|
|
Мониторинг социального самочувствия и ценностных ориентаций российских женщин. Сборник научно-методических материалов. Иваново, Юнона, 1998.
|
![]() |
![]() |
![]() |
Мониторинг социального самочувствия и ценностных ориентаций российских женщин. Сборник научно-методических материалов Продолжение. Перейти к предыдущей части текста
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОБ УЧАСТИИ ЖЕНЩИН В УПРАВЛЕНИИ Мониторинговое исследование зафиксировало низкий уровень самооценки, патриархальность сознания большинства женщин. Только 19 % респонденток считают, что паритетная демократия могла бы положительно отразиться на их социальном положении. Равноправное с мужчинами участие женщин в управлении трудовыми коллективами также не поддерживается женским общественным мнением. Лишь 10,1 % респонденток полагают, что данная мера могла бы положительно повлиять на социально-экономическую ситуацию в стране. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В УПРАВЛЕНИИ ТРУДОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ КАК МЕРА УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН (% по массиву, 1997 г.) Практически все категории женщин продемонстрировали недоверие женским организациям как субъекту социально-политической жизни общества. СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ О ТОМ, ЧТО ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СПОСОБНО ЗАЩИТИТЬ ИНТЕРЕСЫ ЖЕНЩИН (% по массиву, 1997 г.) Сравнение данных мониторинга по г. Иванову в 1991 и 1997 годах показывает резкое снижение авторитета женских организаций (с 69,7 до 5,2 %). В целом следует отметить низкий уровень социально-политической активности женщин. 21,4 % считают, что женщинам необходимо участвовать в общественной деятельности. СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО ЖЕНЩИНАМ НЕОБХОДИМО УЧАСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (% по массиву, 1997 г.) Почти половина опрошенных женщин (40,9 %) не участвуют в общественной деятельности, около 6 % занимаются ею. 37,5 % не думали об этом и собственного мнения по проблеме не имеют. Специфических региональных, профессиональных различий по проблеме не выявлено. ВЫВОДЫ
Социальное самочувствие женщин и мужчин может достаточно адекватно отражать их политические и жизненные ориентации, стать решающим фактором в ходе выборных кампаний, в процессе адаптации к рыночным отношениям. Поэтому мониторинговое изучение настроения и способов жизнедеятельности различных социально-демографических групп имеет высокую степень актуальности. Детерминантами социального самочувствия выступают социальная и экономическая практика, уровень доходов граждан, степень востребованности их жизненного потенциала, реальные политические и духовные процессы в обществе.
Большинство респонденток ориентированы на труд как основной источник доходов для себя и своей семьи. Смысл трудовой деятельности они видят прежде всего в повышении материального благосостояния. Профессиональная карьера не выступает в качестве базовой ценности. Наиболее высокий уровень трудовой активности, ориентация на экономическую самостоятельность, инициативу отмечены у профессионально занятых женщин с высоким уровнем доходов, занимающих престижные или относительно высокооплачиваемые должности. Вместе с тем, среди интеллигенции, служащих бюджетной сферы, безработных, женщин-работниц наблюдается снижение мотивации к интенсивному производительному труду, что обусловлено сложной ситуацией на рынке труда, высоким уровнем скрытой безработицы, нерегулярной выплатой заработной платы. Слабая востребованность профессиональных знаний, способностей и квалификации ведет к так называемой усталости стремлений или апатии. Нарушается естественное право женщины на развитие и реализацию своих способностей. В этих условиях становится все более очевидным, что в ходе социально-экономических реформ личность должна наконец получить возможности для самореализации в профессиональном труде.
