|
|
Лахова Е. Ф. Перспективы паритетной демократии в России (задачи женского движения). М., Информатик, 1997.
|
В начало документа |
В конец документа |
Лахова Е. Ф. Перспективыо паритетной демократии в России (задачи женского движения)
Современная демократия родилась под лозунгом "Свобода! Равенство! Братство!" Все слова здесь взаимосвязаны и выбраны не случайно. Боевой клич Великой французской революции про возгласил свободу для "братьев". И равенство перед законом - для "братьев". Но не для "сестер". В момент зарождения представительной демократии "сестры" - наряду с несовершеннолетними и умалишенными - не были допущены в число граждан. Они не получили ни гражданских, ни политических прав. Понадобилось два столетия, чтобы женщины добились юридического равенства с мужчинами. А добившись его, поняли, что между юридическим и фактическим равноправием, то есть между равенством прав и равенством возможностей - дистанция огромного размера. Преодолеть эту дистанцию, достичь подлинного равенства шансов для женщин и мужчин - основная задача современного женского движения. Справедливость этого требования признана международным сообществом, что нашло отражение в Найробийских перспективных стратегиях (1985 г.), в Венской декларации всеобщих прав человека (1993 г.), в Пекинской платформе действий (1995 г.) и других документах. Выстраданная женским движением в развитых странах идея равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин воплотилась в концепцию паритетной демократии. Эта политико-правовая концепция была сформулирована совсем недавно - в процессе подготовки к Всемирной Пекинской конференции по положению женщин. В основе этой концепции лежит постулат о том, что мужчины и женщины обладают равным гражданским достоинством. И те, и другие вносят равноценный вклад в развитие общества. Вот по чему женщины должны иметь реальную возможность на одинаковых основаниях с мужчинами участвовать во всех сферах общественной жизни. Представительство обоих полов в органах управления должно быть паритетным, в идеале - выраженным формулой 50 на 50. Такое паритетное участие способствует, во-первых, реализации идеи равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, а во-вторых, развитию самой демократии. Разве можно говорить о подлинной демократии, если половина граждан отстранена от участия в принятии решений, от управления обществом? Только утверждение принципа паритета возвращает демократии ее настоящий смысл -власть народа. Всего народа - женщин и мужчин. Формальные основы паритетной демократии заложены в России давно - первыми декретами Советской власти. Конституция 1918 г. окончательно закрепила за женщинами право избирать и быть избранными, право на равную оплату за равный с мужчинами труд и другие гражданские права. Все последующие советские Конституции подтверждали эти нормы. Значит ли это, что женщины стали полно ценными гражданками своей страны? Юридически - вроде бы да. Фактически - нет. Прежде всего, по тому, что в реальной жизни гражданскими правами по-настоящему не обладал никто - ни мужчины, ни женщины. Но и в этом бесправии не было равенства. Женщина приобрела общие с мужчиной обязательства перед государством, перед партией -трудиться, иметь общественные нагрузки. Но новые права и новые обязанности по сути дела не изменили традиционно патриархатного отношения к ней как к существу "второго сорта", чья главная обязанность - не "культурная", а "природная" деятельность - рождение детей, воспроизводство рода. Произошла лишь подмена понятий. Освящавшая прежде патриархатные отношения идея "естественного предназначения" женщины превратилась в идею "социального материнства". Материнство стало считаться обязанностью женщины перед государством, ее гражданским долгом. Только та женщина, которая сочетала трудовую деятельность с воспитанием детей, признавалась полноценной и достойной советской гражданкой. Мужчина же мог, точнее говоря, - даже вынужден был пренебрегать своими семейными обязанностями. Официальная идеология и пропаганда требовали от него полной самоотдачи в деле "построения социализма". И клеймили "пережитки прошлого", обвиняя в мещанстве тех, кто не же лал поступаться интересами семьи. Таким образом, все обязанности по воспитанию детей, по ведению домашнего хозяйства бы ли полностью переложены на плечи женщины. В наших условиях это была тяжелая ноша. Двойная, а то и тройная нагрузка во многом объясняет столь характерное для советской эпохи, да и для наших дней несоответствие между высоким уровнем образования женщин и их низким профессиональным статусом. У женщин с детьми оказывалось гораздо меньше возможностей сделать успешную профессиональную карьеру, чем у мужчин, пробиться туда, где принимаются решения, - на уровень реальной власти. Причем само стремление женщины к такому успеху воспринималось - и до сих пор воспринимается - с подозрением и даже осуждением. Но и прямо противоположное стремление - полностью посвятить себя