Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Женщины и коммунизм


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

"Тебя, Тала, все это, конечно же, не коснется. Это чисто политическое дело, и жены и дети к нему никакого отношения не имеют. Живи на здоровье. Пиши дальше книги и помни твердо, что у нас не бывает ошибок в области законности. Твоя жизнь с детства видна как на ладони. Партия не ошибается".65

Вскоре Серебрякову арестовали и она отработала в лагерях 20 лет. Оказавшись арестованной, она все время думала - за что, почему? Даже если муж в чем-нибудь провинился, то при чем тут она - верный и преданный партии человек, не имеющий в своей партийной биографии ни одного пятнышка? Конечно, пишет она, бывало и раньше, когда, скажем,

"...семьи опальных бояр и придворных не избегали царского гнева... Так было. Но теперь другие времена, И я настойчиво требовала встречи со следователем., чтобы узнать правду, барабанила в дверь, бунтовала. Тогда ко мне врывался корпусной и конвоир"".66

И, конечно, кулаками разъясняли, что теперь действительно другие времена, каких еще не бывало - времена коммунистические. Но, очевидно, и после "разъяснений" врывавшихся тюремщиков ей было не ясно, за что же она арестована. Дочь чекистки и сама мыслящая по-чекистски, она думала:

"...не может быть, чтобы... не обнаружили в органах безопасности заговорщиков, агентов буржуазных разведок, которые засадили нас, советских людей, коммунистов и убивают в заключении"87

Значит она думала, что это дело агентов буржуазии, проникших в НКВД и организовавших там заговор.

Над тем же вопросом билась и Е. Гинзбург, которая путем перестукивания задала его сидевшему в соседней камере известному коммунисту, обвиненному в "буржуазном национализме", Гарею Сагидуллину. Сагидуллин ответил:

"Коба. Восемнадцатое брюмера. Физическое истребление лучших людей партии, мешающих или могущих помешать окончательному установлению его тирании"68

Но тирания Сталина (Коба) была установлена до 1937 года (поэтому и стал возможным 1937 год) и установлению его тирании способствовали эти "лучшие люди партии".

Думали об этом все, думали и рядовые коммунисты. Одна из работниц тюрьмы, производившая личный обыск Евгении Гинзбург, тихо спросила ее:

"Ведь я знаю, вы - Аксенова, предгорсовета жена. Чего же вам еще не хватало? И машина, и дача казенная, а одежда-то, поди. все из комиссионных? Да и вообще... а что, может, правду мой отец говорит, будто вы все идейно пошли за бедный народ, за колхозников то есть, чтобы им облегчение!"69

Нет, арестованные коммунисты не были за бедный народ, за колхозников. Наоборот, именно коммунисты и превратили крестьян в колхозников.

Даже оказавшись в тюрьме, коммунисты держались обособленно и чувствовали себя "элитой", с презрением относящейся к бедному и беспартийному народу. И Гинзбург от ответа уклонилась. В действительности массовые репрессии происходят в СССР, очевидно, потому, что принудительно строится коммунизм, коммунистическое общество и вычищаются те, кто, не сочувствует коммунистическому строительству. Но почему, в частности, репрессировались в 1936-1938 гг. сами коммунисты? На этот вопрос, может быть, следует дать такой (конечно, не бесспорный) ответ: Основной идеей коммунизма является построение бесклассового коммунистического общества. Во имя этой идеи были репрессированы, т.е. расстреляны и погублены в концлагерях и ссылках, миллионы "классовых врагов". К средине тридцатых годов со старыми классами было покончено и общество было объявлено бесклассовым. Но заложенное в людях естественное чувство эгоизма продолжало жить. Коммунисты, оказавшиеся у власти, обрастали личной собственностью, пользовались всевозможными привилегиями и постепенно сами превратились в новый господствующий класс. Было ясно, что если после уничтожения старого господствующего класса возникает новый господствующий класс, то основная идея коммунизма - коммунистическое общество - несостоятельна, значит, несостоятельно и всё учение коммунизма. "Бытие определяет сознание", говорит Маркс. Но если бытие коммунистов оказывается некоммунистическим, то некоммунистическим должно быть и их сознание. Сталин, мысля догматически, полагал, однако, что если можно было уничтожить старые классы, то можно уничтожить и новый класс. Он почистил комсостав армии, усовершенствовал НКВД и при помощи сил НКВД ликвидировал свыше третьей части партии - 798.000 коммунистов - причем ликвидировал "с корнем", то есть с разгромом их семей.70

Но почему разрушались семьи и отправлялись в ссылку или концлагери все взрослые члены семьи репрессированного, в том числе и женщины? Очевидно, потому, что расстрел или длительное (по существу пожизненное) заключение человека в концлагерь является величайшим и незабываемым горем для всех его наиболее близких людей. Оставить их на свободе - это значит оставить "у себя в тылу" обиженных людей, которые никогда не будут искренно преданными партии и в трудное для партии время могут перейти на сторону врага. Поэтому все близкие родственники арестованного - их матери, жены, сестры и дочери становятся в глазах партии потенциальными врагами и их тоже арестуют.

