|
|
Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
|
В начало документа |
В конец документа |
Курганов И. А. Женщины и коммунизм Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Таким образом: в капиталистических странах - безработица, нищета, бессемейность и низкая рождаемость, а в социалистических странах, наоборот, отсутствие безработицы, благосостояние, многодетность и высокая рождаемость. Всё это шаблонная пропаганда, пустая и недостойная уважающих себя научных работников фальшивая словесность. Вот факты: 1. Рождаемость (число рождений за год на 1000 чел. населения), скажем, в дореволюционной капиталистической России была - 47,0, а в социалистическом СССР стала - 18,4, то есть не выше, а в два с половиной раза ниже. Рождаемость в индустриально-капиталистических США была в 1965 году - 19,4, а в индустриально-социалистическом СССР - 18,4 т. е. не выше, а тоже ниже. Мы уже не говорим, что рождаемость в СССР ниже, чем в большинстве неиндустриальных стран. Значит, если верно, как утверждают в СССР, что уровень рождаемости является показателем качества социальной системы и уровня материальной жизни народа, то ясно, что социальная система и уровень материальной жизни народа, в СССР ниже, чем в большинстве стран западных демократий. 2. В СССР утверждают, что в социалистических странах существует новый марксистский закон народонаселения, новый "тип воспроизводства населения", характеризующийся более высокой и более устойчивой, чем в капиталистических странах, рождаемостью. Всё это пустая словесность. Никакого нового закона и никакого нового типа воспроизводства населения, характеризующегося высокой и устойчивой рождаемостью в СССР не существует. Рождаемость в СССР все время падает. Вот официальные цифры.33
Из этих цифр видно, что начиная с 1925 года, т.е. со времени ликвидации последних позиций капитализма, рождаемость в СССР все время и неуклонно снижается. Даже послевоенные периоды, когда происходит обычно резкий подъем рождаемости (компенсационная волна) в СССР были периодами лишь незначительные колебания рождаемости и по сравнению с довоенным уровнем продолжали линию ее снижения. Снижение рождаемости в СССР имеет, как было уже отмечено, разные социальные, экономические, культурные и бытовые причины, но большинство их в своей основе обусловлено сущностью самой коммунистической системы (жестокая эксплуатация человека государством, террор, полуголод и перенапряжение всех сил народа). Очевидно поэтому систематическое и почти безостановочное снижение рождаемости происходит уже свыше сорока лет, и все меры, принимаемые для того, чтобы остановить это снижение рождаемости, оказываются в основном безрезультатными. 3. Но если на снижение рождаемости оказывают свое влияние причины, обусловленные самой коммунистической системой, то это должно найти свое подтверждение при сравнении коэффициентов рождаемости в капиталистических и социалистических странах. Рассмотрим соответствующие цифры по европейским странам за последние 15 лет.34
Эти цифры показывают, что в "капиталистических" странах существуют известные различия в уровне рождаемости, связанные с различиями социально-экономических и культурно-бытовых условий в жизни народов. Но по мере выравнивания жизненных условий выравнивается и уровень рождаемости, имеющий в большинстве европейских стран тенденцию к повышению. В коммунистических странах тенденции к повышению рождаемости нет. Наоборот, в большинстве коммунистических стран происходит серьезное понижение рождаемости. В СССР, как мы убедились, в течение 50 лет рождаемость почти непрерывно снижается. В других странах после того, как они обретают коммунистическую систему, также начинается, как правило, серьезное и почти непрерывное снижение рождаемости. Даже в одной и той же стране - Германии - рождаемость в восточной, коммунистической части ниже, чем в западной, "капиталистической" части, хотя условия для рождаемости в восточной части лучше, чем в западной. Приведенные цифры охватывают небольшой исторический период, и было бы неосторожно на основе их утверждать, что коммунистическая система, вследствие присущих ей особенностей неизбежно ведет к непрерывному снижению рождаемости, то есть, в конечном счете к вымиранию народа и что это закон коммунизма, но необходимо все же отметить факт, что почти во всех коммунистических странах действительно существует тенденция к серьезному и очень тревожному снижению рождаемости. В СССР снижение рождаемости носит почти катастрофический характер. Обрисованные в предыдущих главах этой книги условия, в которых живут женщины СССР в течение 50 лет коммунистического строительства, настолько тяжелы, что женщины идут порой на огромный риск для своего здоровья, чтобы не допустить рождение ребенка. Это естественно ведет к снижению рождаемости в стране и в этом заключается ответ женщин коммунизму на данном этапе его развития. Перейдем к проблемам воспитания родившихся детей.
