Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Женщины и коммунизм


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

"...затраты времени почти втрое больше, чем у мужчин. Практически там, где складывается такое положение, оно лишает многих женщин возможности интенсивного духовного развития".16

О несправедливом разделении труда в домашнем хозяйстве и неизбежности вследствие этого отставании женщин в культурном развитии говорят все социологические обследования. В большом труде "Народы Европейской части СССР" говорится, например:

"повседневная трудовая нагрузка городской женщины в домашнем хозяйстве остается большой, что оставляет ей по сравнению с мужчиной меньше свободного времени для культурного отдыха и повышения своего образования".17

О том же говорит и статистика. В 1963 году был произведен специальный опрос 160 ленинградских рабочих, в результате которого выяснилось, что в 160 рабочих семьях домашним хозяйством занимаются:18

Таким образом во всех 160 семьях домашнее хозяйство ведут женщины и только в 48 семьях (меньше одной трети) женщинам помогают мужчины. Обследование не выяснило насколько существенна эта помощь, но по всей видимости помощь эта незначительна. Можно поэтому сказать, что в двух третях семей мужчины не оказывают никакой помощи, а в одной трети оказывают лишь незначительную помощь.

Казалось бы, что если жена работает в народном хозяйстве так же, как муж - семь часов и устает на работе не меньше, а чаще всего больше, чем муж, неравномерное распределение работы по домашнему хозяйству уже не имеет никакого морального оправдания. И тем не менее, возвратившись домой жена напряженно работает по домашнему хозяйству, а муж лежит на диване или сидит в пивной. Скажем, в газете "Красная Звезда" напечатано в декабре 1966 года следующее письмо женщины М. Б.:

"Прихожу с работы. В доме холодно, неубрано, воды нет, есть нечего. Не знаю за что приниматься: то ли еду готовить, то ли порядок наводить, то ли печку топить. Муж лежит в кровати в меховой куртке, читает газету. Сердит, не разговаривает. Спрашиваю, в чем дело? Отвечает: - Почему печку не растопила? Говорю: - Почему ты не растопил? Ведь ты же раньше пришел со службы, - Я не для того женился, чтобы печку топить!"19

Выходит, что он женился для того, чтобы жена и печку топила и воду носила и комнату убирала и обед готовила и белье стирала и вообще его обслуживала, хотя она так же, как и он работает в народном хозяйстве. Приведем пример из газеты "Известия" за 17 ноября 1967 г. В зале народного суда слушается дело о разводе молодых супругов.

"Казалось бы, все у этих молодых людей хорошо: оба окончили институты, работа у того и другого интересная, есть и отдельная квартира, оба красивы и здоровы.

Что же заставляет их разводиться меньше чем через год после свадьбы? Сначала они твердили известную формулу:

"Не сошлись характерами". И вдруг молодой супруг бросает:

- Она виновата! Гоняет меня то в магазин, то на базар. Я врач, на каждом шагу могу встретить своих пациентов! Что же это такое? Врач - с картошкой, врач - в роли домашней хозяйки? И вообще это ниже моего достоинства - думать о хлебе, который она забыла купить... Что я ей, слуга?

- А я тебе слуга? Я изучала два иностранных языка, чтобы убирать твои окурки, мыть посуду, штопать твои носки?- прерывает его жена".19

Как видим, трудовое неравенство в семье вызывает иногда конфликты, кончающиеся разводом. Но чаще всего женщины мирятся с несправедливостью во имя сохранения семьи.

Приведем другой тоже очень характерный пример, но уже не из газет, а из советской художественной литературы. В рассказе советского писателя Герасимова "Семья Алешиных" упоминается попутно такой мелкий, малозаметный, но очень показательный случай. Два приятеля решили зайти к знакомому одного из них -- Ване Волошину. Ваня работал рядовым техником на заводе, женился на учительнице-филологичке, но был человеком во всех отношениях маленьким и пустяковым. Поздоровавшись с пришедшими, Ваня сбегал в другую комнату и объявил

"...жена сейчас быстренько сообразит что-нибудь к столу. и подсев к нам, он обеими руками, по-деревенски, пригладил свои волосы...

...я с нетерпением ждал когда же покажется нам покорившая его филологичка.

