Социальный статус

Можаев В. Е. Проблемы женского равноправия. Трудовые права женщин. Библиотечка профсоюзного активиста. М., Профиздат, 1998. №10. С. 27-35.
 
В начало документа
В конец документа

Можаев В. Е.

Проблемы женского равноправия


Проблема равноправия женщины становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин.

По последним данным Международной организации труда, в мире около 45% женщин, входят в число "экономически активных", то есть являются рабочей силой, а в наиболее развитых странах Центральной и Восточной Европы, Северной Америки и Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии, Западной Европы таковых около половины. Более 30% семей в мире живут за счет заработка женщины, который является главным источником доходов, в Европе доходы женщин в 59% семей составляют половину или более семейного бюджета.

Женщины в большинстве развитых стран более образованны: если принять уровень высшего образования мужчин за 100 единиц, то по странам Европейского Союза образовательный уровень женщин составляет 110, в Швеции - 134, Португалии - 170, в Германии этот показатель равен 83.

И в то же время в целом по статистике ООН "на постах с административной . ответственностью"

всего 14% женщин, среди высших должностных лиц - 6%. Если в составе рабочей силы женщины представляют, например, в Финляндии 47%, то среди административного персонала их - 25%, в Израиле - соответственно 42 и 19%, в Японии - 41 и 9%.

Женщины получают лишь 10% доходов в мире и владеют 10% собственности. Хотя и тут есть исключения: в Германии женщины составляют примерно 27% "самозанятых" - кустарей, ремесленников, владельцев небольших кафе и киосков, не применяющих наемный труд.

Существенной остается для женщин и проблема частичной занятости. Неполный рабочий день или рабочую неделю трудятся многие женщины: в Германии -91% всех частично занятых в этой стране, в Британии - 85,1, Италии - 68,5, Японии - 67,7, США - 66,2%.

Конечно, нередко женщины сами выбирают неполную занятость, чтобы больше времени уделять семейным обязанностям или учебе. Однако, по сведениям Центральной организации профсоюзов Швеции, почти 40% женщин - членов этого профцентра хотели бы трудиться полный рабочий день, но не могут найти подходящую работу. 80% работающих женщин охотно работали бы больше и, соответственно, больше бы получали,

Немало женщин занято в "неформальном секторе" экономики, то есть на предприятиях, не учтенных государственной статистикой, не платящих налогов, не имеющих колдоговоров, не вносящих взносов в пенсионные и иные социальные фонды и не обеспечивающих работникам утвержденной минимальной зарплаты. К такой бесправной категории относится 52% трудящихся женщин в Колумбии, 48% - в Перу, 10% - в Польше.

В последние годы во многих странах в рабочее время стали засчитывать не только часы, проведенные на рабочем месте, но и те, которые отданы домашней работе - так называемый "неоплачиваемый труд". Согласно такому подсчету, рабочая неделя женщин в среднем на 2 ч длиннее, чем у мужчин даже в западноевропейских государствах, где степень "бытового равноправия" резко возросла, А что говорить о развивающемся мире!

Но главным вопросом остается фактическое неравенство женщин в оплате труда. Хотя в большинстве стран мира, особенно в промышленно развитых, за равный труд по закону положено одинаковое вознаграждение, на практике зарплата женщин, как категории трудящихся, в целом почти везде отстает от заработков мужчин. Причин этому много. Основная - женщины занимают менее оплачиваемые рабочие места и более низкие должности по сравнению с мужчинами, им сложней продвигаться по службе. Все зависит порой от традиций, от религиозные особенностей (к примеру, в некоторых исламских странах) и от того, что женщины вынуждены больше времени отдавать семейным обязанностям и им трудней "расти над собой",

В результате наблюдается тенденция снижения средней зарплаты женщины: в Австралии - 91% от заработка мужчин, Швеции - 90, Франции - 81, Японии - 54%. В США работница-негритянка получает 62% от заработка белого мужчины. В странах "третьего мира" положение еще хуже! Даже в "среднеразвитых" Бразилии и Южной Корее женщина получает в среднем половину заработка трудящегося мужчины.

