|
|
Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М., Профиздат 1978.
|
В начало документа |
В конец документа |
Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л. Женщина. Труд. Семья Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Возрастает и доля женщин-специалистов сельского хозяйства. Они составляют больше трети агрономов, зоотехников, ветеринаров с высшим и средним специальным образованием. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что в условиях научно-технической революции профессиональная специализация женщин все более расширяется. Они овладевают различными видами деятельности, вплоть до самых сложных и ответственных. Этому способствует хорошая профессиональная подготовка женщин, обеспечение им возможности работать по специальности, профессиональная ориентация населения, а также рост потребности в творческом труде. Из 290 крупных профессиональных групп, учтенных при последней переписи населения (в 1970 году), практически нет таких, которые не включали бы женщин, а в половине этих групп женщины составляют 50 процентов и больше. Данные статистики свидетельствуют также о том, что подавляющее большинство женщин стремится работать в общественном производстве на протяжении всего периода трудоспособности. Средняя продолжительность работы каждой трудоспособной женщины в общественном секторе увеличилась с 28,7 года в 1959 году до 33,5 года в 1970 [15, с.21]. Известно, что степень приспособления работника к требованиям производства во многом зависит от уровня его образования, как общего, так и специального. Высокий уровень образования помогает быстрее освоить новую профессию, облегчает переход от простого труда к сложному, способствует сближению физического и умственного труда. Большим достижением социализма является выравнивание образовательного уровня мужчин и женщин. Ныне из тысячи работающих женщин 781 имеет высшее и среднее (полное и неполное) образование, у мужчин этот показатель на две единицы ниже [42, с. 5б]. Что же касается мужчин и женщин, занятых в промышленности, то там эта разница еще заметнее- По данным на 1 июня 1973 года, высшее и среднее (полное и неполное) образование имели 73 процента занятых в промышленности работниц и 69 процентов рабочих-мужчин, Те же тенденции прослеживаются и в различных отраслях промышленности. Так, в легкой промышленности соответствующие показатели равнялись 75 и 65, в химической и нефтехимической - 79 и 75, в отраслях машиностроения и металлообработки - 78 и 75 процентам. В процессе научно-технической революции в структуре рабочего класса растет удельный вес работников. получивших специальное образование. В 1959 году рабочие со специальным средним и высшим образованием составляли 2,2 процента всех рабочих СССР, а в 1970 году-уже 3,7 процента [17, т. V, с. 66], причем доля женщин-работниц (живущих в городах) с высшим и средним специальным образованием повысилась за этот-период примерно с 2 до 4 процентов [16, 17]. Повысился и уровень образования работниц, занятых в торговле и сфере бытового обслуживания, где преимущественно используется женский труд. Так, по данным 1970 года, удельный вес лиц с высшим и средним (полным и неполным) образованием среди продавцов возрос по сравнению с 1959 годом с 73 до 86 процентов, среди поваров и кулинаров-с 38 до 64 процентов и среди официантов-с 53 до 70 процентов [17, т. VI, с. 627]. Для профессиональной подготовки рабочих кадров создана система профессионально-технического (дневного и вечернего) обучения. Ныне в стране открыто б тысяч профессионально-технических училищ. Более трети из них наряду с рабочей профессией дает законченное среднее образование. Доля девушек среди учащихся этих училищ постоянно возрастает и в настоящее время достигает 26 процентов. В системе профессионально-технического образования девушек обучают 975 из 1 165 профессий, и в частности таким сложным, как наладчик токарных станков, автоматических установок, регулировщик электромеханических приборов и систем, монтажник радиотехнических приборов и т. д. Исключение составляют лишь профессии, связанные с деятельностью в тех отраслях. где применение женской рабочей силы запрещено трудовым законодательством. Кроме того, женщин обучают профессии непосредственно на производстве, для чего создана сеть курсов и школ. Здесь получают рабочие специальности около четырех пятых женщин. Для повышения квалификации работающих на промышленных предприятиях созданы производственно-технические курсы, различные курсы целевого назначения, курсы по обучению вторым и смежным профессиям, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров. В 1974 году в учебно-курсовых комбинатах и пунктах, созданных на предприятиях, прошли подготовку около 1,7 миллиона работниц. Кадры специалистов готовятся в техникумах и вузах. О перспективах роста общих и профессиональных знаний женщин можно судить по составу учащихся в высших и средних специальных учебных заведениях (табл.2). Таблица 2 Процент женщин в составе учащихся высших и средник специальных учебных заведений* * Народное хозяйство СССР за 60 лет. М., "Статистика", 1977, с, 596. Из таблицы следует, что в 1976/77 году девушки составили более половины учащихся: средних специальных учебных заведений и половину студентов вузов. В последние годы в стране значительно усилилась