Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Женщины и коммунизм


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Вспоминая прошлое Е. Д. Кускова в одной из своих последних статей писала, что когда немецкая буржуазия упрекала социалистов;

"Вы разрушаете семью! Бебель резко отвечал: - Нет, это не мы, а вы разрушаете семью, вовлекая женщину-мать в фабричное производство. Увеличьте плату рабочим, и мать останется дома".52

Если бы Август Бебель был жив и находился в СССР, он именно с этими словами обратился бы теперь, но не к буржуазии, а к коммунистической партии: "...вы разрушаете семью, вовлекая женщину-мать в фабричное производство. Увеличьте плату рабочим, и мать останется дома", хотя бы на то время, пока в этом нуждаются дети.

 

Глава 21

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В СССР существует тенденция к свертыванию семейного и расширению государственного воспитания детей в системе учебно-воспитательных учреждений, лучше приспособленных к подготовке нового коммунистического человека. Остановимся, прежде всего, на общей характеристике системы учебно-воспитательных учреждений, которая включает с свой состав: дошкольную сеть, школьную сеть, сеть детских домов-интернатов.

Дошкольная сеть. Идея внесемейного или общественного воспитания детей возникла в связи с развитием промышленности и привлечением женщин к работе в народном хозяйстве еще в :18 веке, В 1802 году известный общественный деятель Р.Оуэн открыл в Шотландии "школу для малышей", то есть школу общественного воспитания детей. По мысли Р. Оуэна общественное воспитание должно было постепенно заменить семейное воспитание точно так же, как общественное обучение в школах заменило домашнее обучение грамоте. В 1837 году независимо от Р. Оуэна известный немецкий педагог Ф.Фребель открыл детский дом, названный им детским садом для дошкольного воспитания детей. По мысли Ф.Фребеля детские сады должны были стать первой ступенью или первым звеном общей системы народного образования. Детские сады возникли и в других странах, в частности, в России, но широкого распространения в России (как впрочем, и в других странах) они не получили. Положение в России однако изменилось после коммунистической революции. Из рук частной инициативы общественное воспитание дошкольников перешло в руки коммунистического государства и стало государственным воспитанием.

Государственное воспитание дошкольников получило в СССР широкое развитие, так как партия стремится, во-первых, к воспитанию нового коммунистического человека, которого семья дать не может и, во-вторых, к освобождению женщин от воспитательской работы в семье с целью привлечения их к работе в народном хозяйстве. Развитие сети детских учреждений в СССР сдерживалось лишь общими экономическими трудностями и трудностями подготовки соответствующих педагогических кадров. Но сеть дошкольных учреждений непрерывно росла и в последние годы темпы ее роста усилились. В состав дошкольных учреждений СССР входят: 1. Детские ясли, 2. Детские сады, 3. Детские комбинаты.

Детские ясли представляют собою первую ступень государственного воспитания детей. В ясли принимаются дети от двух месяцев до трех лет. Обычно дети находятся в яслях 9-11 часов в сутки. Женщина-мать, отправляясь утром на работу, сдает ребенка в ясли, а вечером, возвращаясь с работы, берет его с собой. Ясли организуются обычно на 80-100 мест и дети распределяются в них на группы по возрасту. Каждая возрастная группа имеет свой пищевой режим, свой распорядок дня и свои приспособления вплоть до своих педагогически продуманных игрушек.

Детские сады являются следующей вслед за детскими яслями ступенью общественного воспитания детей в возрасте с трех до семи лет. Существует два типа детских садов: дневной и недельный. Первый, наиболее в данное время распространенный тип детских садов, обслуживает детей, которые доставляются в детский сад утром, а вечером возвращаются в семью. Второй тип - обслуживает детей круглосуточно. Дети доставляются в детский сад в начале недели и в конце недели возвращаются в семью. Воспитание детей в детских садах ведется по программам, разработанным, конечно, в соответствии с установками партии на формирование нового человека.