Глава 20 Воспитание детей заключается в систематическом воздействии на ребенка с целью формирования из него доброкачественного человека с определенными духовными принципами, волей, характером, вкусами, моралью, умственным развитием и достойным повелением. Воспитанность - это, прежде всего, уважение и доброжелательность к другим, это - чуткость, деликатность, честность, правдивость, выдержанность, порядочность, духовная и физическая опрятность человека. Воспитание детей - особая, большая и сложная проблема, которая разрабатывается педагогической наукой и имеет свою обширную литературу.35 Мы здесь будем говорить не о педагогических вопросах воспитания детей вообще, а лишь о некоторых трудностях, перед которыми оказываются женщины СССР, воспитывающие детей в семье. Воспитание детей в семье имеет в наше сложное время очень большое значение не только потому, что оно охватывает всех детей страны, скажем, в СССР 1959 года - 63,5 млн. человек - третью часть населения,36 - но, главным образом, потому, что качества, привитые человеку в его детском и юношеском возрасте, остаются в его душе наиболее прочными. Именно эти качества оказывают значительное влияние на весь последующий процесс формирования личности и представляют собою как бы "критерий" или "фильтр" для восприятия всех влияний, которым на протяжении своей жизни непрерывно и со всех сторон человек подвергается. Воспитание сельских детей. Дореволюционная Россия была страной аграрной, на 82%-сельской, крестьянской. В сельских, крестьянских семьях России воспитание детей носило трудовой характер, причем в основе его лежали религиозные и исторические традиции народа. Крестьянская семья была производственно-трудовым коллективом и приучала детей к труду с малых лет, В крестьянском хозяйстве всегда находилась для детей понятная, посильная, разнообразная и интересная работа, в процессе которой дети жили общей трудовой жизнью со своей семьей, со своими сверстниками и соседями. Эта жизнь крестьянских детей, их труд и отдых, их игры и приключения развертывались в непосредственном соприкосновении и как бы в слиянии с жизнью окружающей природы, которая оказывала на духовное развитие детей самое положительное влияние. Религиозные и народные традиции, окружающая природа и общий творческий труд облегчали семье воспитание детей, формирование в их сознании понятий о Боге и грехе, о добре и зле, о любви и долге, честности и порядочности. Семья учила этому не столько на словах, сколько на жизненных примерах. Дети непрерывно наблюдали, как живут и трудятся старшие, как они ведут себя на работе и в свободное время, как они относятся друг к другу, к соседям, к знакомым, как они держат себя в горе и радости, в праздник и будний день, в гостях и дома, как и о чем они говорят, что они считают хорошим и плохим, к чему они стремятся, чем интересуются, о чем заботятся. Все эти наблюдения и общая трудовая жизнь, развертывающаяся в лоне природы, оставляли в душе ребенка неизгладимые следы и оказывали решающее влияние на процесс формирования его личности. Были, конечно, в этом воспитании и свои недостатки, но в общем оно было вполне доброкачественным. Даже в советской специальной литературе, склонной подчеркивать дореволюционные недостатки, чтобы рельефнее показывать послереволюционные достоинства, отмечается, что в дореволюционной России "В суровых жизненных условиях вырабатывались положительные стороны характера: честность, смелость, твердость духа. выносливость, уважение к труду и практическая сноровка".37 Это верно и это относится минимум к 82% населения России. Воспитание городских детей. Если Россия была страной аграрной и на 82% - крестьянской, то СССР стал страной индустриальной и преимущественно городской. В городской семье домашнее хозяйство носит уже не производственный, а потребительский характер. Члены городской семьи трудятся разрозненно и совместной творчески-трудовой жизни не ведут. Дети уже не принимают участия в трудовой жизни семейного коллектива. Возможности трудового воспитания детей в семье крайне ограничены и это вносит большие трудности в воспитательный процесс. Трудности воспитания детей связаны и с тем, что в условиях городской жизни влияние религии, влияние живой природы и влияние народных традиций существенно ослабляется. Ясно, что воспитание детей в городской семье требует нового подхода и является для женщины-матери более сложным делом, чем в сельской семье. Это - общая проблема воспитания детей в городских семьях индустриального общества, но в СССР она имеет и свои особенности, одна из которых сводится к следующему. Если