работа по профессиональной ориентации. Основное ее, назначение - ознакомить молодежь с характером и условиями труда представителей различных профессий и с потребностями народного хозяйства в тех или иных специалистах. Важно, чтобы при профессиональной ориентации учитывались психологические особенности женщины. В области профессиональной ориентации уже сложились многообразные формы работы. Это социологические исследования методом анкетирования и интервьюирования для изучения интересов и склонностей юношей и девушек; подготовка рефератов и сочинений на тему "Кем быть?" использование телевидения, кино и диафильмов о профессиях; посещение различных предприятий для ознакомления с характером их деятельности; встречи с учащимися профтехучилищ, новаторами и передовиками промышленности и сельского хозяйства, Героями Социалистического Труда; организация кабинетов по профориентации, тематических выставок, проведение дней открытых дверей в вузах и техникумах, читательских конференций, кружков и т. д. Все это помогает подростку - юноше или девушке - сориентироваться в сложном мире современных профессий и выбрать деятельность, в наибольшей степени соответствующую его желаниям и склонностям. Несмотря на всю эту работу по профессиональной ориентации молодежи, анализ статистических данных и материалов социологических исследований свидетельствует о некотором отставании профессионально-квалификационного уровня женского труда. В целом средний тарифный разряд работниц в промышленности несколько ниже, чем у рабочих-мужчин [18, с. б7]. Это связано с тем, что на уровень квалификации работниц в определенной мере еще влияют такие специфические факторы как перегруженность домашними делами, несовершенство системы бытового обслуживания, остатки традиционных представлений о месте и роли женщины в общем разделении труда. Пока еще значительная часть женщин выполняет подсобные вспомогательные работы, требующие больших физических усилий. В то же время среди представителей ряда новых профессий, вызванных к жизни научно-технической революцией, доля женщин еще недостаточно велика. В настоящее время, как справедливо отмечает советский экономист В. Б. Михайлюк, сфера использования женского труда в определенном смысле оказывается, шире его объективных естественных границ (еще много женщин занято на тяжелых ручных работах) и вместе с тем она уже (из-за низкого профессионально-квалификационного уровня работниц), чем могла бы быть и чем требуется для роста эффективности производства. Это противоречие носит временный характер и не исключает общих прогрессивных тенденций к расширению использования женского труда и изменению его характера [19, с. 67]. Важнейший фактор, повышающий эффективность женского труда - совершенствование самого производства, его комплексная механизация, и прежде всего механизация вспомогательных работ. Не менее важное значение для изменения характера и содержания труда женщин имеет дальнейшее совершенствование системы их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Администрация и профсоюзные организации многих предприятий разрабатывают специальные планы повышения квалификации женщин по важнейшим техническим специальностям. Проблема повышения квалификации решается при этом по-разному. На некоторых предприятиях, например, создаются специализированные женские учебные группы или курсы, где женщины, имеющие маленьких детей, повышают квалификацию частично в рабочее, частично в нерабочее время [19, с. 85]. Научно-техническая революция вызывает необходимость в профессиональной переподготовке кадров. При этом женщины, как правило, должны приспособиться к выполнению новых, более сложных функций. Для этого расширяется система профессионального образования, вечернего и заочного обучения. Увеличивается прием девушек в училища, готовящие кадры для предприятий тяжелого машиностроения, радиотехнической промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Новый тип ПТУ, где выпускник наряду с рабочей профессией получает среднее образование, оптимально сочетает требования, предъявляемые производством к уровню квалификации работников, с ориентацией девушек на получение среднего образования. Такая форма подготовки позволяет женщинам начинать свой трудовой путь с выполнения квалифицированной работы. По всей стране организованы школы коммунистического труда. Их задача-повышать профессиональную культуру рабочих и работниц, обобщать и распространять передовой производственный опыт, готовить трудящихся к более сложным формам профессиональной деятельности. В этих школах обучается более четырех миллионов женщин. Растущий технический уровень производства требует от рабочих постоянного повышения квалификации. Для женщин это особенно важно, так как повышение квалификации позволит им отказаться от физически тяжелых работ, откроет путь к более содержательному труду. Ликвидация существенных различий в уровне квалификации мужчин и женщин-важнейший резерв дальнейшего повышения эффективности женского труда. При совершенствовании системы повышения профессиональной квалификации работающих женщин учитываются, естественно, не только требования современного производства, но и социально-психологические аспекты этой проблемы. Чем больше женщин будет занято квалифицированным трудом, тем привлекательнее будет для них труд в общественном хозяйстве, тем большее значение приобретут моральные факторы труда, тем больше возрастет роль Женщин в социально-экономическом развитии общества, тем разностороннее и богаче станет личность женщины. Мотивы труда и удовлетворенность женщин трудом Социологические исследования, проведенные в нашей стране за последние годы, показали, что большинство женщин объясняет свое стремление к активной профессиональной и общественно-политической деятельности, к повышению своих общих и профессиональных знаний не одной, а целым рядом причин. Ответы женщин на вопросы исследователей сводились к тому, что на производство .