Необходимо подчеркнуть, что всё это относится не только к коммунистам, которых в общей массе арестованных было сравнительно немного, но и особенно к беспартийным. Серебрякова пишет, например, об арестованных родственниках беспартийных жертв чистки обществ:

"Вся тюрьма знала, что в смертных камерах находятся присужденные к "вышке" - расстрелу молодые железнодорожники, обвинявшиеся в диверсии и шпионаже на транспорте. Среди них были инженеры, машинисты, стрелочники. Жены и матери некоторых из них сидели со мной. Уже два месяца ждали приговоренные казни... Я видела как седели волосы жены одного из смертников, как теряла зрение от слез старушка-мать другого из них. Все мы верили в полную их невиновность".71

Осужденные к смерти были невиновны и, конечно, ни в чем не виновны их матери, жены и дочери. Но они были обижены партией и партия им уже не доверяла. Их изолировали от общества, арестовали и они сидели в тюрьме, чтобы отправиться в лагерь принудительных работ.

Труд заключенных женщин. Высшая мера наказания - смертная казнь, конечно, самое страшное, что может выпасть на долю человека, но заключение в концентрационные лагери принудительного труда на 20-25 лет, в сущности, та же смертная казнь, лишь растянутая во времени в целях предсмертного использования рабочей силы заключенного.

Об условиях жизни и труда в лагерях написано много книг и журнальных статей. Мы приведем лишь несколько штрихов, относящихся к лагерям, в которых отбывали свой срок и женщины.

Обычно каждый лагерь состоит из десятков бараков, обнесенных забором из колючей проволоки высотой в 3-4 метра. Полоса земли около забора шириной в 5-6 метров минируется и ночью освещается прожекторами. Заключенный, вступивший в эту запретную полосу, расстреливается с вышек, расположенных через каждые 100-200 метров.

С внешней стороны забора охрану несут еще и сторожевые собаки. Побег из лагеря почти невозможен, тем более, что на сотни, а порой, и на тысячи километров нет никакого жилья и, как правило, беглец всё равно обречен на гибель.

Жизнь и работа заключенных в лагерях исключительно тяжела. Работают заключенные без выходных дней ежедневно в любую погоду 10-12 часов, не считая дороги между лагерем и местом работы.

На работу идут заключенные колоннами в окружении охранников и собак. Перед выступлением колонны заключенных предупреждают, что разговаривать в пути, отставать или отходить вправо и влево от колонны запрещается. Охрана стреляет без предупреждения. Иногда место работы находится далеко и дорога в условиях крайнего севера (мороз, ветер, вьюга) требует много времени и сил. В некоторых случаях (остров Вайгач) от лагеря до места работы протягивается стальной канат, за который держатся люди, чтобы их не унесло ветром.

Сама работа в шахтах и рудниках является для женщин особенно тяжелой и тяжесть ее увеличивается еще условиями крайнего севера. Скажем в Верхоянском лагере, расположенном далеко за полярным кругом, заключенные (в 1953 году их было 23.000 чел.) добывают олово, медь и золото в условиях вечной мерзлоты и при наличии только примитивных орудий труда. Конечно, это требует исключительного напряжения сил.

Много заключенных женщин работает и на поверхности (лесоразработки, прокладка железных дорог, возведение разных сооружений). И здесь труд осложняется зимой трескучими морозами, а летом тучами комаров. Поэтому, скажем, на Земле Франца Иосифа зимой выдавали заключенным специальные маски, предохраняющие от мороза лицо и дыхание. Тяжело работать и в знойных пустынях Средней Азии, где было мало местных жителей и много лагерей.

Женщины в лагерях назначались порой на более легкие работы, но легких работ в лагерях очень мало и женщины в своем большинстве несли такой же тяжелый крест, как и мужчины. В коммунистических лагерях принудительного труда оказалось, наконец, равноправие, но даже и здесь равноправие было не всегда полным.