Детские комбинаты представляют собою объединение детских яслей и детских садов в одном дошкольном учреждении. Объединение это произведено в 1959 году в целях организации единой системы воспитания дошкольников, согласованной с последующим воспитанием их в школах. Таким образом детские ясли-сады стали дошкольным звеном единой системы народного образования, подчиненной общему централизованному руководству.53

Численность детей в дошкольных детских учреждениях показывают следующие цифры:54

Кроме того в 1965 году было в сезонных садах и яслях 3.900.000 чел. Как видим, происходит огромный рост численности детей в дошкольных детских учреждениях. И несмотря на такой рост, устроить ребенка в детское учреждение очень трудно: мест в детских учреждениях не хватает55 , т. к. все трудоспособные женщины СССР работают в народном хозяйстве. Дети в большинстве случаев остаются дома без присмотра и женщины стремятся пристроить их в детские учреждения, но строительство детских учреждений еще отстает от предложения детей. Все это показывает значительное расширение государственного воспитания детей и свертывание семейного воспитания. Дети уходят из семьи. Семья вступает на путь отмирания. Проблема материнства ставится уже по-новому, о чем подробно говорится в нашей книге "Семья в СССР 1917-1967".

Школьная сеть. Дети с 6-7 летнего возраста переходят в школьную сеть, которая состоит из следующих звеньев (цифры 1965/66 г.):

В общеобразовательных школах полный срок обучения, дающий среднее образование, и обязательный срок обучения, дающий неполное среднее образование, менялся следующим образом:

 

Пока всеобщее обязательное обучение в СССР - 8 лет. По окончании этого срока ученик может либо продолжить учение в 9 и 10 классах и закончить общее среднее образование, либо поступить в среднее учебное заведение типа техникума, в котором закончить среднее образование и получить специальность средней квалификации, либо поступить на работу и продолжать образование в вечерних или заочных учебных заведениях. Закончив таким образом среднее образование, он может подать заявление о поступлении в высшее учебное заведение. Такова общая схема народного образования. В этой схеме имеются два типа школ, на которых необходимо остановиться несколько подробнее, так как в жизни женщины-матери они играют заметную роль - это школы с продленным днем и школы-интернаты.

Школы с продленным днем. Специальные школы с продленным днем и отдельные группы с продленным днем в регулярных школах возникли в 1956 году для учеников первых четырех классов. Имеются в виду прежде всего ученики, матери которых заняты на работе и до окончания своего рабочего дня не могут следить за детьми, возвращающимися из школы. Эти дети остаются до вечера в школе, подчиняются там установленному распорядку, получают обед, готовят уроки под наблюдением специальных воспитателей, гуляют, играют и вечером возвращаются домой, когда матери уже дома. Расходы по содержанию дополнительных воспитателей и приготовление обедов оплачивается родителями. Такого рода школы несомненно облегчают положение матери, работающей в народном хозяйстве. В 1958 году был издан закон, который предложил:

"В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей, расширить сеть... школ и групп продленного дня".56

Как видим, в этом законе первоначальный замысел - обеспечение надзора за детьми - уже отодвинут на второй план.

На первый план выдвинута идея усиления роли "общества", то есть роли партии в воспитании школьных детей. Партия увидела в школах с продленным днем один из путей сокращения семейного и усиления государственного воспитания. Эта идея была оценена партией настолько высоко, что в 1961 году школы и группы с продленным днем были включены в новую программу партии как один из основных путей коммунистического воспитания детей. В 1965 году статистика отметила, что

"Но начало 1965/66 учебного года в школах и группах с продленным днем насчитывалось 2.4 млн. Учащихся".57

Количество учащихся в этих школах непрерывно увеличивается.

Школы-интернаты. Наряду со школами и группами продленного дня были организованы и школы-интернаты. Если школы продленного дня являются полу-интернатами, то эти школы - полными интернатами, в которых дети остаются постоянно и полностью освобождаются от материнского влияния. Школы-интернаты теоретически являются важнейшей формой коммунистического воспитания детей, зародышем той системы народного образования и воспитания, которая предполагается в коммунистическом обществе.