Все указанные выше формы женской дискриминации в трудовой жизни вызывают глубокую неудовлетворенность женщин и мировой общественности в целом. Поэтому в течение последних десятилетий проблемы ликвидации этой ситуации неоднократно становились предметом обсуждения международных органов, которые выработали ряд документов, направленных на устранение или уменьшение неравенства женщин.

Проанализируем основные из них, выделив те моменты, на которые можно опираться при установлении полного равноправия женщин в трудовой сфере.

Так, проблемы женского равноправия отражены в ряде основных документов ООН. Принцип равенства мужчин и женщин был отражен уже во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г., в пактах о политических и социально-экономических правах 1966 г. Все эти документы были подписаны и ратифицированы Советским Союзом, преемником которого стали Россия, Украина и Белоруссия.

В Основном документе (Декларации и Программе действий) Всемирной встречи ООН на высшем уровне по социальному развитию в Копенгагене в 1995 г., подписанном главами государств или правительств почти всех стран мира, содержится "обязательство № 5", которое гласит: "Уважать человеческое достоинство, равноправие мужчин и женщин, поощрять процесс усиления роли женщины в обществе и семье". Все государства призывались к 2000 г. ратифицировать Конвенцию ООН о ликвидации всех форм неравенства женщин.

В течение двух последних десятилетий ООН проводит конференции, посвященные проблемам женщин. И хотя на них во главу угла ставятся общие вопросы положения женщин в обществе, ситуациям трудящихся женщин уделяется с каждым разом все больше внимания.

На последней конференции, проведенной в 1995 г. в Пекине с участием руководителей государств и правительств стран - членов ООН, приняты такие документы, как Декларация и Программа действий, где зафиксированы принципы женского равноправия в обеспечении полной занятости, продвижении по службе, содействии экономической независимости женщин, включая их полный доступ к экономическим ресурсам- земле, кредитам, науке и технике, профессиональной подготовке, информации и коммуникации и др.

Для реализации решений Пекинской конференции МОТ создала всемирную программу под названием "Больше рабочих мест и лучшего качества для женщин".

В 1997 г. по инициативе МОТ проведено своеобразное международное совещание по преодолению стереотипов по отношению к трудящейся женщине. Оно носило трехсторонний характер, то есть проводилось при равном участии представителей правительств, профсоюзов и работодательских организаций, и обсуждало преимущественно проблемы продвижения женщин на руководящие посты. Проблема была сформулирована достаточно оригинально; "Как пробить стеклянную крышу?" Имелось в виду преодоление женщиной комплекса предрассудков, мешающих ей стать полноправным руководителем на работе.

В принятой на совещании резолюции содержался призыв к проведению в каждой стране консультаций на трехсторонней основе по данной проблематике и к ратификации соответствующих документов МОТ. Самой же МОТ рекомендовалось "осуществить исследование о позициях мужчин и женщин на руководящих постах государственном и частном секторах", сотрудничать с организациями предпринимателей и трудящихся в деле развития равенства мужчин и женщин, создать "пункт по наблюдению", который бы отслеживал и давал оценку прогрессу в данном вопросе, и "патронировать присуждение на национальном уровне премий, отмечающих наиболее адекватную практику организаций, отличившихся в осуществлении системы, подлинно благоприятствующей равенству возможностей" .