После тяжкого трудового дня заключенные мужчины имели ночью спокойный отдых, а женщины часто и ночью покоя не имели:

"Ночью женские бараки обыкновенно превращались в публичные дома, так как "соцблизкие", представлявшие лагерную администрацию и откормленные на краденном пайке, использовали женские бараки как места своих любовных развлечении... отказ от любовных притязаний обыкновенно означал перевод в условия совершенно невыносимой работы".72

Чтобы работа заключенных была интенсивной, коммунистическая власть ввела высокие нормы выработки, выполнить которые могли только физически сильные и тренированные люди. Степень выполнения трудовых норм определяла собою и пищевой рацион заключенного. Заключенный, выработавший 75% нормы получал и 75% пайка, выработавший 50% нормы получал и 50% пайка. Невыполнение нормы вело к уменьшению пайка, а уменьшение пайка - к ослаблению организма и дальнейшему невыполнению нормы, значит и дальнейшему снижению пайка, кончавшемуся крайним истощением (доходяги) и смертью. Смертность в лагерях была огромной. Выжить в лагерях обычный срок заключения (10-25 лет) могли только молодые, сильные и удачливые люди (удачей было попасть на работу в кухню, в канцелярию и т. д.) Но и выжившие возвращались из лагерей во многих случаях уже инвалидами. Светлана Аллилуева пишет, например, о своей тетке Анне Сергеевне - сестре своей матери - жены Сталина:

"В 1948 году, когда началась новая волна арестов... была арестована и Анна Сергеевна... Вернулась она весной 1954 года... состояние ее было ужасным. Я ее видела в первый же день - она сидела в комнате, не узнавая своих уже взрослых сыновей, безразличная ко всему. Глаза ее были затуманены, она смотрела в окно, равнодушная ко всем новостям: что умер мой отец, что скончалась бабушка, что больше не существует нашего заклятого врага - Берия. Она только безучастно качала головой".73

Таково положение репрессированных женщин в коммунистической стране. В последнее десятилетие положение это однако меняется.

Лагери принудительного труда еще существуют и подразделяются на 4 категории; общего, усиленного, строгого и особого режима, но их стало значительно меньше, значительно меньше стало среди заключенных и женщин, осужденных только за то, что они члены семьи "врагов народа". Конечно, пока существует диктатура одной партии или "касты" коммунистов возможны всякие неожиданности, возможны и попытки возврата к прошлому, но сейчас роль принудительного труда женщин в народном хозяйстве СССР былое значение потеряла. Поэтому говоря в дальнейшем о трудовой политике коммунизма мы будем иметь в виду только обычный (не принудительный, а добровольный) труд женщин в народном хозяйстве СССР.

 

Глава 10

 

ЖЕНЩИНЫ И ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ

Говоря об обычном труде женщин в народном хозяйстве СССР, отметим, прежде всего, следующее.

Возможное ухудшение женского облика. Почти все женщины трудоспособного возраста работают в народном хозяйстве и работают, как мы видели, с напряжением всех своих сил. Но партия поставила перед собой грандиозные задачи, связанные с преобразованием мира, и они требуют огромных усилий всего населения СССР. В составе населения СССР женщин на 20 млн. больше, чем мужчин и партия усиленно привлекает женщин на работу в народное хозяйство. Женщины, как правило, уступают мужчинам в рабочем опыте и квалификации и отчасти поэтому большинство их оказывается на физической работе. Это, очевидно, не беспокоит партию: женщин в стране больше чем нужно и физическая перегрузка их, вызывающая ускоренное постарение, может только приблизить страну к нормальному равновесию полов. Однако такая политика партии является пагубной не только для женщин, но и для всего народа.

Известно, например, что жизнь в коллективе требует от людей взаимного приспособления и некоторого приближения своей индивидуальности к "среднему" уровню и характеру всего коллектива. Женщины, особенно молодые женщины, подвержены этому "закону" нивелирования людей в коллективе в большей мере, чем мужчины. Сейчас большинство трудоспособных женщин в СССР выполняет в народном хозяйстве грубую физическую работу под руководством мужчин и в общем коллективе с мужчинами, выполняющими тоже грубую физическую работу. Женщины подчиняются здесь общему трудовому режиму, они одеваются для работы так же, как мужчины и они ведут себя как мужчины, занятые именно грубой физической работой.

