|
|
Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
|
В начало документа |
В конец документа |
Курганов И. А. Женщины и коммунизм Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Преследуя не национальные, а интернациональные цели, субсидируя "освободительные движения" в некоммунистических странах и гоняясь за престижем в космосе, коммунистическая партия, как мы уже говорили, не развивает легкую промышленность и не дает народу необходимого количества товаров. Чтобы не допустить обесценения рубля, партия сохраняет заниженные ставки заработной платы и завышенные цены на товары. Одновременно партия выкачивает деньги от народа разными путями, в том числе и прежде всего путем усиленной продажи алкогольных напитков по ценам в десятки раз превышающим их себестоимость. Алкогольные напитки играют в торговом обороте страны совершенно исключительную, можно сказать ошеломляющую роль. В 1962 году население израсходовало на напитки, главным образом на водку, в четыре раза больше, чем на мясо и птицу и почти в пятнадцать раз больше, чем на овощи. Партия, как видим, действительно спаивает народ.54 Но чтобы избежать недовольства населения, и прежде всего, недовольства среди женщин, особенно среди жен, широкая торговля алкоголем производится в последнее время под шум борьбы с алкоголизмом. Для видимости проводятся разные "мероприятия", не наносящие однако никакого ущерба государственным доходам. В свое время французский король Франциск I издал закон, по которому каждый, кто замечен на улице в пьяном виде арестовывался на две недели. Если его замечали в пьяном виде второй раз - он подвергался наказанию плетьми, а в третий раз - ему отрезали уши. Таким образом закон был направлен не против производителя алкоголя, а против его потребителя. Производство алкоголя и соответствующие доходы короля не сокращались. Человек с отрезанными ушами пил еще больше, а другие привыкали к безухим и своих привычек не меняли. Примерно такую же борьбу с алкоголизмом ведет и коммунистическая партия. Скажем, в 1967 году был издан указ "0 принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)", в котором говорится; "Злостные пьяницы... подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от одного до двух лет".55 Как видим, речь идет тоже не о производителе алкоголя, каковым является коммунистическая партия в лице своего государства, а о потребителе алкоголя и не вообще о потребителе, а только о "злостных алкоголиках", превратившихся уже в неполноценных работников народного хозяйства. Им ушей не отрезают, но их увольняют с работы (без выходных) и направляют в концлагери, которые для приличия названы "профилакториями". Там их "лечат" обычным для концлагерей лекарством - каторжным трудом на пользу государства. Это полезно и для алкоголиков и для государства. Так что сначала государство людей спаивает, а затем заставляет работать на себя в лагерях злостных алкоголиков. В СССР "злостных алкоголиков" немного, но алкоголь пьют все, или почти все, причем многие пьют много, несдержанно, с ожесточением. Жизнь слишком оказенена, слишком тяжела и безрадостна, и люди пьют, чтобы хоть временно от этого забыться. О пьянстве пишут теперь очень много и не только в газетах. Советский писатель Розов в своей работе "В день свадьбы" приводит, например, такой разговор трех девушек: "П е р в а я д е в у ш к а. Непьющий, главное. Мой Сенька всем бы хорош, а напьется - скотина скотиной. В т о р а я д е в у ш к а. Ну и не выходи за него. П е р в а я д е в у ш к а. А где ты тверезого-то найдешь? Все парни пьют. Т р е т ь я д е в у ш к а. Что парни! Уже и девки начали!"56 И девушки принуждены выходить замуж за заведомых пьяниц. Однако пьянство мужа - огромное несчастье для жены и для всей семьи. Пьянство увеличивает материальные трудности семьи, ведет к рождению болезненных детей, расстраивает воспитание детей и постоянно угрожает женщине не только оскорблениями, но нередко и истязаниями. Формально муж уже не имеет перед женой ни экономических, ни политических, ни культурных преимуществ, но он имеет относительное преимущество в физической силе и это преимущество в пьяном виде широко использует. Конечно, нельзя считать, что в СССР происходит обычное, массовое и поголовное избиение мужьями своих жен.38 Как Ноздревы, Смердяковы