Организация школ-интернатов началась по решению 20-го съезда партии. Это решение, как и всякое решение партии, привычно прославлялось и прославляется всей казенной печатью. Одни авторы подчеркивают какое

"Огромное значение имеет решение XX съезда КПСС о создании школ-интернатов... Это решение является одним из ярких свидетельств заботы партии о коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Школы-интернаты являются ростками коммунизма, у них большое будущее".58

Другие авторы спешат засвидетельствовать, что решение партии уже успешно претворяется в жизнь, что

"Сеть этих школ - изумительных ростков коммунизма - непрерывно расширяется".59

Но коммунистическое общество надо еще строить. Строить его может страна под давлением и руководством партии как господствующего класса. Что коммунисты, беря в свои руки власть в стране, перестают быть политической партией, а превращаются в господствующий класс - это понятно. Понятно так же, что господствующий класс нуждается в своих специальных кадрах и в своих классовых школах для их подготовки.

Школы-интернаты и задуманы были как школы для подготовки кадров господствующего класса. Н. Хрущев, в течение ряда лет читавший вслух подготовленные аппаратом ЦК КПСС доклады и затем издававший их как свои сочинения, в докладе на 20 съезде партии отметил, что в буржуазном обществе

"Государство создавало специальные детские учреждения, в которых, в соответствии с интересами имущих классов, подготовлялось подрастающее поколение. Это - пажеские корпуса, кадетские корпуса, институты благородных девиц и другие. В этих закрытых учреждениях дети проходили школу аристократического воспитания... Как же нам практически подойти к решению этой задачи? Видимо, целесообразно приступить к строительству школ-интернатов... Дети будут поступать в эти школы-интернаты на постоянное пребывание, а родители могут встречаться с ними в праздничное, каникулярное или внеучебное время"60

Предполагалось, что школы-интернаты будут строиться в лесу, иметь лучших педагогов, лучшее оборудование и всё, что необходимо для подготовки детей господствующего класса. Однако организация школ-интернатов встретила некоторые затруднения. В стране существует огромное количество неполных семей (вдовьи семьи, семьи матерей-одиночек и т. д.) И семей неблагополучных, которым содержать своих детей чрезвычайно трудно. В этих условиях школы-интернаты, как закрытые учебные заведения для привилегированных детей господствующего класса, встретили бы в народе крайне отрицательное отношение. Поэтому в состав принимаемых детей партия принуждена была включить также детей из неполных и нуждающихся семей. Но допущение в школы-интернаты таких детей вызвало в привилегированных партийных кругах нежелание отдавать в эти школы своих детей. Советский писатель Ф. Парфенов в своем произведении "Во имя молодого" приводит характерное размышление первого секретаря обкома в связи с тем, что он не отдал своего сына и школу-интернат. Секретарь обкома обращается в мыслях к самому себе:

"Но ты недавно голосовал и не принужденно, а убежденно, за создание широкой сети интернатов, где молодежь будет воспитываться в духе коллективизма. Разве это убеждение ты распространяешь только на других, а не на собственного сына? Ведь ты утверждал, что такие интернаты являются одним из каналов, по которым общество вольется в коммунизм. Значит, пусть дети других вливаются, а твой сын особая особь".61

В Ленинградской школе-интернате №9 воспитывается 330 детей из них, примерно, 155 детей имеют родителей, состоящих на учете в психиатрическом диспансере.

Это, как видим, совсем не тот состав, какой предполагался при организации интернатов как классовых школ партии. Но в существовании школ-интернатов, которые имеют детей не из партийно-привилегированных, а из пролетарских беспартийно-обездоленных кругов, партия, конечно, не заинтересована и они пошли на убыль. "Изумительные ростки коммунизма" завяли.63

Детские дома - интернаты. Во всех странах существует какое-то количество детей, потерявших семью - сирот и бездомных, - о судьбе которых заботится общество и государство. Такие дети либо помещаются в детские воспитательные учреждения, либо передаются на воспитание в нормальные семьи, желающие их адоптировать и воспитывать как своих детей. На Западе, как правило, предпочитают семейное воспитание детей и принимают меры к размещений осиротевших детей именно в нормальные семьи. Общество и государство оказывает этим семьям материальную и педагогическую помощь (патронат) и дети оказываются в условиях обычной семейной жизни. В воспитательных учреждениях находится лишь небольшое количество неустроенных детей.

