|
|
Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
|
В начало документа |
В конец документа |
Курганов И. А. Женщины и коммунизм Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Партия с первых дней революции ставит своей целью воспитать нового коммунистического человека. Об этой цели говорила в 1919 году Коллонтай, в 20-х годах Крупская, Бухарин, Зиновьев, Троцкий и др. вожди коммунизма. И именно эта цель подчеркивалась в ряде решений партийных съездов, конференций и пленумов ЦК. Но что значит новый коммунистический или советский человек, каков его облик, его специфические черты? В облике нового человека предполагаются две основных специфических черты - преданность коммунизму и ненависть к врагам коммунизма. Эти специфические черты сформулированы на 21 съезде партии так: "Безграничная преданность делу коммунизма и ненависть к его врагам - вот, что определяет облик советского человека".71 На 22 съезда партии эти основные черты в облике нового человека дополнены в порядке лакировки рядом общечеловеческих черт (понимаемых однако в коммунистическом духе) и вошли в новую программу КПСС как моральный кодекс строителя коммунизма. Но цель коммунистического воспитания - выработать в новом поколении прежде всего именно эти две основных черты - преданность коммунизму и ненависть или непримиримость к его противникам. Остановимся на этом несколько подробнее Преданность коммунизму. О воспитании в народе, особенно в подрастающем поколении, чувства преданности коммунизму непрерывно говорится в течение 50 лет. но только в последние годы об этом говорится как о самой неотложной задаче. Теперь, говорит журнал "Коммунист", "...самом настоятельной, самой неотложной задачей, стоящей перед партией и государством, является... коммунистическое воспитание".72 Чем объяснить, что воспитанию чувства преданности коммунизму отводится теперь решающая и чуть ли не судьбоносная роль? В книге "Семья в СССР 1917-1967" мы уже подчеркивали, что партия совершила коммунистический переворот в крестьянской России, имея за собой совершенно ничтожное меньшинство народа. Меньшинство народа может при благоприятных условиях захватить политическую власть в стране, но удержать ее может только при помощи террора. Именно террор и был развернут партией сразу же после захвата власти. Но террор имеет свои исторические границы. Неизбежно наступает момент, когда террор теряет свою эффективность. Такой момент наступил в СССР после второй мировой войны и смерти Сталина. Народ в СССР изменился; неописуемый, сковывающий душу страх перед террором начал ослабевать. Партия поняла, что наступает время, когда основой власти должен быть не только и не столько страх, сколько сознательная преданность народа. Значит, уже не в порядке общих рассуждении, а в порядке конкретной практической деятельности необходимо воспитать подрастающее поколение в духе преданности коммунизму. Либо это будет сделано, либо гибель. Воспитание чувства преданности коммунизму ведется в учебно-воспитательной системе всеми преподавателями при помощи всех наук. Даже простейшие задачки по арифметике, в которых упоминается, скажем, два самолета - советский и американский - вылетевшие из двух точек навстречу друг другу, советский самолет летит обязательно быстрее американского и преподаватель обязательно подчеркнет при этом достижения партии в деле строительства авиации, которая летает быстрее всех, выше всех и дальше всех. В учебниках по физике не упоминаются имена Майкельсона, Эйнштейна, Бора, так как это буржуазные ученые, но упоминаются спутники, ракеты, атомные реакторы, так как это достижения партии.73 Нет ни одной науки, ни одного учебника, ни одного учебного пособия, где не прославлялись бы деяния партии. Все науки, все школьные организации (пионерские, комсомольские, партийные), вся школьная жизнь поставлены на службу делу воспитания рабской преданности