на Западе переход от аграрного к индустриальному обществу совершался в порядке эволюции, то в СССР он совершается в порядке революции. Здесь революционным путем были ликвидированы индивидуальные крестьянские хозяйства и вместо них была введена колхозная система. Теперь в сельских местностях проживают не крестьяне, а рабочие, служащие и колхозники, семьи которых носят уже не производственный, а, главным образом, потребительский характер и воспитание детей в которых потеряло прежний трудовой характер. Это семьи нового, в основном уже городского типа. Революционный путь преобразования страны внес свои особенности и в городскую жизнь. За короткий срок построено много новых городов, а в старых городах население увеличилось во много раз. Это резкое увеличение городского населения произошло, главным образом, за счет притока сельского населения из деревень. Теперь советские города состоят, с одной стороны, из вчерашних крестьян и крестьянских детей, а с другой стороны, из детей, родившихся уже в городе и сельской жизни не испытавших. Между этими поколениями во многом существует взаимное непонимание, которое является одной из особенностей проблемы преемственности поколений, то есть проблемы "отцов и детей" в СССР. Вдумчивый советский писатель Александр Яшин в своей работе "Угощаю рябиной" говорит: "Не знаю, как это передать, объяснить, но всю жизнь я испытываю горечь оттого, что между мною и моими детьми существует пропасть. Нет, дело не в возрасте. Дело в том, что я был и. остаюсь деревенским, а дети мои городские и что тот огромный город, к жизни которого я так и не привык, для них любимая родина... они не крестьянские дети и потому не чувствуют, как мне кажется, и не понимают моего детства. Разные мы люди, из разного теста сделаны и, должно быть, по-разному смотрим на мир, на землю, на небо... ..мне почему-то жаль иногда своих детей. Жаль, что они городские, меньше общаются с природой, с деревней, чем мне хотелось бы. Они вероятно, что-то теряют из-за этого, что-то неуловимое, хорошее проходит мимо их души. Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах и преображениях делают человека проще, мягче и добрее. Я не знаю другого рабочего места, кроме земли, которое бы так облагораживало и умиротворяло человека".38 Но именно этого "рабочего места" городская семья не имеет и поэтому трудовое воспитание детей в городской семье по существу отсутствует.39 Это несомненно увеличивает трудности семейного воспитания. Остановимся на некоторых из них. Неподготовленность родителей. Решающую роль в воспитании детей и в наше время играет пример родителей. Культурный облик родителей - их серьезность, честность и порядочность или их легкомысленность, бесчестность и недостойное поведение. Взаимоотношения родителей между собой - их доброжелательность, взаимное уважение и справедливость или враждебность, взаимное препирательство и несправедливость. Руководство поведением ребенка - спокойное, умное, умелое и согласованное или нервное, непродуманное, бестактное и не согласованное, когда один разрешает, а другой запрещает, один хвалит, другой порицает и т. д. Всё это и многое другое ребенок наблюдает, воспринимает, а затем воспроизводит в своем собственном поведении. Поэтому не только по родителям судят о ребенке, но по ребенку судят о родителях и, прежде всего, о матери. Воспитание ребенка на самых первых ступенях его жизни, в его младенческом возрасте сводится, главным образом, к уходу за его физическим развитием, поскольку, как правильно заметил А. Берж, "из всех детенышей человеческий детеныш, без сомнения, наименее способен обеспечить свои собственные потребности, наименее "закончен" в момент своего рождения" и функции матери заключаются здесь в сохранении жизни своему "незаконченному детенышу". Но постепенно задачи усложняются; возникает необходимость в развитии внутреннего мира ребенка, - его нравственных элементов, эстетических начал и логических способностей, необходимость влиять на формирование характера ребенка, его способность контролировать свое поведение. Всё это требует от родителей, особенно от матери известного педагогического чутья, умения ровно, спокойно и терпеливо руководить поведением ребенка, умело обеспечить ему активную, интересную и по-своему содержательную жизнь. С. Я. Маршак писал: "Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся, Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить готовясь, в детстве не живет". Обеспечить ребенку интересную и содержательную жизнь легче, если воспитанием ребенка занимаются оба родителя и если они имеют соответствующую