Политика

Лысенко Т. П. Женщина и управление // Материалы областной научно-практической конференции "Женщина и управление: социальной, правовой и экономический аспекты". Тула, 1997. С. 23-27.
 
В начало документа
В конец документа

Лысенко Т. П.

Женщина и управление


Соотношение прав и реального участия женщин в управлении - эта тема в последнее время все больше привлекает внимание общества.

На первый взгляд, казалось бы, достаточно конституционных норм, регламентирующих равные права мужчин и женщин, в том числе в сфере управления. Но закрепленные нормы прав остаются для женщин чисто декларативными.

Хотя за последние пять лет в России изменились концептуальные взгляды на права и участие женщин в общественно-политической жизни, но реально женщины, составляющие 53 процента населения России (в Тульской области - 54,5), почти не участвуют в принятии экономических, социальных и политических решений.

В нашем обществе по-прежнему господствует патриархальная политическая культура, в соответствии с которой политика рассматривается как взаимодействие и соревнование между мужчинами.

Не стоит сбрасывать со счетов и скрытую дискриминацию, выражающуюся в том, что в определенных учреждениях, органах, партиях мужчин традиционное большинство.

Не способствуют перелому ситуации и средства массовой информации; в них отсутствуют какие-либо сообщения о тех перспективах, которые открываются перед женщиной в обществе, о ее вкладе в развитие этого общества.

Традиционный "мужской" взгляд на характер и роль политических деятелей и руководителей, и лежащая на женщинах двойная нагрузка - все это препятствует выходу женщин на общественно-политическую арену.

Экономические преобразования в нашей стране значительно отразились на активности женщин. Трудности, переживаемые обществом, в сочетании с сокращением семейного дохода одновременно означают и уменьшение времени и усилий, которые женщины могли бы использовать для участия в политической жизни.

Политика тотального мужского правления к концу двадцатого тысячелетия практически исчерпала себя. Страна, лишенная женской перспективы в управлении, не сможет прогрессировать как цивилизованное демократическое государство. Поэтому очень многое зависит сейчас, как будет формироваться кадровая политика, с одной стороны, а с другой стороны, как общественное сознание будет менять патриархально-консервативный стереотип отношения к женщине и насколько сами женщины осознают важность и необходимость своего участия в общественно-политической жизни страны.

И эти две составляющие будут в своем пересечении менять природу самого подхода к женщине в управлении.

Сегодня уже сделаны первые шаги в реализации политики равных прав и возможностей мужчин и женщин, которая является одной из основ демократического общества.

В контексте данной темы речь прежде всего идет об Указе Президента РФ от 30 июня 1996 г. "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Реализация этого Указа создает уникальную возможность структурировать сам аппарат правящей элиты, в период формирования системы федеральной и муниципальной службы.

Чтобы реально оценить участие женщин в управлении, видеть тенденцию продвижения их по службе, необходима гендерная статистика как на федеральном уровне государственного управления, так и на уровне государственного управления в регионе.

Проведенный в Тульской области анализ показал, что при явном преобладании женщин в аппарате администрации области, а также городов и районов (их численность составляет более 60 процентов), представительство женщин на руководящих должностях остается недостаточным.

32 женщины работают у нас заместителями глав администраций, руководителями аппаратов и их заместителями, что составляет 23,5% от общего числа руководящих работников. В резерв на замещение руководящих должностей выдвинуто 86 женщин (26,2% от общего числа выдвинутых в резерв).

В администрации области руководителями центров, департаментов, управлений, комитетов и их заместителями работают 36,5% женщин от общего числа занимающих руководящие должности. В резерв на замещение указанных категорий работников выдвинуто 25 женщин (22,5%).

Главами сельских и поселковых администраций являются 204 женщины, что составляет 48% от общего количества глав.

25 женщин являются председателями и заместителями председателей судов (областного, городских и районных), что составляет 60,9% от общей численности руководящих должностей в судебных инстанциях.

В негосударственном секторе экономики женщины являются руководителями лишь 12% различных предпринимательских структур.

Около 3% общественных формирований, зарегистрированных в области, возглавляются женщинами.

По итогам выборов в Тульскую областную Думу в сентябре т.г. депутатами стали 5 женщин из 44. (В Государственной Думе РФ женщины среди депутатов составляют 10,3 процента).

Отсутствие женщин в высших эшелонах власти является общемировой тенденцией, за исключением лишь скандинавских стран. Женщины как главы государств или правительств составляют около 5 процентов руководителей всех стран. Такое же положение сложилось и с работой женщин на посту министров, где они составляют лишь 4%. Женщины исполняют обязанности министров, как правило, в министерствах, занимающихся вопросами социального обеспечения, здравоохранения, образования, культуры или делами женщин.

Что касается таких важных областей, как разоружение, внешнеполитическая деятельность, иностранные дела, оборона, женщины представлены минимально.

Политологи уже занялись анализом того, какой должна быть "критическая масса", обеспечивающая более благоприятные для женщин условия на политической арене. По имеющимся данным, если в ней женщин меньше 15%, то возникают серьезные диспропорции. Равновесие наступает при 40% и мужчин и женщин.

Готовность женщин к участию в управлении, безусловно, зависит от их уровня образованности, профессиональной подготовки. Но есть еще один немаловажный фактор, который нельзя не учитывать - психологическая готовность. Женщина генетически предрасположена к подчиненной роли в семье и на работе. Неуверенность в служебном росте снижает активность женщины в своей карьере. И деловая женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается своим делом.

В числе первоочередных шагов по вовлечению женщин в управленческую деятельности необходима организация профессиональной подготовки женщин к управленческой деятельности, отбор кандидатур из числа женщин, работающих в органах исполнительной власти области для направления в Российскую Академию Управления при Президенте РФ с целью подготовки по специальной программе женщин-лидеров; создание и пополнение банка данных по кадровому потенциалу и кадровому резерву на замещение вакантных должностей государственных и муниципальных служащих из числа женщин, занятых в различных сферах экономической и общественной жизни общества; активное включение женщин в состав существующих и вновь создаваемых экспертных и консультативных советов на уровне области.

Необходимо вселить и уверенность самим женщинам в то, что они вправе на основе здоровой профессиональной конкуренции на равных с мужчинами занимать руководящие должности.

Важным направлением деятельности органов государственной власти в связи с этим становится поддержка общественных организаций области, занимающихся изучением и решением вопросов участия женщин в принятии решений на всех уровнях, выступающих с инициативами по повышению роли женщин в обществе и выдвигающих способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в органы власти.

Большое значение приобретает разработка и реализация программы правового просвещения женщин на основе законодательства Российской Федерации и международных договоров, признанных Российской Федерацией.

Проблемы женщин в управлении требуют более системной просветительской работы с практической направленностью.

Особенно это касается обновленных кадровых служб. Сегодня модель утверждающейся государственной службы создает предпосылки для взращивания женской элиты из когорты специалистов, занимающих ведущие государственные должности и имеющих практический опыт управления. Увеличение женского представительства в высших эшелонах власти нужно рассматривать не как изолированную проблему, а как продуманную целенаправленную государственную кадровую политику.