В дореволюционной России воспитательные учреждения для сирот, подкидышей и детей бедных родителей назывались приютами. Они возникли в 18 веке, сначала при монастырях (первый приют был открыт в Новгороде, в 1706 г.), а затем они открывались Ведомством учреждений Императрицы Марии, городскими и земскими самоуправлениями, а также частными благотворительными обществами. Однако общее количество детей в приютах было также незначительным.

В СССР положение резко изменилось. Вследствие социальных потрясений количество детей, потерявших семью, и детей, нуждающихся в государственном призрении, исчислялось сотнями тысяч и миллионами. В то же время коммунистическое государство в отличие от западных предпочитает не семейное, а государственное воспитание детей, так как оно лучше обеспечивает воспитание нового коммунистического человека. В связи с этим была развернута в СССР самая большая в мире сеть детских домов - интернатов.

Воспитанниками детских домов являются прежде всего дети - сироты, дети, покинувшие или потерявшие семьи и оказавшиеся беспризорными. Приток беспризорных происходит непрерывно, но время от времени он резко повышается и образует мощные волны, заливающие беспризорными детьми все города.

Первую такую волну дала первая мировая война, революция, красный террор и гражданская война (1917-1921), вызвавшие огромные жертвы и разрушившие миллионы семей. В результате, как писала Е. Кускова

"Дети оказались выброшенными на улицу. Получился дичайший парадокс истории: в рабоче-крестьянском государстве насчитывали тогда (сами большевики) среди беспризорных 54,5 % - детей крестьян, 24,5 % - детей пролетариата..."64

Беспризорные дети, оборванные, голодные и страшные атаковали горожан мольбами о куске хлеба, рылись в помойках и свалках в поисках съестного, спали на тротуарах, кладбищах и в канализационных люках. Это было общественное бедствие, и для борьбы с ним были организованы детские дома. В детских домах было размещено, как отметил в 1923 году советский журнал "Красная Новь",

"Больше полумиллиона беспризорных, находящихся на иждивении Государства и содержащихся в нищенских, безобразных, часто кошмарных условиях".65

В детские дома, где жизнь детей протекала действительно в безобразных и кошмарных условиях, попадали однако не все беспризорные дети, а только те из них, которые были выловлены на улицах милицией. Но и полмиллиона детей, оказавшихся в детских домах, цифра колоссальная.

Вторую волну беспризорных дал большой голод (1921-1923), разразившийся вследствие недорода в Поволжье и прилегающих к нему районах. Сотни тысяч детей остались сиротами и эвакуировались в крупные города страны. В пути многие из них погибли от истощения и тифа. Выжившие размещались в детских домах, где они получали продовольственную помощь от Америки (АРА) и сохранили свою жизнь.66

Третью волну беспризорных дала коллективизация сельского хозяйства (1928-1931), в процессе которой было "раскулачено" и разгромлено четыре - четыре с половиной миллиона крестьянских семей. Все люди этих семей (за исключением расстрелянных) были сосланы в отдаленные районы страны и в концентрационные лагеря, причем мужчины ссылались в одни лагеря, женщины в другие, а дети либо ссылались вместе с матерями, либо сдавались в детские дома- В результате детские дома снова получили свое пополнение.

Четвертую волну беспризорных дал голод 1932-33 года созданный партией на Украине, Северном Кавказе и в Казахстане. В результате этого голода погибло несколько миллионов человек и распалось примерно полтора миллиона семей. Огромное количество детей попало на городские улицы и снова пополнились детские дома.

Пятую волну беспризорных дал развернувшийся до неслыханных размеров террор второй половины тридцатых годов, в результате которого осиротели сотни тысяч детей, часть которых поступила в детские дома.

Наконец, еще одну волну беспризорных дала вторая мировая война, в процессе которой осиротели миллионы детей, часть которых поступила в детские дома.

