту городского населения. Но основную массу городского населения составляют семьи рабочих и служащих (считая в составе служащих и интеллигенцию). Женщины, принадлежащие к этим слоям городского населения, работают сейчас во всех предприятиях и учреждениях города и выполняют в основном те же функции, что и мужчины - от грузчика до космонавта, от переписчика до премьер-министра (Индия). Предупреждения Гегеля, Спинозы и Шопенгауэра жизнь опровергла и говорить о слабости физических и духовных способностей городских женщин тоже не приходится.

2. Конечно, женский организм уступает мужскому в физической силе и в отдельные периоды он требует бережного к себе отношения, но жизнь показала, что он достаточно силен и вынослив, чтобы выполнять большинство трудовых функций современного общества.

Это тем более верно, что развитие современной техники значительно облегчает труд человека и меняет всю структуру общественного труда. Удельный вес работников материального производства непрерывно снижается, а удельный вес работников "духовного производства" и производства услуг непрерывно повышается. Роль физической силы современного работника приобретает второстепенное значение. На первый план выступает его интеллектуальная сила. Но способность женщин развивать свою интеллектуальную силу, как мы увидим дальше, не уступает способности мужчин.

Общественная теория. Если естественная теория считает неравноправие женщин явлением природным, бороться с которым невозможно, то общественная теория неравноправие женщин считает явлением не столько природным, сколько общественным, борьба с которым возможна и необходима.

"Конечно, - говорит Чернышевский, - между мужчиною и женщиной должна быть некоторая природная разница в организации ума и характера, как есть разница в организации тела; мы говорим только, что это умственное природное различие между полами ничтожно в сравнении с тем влиянием, которое оказывают на развитие особенностей женского ума и характера влияние воспитания, общественных преданий и требований",13

то есть влияние общества. Зависимое и неравноправное положение женщины возникло, как нам кажется, не потому, что природа создала женский организм более слабым, чем мужской, а потому, что в обществе исторически сложилась социальная система более несправедливая к женщинам, чем к мужчинам. Известно, например, что во времена матриархата женщина занимала ведущее положение в семье и обществе, но это положение она утратила при переходе от матриархата к патриархату. И совсем не потому, что изменилась физическая структура людей, что женщины стали физически слабее, а мужчины сильнее. Физическая структура людей не изменилась, а изменилась общественная структура. Мужчина занял ведущее и затем господствующее положение в семье и обществе, а женщина оказалась в зависимом, рабском положении. Прошли тысячелетия. И то, что было создано обществом, стало казаться естественным и само собою разумеющимся.

Но созданное обществом может быть и изменено обществом. Общественная теория объясняет, как создалось в обществе угнетенное положение женщины и как следует с ним бороться. В зависимости от того, что считается при этом наиболее важным, существуют два направления в общественной теории: идеалистическое и материалистическое.

Идеалистическое направление полагает, что так как на протяжении тысячелетий в семье и обществе господствовали и в большинстве случаев продолжают господствовать мужчины, то они создали отвечающие своим интересам обычаи, традиции, верования, законы и теории, которые поставили женщин в зависимое положение и создали для них такие условия, при которых они в духовном отношении неизбежно отстают и превращаются в людей второго сорта. Чтобы преодолеть всё это, необходимо повысить духовную культуру народа и прежде всего духовную культуру женщин. В связи с этим проф. Хвостов говорит:

"Человек есть по всему своему существу житель двух миров. С одной стороны он принадлежит к царству природы и необходимости, с другой - царству духа и свободы... Нравственное начало человека состоит в культивировании в себе начал свободы и бесконечного духа и в подавлении той ограниченности, слабости и эгоизма, которые вызываются чувственной природой".14

Человек много работает над улучшением и подчинением себе окружающей его природы, но мало работает над улучшением собственной природы, особенно над улучшением тех начал в своей природе, которые возвышают его над животным миром и составляют нравственно-духовную область его жизни. Идеалисты-просветители 18 века (Гольбах, Гельвеций, Кондорсе, Вольтер, Дидро и др.) видели смысл общественного прогресса в развитии именно духовной культуры людей и в перестройке общества в соответствии с требованиями развивающегося общественного сознания. Только такая перестройка, которая является результатом культурного развития общества и отвечает требованиям просвещенного сознания людей, способна устранить недостатки социальной системы, в частности, обеспечить женщинам равноправие и достойное положение в обществе.

Материалистическое направление полагает однако, что

"Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Поэтому материалисты 19 века (Маркс, Энгельс, Плеханов, Каутский, Бебель и др.) смысл общественного прогресса видели в развитии материальных производительных сил общества и изменении производственных отношений, то есть отношений собственности, определяющей в основном бытие людей. В первобытном обществе существовала общественная собственность на средства производства и женщина была независимой; она возглавляла общее "домашнее" хозяйство, охватывающее много брачных пар и, таким образом, занимала достойное общественное положение. Но постепенно средства производства перешли в частную собственность отдельных семей, а возглавление семей к мужчине. Мужчина стал собственником семейного имущества, а женщина оказалась в патриархальной семье неравноправной и порабощенной. Однако и патриархальная семья на Западе вступила на путь постепенного преобразования в демократическую семью,7) в которой женщина получает уже широкие права собственности (30-40 °/о народного богатства США принадлежит женщинам) и соответствующую независимость.16 Но материалисты марксистского направления полагают, что полная независимость и равноправие женщин наступит только тогда, когда частная собственность на средства производства будет полностью уничтожена и средства производства снова превратятся в общественную собственность. С этой марксистской точки зрения исторический процесс развивается по схеме: от общественной собственности первобытного общества и независимого положения женщин через частную собственность классового общества и порабощенное положение женщин снова к общественной собственности и независимому равноправному положению женщин. Такова с материалистической точки зрения диалектика в судьбах женщин.