В продолжение этой тематики МОТ в январе 1998 г, выработала "Основные направления организации гендерной (т.е. с учетом разницы в подходах к различным полам) подготовки". Вот некоторые их положения:

равноправие соотносится с фундаментальным принципом равенства возможностей и обращения к мужчинам и женщинам в мире труда:

главным потоком является стратегия интегрального пространства для женщин и мужчин в разработке, применении и мониторинге программ во всех политических, экономических и общественных сферах на равноправной основе;

при гендерном анализе обстановки главными являются вопросы равноправия в том, кто же определяет распределение труда между трудящимися мужчинами и женщинами, кто контролирует ресурсы и блага, каковы потребности работающих мужчин и женщин, каковы объективные ограничения и преимущества для женщин в социально-экономических вопросах.

МОТ еще задолго до ООН стала разрабатывать специфические проблемы женского труда. Еще в 1919 г, она приняла Конвенцию № 4 "О труде женщин в ночное время", за ней последовали 6 других, в их числе №100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности", принятая в 1951 г., и несколькими годами позже ратифицированная нашей страной (к настоящему времени ее ратифицировали почти все страны СНГ).

Конвенция относится, к числу "основополагающих", ратификация и выполнение которых считаются признаком демократичности любого государства. Кроме того, она подпадает под действие контрольного механизма МОТ, т.е. системы регулярной проверки исполнения конвенций органами МОТ, в которые профцентры, включая международные, могут подавать жалобы в случае нарушения конвенции в той или иной стране.

В ст. 2 этой конвенции сказано, что каждая страна "обеспечивает применение в отношении всех трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности" путем либо национального законодательства, либо коллективным договором, либо сочетанием этих способов. В ст. 4 предусмотрено сотрудничество правительств с организациями предпринимателей и трудящихся (т.е. с профсоюзами) в деле "проведения в жизнь положений" конвенции.

Трудовым правам женщин уделено внимание в документах Европейского Союза (ЕС). Принцип равной оплаты за равный труд записан, к примеру, в Договоре об образовании ЕС (Маастрихтский договор).

В принятой в конце 1989 г. Хартии основных социальных прав трудящихся ЕС зафиксировано "право на равенство женщин и мужчин, особенно в области доступа к труду, оплаты, условий труда, образования и обучения, а также продвижения по службе". Предусмотрено при этом ежегодное представление правительствами стран - членов ЕС Европарламенту отчетов о выполнении этого и других положений Хартии.

Принципиально важным представляется решение Европейского суда 1997 г. о признании запойным в определенных пределах квотирования рабочих мест, т.е. выделение конкретного процента этик мест для заполнения женщинами, имеющими соответствующие объективные данные ("компетенцию") для этого.

В 1994 г. своего рода манифест "Дайте Европе работать!" приняло совещание социал-демократических партий и профцентров стран Северной Европы. В нем, в частности, говорится: равноправие мужчин и женщин "должно быть гарантировано путем соответствующего обучения и переобучения женщин и создания наилучшего обслуживания детей и престарелых, уход за которыми нередко мешает совершенствованию женщин в трудовой сфере". Следует также гарантировать справедливое представительство женщин в принятии решений на всех уровнях, включая как трудовую сферу, так и органы ЕС.

В этой связи рассмотрим степень обеспечения детскими учреждениями в различных странах: в Швеции они доступны 47% детей, в Норвегии - 30, в Японии - 20, в Канаде - менее 9% детей, и другой важный показатель для трудящихся женщин - отпуск по беременности и родам, и его оплату, данные о котором приведены в приложении. Пособия на детей, выплачиваемые родителям до достижения ребенком определенного возраста, имеются в большинстве западноевропейских стран (в США их нет, равно как и пособий по беременности и родам). Но очень различаются принципы их выплаты, продолжительность и размеры.

В целом можно констатировать, что принимаемые меры и документы международного характера, особенно в последние десятилетия, способствуют проявлению интереса к проблемам равноправия женщин в трудовой, производственной сфере и определенному прогрессу в этом вопросе, прежде всего в развитых странах с рыночной экономикой.

Вместе с тем фактическое положение женщин в трудовой жизни, на рабочем месте далеко от того, чтобы быть признанным удовлетворительным, а в странах "третьего мира" оно порой просто катастрофическое.