коммунизму. Каждый советский гражданин всю свою жизнь от колыбели до могилы непрерывно подвергается "промывке мозгов", но в школе это происходит особенно организованно и особенно упорно. Школа обязана убедить своих воспитанников, что партия всё знает, всё предвидит, все может и ведет народ от победы к победе. Критиковать партию может поэтому только враг коммунизма, а с врагами не может быть никаких церемоний. И воспитанники постигают эту истину в совершенстве. Никто, никогда, ни в каком случае партию в целом - не критикует. Воспитанник - не критически-мыслящая личность, а только мыслящая материя. Один из членов-корреспондентов Академии педагогических наук так и говорит о воспитанниках "Мы имеем дело с самым нежным, самым чутким, самым сложным, что есть в природе, - с мыслящей материей".74 Мыслящая материя не может критиковать партию, а должна приспосабливаться к ее генеральной линии. Ученики одной из московских средних школ пишут поэтому "Воспитывают из нас не гордых, справедливых людей, способных самостоятельно мыслить и отвечать за свои поступки, разумно дисциплинированных, а трусливых приспособленцев, послушных, мелочных и недумающих! Когда с нами, с нашими товарищами, учителя поступают несправедливо, мы молчим: они старшие, нельзя. Пойдем в Институт - будет то же самое. Будем работать - над нами тоже будут старшие, которых нельзя критиковать. А когда мы будем "старшими", наверное, тоже не захотим, чтобы замечали наши ошибки, незнание, недобросовестность, мстительность и пр".75 Старшими являются, как правило, члены партии, а партию нельзя критиковать, больше того, необходимо без всяких рассуждении, слепо и беспрекословно выполнять все, что прикажет партия. В этом заключается преданность партии и долг каждого советского гражданина. Коммунистический писатель Шолохов, на произведениях которого воспитывается молодежь, говорит устами своего героя: Я пойду туда "...куда пошлет партия. Скажут мне, допустим: иди, Нагульнов, рубить контре головы - с радостью пойду! Скажут: иди подбирать картошку, - без радости, но пойду. Скажут: иди в доярки, коров доить, - зубами скрипну, а всё равно пойду!" Буду делать всё, что прикажет партия. С радостью буду палачом и буду головы рубить, без радости буду дояркой и буду коров доить. Если надо донести на своего отца - донесу (как сделал П. Морозов). Если надо выдать на смерть собственную мать - выдам. Преданность партии превыше всего! Ненависть к врагам коммунизма. Если ведущим началом при возникновении христианства была любовь, то ведущим началом при возникновении коммунизма была ненависть. Ненависть и сейчас является "духовной" основой коммунизма, его важнейшей движущей силой, В журнале "Коммунист" подчеркивается, например, что "...моральный кодекс строителя коммунизма наряду с таким нравственным принципом., как преданность делу коммунизма.., включает в себя такие немаловажные стороны коммунистической морали, как непримиримость к врагам коммунизма... Борьба за коммунизм, за счастье людей, за подлинно коммунистические отношения между ними немыслима без страстной ненависти ко всему... что мешает нашему движению.. Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души".76 Партия неотступно следит за тем, чтобы в стране не утихала пропаганда ненависти к действительным и мнимым врагам коммунизма. Люди в течение 50 лет живут в атмосфере разжигаемой ненависти. Ненависть к классовым врагам. Ненависть к врагам народа. Ненависть к космополитам. Ненависть к антипартийцам. Ненависть к капиталистам, немцам, американцам. Можно взять любую советскую газету за последние годы и прочитать пышущие ненавистью к американцам заголовки; стервятники, бандиты, головорезы, пираты, палачи, душегубы, кровопийцы, мясники, собаки, разбойники, псы, убийцы и т. д. Повод: оборона американцами Южного Вьетнама от наступающих коммунистов. Но если бы не было этого