|
|
Лахова Е. Ф. Перспективы паритетной демократии в России (задачи женского движения). М., Информатик, 1997.
|
В начало документа |
В конец документа |
Лахова Е. Ф. Перспективыо паритетной демократии в России (задачи женского движения) Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Подведем предварительные итоги: для становления в России паритетной демократии необходимы как гражданские инициативы снизу - со стороны женских организаций, так и позитивные действия сверху - со стороны государства. Наше движение - Движение женщин России -взяло на себя обязательство добиваться реализации идей паритетной демократии, действуя и как политическая, и как социальная сила. ДЖР - первое российское общественно-политическое объединение, программа которого намечает стратегию перехода к паритетной демократии- Хочу подчеркнуть, что утверждение демократии мы связываем не только с изменениями в политической системе и государственном устройстве, но и с переменами в образе жизни женщин а мужчин. Подлинно демократические перемены должны, прежде всего, вести к обеспечению права каждого человека - будь то мужчина или женщина -на достойную жизнь а самореализацию. В семье, в обществе, в государстве. Принцип паритета - фактического равноправия полов - должен восторжествовать во всех этих сферах. В правовой сфере - как признание того, что права женщин являются неотъемлемой, составной частью всеобщих прав человека. В семейной жизни - как равенство семейных прав и обязанностей мужчин и женщин, их взаимопомощь и взаимопонимание. В общественной жизни - как практическая реализация принципа равных прав, свобод и равных возможностей в их осуществлении для женщин и мужчин. И наконец, как равное участие мужчин и женщин в государственном управлении. Тогда и государство перестанет быть носителем патриархатного, а вместе с тем - и авторитарного начала. Это важно и крайне актуально для России, которая ни как не может изжить синдромы "сильной руки" и "отеческой опеки". Патерналистское государство несостоятельно и опасно для собственных граждан. Оно душит динамичные и жизнеспособные силы общества. Исторический опыт России, и не одной ее, многократно доказал это. Но российское общество все еще не осознало, что синдромы "сильной руки" и "отеческой опеки" исчезнут только тогда, когда будет окончательно изжит стереотип мужского главенства, превосходства и господства. Изжит повсюду - начиная с повседневных отношений между мужчинами и женщинами в семье, в быту, на работе. В этом и заключается истинный, глубинный смысл идеи равных прав и равных возможностей, которая при таком понимании, на мой взгляд, вполне может претендовать на роль новой национальной идеи для России. Все варианты национальной идеи, бытовавшие до сих пор в России: "Москва-Третий Рим", "Самодержавие - православие -народность", коммунистическая идеология, - имели отчетливо выраженный "мобилизационный" характер. Их предназначение заключалось не в том, чтобы реально улучшить жизнь российского человека, а в том, чтобы заставить его с гордостью принять свое подневольное положение и с энтузиазмом подчиниться авторитарной власти. Идея равных прав и равных возможностей -совершенно иного характера. Мы входим в число тех, кто убежден, что благотворное влияние на российское общество окажет только такая национальная идея, которая будет соответствовать повседневным заботам, устремлениям, интересам каждого человека. Наше видение российское национальной идеи свободно от идеологической ангажированности. Утверждение принципа равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин не при ведет к расколу общества на "красных" и "белых", "левых" и "правых", либералов и большевиков. Она не приведет к национальному, социальному, религиозному противостоянию. Реализация идеи равных прав и равных возможностей способна объединить все слои российского общества. Это универсальная идея, обращенная к самым разным сферам и сторонам жизни мужчин и женщин. Равные права и равные возможности должны быть обеспечены в сфере труда и занятости, в семейной жизни, в медицинском обслуживании, в доступе к образованию, в профессиональном росте и служебной карьере, в доступе к рычагам принятия решений, определяющих жизнь общества, - от местного до национального уровня. Иначе говоря, мы настаиваем на необходимости создать оптимальные условия для самореализации как мужчин, так и женщин и предлагаем конкретную программу преобразований. Разве это не цель, способная объединить всех граждан России? Наша программа подчеркивает, что достижение равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин является необходимым условием для возникновения в нашей стране такого общества, в котором Свобода, Достоинство и Без опасность человека станут безусловными ценностями и нормами жизни общества, общества по' настоящему цивилизованного. Таков наш ответ на вопрос о том, как нам обустроить Россию. Таково наше понимание национальной идеи.