Постепенно женщины усваивают не только мужские профессии, но и мужские повадки, мужские манеры и настроения. Многие женщины и, прежде всего, молодые женщины, девушки, начинают курить, некоторые привыкают сквернословить, а порой и пить. Происходит процесс огрубения, "омужичивания" женщин, усиливающийся еще и крайней неудовлетворенностью этих женщин своей работой. О процессе крайнего огрубения женщин упоминается и в советской литературе74 и в советской прессе. Скажем, в 1967 году в"Литературной газете" появилась статья Л. Кузнецовой, которая говорит о девушках-разнорабочих следующее: одна красивая девушка

"...опершись о древко лопаты, в выражениях самых непечатных рассказывает подругам-разнорабочим что-то очень веселое. Бригада эта убирает мусор из каркасных клеток яруса. Кто с веником, кто с носилками... "Опять вольничают",- комментирует речь красавицы мой сопровождающий. -"'Мы таких лихих девчат стороной обходим... Сраму наслушаешься".

А мне вдруг стало так обидно за этих девчонок, молодых и сильных, которые катают (ездят- И. К.) со стройки на стройку, живут в общежитиях, ходят в заляпанных цементом и глиной ватниках, не расставаясь с метлой, лопатой, носилками. Из разговора с тем же прорабом я узнала, что среди лихих девчонок примерно половина с восьми-, девяти-, десятилетним образованием. Да, тут завольничаешь! И как не понять, что сам тон разухабистый - нам-де все трын-трава - от горькой неудовлетворенности этой вот работой".75

Горькая неудовлетворенность женщин своей грязной, тяжелой физической работой, настроение полной безнадежности, бесперспективности и даже отчаяния, стремление приглушить это настроение грубостью, сквернословием, а порой, и пьяным угаром приводит некоторых из них к духовному опустошению, к определенному снижению духовного и морального их уровня. Но женщин, занимающихся грубой физической работой, десятки миллионов человек. И в большинстве случаев это будущие матери нового поколения страны. Естественно, что существующая политика партии в области женского труда вызывает определенную тревогу за будущие судьбы народа. Такова "качественная" сторона результатов трудовой политики партии. Перейдем к ее количественной стороне.

Дальнейшая "мобилизация" женщин в народное хозяйство. Несомненно и в дальнейшем партия будет привлекать женщин к работе в народном или общественном хозяйстве и будет стремиться к тому, чтобы женщины работали в общественном хозяйстве с максимальным напряжением всех своих сил.

На сентябрьском (1965) пленуме ЦК КПСС А. Косыгин, говоря о количестве работающих женщин, подчеркнул:

"В настоящее время у нас 85 процентов трудоспособного населения занято в общественном хозяйстве или учится; из числа женщин занято 75 процентов. Остальная часть населения занята в личном подсобном и домашнем хозяйстве. Из этих данных видно, что имеется возможность дополнительно вовлечь рабочую силу в общественное производство".76

Речь, как видим, идет о вовлечении в общественное или народное хозяйство именно женщин, так как если в народном хозяйстве работает 85% трудоспособного населения, а женщин только 75°/о, то это значит, что почти все мужчины уже работают. Но о каких женщинах идет речь? Во-первых, о женщинах, работающих исключительно в личном подсобном хозяйстве, т. е. главным образом на приусадебных участках и, во-вторых, о домашних хозяйках, пока не работающих в народном хозяйстве.

Однако вовлечь или мобилизовать в народное хозяйство женщин, работающих на приусадебных участках можно будет только тогда, когда государство сможет осуществить своими силами полное снабжение городов и ликвидировать приусадебные участки. Но пока приусадебные участки и подсобное хозяйство колхозников для снабжения городов необходимы, вовлечь в народное хозяйство женщин, занятых в подсобных хозяйствах невозможно. Значит, речь пока идет о женщинах, занятых домашним хозяйством и воспитанием детей. Вовлечь какое-то количество этих женщин в народное хозяйство если и можно, то только с большими трудностями.

Методы "мобилизации" женщин. До сих пор вовлечение женщин в народное хозяйство СССР производилось при помощи "кнута" и "пряника".