семье, детям, домашнему очагу - считалось предосудительным "пережитком прошлого". Иными словами, женщине вменялось в обязанность вносить свой вклад в общественное производство, не претендуя при этом на первые роли. Это - один из барьеров на пути утверждения фактического равенства женщин в нашей стране. Другой барьер - законодательство того времени. Оно до сих пор сказывается на положении российских женщин. Его не случайно определяют как "льготное", "охранное". Все социальные гарантии, связанные с воспитанием детей, это законодательство предоставляло исключительно женщинам. Причем предоставляло как особую социальную привилегию, льготу. Но эти льготы, по сути, были закрепощающими, дискриминационными. Закон как бы прикреплял женщин к дому. И выталкивал из дома мужчину. Отец не имел права ни взять больничный лист по уходу за ребенком, ни получить пособие на него. Это положение дел автоматически закрепляло и традиционный стереотип, согласно которому мужчина - это добытчик, кормилец семьи, а женщина - хранительница семейного очага. Ему следует продвигаться по службе. Ей - служить ему надежным "тылом", обеспечивая быт семьи. Дискриминационные тенденции и по сей день характерны для российского законодательства. Чтобы преодолеть их, представительницы женского движения в 5-й Государственной Думе добивались, в частности, ратификации Конвенции N 156 МОТ "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящиеся с семейными обязанностями". Присоединение к этой Конвенции помогло бы устранить дискриминационные элементы в нашем трудовом законодательстве. К их числу относятся и ограничения на доступ женщин к определенным профессиям, запреты на использование их труда в ночное время. В общественном сознании эти известные факты до сей поры не оцениваются как проявления дискриминации по признаку пола. Даже в женском движении идут горячие споры о том, что приносит женщинам особая опека государства - пользу или вред. Одни держатся за привычные "льготы" и "привилегии". Другие призывают отказаться даже от тех социальных гарантий, которые связаны с рождением ребенка и считаются справедливыми и необходимыми во всем мире. Между тем вступление России в период рыночных реформ с очевидностью обнаружило банкротство системы государственного патернализма по отношению к женщинам, сделало разительным фактическое неравенство шансов женщин и муж чин в нашем обществе. Его корни уходят в дореформенное прошлое с его "льготным" законодательством. Социологи называют такое неравенство "гендерной асимметрией". Она проявляется и в дискриминации женщин на рынке труда; и в их слабой представленности в сфере принятия решений; и в неспособности властей предотвратить насилие над женщиной; и в удручающих показателях материнской и детской смертности; и в правовой незащищенности различных категорий женщин - от беженок до наемных работниц сферы частного бизнеса. Эти проблемы подробно обсуждались на трех всероссийских женских конгрессах в 1994-1996 гг. Вывод состоял в том, что в целях улучшения положения женщин следует добиваться не восстановления государственного покровительства в прежнем объеме, а реального равенства прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин. Принцип равных прав, свобод и равных возможностей благодаря усилиям женских организаций закреплен в нынешней Конституции России. Тем не менее, текущее законодательство, а главное - практика его применения как исполнительной властью, гак и судебной системой во многом противоречат этому принципу. Они воспроизводят традиционное отношение к женщине как к социальному инвалиду. Но поскольку Конституция является законом прямого действия, мы, представительницы женского движения, впервые в истории России получили уникальный шанс изменить такое положение дел политико-правовыми методами. Вообще - влиять на тендерные отношения не только силой убеждения, но и силой права. Однако Россия пока не стала правовым государством. Действующая Конституция работает далеко не в полной мере. И находящаяся у власти, и пребывающая в оппозиции мужская политическая элита обучена другим - неправовым - приемам управления государством. Уважение к Конституции, к праву не относится к числу ее добродетелей. Политический капитал зарабатывается сегодня не безупречной репутацией, не приверженностью конституционным нормам и правам чело века, а обслуживанием гигантских финансовых групп. Реальная политическая власть принадлежит тем, кто имеет доступ к финансовым ресурсам, к средствам массовой информации. Тем, кто готов удовлетворять запросы финансово-промышленной олигархии или полу-криминальных структур. Олигархия стремится к незаконным льготам и привилегиям и, как правило, добивается их. Что же касается мафиозных кланов, то они не заинтересованы в действенности закона "по определению". Влияние крупного капитала и крупного криминала на большую политику становится все более очевидным. А поскольку женщины отстранены от "большой" приватизации, слабо