ПРОГРАММА ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН РОССИИ ПРЕАМБУЛА Мы, женщины России, сознавая свою ответственность за настоящее и будущее наших детей и нашей страны, объединяемся в общественно-политическое движение. Целью нашего Движения является содействие формированию в России подлинно цивилизованного общества, в котором СВОБОДА, ДО СТОИНСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА станут безусловными ценностями и нормами жизни. Гарантировать соблюдение этих норм должно правовое демократическое государство. Мы убеждены в том, что без полноценного социального и политического участия женщин становление такого общества и такого государства принципиально невозможно. Конституция Российской Федерации провозглашает, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Но реализации нашего социального и политического потенциала на практике препятствует гендерная асимметрия - неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, которое обусловлено традиционными представлениями об их предназначении. Патриархатные стереотипы общественного сознания накладывают свой отпечаток на государственное управление, сказываются на законотворческой деятельности, судебной практике, влияют на положение дел в области занятости, образования и профессиональной подготовки, на распределение семейных обязанностей, на повседневную жизнь человека. Мы убеждены в том, что гуманизация и демократизация российского общества требуют устранения гендерной асимметрии, которая ограничивает возможности свободного самовыражения и самореализации как женщин, так и мужчин. Но справедливо и обратное: преодолеть эту асимметрию можно лишь по мере утверждения гуманистических и демократических начал в общественной жизни России. Стремясь всемерно способствовать решению этой двуединой задачи, Движение видит свою роль в том, чтобы обеспечивать: - широкое вовлечение женщин в управление делами общества и государства; - взаимодействие женских неправительственных организаций с органами законодательной и исполнительной власти для реализации конституционного принципа равных прав, свобод и равных возможностей в их реализации для женщин и муж чин; - взаимодействие федеральных, региональных, местных женских организаций и групп, деятельность которых направлена как на повышение социального статуса женщин, так и на решение конкретных проблем повседневной жизни человека; - политическую поддержку и политическое представительство тех женских организаций и групп, для которых свобода, достоинство и без опасность человека являются непреложными ценностями. Мы исходим из того, что для формирования в России цивилизованного общества недостаточно реформ "сверху" - посредством указов, законов, по становлений, административных усилий. Необходимы перемены на уровне повседневности, в самом образе жизни, которые могут быть обеспечены только инициативами граждан, их непосредственной социальной активностью, формирующей гражданское общество и способствующей развитию правосознания. Именно поэтому мы сочли целесообразным конституироваться в качестве общественно-политического движения, действующего одновременно и как политическая, и как социальная сила. Мы стремимся быть ответственными и конструктивными в своих действиях, что требует пре дельной объективности в оценке происходящего. Для нас равно неприемлемы как истерические стенания о гибели России, нагнетание страстей, поиск врагов и предателей, так и благодушие тех, кто смотрит на нынешнюю ситуацию сквозь розовые очки. Очевидно, что за годы реформ граждане России едва ли не впервые в ее истории обрели реальные права и свободы. Люди получили возможность открыто выражать свое мнение. Возникли независимая пресса, радио, телевидение. Исчезли цензура, преследования по политическим и идеологическим мотивам, принудительное единомыслие в обществе, исчез страх, стал нормой религиозный, идейный и политический плюрализм. Утверждение любой идеологии в качестве государственной или обязательной запрещено Конституцией. Одновременно ушел в прошлое тотальный дефицит, бесконечные очереди, которые унижали человеческое достоинство и поглощали жизненные силы людей, в первую очередь, женщин. Экономическая независимость и предпринимательская деятельность вошли в ткань повседневной жизни. Люди объединяются для защиты групповых и корпоративных интересов, идет процесс политической самоорганизации. Реализуются гражданские инициативы, оформляются социальные движения. В стране сложились предпосылки для формирования гражданского общества. Граждане России осваивают реальную свободу выбора во всем - будь то товары, услуги, профессиональные занятия, место жительства или источники информации, политические партии и организации. Заложены основы российской демократической государственности, признаны принципы разделения властей, федерализма, управления с опорой на право. Регулярно проводятся выборы на национальном и региональном уровнях. Значимость этих обретений для нас бесспорна, и мы ни при каких обстоятельствах не согласимся пожертвовать ими. Вместе с тем, мы считаем очевидным, что страна переживает системный кризис, вызванный как объективными трудностями переходного периода, так и неэффективностью власти. В экономической сфере кризис проявляется в продолжающемся падении производства; в росте внешней задолженности; в стойком неисполнении бюджета, связанном, в первую очередь, с низкой собираемостью налогов; в неисполнении взаимных финансовых обязательств предприятиями. Не найдены экономически и