и Хлестаковы не были типичными для массы русского народа персонажами, так и буйствующие в семье современные хамы, избивающие своих жен, не являются типичными для всей массы народа СССР, но случаев избиения, по всей видимости (статистики здесь нет) огромное количество и это находит свое отражение в советской печати, Некоторые из упомянутых на страницах советской печати случаев мы и приведем для иллюстрации положения жены в некоторых семьях коммунистического СССР. В газете "Известия" говорится, например, о судьбе колхозницы из деревни Лямцино Московской области. "Муж, когда ночью в хате крепко снят, как вор, в темноте крадется к постели жены, хватает сонную за косы, стаскивает на пол и начинает бить, но по таким местам, которые не дают видимых следов. ...не верилось, говорится в "Известиях", что в наши дни могут существовать подобные домостроевские нравы. Но странное дело! Эти нравы оказались живучими".59 Среди колхозного населения это отнюдь не единичные случаи. Советский писатель Ал. Яшин в известном очерке "Вологодская свадьба" рассказывает: "Груня нашла себе. подругу по несчастию, и вот... сидели две женщины на кухне, в уголке целый вечер и одна перед другой изливали свои души... ...Приходит домой пьяный... Запрет он меня в подполье и держит там, сидит надо мной. А ребятишки ревут, дрожат, боятся его... Груня слушала, сочувствовала, но казалось ей, что у Тони положение все-таки лучше, чем у нее. - У тебя. может, хоть дерется не так грозно, все-таки ведь безрукий, ударить сильно, поди не может. Мой-то - зверь настоящий, кулаки у него железные... - Ой, что ты? - обижается Тоня. - Безрукий, хуже троерукого. Силища у него, у окаянного, как у дракона. Если не помогут, всё равно повешусь, либо сам топором меня зарубит. Он ничего не боится. "Я говорит, всю войну прошел!" Недавно у нас баба удавилась, тоже из-за мужика, из-за пьянства. И мне со своим не совладать... Сидят две свободные раскрепощенные, чуть подвыпившие женщины на кухоньке, укрывшись от общего шума и песен, и разговаривают и плачут..." Может быть с разговоре этих расчувствовавшихся женщин есть и преувеличения, но несомненно одно: избиение жен - явление распространенное. "Свободные, раскрепощенные" женщины имеют нелегкую жизнь. Одна повесилась, другая собирается повеситься. Об избиении жен говорит и А. Солженицын в своем рассказе "Матренин двор" "...так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом". Не лучше и в городских семьях. В 1966 году корреспондент "Известий" Э. Полянский посетил жену одного рабочего и она рассказала ему: "...разводились мы... В пятницу избил он меня и ушел. Три дня его не было. А позавчера вернулся, извинился. Простила. Два дня всё хорошо было! Сегодня... Тамара рассказывала о своей жизни, и всю ночь, пока мы сидели, не переставая катились из ее глаз слезы. Сколько же их досталось на одну эту хрупкую, двадцатилетнюю жену..."60 Все это происходит не только в рабочих семьях, но и в семьях служащих. В Ленинграде производилось обследование ряда семей в связи с детской преступностью. Выяснилось при этом, что один из советских служащих "... продавец гастронома №14 в Ленинграде Борис К., отец троих детей, в течение ряда лет систематически пьянствовал, избивал и выгонял из дома жену и детей, дважды пытался изнасиловать свою 16-летнюю дочь. В результате такого "воспитания" дети встали на путь преступлении: сын в момент обследования находился в заключении, дочь - в детской воспитательной колонии".61 В связи с этим советский журналист Ю. Золотарев ставит вопрос об отношении соседей и т. н. "советской общественности" к фактам избиения жен своими мужьями. В "Литературной газете" он пишет о судьбе жены рабочего - слесаря Мосгортранспорта Мерзлякова: Мерзляков "...в который раз избил жену Надежду. Да как! Он бил ее долго и методически, сначала кулаками, потом ботинком, затем, вспомнив о профессии, отверткой и молотком. Когда жена теряла сознание, он окунал ее в ванну с холодной водой и бил опять... Жестокое избиение человека происходило не в лесу, не в темном переулке, а в густонаселенном доме. В доме, где живут люди. Где они были? Тут рядом. Люди знали, что Мерзляков давно грозит забить жену до смерти. Лучше всех это знала сама Надежда. И. спасая свою жизнь, она, естественна, бросилась прежде всего к соседям: - Помогите! Но Надежда ошиблась - никто не помог".62 В книге "Вопросы методики изучения и предупреждения преступлений" авторы приводят ряд примеров преступлений, совершенных мужьями в пьяном виде. Приведем лишь один из них для иллюстрации отношения людей к избиениям жен своими мужьями. Гражданин 3. удавил свою жену петлей и затем, чтобы представить это самоубийством жены, повесил ее на спинке кровати. Автор пишет: "Характерна обстановка, предшествовавшая этому преступлению. 