представлены как в финансово-промышленных кругах, так и, слава Богу, в криминальном мире, то они не имеют доступа к тайным пружинам власти. Мощное влияние на политический процесс оказывают и разнообразные лоббистские группы. К их числу относятся силовые структуры, получающие, как известно, солидную долю скудного бюджетного пирога. Женщин в этих структурах нет. Немалым весом обладает и директорат крупных государственных или формально акционированных предприятий. И это тоже чисто мужская среда. Огромная власть сосредоточена в руках региональных элит. Женщин там можно пересчитать по пальцам. Таким образом, женщины не имеют никакого доступа ни к тем центрам влияния, от которых зависят судьбы страны, ни к тем финансовым ресурсам, которые обеспечивают продвижение во власть. Между тем они составляют большую часть многонационального российского народа, который, согласно Конституции, является единственным источником власти. Следовательно, Конституция России - наш естественный союзник. Именно превращение конституционных принципов и норм в нормы повседневной жизни является главным условием реализации основных задач женского движения. Если мы действительно хотим, чтобы государственная политика не закрепляла, не консервировала гендерную асимметрию, а содействовала ее преодолению, мы просто обязаны делать все возможное для укрепления правовых начал нашей политической жизни, для ее демократизации. При этом мы должны отдавать себе отчет, в том, что левая оппозиция, которая эксплуатирует ностальгию части наших сограждан по социалистическому прошлому, не может предложить женщинам ничего, кроме возвращения прежних "льгот". "Льгот", неразрывно связанных с теми формами дискриминации, о которых уже шла речь. Этот путь ведет не к реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей, а в противоположную сторону. Поэтому можно говорить о естественном совпадении задач демократизации российского общества с задачами женского движения. Не будет преувеличением сказать, что требуя равных прав и равных возможностей или фактического равноправия женщин с мужчинами, мы тем самым добиваемся расширения социальной и правовой базы российской демократии. Посмотрим на это с другой стороны. Что может содействовать утверждению паритетной демократии в нашем обществе? Главный ресурс здесь - мы сами, женское движение. Женское движение является едва ли не самой динамичной силой, которая формирует сегодня гражданское общество в России, а также участвует в становлении местного самоуправления. Во многом это объясняется тем, что гражданское общество и местное самоуправление только складываются. Правила игры в этой сфере еще не устоялись. Она более или менее свободна от действия патриархатных норм. Здесь, в отличие от "большой" политики, открыт простор для женской самодеятельности, гражданских инициатив - для реализации женского социального потенциала. Все это может позволить нам использовать сферу гражданского общества и структуры местного самоуправления как плацдарм для выстраивания паритетных - по-настоящему равноправных - отношений между мужчинами и женщинами. Начинается и перераспределение полномочий между государством и самим гражданским обществом. Последнее все активнее стремится взять на себя часть государственного груза, в частности, по обеспечению социальной безопасности граждан. Для этого используются различные механизмы, в том числе и такой перспективный как "социальный заказ". Это - лишь одна из форм нарождающегося социального партнерства между государством и неправительственными организациями. Чем более зрелым будет гражданское общество, чем успешнее оно будет брать на себя часть социальных функций, принадлежащих пока государству, чем значительнее будет вклад женских организаций в этот процесс, тем скорее произойдет вытеснение патриархатных стереотипов. И тем реальнее будут перспективы воплощения в жизнь принципа равных прав и равных возможностей для женщин и муж чин. Создание гражданского общества - это путь к паритетной демократии. Одновременно это - гарантия обеспечения социальной безопасности, стабильности, устойчивого развития России. За счет чего? За счет непосредственного участия всех граждан - женщин и мужчин - в процессе принятия решений по основным проблемам их повседневной жизни. Широкое вовлечение граждан в общественное самоуправление придает новое качество самой демократии. Когда роль гражданина в общественных делах не сводится только к тому, чтобы раз в четыре года опустить избирательный бюллетень в урну для голосования, а предполагает еще и принятие ответственных решений - будь то на родном пред приятии или по месту жительства, - тогда представительная демократия приобретает черты демократии участия. Если женщины включены в этот процесс наравне с мужчинами, то можно с полным основанием говорить о зарождении основ паритет ной демократии. "Паритет" и "участие" - отличительные и взаимосвязанные признаки и принципы зрелой демократии. Конечно, паритетная демократия не восторжествует в России завтра. Но российские женщины отличаются упорством и настойчивостью. Не стоит недооценивать потенциал женских неправительственных организаций, их созидательную энергию. На сегодняшний день только Министерством юстиции зарегистрировано свыше 400 таких организаций. В некоторых городах активно действуют по 30-40 местных женских организаций. 