социально оправданные решения проблем военно-промышленного комплекса и структурной перестройки промышленности в целом; низкой остается конкурентоспособность большинства отраслей отечественного производства; не идет аграрная реформа. Экономическая политика и, в частности, действующая налоговая система, не стимулируют хозяйственной инициативы, не способствуют при влечению инвестиций- Ставшие хроническими задержки выплаты заработной платы, причем не только работникам бюджетной сферы, но и занятым на приватизированных предприятиях, во многом подрывают трудовую мотивацию и ведут к вымыванию наиболее квалифицированных кадров. Разрыв в уровне жизни между "богатыми" и "бедными ", стремительный рост нищеты на одном общественном полюсе и невиданного богатства - на другом, свидетельствует о неэффективности социальной политики государства и создает реальную угрозу общественных потрясений. На грани выживания находятся сферы государственного образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения. Кризис социальной инфраструктуры подрывает фундамент политики равных возможностей, которую обязано проводить социально ориентированное государство. Промедление с военной реформой ложится на общество тяжелым грузом. Бюджет не выдерживает бремени военных расходов. Армия не получает современных вооружений, офицерам задерживают выплату денежного содержания, солдаты проходят службу, не имея самого необходимого. Все это не может не сказываться на обороноспособности страны. Использование армии во внутренних конфликтах разлагает вооруженные силы и делает их опасными для собственного народа. Преступность, коррупция приобрели в стране угрожающие размеры. Все это подрывает доверие граждан к власти и основным политическим институтам страны. Взаимное неуважение народа и власти создает угрозу демократическим завоеваниям российского общества и обнаруживает несостоятельность нынешней политической элиты. В этой ситуации мы, женщины России, считаем своим долгом приложить все силы к тому, чтобы обеспечить подлинно гуманистическую и демократическую направленность идущих в нашей стране преобразований. ЧЕЛОВЕК Отстаивание прав и свобод человека является для нас основным смыслом общественно-политической деятельности. Мы считаем, что ответственная политика базируется на признании того, что общество есть среда жизнедеятельности человека, а государство - инструмент защиты его прав и реализации интересов. Государство призвано обслуживать человека, а не наоборот. Единственно верный критерий гуманистической направленности социальных преобразований - это повышение качества жизни человека при гарантированном обеспечении его прав и свобод. Неотъемлемым является право человека на достойную жизнь и самореализацию. Соблюдение этого права предполагает заботу общества: - о личной безопасности человека, т.е. его за щите, защите его жилья и имущества от преступных посягательств, от рэкета всех видов и форм, от насилия; - о репродуктивном здоровье человека, о гарантиях осуществления его репродуктивных прав, в том числе, права на безопасное материнство и отцовство; - об экологической безопасности в качестве основы для сохранения здоровья человека, контроле за производством экологически чистых продуктов, сырья, используемого для производства предметов потребления; широком распространении технологий по очистке воздуха, воды и земли: о рациональном отношении к природе; о категорическом запрете на захоронение радиоактивных отходов; - об экономической безопасности человека, об обеспечении права на труд и его справедливую оплату; о гарантиях здоровых условий труда; о правовой защищенности различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности; о гарантиях права на отдых: - о полнокровном функционировании и раз витии социальной инфраструктуры, обеспечивающей бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, достойное жилье для всех, получение полной информации, доступ к ценностям науки и культуры; - о безопасности человека как гражданина, о гарантиях реализации его основных свобод - слова, совести, вероисповедания, собраний, объединений, политического самовыражения и волеизъявления; о защите от политического экстремизма, национальной, социальной и религиозной розни; об утверждении этики ненасилия. Реально обеспечивая правовые и социальные гарантии, общество и государство создают благо приятные условия для самореализации человека. Но они не могут и не должны освобождать человека от ответственности - за себя, свою жизнь, жизнь своих детей- Своим свободным, ежедневным выбором человек определяет смысл собственной жизни и одновременно оказывает воздействие на направление и динамику общественного развития. Отказ от волеизъявления и выбора есть отказ от личной ответственности. Он неизбежно обрекает общество на застой и провоцирует вмешательство государства во все сферы общественной и частной жизни. Чем это оборачивается, Россия уже знает. Стремясь пробудить к общественной активности всех членов общества - как мужчин, так и женщин, - мы настаиваем на необходимости реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин. Права женщин есть неотъемлемая составная часть всеобщих прав человека. Их соблюдению препятствуют складывавшиеся веками стереотипы Кассового сознания, распространенные в равной мере как среди женщин, так и среди мужчин. Согласно этим стерео типам, женщина является существом второго сор та, чей социальный потенциал крайне ограничен и может реализовываться только в исполнении обязанностей по дому, рождению