повода, нашелся бы другой, ибо во всём современном мире только еще Америка "мешает нашему движению" Без ненависти нет движения вперед, нет коммунизма. Но ненависть активное чувство. Практически оно реализуется в повседневной жестокости. Вся политика основанная на ненависти, скажем, внутри страны - это политика жестокости.77 Все дореволюционные классы разгромлены жестоким путем - арестами и расстрелами людей. Всё крестьянство, составлявшее 82% населения России, разгромлено путем разжигания взаимной ненависти среди самих же крестьян и жестоких репрессий со стороны партии.78 В каждом указе партии и правительства - прежде всего жестокость. За несколько колосков, срезанных в поле голодающим человеком - смертная казнь (Указ 7 августа), за опоздание на работу - тюрьма, за рассказанный анекдот - концентрационный лагерь и т. д. Советский писатель А.Шаров приводит для иллюстрации жестокости такой факт, связанный с эвакуацией заводов из Ленинграда и Москвы во время войны: "Тогда девочек - школьниц, поехавших с заводами на восток и потом не выдержав трудностей бежавших домой в Москву и Ленинград, задерживали в поездах и посылали в лагерь на "срок"!.. Девочки попадали в бараки к опытным рецидивисткам, а те ими торговали, продавая бандитам за поллитровку".75 Так ненависть к врагам коммунизма, (а девочки, самовольно покинувшие завод - враги коммунизма) находит свое выражение в повседневной жестокости. В течение 50 лет партия призывает к жестокой, беспощадной борьбе с врагами коммунизма и практически проводит неслыханно жестокие меры для подавления своих противников. В течение 50 лет советские граждане наблюдают жестокость, живут в атмосфере жестокости и многие из них сами начинают мыслить категориями жестокости. "Это жестокость общества нарастающая и непременно передающаяся в какой-то мере от карателей к гражданам, общество составляющим".75 Пятьдесят лет царит в советском обществе атмосфера жестокости, ведется пропаганда и даже идеализация жестокости. Но школа не изолирована от общества и, как говорит советский писатель А.Шаров, "...идеализация жестокости, зародившись давно и далеко от школы, краешком захватывает и область воспитания"75 И когда этот писатель обратился с призывом избегать принуждения и жестокости в воспитании детей, он получил много писем, которые свидетельствуют, что атмосфера жестокости в какой-то мере действительно проникла и в учебно-воспитательные учреждения страны. Полученные писателем письма опубликованы в советском журнале "Новый мир". Вот некоторые из них. "Вы пишете "Жестокостью, принуждением, воспитывается подлая рабская психология... калечатся души". А как же с М. Горьким быть? Помните, в спине подростка Алеши Пешкова остались занозы от лучины, которой его пороли.."75. Значит, по мнению автора письма, жестокость нужна: Алешу Пешкова пороли и из него получился знаменитый писатель Максим Горький. Автор другого письма протестует против ссылок на советского педагога А.Макаренко, написавшего "Педагогическую поэму". В письме говорится: "Цитируя Макаренко, почему-то забывают о том, как он "убеждал" своих питомцев первое время: табуреткой по голове. И ходил с наганом в кармане, о чем знали все ученики".75 Одна учительница, указывая на то, что среди детей растет хулиганство, так как существует безнаказанность, предлагает: "Изолировать всех распущенных, испорченных, не желающих учиться детей и подростков от всех прочих нормальных детей и подростков. Для этого организовать: а) специальные интернаты с полувоенным режимом и б) детколонии. В этих учебно-воспитательных учреждениях ввести карцеры и розги. Да. я не боюсь этих слов".75 В одном письме оправдывается необходимость жестоких наказаний учеников уже привычной житейской практикой. Автор говорит, что "...