Социальный статус

Монахова Ю. А. Социальная адаптация экономически активных женщин в условиях рынка // Женщины. История. Общество / ТвГУ. Тверь, 1999. С 186-190.
 
В начало документа
В конец документа

Монахова Ю. А.

Социальная адаптация экономически активных женщин в условиях рынка.


В условиях резкой дифференциации российского общества, усиления социальной напряженности, появления проблем, связанных с безработицей, высоким уровнем бедности женщины ищут возможности для самообеспечения: работа в двух и более местах, различного рода приработки, самозанятость, предпринимательская деятельность. Перехода женщин из низкодоходных отраслей народного хозяйства в сферу малого бизнеса приводит к изменению сложившихся в обществе стереотипов массового сознания. По данным социологического исследования, проведенного в июне 1998 г. в Твери, целью которого было изучение социального самочувствия и стратегии поведения экономически активных женщин в условиях рынка, только 27,8% женщин и 32,6% мужчин считают предпринимательскую деятельность сугубо мужским делом. На вопрос: Кому, на ваш взгляд, легче открыть собственное дело? - ответы распределились следующим образом.

Таблица 1

В качестве значимых для занятия предпринимательской деятельностью характеристик 67,2% респондентов назвали не принадлежность к какому-либо полу, а наличие здравого смысла, опыта, трудолюбия, инициативы, таланта руководителя, связей в экономической и политической сферах, энергичности, умения рисковать, профессионализма, призвания, интересных идей.

Особое значение для открытия собственного дела, по мнению большинства опрошенных (50,5%), имеет первоначальный капитал, однако наблюдается некоторая дифференциация в ответах мужчин и женщин. Мужчины в большей степени (53,7%) озабочены наличием финансовых средств для занятия предпринимательской деятельностью.

Распределение ответов на вопрос: Что мешает открыть собственное дело (фирму)?:

Таблица 2

На основе анализа результатов социологического исследования можно сделать предположение о том, что женщины более адекватно воспринимают экономическую и политическую ситуацию в России и оценивают свои способности к предпринимательству. Из 75,2% женщин, предпочитающих занятие бизнесом наемному труду, только 33,3% хотели бы стать единоличным владельцем фирмы, среди мужчин соответственно 82,9% и 68,3%. Мотивы, по которым женщины ориентированы на коллективное управление, распределились следующим образом:

- слишком большая для единоличного управления ответственность перед наемными работниками;

- невозможность в одиночку решать проблемы, связанные с криминальной обстановкой, отсутствием порядка в стране;

- взаимозаменяемость руководителей;

- возможность разделения управленческих функций между партнерами;

- возможность объединения материальных ресурсов;

- высокая вероятность расширения "полезных связей".

Включение в сферу малого бизнеса женщин с высоким уровнем образования, стремящихся к улучшению своего материального положения, независимости, самореализации, приводит к изменению гендерных стереотипов среди экономически активного населения, что подтвердилось в результате проведения социологического исследования. Респондентам был предложен список "мужских" занятий с просьбой выделить наиболее приемлемые для женщин. Большинство опрошенных выделили три вида деятельности: руководитель предприятия, индивидуальный предприниматель, политический деятель. Различие в ответах женщин и мужчин наблюдается лишь в определении первой и второй позиций.

Представленная градация вариантов соответствует ответам женщин. Мужчины на первое место поставили позицию - "индивидуальный предприниматель". На вопрос: Как вы думаете, должна ли женщина участвовать в управлении? - ответы распределились следующим образом.

Таблица 3

Женщины, освоившие сферу малого предпринимательства и делающие робкие шаги в направлении большого "мужского бизнеса", осознают необходимость своего участия в процессе принятия решений. Недостаточное представительство женщин во властных структурах не позволяет им существенно влиять на разработку финансовой, бюджетной, налоговой и других видов экономической политики. По данным анкетного опроса, представленным в табл.3, 68,8 % респонденток полагают, что женщина должна участвовать в управлении наравне с мужчиной, среди опрошенных мужчин таких только 43,3%. Мужчины в целом высказывают более консервативные взгляды, чаще чем женщины выбирая такие варианты: руководителей женщин должно быть меньшинство (31,3%) и женщин вообще не должно быть на руководящих постах (21,7%).