подготовку. Взгляд, что семье присуще разделение труда, при котором отец обеспечивает содержание детям, а мать их воспитание - устарел и в сущности никогда не был правильным. В воспитании детей должны участвовать оба родителя, хотя роль их при этом может быть и не одинаковой. Скажем, важнейшим фактором семейного воспитания является пример личного поведения. Но образцом поведения для мальчиков чаще всего является отец, а для девочек - мать. Это связано с тем, что психика во многом зависит от пола, а восприимчивость от психики. Но это не значит, что поведение отца не оказывает влияния на дочь, а матери на сына. Речь идет лишь о том, что влияние отца и матери на детей имеет свою специфику, хотя оба эти влияния осуществляются не только обособленно, но и совместно, объединенно. Поэтому в неполных семьях, когда дети имеют только материнское или только отцовское влияние процесс воспитания оказывается односторонним и не всегда полноценным. Между тем в СССР существует огромное количество неполных семей (семьи вдов, матерей-одиночек и разведенных) и огромное количество детей - сирот, не имеющих отцов. Но и в полных семьях отцы во многих случаях не принимают участия в воспитании детей, и дети растут как бы без отцов. В советской печати отмечается поэтому, что "в настоящее время у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают или почти не принимают участия в воспитании своих детей".40 Поэтому все трудности воспитания детей ложатся на плечи женщины-матери. Но и в тех случаях, когда семейным воспитанием детей заняты оба родителя, нередко происходят значительные трудности потому, что родители недостаточно для этого подготовлены, В советской печати последних лет приводится бесконечное количество фактов, иллюстрирующих неподготовленность родителей к современному воспитанию детей.41 С одной стороны, отмечается, скажем, безответственная, поцелуйная, сахарная, сюсюкающая любовь к ребенку, подменяющая воспитание баловством, потакающая капризам, своеволию и эгоизму ребенка и превращающая ребенка в домашнего тирана иногда с роковыми для его будущего наклонностями. С другой стороны, отмечается основанная не на любви, доверии и уважении, а на страхе и подавлении деспотическая требовательность к детям, сопровождающаяся "дисциплинарными" наказаниями детей вплоть до побоев.42 Побои всегда потрясают психику ребенка, а иногда кончаются и для ребенка и для родителей трагически. Вот соответствующие примеры. "...ученица 7 класса написала мальчику записку, что она его любит. Записка попала к классному руководителю, а затем и к директору школы... Была вызвана мать девочки и в присутствии всех учителей и учеников ей было сообщено о "недопустимых взаимоотношениях" ее дочери с одноклассником. Мать тут же стала бить дочь по лицу. Некоторые ребята смеялись, кое-кто заплакал. Девочка вырвалась и убежала... школа стояла около железнодорожного полотна и на глазах у всех девочка бросилась под поезд".43 Этот пример показывает и невежество матери и бездарность школьных педагогов. И другой пример, касающийся уже матери. "Мать Александра Р. в течение двадцати лег работала в одном из научно-исследовательских институтов... Были случаи, когда сослуживцы Р. с ужасом слушали ее жалобы на то, что руки болят: вчера "учила" сына... Дело кончилось трагической гибелью матери от руки сына".44 Мать, работая в научно-исследовательском институте, была, очевидно, интеллигентным человеком и тем не менее била своего сына, пока он ее не убил. Факты безобразного воспитания детей отмечаются во всех слоях населения, в том числе и в коммунистических кругах. Журнал "Партийная жизнь" пишет, например, что "...дети некоторых коммунистов ведут себя недостойным образом: плохо учатся, бездельничают, нарушают общественный порядок. Всё это говорит о том, что родители не занимаются их воспитанием, не заботятся о том, чтобы они выросли достойными гражданами нашей страны, и правы те, кто ставит вопрос: как же коммунист может воспитывать других, если он не может должным образом воспитывать своих детей?"45 В СССР много и откровенно пишут о недостатках семейного воспитания, происходящих вследствие неподготовленности родителей, но в СССР очень мало делают для устранения этой неподготовленности. Существует много возможностей дать родителям минимум педагогических знаний, но эти возможности не используются. Небольшая страна Колумбия провела в 1967 году закон, в силу которого желающие вступить в брак проходят трехмесячные курсы по вопросам семьи и воспитания детей и только предъявив удостоверение об их окончании могут зарегистрировать свой брак. Но