во всей воспитательно-пропагандистской работе мы отнюдь не придерживаемся даже Моисеева догмата: "око за око, зуб за зуб", а трактуем его примерно так: "Два ока за одно, всю нижнюю челюсть за один зуб".75 Наконец, одна учительница в оправдание жестокости ссылается на мнение самих же учеников. Она пишет: "Один хороший серьезный школьник - старшеклассник сказал матери, что в его классе есть будущий бандит, "Таких надо уничтожать, пока они не выросли", - вот его заключение".75 Таким образом этот уже "воспитанный" старшеклассник предлагает уничтожать будущих бандитов пока они еще не бандиты. Но это тоже привычная жестокость. На протяжении нескольких десятилетий руководство партии уничтожило десятки миллионов своих потенциальных врагов не за то, что они сделали преступление в прошлом, а за то, что они могут сделать преступление в будущем. Приведенные письма, вероятно, не являются характерными для настроений основной массы педагогов, но элементы жестокости в практике государственного воспитания детей всё же существуют. Они проявляются не в избиении детей (хотя отдельные случаи избиения и встречаются79), а в том, что в учебно-воспитательных учреждениях ведется непрерывная "промывка мозгов", то есть с одной стороны систематически внедряется в сознание детей заведомая ложь, аллилуйщина и убеждение в необходимости рабской преданности кому то, а с другой стороны душа ребенка систематически отравляется недоверием, страхом и ненавистью к кому то. Все это соответствует требованию партии воспитывать подрастающее поколение в духе рабской преданности коммунизму и слепой ненависти и непримиримости к его противникам. Но всё это в той или иной степени калечит молодое поколение. И в этом заключается жестокость. Конечно, народ, сложившийся в тысячелетиях, нельзя духовно искалечить за одно - два поколения. Коммунистическое воспитание с его жестокостью в общем еще не имеет корней в душе человека. Больше того, люди в СССР за последнее время начинают высвобождаться от этого, сковывавшего их "воспитания", начинают мужественную борьбу за правдивость и творческую свободу, за духовную независимость и достоинство человеческой личности. Огромная роль в этой борьбе принадлежит, прежде всего, женщине-матери. Женщине-матери и посвящается эта книга.
ЦИТИРОВАННЫЕ ИСТОЧНИК И ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ 1 ЖЕНЩИНЫ В БОРЬБЕ ЗА РАВНОПРАВИЕ Глава 1 1 О потере женщинами независимого положения при переходе от матриархата к патриархату см. И. А. Курганов "Семья в СССР. 1917-1967" стр. 13-21. 2 Законы Ману формулировали права и обязанности индийцев на основе догматов брахманизма. Законы Ману (Ману - воображаемый родоначальник человечества) складывались и древности на протяжении сотен лет. Дошедшая до нас редакция этих законов относится ко второму веку до нашей эры. 3 Гай - выдающийся юрист древнего Рима, обосновавший право частной собственности на рабов. 4 В Библия - вторая книга Моисеева - "Исход" - говорит: "А день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих" (Библия. Книга священного писания ветхого и нового заветов. Изд. Американского Библейского Общества. Нью-Йорк., стр. 79). Как видим, жена здесь не упоминается. Пятая книга Моисеева - "Второзаконие" - почти дословно повторяет то, что приведено выше, и снова среди отдыхающих в субботний день жена не упоминается. (Там же, стр. 195) 5 Проф. В. М. Хвостов пишет: "Процессы о ведьмах происходили при посредстве самых жестоких пыток, которым инквизиторы старались вырвать у своей жертвы "добровольное" признание; неудивительно, что, по общему правилу, они кончались осуждением женщин и сожжением на костре. Уже самое начало допроса очень характерно: обвиняемую спрашивали верит ли она в колдовство. Если она отвечала, что не верит, то это было признанием В тяжелой ереси, наказуемой смертью; если она давала утвердительный ответ, то это уже было уликой против нее." (Проф. В. М. Хвостов "Женщина и человеческое достоинство", М. 1914, стр. 145), В 1489 году был издан трактат о ведьмах, известный "Молот ведьм", наиболее мрачная и страшная книга из всех книг человечества. 