Кроме того, постоянно возникают либо актуализируются новые проблемы, связанные с трудовой жизнью женщин. Наряду с вышеупомянутой "стеклянной крышей", это и дискриминация эмигранток в ряде стран, и сверхэксплуатация женщин, особенно молодых, в зонах свободной торговли, и специфика женского труда в сельском хозяйстве и надомном производстве, и "

сексуальные домогательства" на рабочем месте (в 1996 г. в странах ЕС им подверглись более 4% трудящихся женщин), и право пожилых женщин продолжать работу по достижении пенсионного возраста (в Дании 42% таких женщин продолжают трудиться, а хотели бы это сделать, по данным социологических опросов, 76%), и др.

Все это побуждает профсоюзы мира не ослаблять усилий в деле содействия улучшению ситуации трудящихся женщин.

Начиная с 60-х гг. международные и национальные профцентры провели немало конференций по обсуждению данной проблематики и выработали документы, которые могли послужить основой для принятия мер к достижению и укреплению фактического равноправия женщин в трудовой жизни.

В мировом масштабе зачинателем этого процесса была Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), по инициативе которой в 60-80-х гг. проводились всемирные профсоюзные конференции по проблемам трудящихся женщин, носившие довольно широкий характер и принявшие хартии прав трудящихся женщин. Характерно, что в этих документах обстоятельно разбиралась ситуация трудящихся женщин в различных регионах мира, а выдвигаемые требования отражали специфику большинства из них.

Несколько позже подобные мероприятия стала проводить Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП). Это направление ее деятельности продолжается до сих пор. Правда, в отличие от ВФП она ограничивает состав участников конференций по женским вопросам своими членскими организациями.

На 6-й Всемирной женской конференции МКСП были приняты рекомендации для выработки национальных "стратегий по преодолению дискриминации, способствованию десегрегации рынка труда и предоставлению женщинам равенства возможностей в труде". В этом документе содержится весьма подробный набор требований, призванных достичь указанных целей, главными из которых можно считать:

принятие законодательных мер в каждом государстве по проблемам "равенства возможностей и обращения" для женщин, а также создание органов по осуществлению такой политики и приему жалоб о нарушении данного законодательства;

введение равной оплаты за труд равной ценности путем ратификации конвенций МОТ, принятия соответствующих законов и создания новых, справедливых систем оплаты труда с применением критериев, разработанных с участием профсоюзов.

утверждение гарантированной минимальной зарплаты для женщин с учетом интересов отдельных их категорий, например матерей-одиночек;

обеспечение добровольности применения частичной занятости и гибкого рабочего времени, повышение "качества труда" женщин, учет "женского фактора" в профессиях и производствах, где невозможно прямое сравнение эффективности труда мужчины и женщины;

увеличение "юнионизации" женщин (вовлечения их в профсоюзы), их роли в коллективных переговорах и органах участия трудящихся в управлении, включение женщин в состав групп, разрабатывающих принципиальную политику в вопросах труда, занятости и т. п.;

предоставление профорганизациям статистики по занятости, зарплате, применению вредных, особенно для женщин, веществ и иным факторам риска, проведение работодателем инструктажа по правилам безопасности труда, подход к сексуальным домогательствам на рабочем месте как к нарушению этих правил;

выработка методом коллективных переговоров кодекса поведения экспортирующих и импортирующих компаний для соблюдения надлежащих условий труда женщин на их предприятиях, подача жалоб в МОТ на конкретные нарушения ее конвенций, внедрение "социальных ярлыков", которыми помечались бы изделия фирм, обеспечивающих нормальные условия труда женщин, и т.д.

Такой достаточно современный свод правил, касающийся положения трудящихся женщин, может, на наш взгляд, представлять интерес для профсоюзов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Характеристика оплачиваемого отпуска по беременности и родам в некоторых странах

 

Продолжение