3. систематически пьянствовал, пропивал вещи и деньги как свои, так и своей жены, систематически избивал жену и угрожал ей убийством".63 Как видим, муж систематически избивал жену, но "советская общественность", вмешивающаяся во всё, в это не вмешивалась и в конце концов женщина была убита. Приведем пример из другой книги: "Борьба с пережитками - борьба за нового человека". Работница и жена рабочего города Иваново "27-летняя Елизавета Акопаева. мать двоих детей, зарубила топором спящего мужа Евгения Синдрякова. а затем пыталась покончить с собой. Когда разобрались в причинах этой страшной истории, выяснилось, что Акопаева жила в совершенно нетерпимых условиях. В семье мужа она была на положении бесправной даровой батрачки, выполняла всю самую тяжелую черную работу, питалась впроголодь... После рождения второго ребенка подстрекаемый матерью Синдряков стал открыто гнать жену из дома, всё чаще и всё более жестоко избивал ее. На работу Акопаева приходила в синяках и кровоподтеках, а однажды в тяжелом состоянии была доставлена в больницу, где пролежала длительное время... Не в состоянии больше жить у мужа, Акопаева решила уйти от него. Несколько дней она ходила по городу в поисках квартиры, но с двумя детьми ее никто не хотел пускать. Даже соседи, хорошо знавшие и с возмущением рассказывавшие на суде о невыносимых условиях ее жизни, признавались, что закрывали перед ней дверь".64 Таково отношение соседей, общества и общественности к этому бесправию женщин. Но во главе общества стоит коммунистическая партия и партия непосредственно руководит советской общественностью, разного рода организациями советских активистов. Как же относится к избиениям женщин партия?Члены и кандидаты партии, встречаясь со случаями избиения женщин, как правило, ничего не делают для их защиты. Журнал "Коммунист" говорит, например, что в доме №141 по улице Победы города Куйбышева живет 78 коммунистов, 56 комсомольцев, 54 дружинника и все они знали, что в одной квартире "...Жилец длительное время издевался над женой, довел ее до отчаяния, об этом тоже знали многие соседи, но палец о палец не ударили, чтобы заступиться за человека".65 Коммунисты не только не заступаются за избиваемых женщин, но нередко и сами их избивают. Журнал "Коммунист" пишет: "Как это ни странно, но порой "феодалами" бывают и коммунисты. Вот один из них - Дарье Халимов... На людях это милый, обходительный человек. А дома у него иное. недоброе лицо. Прожив с женой более десяти лет. имея пятерых детей, он стал ее избивать!"66 То же пишет и журнал "Партийная жизнь" о коммунисте Р., относительно которого "...стало известно, что он безобразно ведет себя в быту. издевается над женой и даже допускает рукоприкладство"..67 Издевательство и рукоприкладство, то есть избиение своих жен - явление среди коммунистов нередкое. Оно встречается не только среди рядовых коммунистов, но и среди коммунистической интеллигенции.68 Среди коммунистической интеллигенции встречаются не только тираны народа, но и тираны собственных жен, доводящие их до самоубийства, до самосожжения, В советской печати отмечается, например, такой факт: "Летом 1961 г. в пригороде Ашхабада Кеми имел месте чудовищный случаи самосожжения. Женщина, решившаяся на этот шаг, С. Бердыева, отнюдь не была темной фанатичкой Ее муж Д. Кулиев учился в аспирантуре Академии Наук".69 Но этот аспирант Академии Наук издевался над женой с такой жестокостью, что та решила покончить с собой путем самосожжения.Случаев избиения, убийств и самоубийств женщин много и на Западе. Но на Западе никто изо дня в день и не говорит о величайших достижениях в разрешении женского вопроса, о наступлении для женщин эры счастливой и радостной жизни. Об этом говорит только коммунистическая партия, когда она оказывается у власти.