6 Речь идет об индустриальных странах Запада. На востоке и, в частности на Ближнем востоке, женщина всё еще остается в рабском положении. Вот бытовая зарисовка, относящаяся к 1965 году "...на базар съезжаются бедуины продавать своих верблюдов и овец. Идет неторопливый торг. Закончив сделку, бедуины отправляются в кафе под старым масличным деревом, выпить чашку кофе и сыграть партию в домино, Никогда арабская женщина или бедуинка не осмелится войти в такое кафе, Я видел женщин на базаре. Они сидели на корточках, в тени каменного забора, закутанные во всё черное и терпеливо, на стоградусной жаре, поджидали, когда мужья напьются кофе, выйдут и сделают им знак следовать за собой", (Андрей Седых, "Земля обетованная", "Новое русское слово", 24. 10. 1965). 7 О демократической семье подробно см. И. А. Курганов "Семья в СССР 1917-1967", 8 Цит. по книге Проф. В, М, Хвостова "Женщина и человеческое достоинство" М., 1914, стр. 141 и 142, 9 Цит. по энциклопедии "Гранат" 7 изд. т. 20, стр. 164. 10 Гегель. Соч. М. 1959, т. VII, стр. 198-199. 11 Дж. С. Милль. "Подчиненность женщины" СПБ, 1869. Приложение "Письма Огюста Конта к Дж. С. Миллю" стр. LIV. О. Конт пишет, что равноправие женщин таит в себе опасность для воспроизводства нашего рода, имея, очевидно, в виду возможность снижения привлекательности женщин и, следовательно, снижения рождаемости. Трудно с этим согласиться. Если верно, что женщины, следуя зову природы, имманентно стремятся привлечь к себе внимание мужчин и в конечном счете обеспечить продолжение рода (безразлично является ли это стремление "законом природы" или "пережитком истории"), то во всяком случае не верно, что равноправие женщин лишает их привлекательности. Женщины, работающие наряду с мужчинами в современном технически рационализированном предприятии или учреждении народного хозяйства и выполняющие там функции, скажем, лаборантки или стюардесс не менее привлекательны, чем женщины, убиравшие навоз на. скотном дворе, как это было неизбежно в домашнем, хозяйстве. Другое дело, если женщины выполняют в народном хозяйстве работы для них непосильные - грузчики, кочегары при топках углем, лесорубы и т. д., как это происходит в СССР. Однако на Западе женщины к таким работам не допускаются. Вообще же равноправная работа, женщин в народном хозяйстве не только не снижает их привлекательности, но увеличивает ее, так как способствует культурному росту и духовному обогащению. 12 Материнство действительно осложняет профессиональную работу женщин в народном хозяйстве, но общество и государство современных стран принимают ряд мер к ликвидации этого осложнения. Уже сейчас это осложнение может быть настолько ослаблено, что говорить о невозможности равноправия не приходится. Между тем об этом еще говорят. Скажем Н. Яблоновская в своей в общем содержательной статье "Равноправие француженки" пишет, что "...борьба за полное равенство еще не выиграна и, быть может, не будет никогда выиграна. Женщина, все-таки, по своей физической и духовной структуре в первую очередь мать". (НРС 28. 3. 1966) 13 Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. 16, стр. 283. 14 Проф. В. М. Хвостов "Женщина и человеческое достоинство" М., 1914, стр. 1. 15 К. Маркс "К критике политической экономии". См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв., т. 1 М., 1949, стр. 327. 16 Заметим, что в 1965 году в США было 12.490.000 владельцев акций; среди них было свыше 4.000.000 женщин. (См. справочник "США Краткий обзор фактических данных" 1960, стр. 56). В 1962 году, по расчетам американских экономистов, в США было, примерно 72.000 миллионеров (среди них много врачей и адвокатов). Сорок процентов миллионеров составляли женщины. Многие из них унаследовали свое состояние от родителей и мужей, но немало женщин сами создавали свое богатство. Показательно, что в 1965 году в комитет Нью-Йоркской биржи на Уолл-стрите, имеющей мировое значение, впервые были избраны две женщины. Глава 2 17 Впрочем, не только европейской интеллигенции. К просветителям следует отнести и ряд выдающихся умов США (Франклин, Джефферсон и др.). 