Кнут - это, во-первых, особо тяжелые материально-бытовые условия, которые партия создавала для народа, чтобы принудить всех женщин идти на работу в народное хозяйство и, во-вторых, атмосфера пренебрежения и общественного презрения, которую партия создавала вокруг домашних хозяек, не занятых "общественно-полезным" трудом в народном хозяйстве. Пряник - это ордена, портреты, почетные звания, газетная шумиха и пропагандное прославление "передовых" женщин, работающих в народном хозяйстве, чтобы заинтересовать в работе тех, кто еще в народном хозяйстве не работает и чтобы поощрить уже работающих в народном хозяйстве к дальнейшему повышению норм выработки. Но обстановка в стране меняется. Дальнейшее ухудшение материально-бытовых условий населения оказывается уже невозможным и этот кнут отпадает. Но и пропаганда начинает терять в своей эффективности. Правда, ведущий мотив советской пропаганды - поношение буржуазно-капиталистических и прославление социалистических условий общественного труда женщин езде сохраняется. Советская пропаганда продолжает еще утверждать, что

"В условиях буржуазного общества работа на фабрике, заводе, в учреждении отрывает женщину от семьи, обрекает детей, особенно в семьях рабочих, на безнадзорность, превращает материнство работницы в тяжелый крест".77

А в условиях социалистического общества работа на фабриках и заводах как будто бы не отрывает женщину от семьи, не обрекает детей, особенно в семьях рабочих, на безнадзорность, не превращает материнство работницы в тяжелый крест. Здесь как будто бы всего этого нет и

"Участие женщин в общественном труде стало для советской женщины источником радости, вдохновения и счастья "78

Однако этот фальшивый мотив пропаганды начинает уже терять свою убедительность. Конечно, во всех индустриальных странах современного мира женщины принимают участие в общественном труде, то есть работают в народном хозяйстве, и это является положительным фактом новейшей истории. Но люди в СССР постепенно узнают, что не в воображаемом по книгам столетней давности "буржуазно-капиталистическом обществе", а в современном индустриальном обществе Запада нет никакой необходимости в поголовном участии женщин в общественном труде, нет никакой необходимости применять женский труд в производствах тяжелых и вредных для женского организма, нет никакой необходимости искусственно создавать такую обстановку в стране, которая бы принуждала женщин идти на фабрику или завод.

Женщины на Западе участвуют в общественном труде, то есть работают в народном хозяйстве, но не поголовно, а как правило, в той мере, в какой они могут это делать, не нанося серьезного ущерба семье и детям. На Западе женщины, не имеющие детей, работают в народном хозяйстве примерно в той же мере, как и в СССР. Но выйдя замуж и родив детей, женщины чаще всего покидают работу и пока дети не пойдут в школу занимаются их домашним воспитанием. Только некоторая часть женщин, имеющих детей (в США на 1.3.1967 одна из трех) продолжают свою работу и в народном хозяйстве. Понятно, что удельный вес женщин, работающих в народном хозяйстве на Западе ниже, чем в СССР, а женщин, выполняющих физическую работу, тем более тяжелую физическую работу, на Западе значительно меньше. Женщин шахтеров, грузчиков, лесорубов, каменщиков, китобоев и т. д. на Западе совсем нет. И если в СССР, как пишут и советские авторы

"...признавая женщину равноправной с мужчиной, иногда забывают о том, что она - женщина, не считаются с естественными особенностями женского организма, с материнством женщины... и по сей день оставляют женщин на тяжелых работах",79

то на Западе этого уже, как правило, нет. И поскольку это становится известным населению СССР, постольку пропаганда в этой части оказывается уже менее эффективной.

Второй прием пропаганды - превознесение, восхваление, воспевание женского труда в народном хозяйстве, героизация тяжело работающих женщин, поэтизация женщин "передовиков". ударниц и "маяков". Но и этот прием пропаганды также начинает терять свою убедительность, о чем пишут и в советской литературе. Скажем, в пьесе советского писателя Алексея Коломийца "Планета Сперанта" дан отрывок такой пропаганды по радио и реплики на нее слушателей. По ходу пьесы диктор говорит по радио:

"..Она уже в десятом классе ночами не спала, думала, кем ей быть: дояркой, свинаркой или свекловодом? И однажды, весной, очевидно, вдохновленная соловьями, которые без умолку пели под окном, она сказала: мама, я стану как и ты, дояркой. С тех пор прошел только год, а уже осуществилась ее заветная мечта - она стала членом бригады коммунистического труда... Более того, когда она проходит селом, ей вслед несется стоголосое: наш маяк..."

И вот реплики слушателей радио - молодых научных работников - Леси и Сергея:

"Леся - Какой примитив. Можно завыть от обиды... Разве можно так царапать душу?

Сергей - А пора уже за ложь и неискренность карать, как за преступление".80

Как видим, люди в СССР начинают уже понимать провокационный смысл этой пропаганды, начинают видеть в ней пустую казенную словесность, начинают чувствовать постыдную ее фальшь и начинают говорить и писать об этом открыто.