У1. ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ Глава 19 РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Остановимся кратко еще на одной существенной стороне в жизни женщин - на материнстве, точнее, на вопросах, связанных с рождением и воспитанием детей. Затрагивая вопросы, связанные с рождением детей отметим, прежде всего, что в наше время серьезное развитие приобретает тенденция сознательного регулирования естественного прироста населения. Одни государства современного мира стремятся сократить естественный прирост населения и для этого проводят ряд мер, косвенно воздействующих на снижение рождаемости. Скажем, повышают брачный возраст (Китай), ограничивают число детей в семье и т. д. Другие государства, напротив, стремятся усилить естественный прирост населения и проводят ряд мер, косвенно поощряющих рождаемость - выдают пособия роженицам, оказывают помощь многодетным и т. д. Регулирование рождаемости происходит и в СССР, причем в СССР процесс регулирования носит особенно противоречивый характер. Государство, учитывая задачи коммунистического движения, стремится увеличить естественный прирост населения в СССР и проводит ряд мер, поощряющих рождение детей. Семья, наоборот, учитывая свои многочисленные социально-бытовые трудности, стремится ограничить количество детей и принимает ряд мер, снижающих рождение детей. Эти две тенденции, выражающие в конечном счете противоречие между женщиной и коммунизмом на данном этапе его развития, мы и поясним в общих чертах. Начнем с предупреждения беременности, то есть с борьбы женщин за сокращение количества рождений. Противозачаточные средства. Известно, что в большинстве случаев можно предупредить беременность при помощи противозачаточных средств. Противозачаточные средства начали применяться, скажем, во Франции еще в 18 столетии, но более или менее заметное распространение они получили лишь в 19 столетии. В конце 19 столетия они получили некоторое распространение и в России, но распространение в общем незначительное. После революции 1917 года был период шумных споров по вопросам "свободной любви" и в связи с этим противозачаточные средства получили уже более широкую известность. Однако в советской печати, в частности, в "..медицинской литературе за последние 30 лет монографических работ, посвященных вопросу контрацепции, не издавалось".1 Такого рода монография была выпущена небольшим тиражам в издательстве медицинской литературы только в 1963 году. Авторы этой монографии дали очерк существующих противозачаточных средств, а также методов контракцепции (противозачатия) и подчеркнули "... необходимость применения противозачаточных средств в качестве одного из важнейших мероприятий по борьбе с абортами".2 На Западе фармацевтическая наука достигла в последнее время больших успехов в деле изготовления безвредных, доступных и радикальных препаратов (в частности пилюль), действующих против зачатия со стопроцентным успехом. Но в СССР противозачаточные средства имеют лишь незначительное распространение. Отчасти потому, что женщины в СССР вследствие их исключительной застенчивости обращаются в аптекарские магазины за противозачаточными средствами неохотно, но, главным образом, потому, что коммунистическое государство заинтересовано не в сокращении, а в увеличении рождаемости и почти ничего не делает для развития производства противозачаточных средств и их популяризации. Основным средством борьбы женщин с деторождением являются в СССР аборты. Аборты. Аборты, представляющие собою преждевременное прекращение беременности, связаны с рядом существенных проблем и, прежде всего, с проблемой морали, с проблемой прав женщины относительно своего материнства, проблемой народонаселения и проблемой демографической политики государства. Законами большинства государств Запада производство абортов в основном либо запрещено, либо серьезно ограничено. Советская пропаганда связывает этот факт с войной, которую будто бы готовит буржуазия против СССР. "Не желая заставлять своих сыновей переносить опасности войны и тяготы военной службы, буржуазия и эту повинность стремится переложить на плечи рабочего класса. Поэтому, стремясь к увеличению армии, буржуазия всячески пытается противодействовать сокращению рождаемости среди пролетариата. Отсюда грозные законы, запрещающие производить аборты".3 Утверждение не слишком умное, но для коммунистической пропаганды против "буржуазных" стран очень характерное. Как же подходит к абортам коммунистическое государство - СССР? Аборты в СССР регулируются соответствующим законодательством. Сначала это был закон 1920 года, затем закон 1936 года и, наконец, закон 1955 года. Каждый из этих законов имеет вводную часть пропагандно-политического характера, в которой, обычно, критикуется капитализм и восхваляется коммунистический социализм. Закон от 18 ноября 1920 года говорит, например, следующее: "За последние десятилетия как на Западе, так и у нас возрастает число женщин, прибегающих к прерыванию своей беременности. Законодательства всех стран борются с этим злом путем наказаний как для женщины, решившейся на выкидыш. так и для врача, его произведшего. Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции сделали себе промысел... Наркомздрав и Наркомюст, охраняя здоровье женщины и интересы расы от невежественных и корыстных хищников, и считая метод репрессий в этой области абсолютно недостигающим цели. постановляют: 1. Допускается бесплатное производство операций по искусственному прерыванию беременности и в обстановке советских больниц, где обеспечивается ее максимальная безвредность. 