Значительная часть продолжает надеяться на сильную поддержку со стороны государства. Каждая третья возлагает на него ответственность за свое благополучие. По сравнению с 1991 годом количество женщин, имеющих патерналистские ориентации, сократилось на 40 %. Вместе с тем, лишь незначительная часть придерживается установок на саморазвитие, самообеспечение и самозащиту. Резко выросла доля женщин, которые стоят как бы "на перепутье", что является результатом недостаточно эффективной политики государства в сфере занятости, слабого внедрения в социальную практику технологий поддержки инициативных граждан, отсутствие системы дифференцированной, адресной социальной защиты. Ощущается острая потребность в государственных и негосударственных технологиях формирования ценностей инициативной, суверенной личности.
Мониторинг показывает, что социальное самочувствие, ориентация на те или иные способы адаптации во многом детерминированы профессиональной принадлежностью, уровнем дохода, возрастными различиями респонденток. Женщины, занятые в сфере предпринимательства, на высокооплачиваемых должностях, более уверены в завтрашнем дне, имеют мотивацию на интенсивную профессиональную деятельность, повышение квалификации, инициативное поведение в решении возникающих проблем. Молодое поколение женщин во всех профессиональных группах (работницы, служащие, студентки, предпринимательницы) демонстрирует более высокие адаптационные возможности, отход от патерналистских принципов взаимоотношений с государством, больший оптимизм, настроенность на самозащиту, использование собственных жизненных ресурсов. Среди факторов, препятствующих преодолению трудностей, женская молодежь выделяет не низкую оплату труда и слабые социальные гарантии, а отсутствие деловой хватки, бойцовских качеств, недостаточную психологическую готовность к жизнедеятельности в условиях конкуренции. Данная тенденция подтверждает необходимость внедрения в структуру адаптационных технологий гендерно-ориентированных методик профессиональной и психологической подготовки молодежи.
Высокий рейтинг семьи как одной из важнейших ценностей противоречит многочисленным утверждениям об ее кризисе. По нашему мнению, в современных условиях семья выступает в качестве психологического убежища от общественных катаклизмов. В целом следует отметить, что формирование шкалы ценностей проходит на фоне глубокого кризиса всей ценностно-нормативной системы. Многие ценности дореформенного периода отброшены, однако продолжают цепко держаться в массовом сознании: всесильное государство, тоска по уравнительному распределению, сильная социальная защита, стабильная трудовая деятельность на государственном предприятии. Ценности рыночного типа внедряются медленно. Сложилось положение, когда значительная часть женщин может сказать более или менее определенно, чего не хочет, но не представляет ясно, что же нужно, какие ценности имеют сегодня первостепенное значение. Высокая образованность, профессионализм, честность не обеспечивают в нашем обществе достойную жизнь, а потому не включаются в шкалу важных ценностей. Сложившиеся веками гендерные стереотипы о социальных ролях мужчины и женщины не способствуют утверждению в женском сознании таких ценностей, как карьера, стремление к успеху. Инновационный тип мышления и действий, предполагающий приоритет ценностей индивидуальной свободы и независимости, отличает лишь тех, кто уже включен в рыночную реальность. Как правило - это предпринимательницы, специалисты, занятые на высокооплачиваемых должностях, часть научной и гуманитарной интеллигенции. Процесс формирования ценностей рыночного типа активно идет в сфере женской молодежи, которая в меньшей степени, чем старшее поколение зависит от патерналистских установок государства.
Вместе с тем, следует отметить определенную региональную специфику адаптационных процессов. Более высокий уровень социального оптимизма, самостоятельности, ориентация на ценности рыночного типа отмечены у женщин, проживающих в районах Дальнего Востока. Данную тенденцию можно объяснить исторически более высокой степенью жизнестойкости, более молодым возрастом жителей этого региона. Респондентки, проживающие в районах индустриального направления с развитой промышленностью и интеллектуальным потенциалом (в нашем случае, это Нижний Новгород, Ярославль, Барнаул, Екатеринбург) более уравновешены в своих оценках и суждениях, более склонны к опоре на собственные силы, чем те, кто проживает в депрессивном монорегионе с высокой концентрацией стагнирующих отраслей промышленности (таком, как Ивановская область).
|