и воспитанию детей. Обретение женщиной статуса полноценного члена общества, обладающего равными с мужчиной правами и свободами, невозможно без: - ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ущемления их прав и свобод; - искоренения насилия над женщиной, будь то изнасилование, насилие в семье, сексуальное домогательство на работе, торговля женщинами и девочками, принуждение к проституции и др. Насилие и дискриминация по признаку пола несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности. Общество не может считаться цивилизованным, если в нем ущемляются права поло вины граждан. СЕМЬЯ Мы рассматриваем семью как сообщество, которое призвано обеспечивать наиболее благо приятные условия для жизнедеятельности человека и его самореализации. Именно поэтому общество и государство, декларирующие свою приверженность соблюдению прав человека, должны всемерно поддерживать семью. Поддержка семьи, обеспечение социальных гарантий, пресечение нарушения прав человека в семье со стороны государства вовсе не означают, что частная жизнь людей становится сферой, от крытой для государственного вмешательства. Сферы частной и общественной жизни должны быть строго разграничены. Мы уверены, что не вернутся те времена, когда государство через профсоюзы, администрацию предприятий и учреждений, товарищеские суды и парткомы открыто вмешивалось в семейные отношения и присваивало себе право решать конкретные внутрисемейные проблемы. Но нарушение прав человека в семье, насилие над личностью, будь то взрослый или ребенок, - это не внутрисемейная проблема. Государство обязано применять жесткие санкции за правонарушения в семье. Первоочередной задачей является разработка и принятие закона о насилии в семье. В нем должны быть предусмотрены меры наказания за преступления, связанные с насилием над женщинами, их избиением и изнасилованием. Особого внимания со стороны общества требует соблюдение прав ребенка в семье. О Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Россией мало что известно взрослым, а тем более -детям. Общество по-прежнему снисходительно к жестокому обращению, к физическому и мораль ному насилию над детьми, в том числе - со стороны родителей и воспитателей. Отсутствуют нормативные акты, защищающие неприкосновенность личности ребенка, его честь и достоинство. Мы намерены привлечь внимание общественности к проблемам нарушения прав женщин и детей, содействовать ознакомлению детей и женщин с их правами; информировать их о возможности защиты от жестокого обращения, насилия в семье; поддерживать и развивать сеть кризисных центров для детей и женщин. Мы считаем, что основы правового сознания и юридической культуры должны закладываться с детства, в противном случае нашим надеждам на то, что Россия станет подлинно правовым государством, не суждено будет сбыться. Предметом заботы со стороны общества и государства должен стать цивилизованный подход к планированию семьи. Планирование семьи - это не регламентация деторождения, а реализация права семьи на рождение только желанных детей в качестве основы счастливого детства, счастливой семейной жизни. Этот подход предполагает: развитие службы планирования семьи; распространение полной и достоверной информации о планировании семьи и охране репродуктивного здоровья, широкую просветительскую деятельность в сфере полового воспитания подрастающего поколения; развитие специальных центров, занимающихся пропагандой культуры половых отношений и распространением современных средств контрацепции. В современной семье мужчины и женщины реально несут равную ответственность за воспитание детей, за благополучие домашнего очага. Мать и отец должны в равной мере пользоваться правом на социальные гарантии, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. Родителям должно при надлежать право выбора, кому из них воспользоваться этими гарантиями. Мы видим свою задачу в том, чтобы утверждать в обществе идею равной ценности тру да по уходу за детьми и труда в общественном производстве. Вот почему мы считаем серьезным достижением закрепление в текущем законодательстве принципа равенства семейных обязанностей мужчин и женщин. Общественное мнение пока с трудом осваивает новую норму, и мы приложим все усилия, чтобы ускорить этот процесс. С рыночными преобразованиями к семье возвращается ее традиционная функция субъекта экономических отношений, самостоятельной хозяйственной единицы. Однако в отличие от прошлого хозяйственная деятельность семьи может осуществляться не только в сферах мелкотоварного производства, сельского хозяйства и розничной торговли, но и в таких инновационных отраслях как информатика, другие высокие технологии. Общество еще не оценило в полной мере потенциальных возможностей семьи в развитии экономики, в насыщении рынка товарами и услугами, в создании новых рабочих мест, в повышении платежеспособного спроса, а главное - в расширении слоя экономически самостоятельных людей. В этом своем новом качестве семья превращается в фактор социально-политической стабильности. И одновременно укрепляется как институт, способный противостоять кризисным тенденциям в семейных отношениях - разводам, семейным конфликтам. Мы намерены добиваться общественной и государственной поддержки семьи как субъекта экономики за счет предоставления льготных кредитов и других форм стимулирования ее хозяйствен ной деятельности. Это важно для общества еще и потому, что с такой семьей можно связывать надежды на преодоление негативных демографических тенденций. |