Таким образом, эти данные отражают взгляд на распределение экономических и внутрисемейных ролей мужчин и женщин в обществе. По данным социологического исследования, 44,6% мужчин и 22,5% женщин считают, что единственное предназначение женщины быть хранительницей домашнего очага. При этом женщины в 2 раза чаще, чем мужчины, осознают право женщин на выбор между семьей и профессиональной деятельностью. Респонденткам был задан классический вопрос: Если бы финансовое положение вашей семьи было устойчивым, то какую работу вы предпочли бы? Склонны бросить работу только 24,3% женщин, остальные предпочли бы сменить имеющуюся на более интересную, творческую, достойную либо заняться предпринимательской деятельностью. Если бы у женщин была возможность выбирать место работы и трудовой режим, то большинство из них заинтересованы трудиться неполный рабочий день (44,1%) или по гибкому графику (31,5%). В наибольшей степени отдают предпочтение таким режимам занятости замужние женщины, имеющие детей до 16 лет.

Таким образом, массового оттока женщин в домашнее хозяйство в будущем ожидать не следует, во-первых, из чисто экономических соображений и неуверенности в завтрашнем дне, во-вторых, из-за их стремления к финансовой и личной независимости. Поэтому государственная политика должна быть направлена не на сокращение участия женщин в общественном производстве, а на обеспечение современных условий труда.

В традиционном, консервативном обществе перед женщиной воздвигается барьер, ставящий ее в положение социального инвалида. Мужчины, отвечая на вопрос, о том, что, по их мнению, представляет из себя "женская" работа, отметили следующие виды занятий: воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, профессиональная деятельность исключительно в сфере обслуживания. Заметим, что только в семьях, где уровень дохода значительно превышает средний по стране, часть женщин отказалась от профессиональной деятельности. Тем не менее 20,5% мужчин и 10,4% женщин, участвовавших в опросе, полагают, что основную заботу о доме должна нести на себе именно женщина.

Респондентам был задан вопрос: Считаете ли вы, что работающая женщина, имеющая семью, детей, трудится больше и меньше отдыхает, чем мужчина?

Таблица 4

Большинство участвовавших в опросе (81,6%) соглашаются с тем, что рабочий день женщины с учетом домашнего труда длиннее, чем у мужчин. Женщины имеют меньше возможностей не только для досуговых занятий, повышения образовательного уровня, но и для простого восстановления физических сил. Давление "двойной занятости" испытывают на себе 87,8% респонденток. При этом 37,8% женщин ощущают сильное физическое и эмоциональное напряжение, хроническую усталость. Заниматься индивидуальным предпринимательством или работать в двух и более местах и нести на себе ответственность за семью - непосильная ноша. По данным социологического исследования, у 25,5% респонденток не хватает времени на заботу о детях. На их воспитание женщины имеют не более 4 часов в неделю, что составляет около 35 минут в день.

Изучая социальную адаптацию женщин, мы включили в анкету вопрос: Какие из перечисленных ниже жизненных ценностей являются для Вас наиболее значимыми?

Таблица 5

Поведение индивида, отношение к процессам происходящим в обществе во многом определяются набором жизненных ценностей. Первые места в системе ценностных ориентаций респондентов занимают семейная жизнь, воспитание детей, хорошее здоровье, материальное благополучие. Забота о детях в целом лежит на плечах женщин, поэтому они чаще мужчин отмечают эту позицию. Значимость успешной профессиональной деятельности одинакова для всех респондентов. Крайне низок процент мужчин и женщин, считающих для себя важной культурную и духовную жизнь. Данные опроса свидетельствуют о том, что система ценностей остается традиционной.