Советский писатель Вл. Немцов мужественно выступил по поводу такой пропаганды со следующими, например, словами:

"Мы воспитывали у молодежи стремление к овладению разными профессиями, причем в ряде произведении подчеркивали, что женщина ни в чем не должна отставать. Рассказывали, как женская бригада грузчиц побеждает мужскую, умилялись, что шахтерки запросто катают вагончики, доказывали, что для девушки нет милее профессии, чем проходчицы или машиниста на паровозе, и убеждали, что нет в мире лучшей работы, чем укладка шпал. Но почему-то очень редко вспоминалось великое женское призвание быть матерью и воспитательницей своих детей... Так зачем же... торжественно звонить в колокола и сообщать всему миру, что вот, мол, чего мы добились, - на месте бывшей ссылки под землей работают тихие, светленькие девушки? И к чему здесь поэтизация женского шахтерского труда?81"

И действительно, раньше, до коммунистической революции, в шахты и рудники ссылали преступников, приговоренных судом на каторжные работы.

Теперь, после коммунистической революции, работают там обыкновенные девушки и советская пропаганда прославляет это как величайшее достижение партии в борьбе за женское равноправие.

Возможности дальнейшей "мобилизации" женщин. Обстановка в стране изменилась и прежние методы, которыми пользовалась партия для мобилизации или вовлечения женщин в народное хозяйство становятся недостаточно эффективными. Но если бы они и сохранили свою эффективность - всё равно мобилизовать дополнительные контингенты женщин в народное хозяйство было бы очень трудно. Конечно, по мере роста населения и расширения промышленности, численность женщин, работающих в народном хозяйстве, будет увеличиваться. Но речь идет не об этом, речь идет об увеличении удельного веса женщин в общем составе работников народного хозяйства СССР. В настоящее время удельный вес женщин, с общем составе работников народного хозяйства, примерно, 54% (19% в составе рабочих и служащих), а удельный вес женщин в составе всего населения на 1 января 1966 г. - 54,2%. Это значит, что ресурсы женской рабочей силы в стране исчерпаны в той же степени, в какой исчерпаны и ресурсы мужской рабочей силы. Конечно, существует какое-то количество домашних хозяек, не работающих в народном хозяйстве (как существует какое-то количество мужчин тоже не работающих в народном хозяйстве), но их сравнительно немного, и мобилизация их не может сколько-нибудь существенно повысить удельный вес женщин в общем составе работников народного хозяйства.

Существенное повышение удельного веса женщин в составе работников народного хозяйства в дальнейшем не только невозможно, но и опасно. В условиях традиционной семьи и определенного уровня индустриализации страны существует определенный оптимум, определенный предел вовлечения женщин в народное хозяйство. За этим пределом действует правило или "закон": чем больше женщин вовлечено в народное хозяйство, тем ниже рождаемость в стране и тем, следовательно, меньше рабочих рук. Подробно об этом будет речь в другом месте, а пока заметим, что в СССР партия ведет в области труда и народонаселения по меньшей мере недальновидную и пагубную политику:

Стремясь максимально увеличить количество рабочих рук с народном хозяйстве и создать предпосылки для "освобождения" женщин от домашнего хозяйства, а в дальнейшем и от семьи, партия мобилизовала всех или почти всех трудоспособных женщин и привела страну к резкому снижению рождаемости, то есть привела народ к грани вымирания. В своей политике партия игнорирует правило, которое мы сформулировали бы так, чем больше женских рабочих рук в народном хозяйстве сейчас, тем меньше рабочих рук в будущем. Это мы подчеркиваем имея в виду, прежде всего, женщину-мать. Конечно, процесс вовлечения женщин в народное хозяйство является процессом прогрессивным и необратимым. Но никто и не требует возвращения всех женщин на кухню. Однако, когда речь идет о женщине-матери, государство может и должно Провести ряд мер, облегчающих ее положение, скажем: полное освобождение женщины-матери от работы пока ее ребенок беспомощен и не устроен, неполную рабочую неделю и неполный рабочий день для женщин, имеющих детей и мн. др. Между тем коммунистическое государство ничего этого Не делает и, таким образом, ведет страну к вырождению. И если этого не случится, то только потому, что современная техника, особенно автоматизация производства, сокращает потребности в рабочей силе и создает угрозу безработицы. Поэтому объективные условия заставляют партию отказаться от своей политики превращения всех женщин в рабочую силу народного хозяйства и удельный вес женщин в составе рабочих и служащих СССР будет понижаться.

Далее...