Она появилась с тарелками в руках и. поздоровавшись, стала молча накрывать на стол. На строгом учительском лице ее совершенно ясно было написано, что возится она с нами только потому, что такова уж несчастная доля любой женщины, даже с высшим образованием: раз ты жена, то подавав гостям мужа угощение, хотя тебе совсем не до того".20

Эта учительница преподает литературу в старших классах, ей надо много читать, надо проверять тетради учеников, надо готовиться к урокам; она сидит и работает, но пришли по пустякам к пустяковому Ване два его знакомых, и она должна бросить серьезную работу, должна чистить селедку, резать лук, готовить закуску, подавать на стоя, словом, должна превратиться в служанку.

Советская пропаганда десятки лет твердит, что коммунизм принес женщине освобождение, что женщина в СССР равноправна, независима и свободна. Но что такое свобода? Если верно, что свобода есть осознанная необходимость, то раньше женщина чувствовала себя более свободной, чем сейчас. Раньше женщина была убеждена, что раз к мужу пришли гости, она должна их обслужить, должна и селедку почистить, и хлеба нарезать, и посуду подать - это не мужское, а именно ее, женское дело, это естественная и святая обязанность жены. И она выполняла эту обязанность без всякого внутреннего протеста, без всякого сомнения и критического размышления, естественно, легко и свободно. Она действовала по своему внутреннему убеждению. Это была осознанная ею необходимость. Но в современном мире, особенно в СССР, где женщины не менее образованы, чем мужчины, где женщины работают в народном хозяйстве наряду с мужчинами и часто выполняют ту же работу, что и мужчины, где женщины трудятся в два-три раза больше, чем мужчины - женщины имеют уже иную психологию, иное понимание обстановки, иные горизонты. Обслуживание мужа и его случайных, порой подгулявших гостей уже не является для этой женщины осознанной необходимостью. Наоборот, это превращается для нее в осознанную несправедливость и воспринимается ею как унижение ее человеческого достоинства, как угнетение и семейное рабство. Можно поэтому сказать, что пока существуют в семье угнетающие женщину обычаи, несправедливость которых женщиной осознана, а такие обычаи в СССР существуют, до тех пор говорить о свободе и равноправии в СССР не приходится.

Причины трудового неравенства. Чем объяснить, что в советской семье существует резкое трудовое неравенство и что изживается оно крайне медленно, медленнее, чем, скажем, в США?

В начальный период революции в СССР Лев Троцкий писал:

"Установить политическое равенство женщины с мужчиной в советском государстве - это одна задача - наиболее простая.

Установить производственное равенство рабочего и работницы на фабрике, на заводе, в профессиональном союзе, так, чтобы мужчина не оттирал женщины, - это задача уже много труднее.

Но установить действительное равенство мужчины и женщины в семье - вот задача неизмеримо более трудная"?21

Но советское государство существует уже полвека и казалось бы, что за полувековой период можно было хотя бы в городской семье добиться трудового равенства супругов. Однако и через полвека женщина в СССР работает в семье в три раза больше, чем мужчина, больше, чем она работала полвека тому назад и больше, чем работает женщина на Западе, Происходит это по ряду причин, из которых отметим лишь следующие две.

1. В СССР большинство городов построены или резко расширены лишь в последние десятилетия - это по-существу новые города. Огромная часть городского населения СССР представляет собою вчерашних крестьян-колхозников, переселившихся в город из деревни. Понятно, что среди этих людей (первого или даже второго поколения крестьян) еще сильны традиции прошлой патриархальной семьи с ее главенством мужа и делением работ на мужские и женские и с ее взглядами на домашнее хозяйство как на "бабье" дело. Отчасти поэтому включение мужчин в домашнее хозяйство идет крайне медленно.

2. В СССР судьбу населения определяет коммунистическая партия. Политика партии сводится к построению коммунизма и, следовательно, к постепенной ликвидации семьи. Домашнее хозяйство при коммунизме должно быть заменено общественным обслуживанием людей. Но это значит, что вести "воспитательную работу" среди мужского населения и предлагать мужчинам усилить свое участие в домашнем хозяйстве партия не стремится, ибо домашнее хозяйство теоретически является пережитком прошлого и практически оно вступило уже (См. "Семья в СССР") на путь постепенного отмирания. В СССР пишут поэтому, что

"Такое предложение толкает нас не вперед, я вспять. Вместо того. чтобы освободить женщину от чрезмерной загрузки домашними делами и уравнять ее с мужчиной, мы должны были бы вслед за женщиной спустить в домоводство мужчину и в этой опустошающей человека домашней кабале уравнять его с женщиной".22

Но разговор о замене .домашнего хозяйства общественным обслуживанием продолжается уже 50 лет, однако домашнее хозяйство существует по-прежнему и его ведет женщина. Значит пусть женщина остается "в этой опустошающей человека домашней кабале", но "спускать" туда мужчину не следует. И мужчина "не спускается". Домашнее хозяйство остается на плечах женщины. Женщина обречена поэтому не только на трудовую перегрузку, но и на отставание в своем культурном развитии. Равноправия, как видим, нет.