4 марта 1997 года в Москве представительницы более 40 женских организаций, известные общественные и политические деятельницы поставили подписи под Хартией женской солидарности. Сегодня под ней появляются новые подписи. Стержнем Хартии является идея равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин - ключевая в концепции паритетной демократии. Что касается тактики борьбы за паритетную демократию, то к числу важнейших первоочередных задач следует отнести, во-первых, организацию широкой кампании по "гендерному просвещению" общества - как женщин, так и мужчин. Признаем откровенно: подавляющее большинство наших сограждан остается во власти патриархатных стереотипов и не отдает себе отчета в том, что женщины подвергаются дискриминации почти во всех сферах общественной жизни. Немногие - как среди рядовых граждан, так и среди представителей власти - знают, что Конституция про возглашает равенство прав, свобод и возможностей, а тем более - что Россия взяла на себя ряд обязательств в этой области, ратифицировав соответствующие международные документы, в частности, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. До тех пор, пока сохраняется такое положение, пока женщины не знают своих прав, а представители власти - своих обязанностей, пока гендерная асимметрия воспринимается как нечто само собой разумеющееся, ситуация не может качественно измениться. Решающую роль здесь должны сыграть средства массовой информации, и от того, насколько эффективно женские организации будут взаимодействовать с ними, зависит многое. Во-вторых, важно, чтобы женские организации координировали свои действия, когда речь идет об отстаивании общих интересов женщин и расширении их представительства в структурах власти. При этом вовсе ни к чему стремиться к полному единодушию по всем вопросам. Но ситуаций, когда женщины конкурируют между собой, например, в ходе какой-либо избирательной кампании, необходимо, по мере возможности избегать. Более того, следовало бы предпринять пер вые шаги по подготовке общего кадрового резерва - с тем, чтобы совместными усилиями добиваться продвижения женщин в структуры исполнительной и законодательной власти на федеральном, региональном уровнях, в местном самоуправлении. Для этого можно использовать такой механизм как школы женского лидерства, которые будут способствовать, в числе прочего, изживанию патриархатных норм и среди самих участниц женского движения. В-третьих, нет необходимости ждать, пока идея паритетной демократии станет общепризнан ной по всей России. Механизмы реализации принципа равных прав, свобод и возможностей можно для начала отрабатывать в тех регионах, где женским организациям удастся добиться значительного представительства женщин в структурах управления либо, как минимум, убедить региональные власти в необходимости в полной мере учитывать их интересы. В этом плане перспективной выглядит, например, ситуация в Республике Коми, в Ростовской области. В частности, на региональном уровне можно ввести в действие механизм квотирования. Конституция и федеральные законы этому не препятствуют. Впоследствии опыт, приобретенный в таких регионах, может быть распространен по всей стране. Наконец, в-четвертых, важным инструментом защиты интересов женщин должно стать активное подключение женских организаций к процессу разработки коллективных договоров. Поскольку женщины составляют практически поло вину наемных работников, профсоюзы обязаны учитывать и отстаивать их особые интересы в переговорах с работодателями. Кроме развития гражданского общества, структур местного самоуправления, тактика пере хода к паритетной демократии предполагает работу женских организаций с политическими партия ми, государственными структурами и институтами власти. Почва для такого диалога подготовлена. Достаточно сказать, что Б.Н. Ельцин своим Указом М1005 от 30 июня 1996 г. продемонстрировал солидарность с принципами паритетной демократии. Этот Указ, подписанный накануне второго тура президентских выборов, предусматривает расширение представительства женщин в структурах исполнительной власти. В нем содержится положение о необходимости использовать механизм квотирования для продвижения женщин на уровень принятия ответственных государственных решений. Правда, на составе двух правительств, сформированных летом 1996 года и весной 1997 года, это решение Президента никак не отразилось. В обоих кабинетах только один министерский пост был предоставлен женщине. Кроме того, женщин как не было, так и нет в такой важнейшей структуре государственного управления как Совет без опасности. Женские