их привело желание участвовать в общественно полезном труде, быть членом трудового коллектива, стремление к материальной независимости и повышению уровня жизни семьи. Эти мотивы в той или иной форме указывали все опрошенные без исключения, независимо от возраста, образования, содержания их труда. Около 30-40 процентов женщин в качестве одного из мотивов назвали стремление к повышению своего престижа в глазах окружающих, прежде всего мужа и детей. Социальные различия проявляются лишь при сравнении структуры мотивов. По данным социологического исследования, проведенного А. Г. Харчевым и С. И. Голодом на четырех промышленных предприятиях Ленинграда, 53,5 процента работниц, имеющих низкую и среднюю квалификацию, обычно связывают свое стремление работать с необходимостью дополнительного заработка для семьи, 21,5 процента-с желанием быть в коллективе, 13,6 процента-со стремлением участвовать в общественном труде и 11,4 процента-с желанием быть материально независимой от мужа [20, с. 42]. Примерно та же структура мотивов труда выявилась при исследовании рассматриваемой проблемы на четырех промышленных предприятиях г. Иваново, проведенном в 1974-1975 годах сотрудниками Института охраны труда ВЦСПС. Результаты исследования показали, что основными мотивами профессиональной работы женщины считают; необходимость в дополнительном заработке (43 процента), желание быть в коллективе (28 процентов), стремление участвовать в общественном труде (22 процента) и желание быть материально независимой (7 процентов). Наряду с экономической основой в формировании мотивов труда большую роль играют и нематериальные факторы. На кондитерской фабрике имени Марата в Москве и на часовом заводе в Пензе работницы высокой квалификации, а также женщины-инженеры и техники на первое место выдвигали мотив участия в общественно полезном труде (58 процентов), на второе-желание быть в коллективе (21 процент) и на последнем месте оказывались материальные соображения. Структура мотивов трудовой деятельности в значительной мере зависит от возраста, уровня образования, семейного положения, партийности и т. д. Преобладающее большинство молодых работниц, комсомолок и членов КПСС, а также работниц с высоким уровнем образования в качестве основных мотивов труда называет общественный долг и желание быть в коллективе, то есть труд они рассматривают как источник не только материальных благ, но и духовных ценностей. Интересно отметить, что с повышением материальной обеспеченности семьи роль нематериальных мотивов возрастает (табл. 3), Таблица 3 Влияние материальной обеспеченности семьи на мотивы труда* * Влияние научно-технического прогресса на изменение характера женского труда в условиях социалистического общества. Иванове, 1975, с. 39. Анализ материалов исследований показывает, что если при поступлении женщин на работу главным побуждающим фактором является материальная заинтересованность, то после вовлечения в производство и психологической адаптации к коллективу возникают и иные мотивы, установки и ценностные ориентации, порожденные уже удовлетворенностью самой работой. С ростом общественного производства и национального богатства страны полнее реализуются материальные потребности населения. Это влечет за собой "возвышение" духовных потребностей, среди которых все большую настоятельность приобретает потребность в труде и в хороших человеческих отношениях, рождающихся в процессе коллективной трудовой деятельности. Это подтверждается анализом степени удовлетворенности работниц своим трудом. Проведенные в последние годы исследования показали, что подавляющее большинство опрошенных удовлетворено работой. Удовлетворение им приносит возможность улучшить материальное положение семьи, сознание того, что они вносят свой вклад в общественное производство. Немалое значение имеют также отношения между людьми во время работы. Характерно, что все опрошенные, независимо от их удовлетворенности своей профессией и местом работы, отметили, что работающая женщина имеет более широкий кругозор, чем неработающая, что женщина, владеющая специальностью, должна обязательно работать, чтобы не утратить навыки и квалификацию. Больше всего неудовлетворенных среди работниц, занятых ручным, неквалифицированным трудом. И это вполне естественно. Единодушие, с которым работницы признают самым привлекательным в работе хороший рабочий коллектив, позволяет сделать два вывода: во-первых, о том, что человеческим отношениям (в бригаде, в цехе, вообще с товарищами по работе), возникающим в процессе труда, придается первостепенное значение и. во-вторых, что предприятие в нашей стране-не только производственная единица, выпускающая