 

Глава 17

МОРАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ В СЕМЬЕ

Семейная жизнь не всегда бывает счастливой. Причин для этого много и одной из них является моральная неустойчивость в семье, выражающаяся, прежде всего, в нарушении супружеской верности. О нарушении супружеской верности и будет речь дальше.

Известно,23 что принцип супружеской верности, то есть принцип моногамии (единобрачия) утвердился в период ослабления родового строя и имел целью укрепление древней парной семьи, превращавшейся в основную ячейку общества. С того времени он существует вплоть до наших дней, хотя в различные эпохи и в различных общественных системах имеет свои особенности. Тем не менее, принцип супружеской верности нарушался в прошлом, нарушается и в наше время, причем общество к неверности мужа и к неверности жены относилось и относится, как правило, не одинаково. Неверность мужа принимается обычно со снисходительной улыбкой, но неверность жены считается величайшим преступлением. Спрашивается, чем объяснить это разное отношение общества к моральной неустойчивости мужа и жены?

Как будто бы можно предположить, что такое отношение общества определяется природным инстинктом размножения, способностью мужчины производить огромное количество детей (в условиях многоженства и наложничества некоторые султаны имели по 800-900 детей) и неспособностью женщины дать больше 30 рождений, то есть как будто бы можно предположить, что сама природа и заложенный ею в человека и не всегда осознаваемый им инстинкт размножения и определяет в конечном счете общественное мнение, осуждающее только женщину, которая, нарушая супружескую верность не увеличивает потомства, а лишь оскверняет материнство.

Но это предположение спорно и вряд ли правильно. Достаточно сказать, что сама же природа регулирует рождаемость мальчиков и девочек в пропорции 1:1. Очевидно дело здесь не в инстинктивной, а моральной стороне человеческой личности.

Иначе подходит к этому вопросу марксистская теория. В этом, как и в других социальных вопросах, марксистская теория считает определяющим фактором частную собственность. При переходе от матриархата к патриархату мужчина стал неоспоримым собственником всего семейного имущества. Как собственник имущества мужчина желает быть уверенным, что дети, получающие по наследству его имущество, являются его детьми, а не детьми постороннего мужчины, и он требовал от жены строгого соблюдения супружеской верности, хотя сам супружескую верность не соблюдал. И поскольку мужчина господствует не только в семье, но и в обществе, общественное мнение к супружеской неверности самого мужчины относится равнодушно, но к супружеской неверности женщины относится как к позорнейшему преступлению.

Капиталистическое общество показывает это особенно наглядно. По мнению Энгельса оно изобилует браками по расчету, сопровождающимися супружеской неверностью.

"В этом браке по расчету с мужем, скрашивающим свое существование гетеризмом и официальной проституцией, стоит покинутая жена, которая при всяком подходящем случае старается украсить мужа рогами".24

Возможно, что в 1884 году, когда Энгельс писал свою работу, такие семьи и были: Энгельс сам был капиталистом и, конечно, знал это хорошо. Но трудно допустить, что такие семьи, в которых муж изменял жене с проститутками, а жена "старалась" изменить мужу при всяком подходящем случае, были типичными. Между тем в советской специальной литературе это положение Энгельса безоговорочно относится ко всему буржуазно-капиталистическому обществу, хотя ясно, что к народу - к рабочим, служащим, крестьянам, - составлявшим 80-90 % населения, оно не имеет почти никакого отношения.

Конечно, и в народе встречаются нарушения супружеской верности, и народ относится к ним отрицательно, но мотивы такого отношения народа гораздо глубже и с порядком наследования частной собственности, как правило, не связаны.

Социалистическое общество с точки зрения марксистской теории уже не будет иметь браков по расчету, так как не будет иметь частной собственности на средства производства: браки здесь будут заключаться только по любви и супруги, связанные чувством взаимной любви, не будут нарушать супружескую верность. Моногамия получит, наконец, полное осуществление. И если в капиталистическом обществе моногамия была обязательной, главным образом, для жены, то в социалистическом обществе она будет обязательной как для жены, так и для мужа. Однако действительность всё это опровергает.