организации не раз обращали внимание первых лиц государства на недопустимость такой ситуации. Не случайно среди активисток женского движения стала популярной фраза: "Совет безопасности без женщин - это Совет национальной опасности". Доказательство ее справедливости - решения, принятые по Чечне. Вместе с тем, нельзя недооценивать сам факт появления данного президентского Указа. Он означает, что Президент видит в слабой представленности женщин в структурах исполнительной власти препятствие делу реформирования страны. Со своей стороны, женское движение должно энергичнее настаивать на исполнении обязательств, которые власть берет на себя. Политический и гражданский потенциал женщин уже нельзя игнорировать. Российская политическая элита не может сегодня не считаться с "женским фактором" в политике. В борьбе за голоса женщин на парламентских выборах 1995 г. избирательные объединения включили в списки своих кандидатов в депутаты вдвое больше женщин, чем в 1993 г. Но само по себе появление женщин в партийных иерархиях автоматически не сопровождается перераспределением политической власти в их пользу. Представители сильного пола привыкли использовать женщин в качестве размен ной монеты в политической игре. Мы должны положить этому конец. И один из способов преодоления дискриминации женщин в политике - это введение механизма квотирования. Я убеждена, что без квотирования мы не скоро добьемся фактического равноправия женщин и мужчин. Но речь следует вести не о квотах для женщин, а о гендерных квотах. Не о какой-то "льготе" для "сирых и убогих", а об инструменте, обеспечивающем паритет. Гендерная квота призвана регулировать представительство мужчин и женщин на государственной службе; обеспечивать их равное представительство в партийно-политических структурах и списках кандидатов а депутаты. Такой подход международное сообщество особо рекомендует для стран с переходной экономикой. В частности, об этом говорилось на субрегиональной конференции правительственных экспертов из стран Центральной и Восточной Европы (г. Бухарест, сентябрь 1996 г.), которая была посвящена реализации Пекинской Платформы по улучшению положения женщин. С законодательной инициативой такого рода выступают сегодня женские организации Рос сии, поддержавшие предложение профессора С.В. Полениной о введении гендерных квот путем внесения изменений и дополнений в избирательное законодательство. Приветствуя в целом эту идею, я, однако, считаю, что предложенный С.В. Полениной гендерный норматив (не менее 30 процентов представителей того или иного пола в избирательных списках) является заниженным, Чтобы обеспечить реальные перемены, он должен быть не ниже 40 процентов. Такой норматив про считан социологами. Следует продумать, каким образом можно обеспечить гендерное квотирование при проведении выборов по одномандатным округам. Это не простой вопрос. Кроме того, возможно, имеет смысл восстановить пост вице-президента, пред усмотрев, что в связке кандидатов на посты президента и вице-президента должны идти мужчина и женщина. Реализация государственной политики, направленной на устранение гендерной асимметрии, во многом зависит от дееспособности Национального механизма по улучшению положения женщин. Существуют отдельные элементы этого механизма: Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи в Государственной Думе, Департамент по проблемам семьи, женщин и детей в Министерстве труда и социального развития, Комиссия по улучшению положения женщин при правительстве РФ. В ряде регионов в составе администраций работают комитеты и комиссии по делам женщин, семьи, детей. При этих комиссиях во многих случаях действуют общественные советы, со стоящие из представительниц женских организаций. Такой механизм внешне соответствует стандартам, выработанным международным сообществом. Но сегодня все звенья Национального механизма работают как совещательные органы, не имеющие ни финансовых, ни организационных ресурсов для реализации своих инициатив. Необходимо, во-первых, добиться финансирования мероприятий, предусмотренных Национальным планом действий по улучшению положения женщин. Без финансового обеспечения этот план. и без того далекий от конкретности, остается чистой фикцией. Во-вторых, следует выстроить четкую вертикальную структуру, обеспечивающую взаимодействие центра и всех российских регионов. Структуру, способную разрабатывать и последовательно осуществлять государственную политику по обеспечению равенства прав и возможностей женщин и мужчин. Такой структурой могло бы стать специальное Министерство по делам женщин. Женские организации неоднократно обращались к российскому правительству с предложением о создании такого ведомства. Но пока - безрезультатно. Между тем, не исключено, что именно этого ведомства и недостает для того, чтобы весь Национальный механизм заработал как единое целое. И начал, наконец, оказывать серьезное практическое воз действие на положение российских женщин. |