После второй мировой войны пополнение детских домов сиротами и полусиротами не прекратилось. Но если до войны дети, как правило, имели отца и мать, и только потом в результате террора, голода и болезней они оказывались сиротами, то после войны дети уже заведомо рождались сиротами. Возникло новое явление - матери-одиночки, о которых уже говорилось выше. Матери-одиночки с 1944 года лишены права требовать алименты с мужчин, являющихся отцами их детей, но могут получать на содержание детей пособие от государства. Однако пособие это незначительно и одинокие матери содержать и нормально воспитывать детей, как правило, не могут. Они объективно принуждены сдавать и многие из них сдают детей в детские дома. Таков один из послевоенных источников пополнения детских домов.

Наряду с обычным пополнением детских ломов осиротевшими и потерявшими семью детьми, а также детьми матерей-одиночек существует еще некоторое пополнение детских домов детьми разведенных супругов и детьми принудительно отобранными от родителей, скажем, потому, что родители пытаются воспитывать детей в религиозном духе.

Сеть детских домов-интернатов многократно перестраивалась. В настоящее время она имеет три типа детских домов:

Дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет.

Детские дома для дошкольников от 3 до 7 лет.

Детские дома для детей школьного возраста от 7 до 18 лет.

Дома ребенка существуют для детей-сирот, детей, рожденных незамужними женщинами, детей овдовевших и в некоторых случаях разведенных женщин и детей по тем или иным причинам лишившихся попечения родителей.

Детские дома дошкольников существуют примерно для тех же категорий детей. Воспитание детей ведется по программам для детских садов.

Детские дома школьников отличаются тем, что их воспитанники, живя в детском доме, посещают регулярную школу и, кроме того, в детском доме приобретают трудовые навыки - работают в учебных мастерских и подсобном хозяйстве детского дома.

Общая численность сирот в СССР и численность воспитанников детских домов в настоящее время засекречены.

Об общей численности сирот можно судить лишь по косвенным материалам. Скажем, в 1963 году было произведено серьезное обследование школьной жизни в г. Горьком. В связи с этим обследованием журнал "Партийная жизнь" говорит, что

"Дети не имеющие в семье одного или обоих родителей, составляют в городских общеобразовательных шкалах около 20 процентов, в профессионально-технических училищах около 50 процентов, а в детских воспитательных колониях - почти 70 процентов всех воспитанников" 67

Таково положение в г. Горьком. Город Горький имеет 1.066.000 жителей и по составу своего населения является типичным советским городом. Трудно поэтому предположить, что в г. Горьком сирот больше, чем в других городах и селениях СССР. Правильнее будет считать упоминающийся в "Партийной жизни" процент сирот в горьковских школах типичным для всего СССР. Если это так, то общее количество сирот школьного возраста в СССР будет:68

Кроме того необходимо учесть детей дошкольного возраста. Их, примерно, 35 млн. чел. Допуская в порядке сугубой осторожности, что удельный вес сирот теперь снижается и среди дошкольников составляет не 20, а только 10% тогда сирот среди дошкольников будет 3.600 тыс. чел. В таком случае общая численность сирот в СССР составит, примерно, четырнадцать миллионов человек. Конечно, это условный подсчет, но при всей его условности он, кажется близок к действительности и показывает, не максимальное, а скорее, минимальное количество сирот в СССР.

Какое количество из этих 14 млн. сирот находится в детских домах неизвестно. В официальную печать попала лишь одна неполная цифра, относящаяся к спокойному 1958 году, когда никаких социальных потрясений, повышающих численность сирот и беспризорных детей, не было. В 1958 году в детских домах воспитывалось 367.000 детей.

Возможно, что цифра эта занижена, но во всяком случае она не полная: воспитанники домов ребенка в нее не входят. Однако и 367.000 - цифра огромная и, вероятно, ни одному государству мира не известная.

Такова общая структура государственного воспитания детей в СССР. Остановимся в заключение на одной из особенностей этого воспитания.

Цели воспитания. Направление и характер государственного воспитания детей в детских домах, в дошкольных и школьных учреждениях определяется целями, которые перед воспитанием ставятся. В СССР подчеркивают, что

"Каждая общественно-историческая формация накладывает сбой отпечаток на духовный облик личности. В социалистическом обществе формирование личности осуществляется под влиянием марксистко-ленинского мировоззрения, под воздействием коммунистической партии".69

"Партия - не только политический вождь и организатор, она и воспитатель народа, его идейный руководитель".70

Далее...