Известно, что дореволюционная капиталистическая Россия была страной исключительно высокой морали. Женщины России славились своей изумлявшей мир моральной чистотой. Но Россия превратилась в СССР. Мораль, по всей видимости, пошатнулась. Другая эпоха. Это находит свое отражение и в советской художественной литературе. В повести советского писателя Семенова упоминается, например, об отношении старого и нового поколения к разводам. Мать разводящегося сына

"...считала развод поступком аморальным и пыталась говорить об этом с сыном, но он сказал ей:

- Мама, это тебе развод кажется аморальным, потому что ты живешь нравами уходящей эпохи".25

Эпоха действительно изменилась, изменилась и мораль. Приведем некоторые факты.

1. В специальной литературе СССР отмечается, например, что современная советская молодежь начинает половую жизнь до брака.

"Добрачная половая жизнь характерна прежде всего для мужчин, но в военные и послевоенные годы в нее стала втягиваться и женская молодежь".26

Социологическая секция Академии Наук СССР провела среди супругов, подавших заявление на развод специальное интервью об их брачной жизни. Вот итоги этого интервью:27

Как видим, две трети юношей и от 27,6 % до 72 °/о девушек вели половую жизнь до брака, не считаясь с моральными традициями прошлого и общественным осуждением старших. Этот факт и известная переоценка прежних ценностей находит свое отражение и в советской художественной литературе. Скажем, в драме Розова "В день свадьбы" две подруги - Майя и Тоня ведут такой разговор:

"М а й я. ...А я на Ваську жалобу сочиняю. Аморальный тип, пусть судят.

Т о н я. Разлюбила?

М а й я. Чего любить то раз ушел. Хорош, конечно, но гад.

Т о н я. Замуж пора тебе всерьез. Отец у тебя такой уважаемый, завод-то как поднял - на весь Союз! Голова! А ты? Плачут они, поди, с матерью от такого твоего поведения...

М а й я. Да разве они молодежь понимают! Они все свои принципы в нос тычут! Все понять не могут, что их век кончился, другой идет. Не хочу я половыми вопросами мучиться, без них дел хватает.

Т о н я. Тьфу!

М а й я. Плюйся не плюйся, к тому дело идет - к свободе! Старики повымрут, наши порядки будут, увидишь"28

Этот разговор относится к семье коммуниста и трудно сказать насколько отмеченные в нем настроения типичны для всей советской молодежи, но несомненно они существуют и по мере строительства коммунизма усиливаются. Они предвосхищают отмирание семьи в коммунистическом обществе, о чем подробно говорится в книге "Семья в СССР", и наступление эпохи свободной любви, когда половая жизнь будет развиваться в соответствии с естественными потребностями человека.

Во всяком случае уже в наше время прежняя мораль падает. Брак уже не является для человека рубежом, означающим начало половой жизни: половая жизнь во многих случаях начинается до брака и это накладывает определенный отпечаток на супружеские отношения после брака.

2. Супружеская верность нарушается прежде всего со стороны мужчин. Проведенные в СССР обследования бракоразводных дел установили, что нарушение супружеской верности оказывается не только широко распространенным явлением, но, больше того, около 20 % и разводов связаны с теми случаями, когда муж имел на стороне параллельную семью - другую жену и других детей. Всё это вызывает в СССР определенную тревогу. Журнал "Коммунист" призывает уже

"...решительно выступать против фактов моральной распущенности, безнравственного поведения отдельных молодых людей".29

О моральной распущенности и супружеской неверности пишут теперь очень часто.

3. Одним из показателей состояния морали является наличие в СССР огромного количества не бывших замужем матерей и внебрачных детей. Незамужних матерей или матерей-одиночек на 1. 1. 65 г. было 1.774.000 чел. Это не все матери-одиночки, а только те из них, которые сами воспитывают своих детей и получают соответствующее пособие от государства. Кроме них имеется большое количество матерей-одиночек, сдавших своих детей государству и пособия не получающих. У матерей-одиночек имеется на руках 2.041.000 детей. Это в основном внебрачные дети. Кроме того внебрачные дети имеются и в детских домах. Матери-одиночки и внебрачные дети являются теперь более или менее привычными фигурами. Они часто встречаются и в художественной литературе. Скажем, в рассказе советской писательницы Анны Маас "Любкина свадьба" мать-одиночка спокойно говорит о себе:

"Замужем не была. а дочка есть, вон как. Он-то, отец ее, в армию ушел, я тогда и думать ничего не думала, дура дурой была. Как узнала, что ребенок будет, - написала ему. Дескать, приедешь - распишемся. Так он не приехал. Не ответил даже. Кто его знает, где он теперь. Я его уже совсем забыла. Помню - невысокий. А лица не помню".30

Таких женщин, которые "лица его не помнят" в СССР много, во всяком случае больше двух миллионов. В значительной части - это жертвы женатых мужчин, то есть жертвы супружеской неверности.

В прежней, капиталистической России незамужние матери были явлением крайне редким и, можно сказать, совершенно исключительным, а в социалистическом СССР их миллионы. Поэтому утверждение марксизма-ленинизма, что нарушение супружеской верности неизбежно в капиталистических условиях, где браки заключаются но расчету, и совершенно исключается в социалистических условиях, где браки будут заключаться только по любви - это утверждение, как видим полностью не состоятельно.

Какие же причины лежат в основе понижения морали и усиления супружеской неверности? Подчеркнем, прежде всего, что понижение морали со всеми вытекающими отсюда последствиями происходит во всем современном мире, а не только в СССР, хотя возможно, что в СССР оно происходит в несколько повышенной степени. И поскольку это явление происходит в той или иной степени во всем современном мире, постольку оно имеет не только местные, но и общие причины. Основной из этих общих причин является переход современного мира от аграрного к индустриальному обществу, когда прежние устои общества - религия, духовная культура, общественные традиции, семейный быт - переживают переломный период. Но если во всем мире этот переход совершается в порядке эволюции, то в СССР он совершается в порядке революции, и во многих случаях очень болезненно.

Для аграрного, например, общества, в котором сельское население составляло 75-90 %, характерной чертой была глубокая религиозность. Сельское население во всей своей хозяйственной деятельности соприкасалось с природой, с ее органическими процессами и таинственными созидательными силами. Соприкосновение с природой, наблюдение окружающего мира и мудрости его законов укрепляло в людях веру в Бога и религиозное самосознание. Вера в Бога, понятие греха, преданность церковно-религиозным традициям - всё это духовно возвышало людей и нравственно дисциплинировало их поведение.

Между тем городское население современного индустриального мира в своей общественно-производственной деятельности непосредственно с природой почти не соприкасается. Между человеком и природой стоит фабрика, завод, учреждение, где совершаются не столько органические, сколько механические (и логические) процессы и где творческой созидательной силой, как бы "независимой от природы", выступает сам человек. Постепенно вера в Бога, религиозное самосознание человека формализуется, церковные традиции ослабляются, понятие греха исчезает и самый термин "грех" забывается. Но если на Западе религия продолжает еще играть значительную роль в духовной жизни народа, причем народ сохраняет и поддерживает церковь, а церковь в отдельных случаях перестраивает свою деятельность в соответствии с происходящими в науке и обществе изменениями, то в СССР в течение пятидесяти лет происходит организованная коммунистической партией жестокая борьба с религией, грубо революционное искоренение церковных традиций и принудительное воспитание людей в антирелигиозном духе. Бога нет, греха нет, всё позволено. Понятно, что такая политика партии, оттесняющая людей от нравственно-духовных источников жизни объективно ведет к снижению духовного уровня человека, к развитию в нем животного начала. Отсюда снижение нравственной самодисциплины и нарушение семейной морали.

И еще одно общее положение. Развитие индустрии всюду ведет к росту городов и постепенному превращению сельских поселений в поселки городского типа. Основной элемент сельской жизни - совместный труд семейного коллектива -постепенно исчезает. В индустриальном обществе большинство людей трудится не в семейном коллективе, а в колхозе, на фабрике, в учреждении, то есть в большом коллективе, организованном уже не по принципу кровного родства, а по принципу профессионального разделения труда. Эта новая организация груда в обществе, определяет собою новые взаимоотношения в семье, новый быт и в известной мере новую психологию людей. Раньше, скажем, брак был делом всей семьи, молодые супруги вступали в брак не только для себя, но и для семьи, для детей как будущих работников семьи и будущих кормильцев стариков-родителей. Теперь брак заключается не для семьи, а для себя, для полноты своей личной жизни, для своего личного счастья.

Далее...