коммунистическая власть в СССР почти ничего в этом направлении не делает, так как стремится не к укреплению семейного воспитания, а к замене его государственным воспитанием. Материальные условия. Большое значение для семейного воспитания детей имеют и материальные условия, в которых живет семья. Раньше отмечалось уже, что семья в СССР живет, как правило, в стесненных материальных условиях. Доходы семьи недостаточны, так как заработная плата в силу особой политики партии остается на низком уровне. Обычно семья нуждается во всем, и дети живут в атмосфере бесконечных забот о самом необходимом, самом насущном, что требуется для человека. Это оказывает порой угнетающее влияние на психику детей и формирование их личности. Особенно тяжелые в СССР жилищные условия в городах. В связи с промышленным строительством происходил головокружительный рост городского населения и одновременно было поразительное пренебрежение к жилищным нуждам народа. Жилищное строительство происходило в ничтожных размерах и жилищная теснота даже в Москве стала потрясающей. Первый секретарь Московского городского комитета партии говорил на пленуме ЦК КПСС, что в Москве за время до 1941 года, то есть "За довоенные годы население города увеличилось больше чем на 2 миллиона 600 тысяч человек, а построено было лишь 6 миллионов квадратных метров жилья, в том числе немало временных деревянных домов и бараков. В первые послевоенные годы жилья почти не строились, а население увеличилось еще на миллион человек".46 Так происходило во всех городах СССР и так сложился ужасающий жилищный кризис. В последнее десятилетие началось, наконец, жилищное строительство и положение несколько улучшилось, но улучшилось еще далеко недостаточно. Скажем, в 1967 году газета "Известия" в связи с пятидесятилетним юбилеем дала очерк выдающегося своими достижениями города Гусь-Хрустального. В очерке подчеркивается, что "В 1967 году в Гусь-Хрустальном стало жителей около 70 тысяч. Жилой фонд 440.600 кв. Метров".47 Таким образом в 1967 году на одного жителя в городе Гусь-Хрустальном приходится 6,3 кв. метра, а так как средний состав семьи в СССР - 3,7 чел.,48 то ясно, что средняя семья живет на 22 кв. метрах или в одной комнате размером 5х4,5 м. И из других официальных источников известно, что большое количество семей в СССР продолжает еще жить в коммунальных квартирах, где отдельная семья занимает одну комнату и пользуется общей кухней, общей уборной с другими семьями, живущими в других комнатах той же квартиры. Конечно, дети не имеют своей "площади", не имеют своего угла, порой не имеют и своей отдельной кровати. Крайняя перегрузка жилья ведет соседей по квартире к невольному вторжению в чужую семейную жизнь. Нередко возникают раздоры, соглядатайство, сплетни, склоки и доносы. Перегрузка жилья приводит к раздорам не только между соседями, живущими в отдельных комнатах общей квартиры, но иногда и между членами одной и той же семьи, живущей в одной комнате. Один из советских авторов резонно говорит, что"..подобные условия нередко являются причиной неправильного воспитания детей; они осложняют быт и отдых человека, вызывают раздражительность, приводят к недоразумениям. ссорам и т. п.".49 На ребенка, живущего в общей комнате со всеми взрослыми, наблюдающего иногда их интимные отношения, а порой дрязги и раздоры - всё это, конечно, производит неизгладимое впечатление. Особенно плохо, когда раздоры внутри семьи кончаются разводом супругов и когда разведенные супруги, за неимением других помещений, остаются жить в прежней комнате. Часто б. муж снова женится или б. жена снова выходит замуж и комната перегораживается шкафами или занавесками. Неизбежно возникают скандалы и "семейный очаг" превращается в кипящий котел, в котором варятся не только взрослые, но и дети. Это калечит неокрепшую психику детей и порой уродует всю их последующую жизнь, Конечно, далеко не всегда жилищный кризис сказывается на судьбе матери и ребенка так, но нередко он сказывается именно так. Профессиональная работа матери. Очень существенным фактором, осложняющим семейное воспитание детей является в СССР работа в народном хозяйстве почти всех женщин-матерей. Партия, как было уже отмечено, искусственно создает такие условия жизни, которые принуждают женщину-мать идти на работу в народное хозяйство. Но это значит, что почти все дети, по крайней мере в рабочее время, остаются без материнского присмотра и воспитания. Широко распространено мнение, что детей в СССР воспитывают бабушки. Конечно, добрые, умные и, даже, мудрые русские бабушки - эти замечательные русские женщины - являются прекрасными воспитательницами, но, во-первых, бабушки в СССР теперь изменились: многие из них имеют среднее или высшее образование, 25-летний стаж работы в народном хозяйстве и пенсию. Выйдя на пенсию они во многих случаях уже не слишком стремятся превратить себя в няньку. Во-вторых, бабушек не так уж много. По переписи 1959 года женщин в возрасте от 55 до 70 лет всего 13,4 млн. чел., а отдельных семей 50,3 млн. Конечно, не все семьи имеют детей, не все женщины до 55 лет работают в народном хозяйстве, не все женщины после 70 лет беспомощны и т. д. И тем не менее по нашим расчетам бабушки могут присматривать за детьми только в одной семье из четырех. Кто же присматривает за детьми в трех семьях из четырех? На этот вопрос дал ясный ответ отчетный доклад ЦК КПСС на 20 съезде партии, В докладе говорится: "Имеется также немало семей, в которых оба родителя работают на производстве или в учреждении, они в состоянии лишь урывками заниматься воспитанием своих детей. При таком положении .многие дети оказываются оставленными на попечение кого-нибудь из родственников или соседей, а иногда и вовсе без присмотра. Таким образом значительная часть детей оказывается предоставленной самой себе и это нередко ведет к плохим последствиям".50 Подрастающие дети идут на улицу, которая их и "воспитывает". Конечно, никакими запретами и наказаниями оградить детей от дурного влияния безнадзорной улицы невозможно и в результате неизбежно растет в стране детская преступность. Партия стремится к свертыванию семейного и расширению государственного воспитания детей. Поэтому она сначала создает условия, принуждающие женщину-мать идти на работу в народное хозяйство, затем "сокрушается" по поводу покинутых детей и, наконец, в качестве особой заботы строит казенные детские учреждения, куда и предлагает женщинам сдавать своих детей. Женщины принуждены были пойти и пошли на работу в народное хозяйство, но сеть детских учреждений строилась медленно, поэтому сдать ребенка государству оказалось делом исключительной трудности, Вот пример из жизни московских женщин: Юная мать, счетовод, работающая в Министерстве Химической промышленности, больная туберкулезом, с туберкулезным мужем, девять месяцев стояла в очереди, ожидая вакантных мест в ясли и детский сад. Детей, мальчика 9 месяцев и девочку 4-х лет, запирала в комнате, и сама уходила на работу, не имея никакой возможности навестить их в перерыв, так как работала в полутора часах езды от дома. "Придем с Володей домой после работы, как посмотрим на ребят - жить не хочется", - рассказывала она. "Витька весь мокрый, весь от лица до ног замаранный. Нинка спит, вся белая, под глазами синяки, как у взрослой. Соседи рассказывали. что жутко кричала и плакала целый день". А когда, наконец, детей устроили, то ходила как именинница, и говорила, что счастливее ее человека нет".51 Конечно, это относительное счастье. Каждое утро больная туберкулезом мать должна привести с порядок комнату, приготовить завтрак, разбудить, помыть, одеть и накормить детей, затем везти мальчика в ясли, а девочку в детский сад, и успеть вовремя явиться в свое учреждение на свою работу. После работы она должна вовремя забрать детей из детских учреждений и доставить их домой, затем должна сделать необходимые покупки и тысячу дел по хозяйству. Хорошо, если детский сад и детские ясли не слишком далеко, хорошо, если они открываются вовремя, хорошо, если трамваи или автобусы не переполнены и попасть в них можно, хорошо, если в магазинах есть всё необходимое и очереди небольшие... Но и в этом крайне редком случае мать все равно перегружена сверх всякой меры и рассказать ребятам сказку, прочитать им что-нибудь из детской книжки или хотя бы просто поговорить немного с ними у нее нет времени. А могло быть счастье и иным. Если бы уровень заработной платы в стране был нормальным, а не заниженным для целей коммунизма и если бы на нормальные заработки семья могла существовать безбедно, тогда мать могла бы не устраивать своих детей в казенные учреждения, а воспитывать их сама в своей благоустроенной семье. Но мать-воспитательницу заменила в СССР мать-работница. Мать-работница в СССР под сильным влиянием коммунистической пропаганды борется не за повышение заработной платы, не за ликвидацию тех условий, которые создала для нее партия, чтобы заставить ее работать в народном хозяйстве, не за сохранение и спасение семьи, нет, она борется за расширение казенных детских учреждений, за место в них для своего ребенка, то есть по существу за разрушение собственной семьи и ликвидацию семейного воспитания. |