2. Абсолютно запрещается производство этой операции кому бы то ни было кроме врача".4 Таким образом в капиталистических государствах ведется борьба с абортами репрессивным методом, но этот репрессивный метод не дает положительных результатов. Наоборот, загоняя производство абортов в подполье, он ухудшает положение женщины, так как превращает ее в жертву невежественных абортистов. Поэтому коммунистическое государство, охраняя интересы расы и заботясь о здоровье женщин, разрешило производство абортов в больничных условиях силами врачей, Закон от 27 июня 1936 г. говорит о репрессивном методе уже следующее: "...в условиях капитализма эти законы только отражают лицемерие господствующих классов, так как они не исцеляют болячек капитализма, а превращают их в особенно злокачественные... Только в условиях социализма, где отсутствует эксплуатация человека человеком и где женщина является полноправным членом общества... можно серьезно поставить борьбу с абортом, в том числе и путем запретительных законов... 1. В связи с установленной вредностью абортов, запретить производство таковых как в больницах и специальных лечебных заведениях, так и на дому у врачей и на частных квартирах беременных... 2. За производство абортов установить уголовное наказание врачу... от 1 года до 2 лет тюремного заключения... за понуждение женщин к производству аборта... до 2 лет... В отношении беременных женщин...общественное порицание, а при повторении - штраф до 300 рублей".5 Таким образом репрессивный метод борьбы с абортами вреден только в капиталистических условиях, а в социалистических условиях он полезен, и коммунистическое государство, опять же заботясь о здоровье женщин, запретило аборты, а за производство их ввело соответствующие репрессии. Это, как подчеркивается в специальной литературе, "...представляло собою одно из ярчайших проявлений культурно-воспитательной функции социалистического государства".6 Закон от 23 ноября 1955 г. говорит о репрессивном методе борьбы с абортами уже следующее: "Проводимые Советским государством мероприятия по поощрению материнства и охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин... позволяет в настоящее время отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке ... В целях предоставления женщине возможности, самой решать вопрос о материнстве, а также предупреждения вреда, наносимого здоровью женщины внебольничными абортами... 1. Отменить ст. 1 постановления ЦИКа и СНК от 27 июня 1936 г. о запрещении абортов. 2. Производство операций искусственного прерывания беременности допустить только в больницах".7 Таким образом репрессивный метод борьбы с абортами, оказывается, вреден не только в капиталистических, но и в коммунистических условиях, и коммунистическое государство, опять же заботясь о здоровье женщин, разрешило больницам производить аборты. В специальной литературе СССР подчеркивается теперь, что "В нашей стране женщинам предоставлена возможность сделать аборт, в то время как в большинстве капиталистических стран аборты запрещены и женщина вынуждена прибегать к подпольным абортам, что всегда связано с риском для жизни".8 Таковы три этапа в регулировании абортов в СССР. На всех этих этапах перемены в законодательстве объяснялись заботой партии и правительства о здоровье женщин. Однако трудно поверить, чтобы с 1920 по 1936 год для здоровья женщин было полезно разрешать аборты, с 1936 по 1955 год для здоровья женщин было полезно запрещать аборты, а с 1955 года для здоровья женщин полезно снова разрешать аборты. Какие же действительные мотивы лежат в основе законодательства об абортах в СССР? Начнем с закона 1920 года. Известно, что до революции в России, как и в ряде других государств того времени, неразрешенное производство абортов преследовалось по закону. Ленин тогда считал необходимым "...требовать безусловной отмены всех законов, преследующих аборты".9 И после революции под влиянием соответствующей пропаганды аборты стали в СССР широко распространенным явлением. Закон 1930 т. оформлял это фактически сложившееся положение и исходил не из заботы о здоровье женщин, а из заботы об укреплении власти коммунизма. Цель закона заключалась тогда в том, чтобы расшатать старые устои семьи и привлечь на свою сторону молодежь, особенно женскую. Иные цели преследовал закон 1936 г. Жизнь в стране стала очень тяжелой и женщины сначала в городе, а затем я в деревне стали пользоваться правом на аборты в возрастающих масштабах. Количество абортов всюду и непрерывно увеличивалось. Скажем, в Ленинграде число родившихся и число абортов на 1000 человек населения изменялось следующим образом:10
Значит, число родившихся уменьшалось, а число абортов увеличивалось, причем только за четыре года число абортов увеличилось почти в шесть раз. В 1928 году абортов было уже в полтора раза больше, чем рождений. Рост числа абортов продолжался и в последующие годы. Скажем, в учреждениях Наркомздрава было в течение 1934 года зарегистрировано такое количество рождений и абортов:11
Таким образом в Москве на одно рождение было уж, три аборта, то есть из четырех беременных женщин рожала только одна, а три - делали аборт. Это было в период когда население СССР понесло огромные потери от коллективизации и особенно от голода 1932-1933 года. |