Однако и в идеалистическом и в материалистическом направлении общественной теории есть элементы односторонности. Дело заключается не в том, чтобы развивать только духовные или только материальные начала общественной жизни, а в том, чтобы развивать духовные и материальные начала в их сочетании и гармоническом единстве.

Глава 2

ДВИЖЕНИЕ ЗА ЖЕНСКОЕ РАВНОПРАВИЕ

Освобождение женщины и ее равноправие не могут наступить автоматически. Неизбежна упорная и длительная борьба с укоренившимися предрассудками, получившими на протяжении веков силу "законов природы". Борьба эта началась в 18-19 столетии, но идейные истоки ее были заложены еще в эпоху Возрождения (14-16 вв.). Гуманизм эпохи Возрождения относился одинаково к мужчинам и женщинам, поэтому стал объективной предпосылкой для возникновения идеи женского равноправия. Выдающиеся гуманисты того времени проявляли большое уважение к женщине, ее уму и ее духовному миру. Об этом свидетельствуют посвящения женщинам ряда произведений Данте, Петрарки. Боккаччо. Об этом свидетельствует и привлечение женщин к обсуждению научных и литературных тем, а также участие женщин в гуманистическом движении, в частности, в борьбе за женское образование (Сфорца). Конечно, круг образованных женщин того времени был крайне ограничен, но идеи, зародившиеся в эпоху Возрождения, жили и находили свой отклик у последующих поколений европейской интеллигенции, особенно у интеллигенции просветительной эпохи 17-18 вв.17

Просветители, создавшие культ разума И считавшие, что все люди свободны от рождения и поэтому должны быть равными перед законом, объективно18 много сделали для преодоления общественных предрассудков, ставивших женщину в неравное положение. Французский философ и политический деятель Ж.Кондорсе говорил, например, что

"Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между полами".19

Наряду и вслед за просветителями много сделали для преодоления относящихся к женщинам предрассудков и утописты. Считая необходимым преобразование существующего общества и рисуя идеалистические картины будущего общественного устройства, утописты полагали, что переход к нарисованному ими обществу будет совершаться в порядке всеобщего освободительного процесса, в котором огромное значение должно принадлежать освобождению женщин. Один из выдающихся утопистов Ш. Фурье - полагал даже, что

"Степень освобождения женщины представляет естественное мерило всеобщего освобождения"20

мерило прогресса существующего общества и приближения его к идеальному обществу, которое без свободы женщины невозможно.

Просветители и утописты, критикуя существующие общественные порядки и подчеркивая право женщины на свободу, а следовательно, и необходимость ее освобождения, полагали, что это освобождение будет происходить само собой по мере развития общественного сознания и поэтому вопросам специально женского освободительного движения достаточного внимания не уделяли. Тем не менее женское освободительное движение на Западе возникло и получило свое развитие в виде феминистических и, в частности, суфражистских организаций.21

Русские демократы 19 столетия - Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский и др. полагали, что освобождение женщин не может произойти само собой и что женщины сами должны активно бороться за свое освобождение. Одним из таких путей борьбы Чернышевский считал кооперацию. В своем романе "Что делать?" Чернышевский обрисовал новый тип духовно-развитой женщины - жены, матери, общественной деятельницы, которая боролась за независимость путем организации женских производственных артелей и которая завоевала положение в обществе не путем замужества, а путем своей активной общественной деятельности. Роман этот произвел в России огромное впечатление. В кругах либеральной интеллигенции его читали, становясь иногда на колени.

Западные феминисты также полагали, что женщина должна сама бороться за свое освобождение, но считали, что начинать освобождение надо не с экономической области (кооперативные артели и т. п.), а с политической. Женщина должна получить прежде всего политические права, равное с мужчинами участие в руководстве государством, и только тогда она сможет влиять на всю политику государства, сможет добиться своего культурного и экономического равенства.

Споры шли не только о ведущем начале освободительного движения женщин (культура, экономика, политика), но и о социальном характере этого движения. Феминисты в большинстве случаев считали целесообразным создавать и создавали женские организации, независимые от классовой принадлежности женщин. Социалисты склонялись к организации пролетарского движения женщин, в котором могли бы принимать участие и представители рабочих, посвятившие себя борьбе за женское равноправие. Компромиссную позицию занимал Август Бебель. Он считал, что женщины разных классов

"...могут вести борьбу, маршируя отдельно, но сражаясь вместе. Это верно для всех областей, в которых дело идет о равноправии женщин с мужчинами на основе современного государственного и общественного порядка... Наряду с этим пролетарские женщины имеют особый интерес бороться рука об руку с пролетариями - мужьями... за коренной общественный переворот"22

Далее...