18 Мы говорим "объективно", так как субъективно некоторые просветители недооценивали женщин. Скажем, Вольтер всячески высмеивал ученых женщин; Монтескье полагал, что "Природа наделила мужчин силой и разумом... Женщинам же она дала красоту и установила, что и влияние их должно ограничиваться этими пределами". Руссо, защищавший женские права, всё же полагал, что просвещение женщин должно сводиться, главным образом, к подготовке их к роли жен и матерей. 19 Ж. Л. Кондорсэ "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" М. Соцэкгиз 1936, стр. 246. 20 Цитирую по книге Д. Рязанова "Взгляды Маркса и Энгельса на брак и семью" М., 1927, стр. 55. 21 Феминизм (femina-женщина) - движение за равенство прав женщины в культурной, политической и экономической областях, а суфражизм (sufrage-право голоса) - движение за равенство избирательных прав. 22 А. Бебель "Женщина и социализм". Перевод с 34 немецкого издания под ред. В. А. Поссе. Изд. Буревестник" Одесса, 1905, стр. 25. 23 Там же, стр. 352. Рисуя рационализированный быт в домах с новой техникой, Август Бебель отмечал, что "В Соединенных Штатах и в некоторых европейских городах, как, напр., в Цюрихе, существуют уже такие со всевозможным комфортом устроенные дома" (стр. 351). Но такое утверждение, упоминающее США без всякой ругани, уже невыносимо для некоторых советских авторов, привыкших к тому, что США являются красной тряпкой для воспитания и поддержания в народе атмосферы ненависти, питающей коммунизм. Б. Бильшай, например, дополняет Бебеля так: "Американская техника, о которой писал Бебель, находится на службе американских монополистов, господствующих в США и стремящийся к мировому владычеству. Поэтому достижения американской техники служат не столько улучшению жизни трудящихся и раскрепощению женщины, сколько агрессивной политике империалистов" (В. Бильшай "Решение женского вопроса в СССР" М., 1959, стр. 61). Такова, оказывается, монополистическая и империалистическая особенность американского пылесоса или стиральной машины. 24 Женщины получили равноправие в большинстве, но не во всех западных странах. Скажем, а Швейцарии женщины до сих пор избирательных прав не имеют. В 1959 году был проведен референдум, но противники равноправия связали избирательные права женщин с их обязанностью служить в армии и референдум дал отрицательные результаты. Отметим попутно, что во Франции до 1933 года действовало положение Кодекса Наполеона I: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу" (статья 213). Только в 1938 году оно было заменено новым положением: "Замужняя женщина осуществляет в полном объеме свою гражданскую правоспособность". И лишь в 1965 году замужние женщины получили право открывать свой личный счет в банке, поступать на работу без разрешения мужа и т. д. В США ряд штатов дали женщинам равноправие еще в прошлом веке (Вайоминг - с 1869, Юта - с 1870 г. и т. д.). В 1919 году было принято дополнение к конституции (19 поправка), вошедшее в силу в. 192о году, которое обеспечило женщинам избирательные права во всех штатах. 25 См. Энциклопедический словарь "Гранат" под ред. Проф. В. Я. Железнова., М. М. Ковалевского, С. М. Мурамцева и К. А. Тимирязева, 7 изд. Работа Е. Кусковой в приложении к 20 тому, стр. 31-38. 26 Ленин, Соч., т. 31, стр. 139. 27 Л. Сосновский "Больные вопросы (женщина, семья и дети)". Рабочее издательство "Прибой," Ленинград, 1926, стр. 3. 28 "Правда", 22.5.1928, №117. Статья "Скопцы духа" (по докладу Сольца). 29 Газета "Известия" за 26 ноября 1967 г. Статья "Труд крестьянки". |