тот или иной вид продукции, но и ячейка общества, формирующая у своих членов отношения коллективизма, взаимной помощи, товарищеского сотрудничества, ориентацию на труд как социальную ценность [21]. Анализ показателей привлекательности труда подтверждает, что у женщин-работниц ориентация на содержательность труда, на интерес к работе как роду деятельности доминирует над материальными стимулами, интересом к заработку. Исследования показывают также, что в силу своих физиологических и психологических особенностей женщины острее, чем мужчины, воспринимают неблагоприятно складывающиеся взаимоотношения в коллективе и с администрацией (в этом специфика женского коллектива). Они предъявляют повышенные требования к санитарно-гигиеническим и санитарно-бытовым условиям, режиму труда и отдыха, а также эстетическому оформлению производственных помещений. На тех предприятиях и в отраслях промышленности, где работают преимущественно женщины, эти требования в той или иной мере выполняются, а вот там, где удельный вес женского труда невысок, ими порой пренебрегают. Это создает неблагоприятную обстановку и снижает степень удовлетворенности женщин своим трудом. Большое значение работницы придают таким обстоятельствам, как удобное время работы, близость предприятия к месту жительства, обеспеченность детскими учреждениями. Хотя эти факторы не связаны непосредственно с самим процессом труда, его содержанием, они имеют немалое значение для разрешения противоречий между профессиональной занятостью женщины и ее ведущей ролью в домашнем хозяйстве. От гармонического сочетания ролей женщины - на производстве и в семье-зависят объем и структура ее внерабочего времени, условия для интеллектуального развития и самовыражения, воспитание детей. Но, кроме мнения женщин о ежедневно выполняемой ими работе, важно знать также, каков в их представлении идеал работы. В связи с этим им был задан вопрос: "Какие признаки вам представляются главными при оценке любой работы?" На основании высказанных мнений были выявлены основные требования, которые женщины в первую очередь предъявляют к своей работе.
Итоги опросов показывают, что при оценке труда вообще, абстрактно, или, другими словами, при создании идеальной модели работы, предпочтение отдается таким качествам, как хорошие взаимоотношения в коллективе, уважение окружающих, хорошие условия труда, то есть, по сути дела, тем же самым, что и при оценке повседневной работы. Показатели "высокая заработная плата" и "сознание важности работы для общества" собрали почти равное число голосов. Характерно, что столь, казалось бы, "соблазнительный" мотив, как "работа полегче, а заработная плата повыше", отметила лишь шестая часть опрошенных [14, с. 57]. Такой признак, как "возможность работать творчески", привлек недостаточное внимание, видимо, из-за слишком абстрактной формулировки. Администрацией и профсоюзными организациями передовых предприятий сейчас многое делается для улучшения условий и организации труда, повышения уровня механизации и автоматизации, ликвидации малосодержательных, неинтересных работ. Все это, несомненно, сказывается на положении работающей женщины. Примером может служить Тираспольская швейная фабрика имени ,40-летия ВЛКСМ (Молдавская ССР). Уже более двух десятилетий она держит первенство во Всесоюзном и республиканском соревновании швейников, ей присуждено звание "Предприятие коммунистического труда". В коллективе установилась атмосфера взаимопонимания и товарищеской взаимопомощи, многое делается для адаптации молодых работниц к коллективу, хорошо налажено наставничество. Трудящиеся широко привлекаются к планированию и управлению производством, работа строится по принципу научной организации, поощряются инициатива работниц, новаторство и рационализация. Администрация и профсоюзная организация заботятся о профессиональном росте каждой работницы, повышении ее квалификации и общеобразовательного уровня, воспитывают чувство гордости за свое предприятие. Серьезное внимание на фабрике уделяется совершенствованию бытового обслуживания, приближению служб быта к производству. На фабрике последовательно проводится в жизнь ленинский принцип единства хозяйственно-организаторской и идейно-воспитательной работы, что положительно сказывается как па результатах производственной деятельности, так и на процессе формирования личности работающих. Главным направлением технического прогресса на фабрике стала организация комплексно-механизированных цехов и высокопроизводительных потоков на основе использования современного оборудования, прогрессивной технологии и рациональной организации труда. Коллектив фабрики все время ищет новые пути и способы, чтобы избавить работниц от излишнего напряжения, упростить трудовые операции. Например, в цехе убрали конвейер, особые тележки подвозят пачки деталей к рабочему месту. Это обеспечивает работнице индивидуальный ритм. За первый год работы "пачками" производительность труда повысилась на 10 процентов, снизилась утомляемость работниц. Механизация труда, внедрение прогрессивной технологии, совершенствование организации производства требуют от администрации, партийной, профсоюзной организаций новых мер для улучшения профессионального обучения работниц. На фабрике создан методический совет по подготовке кадров, при участии которого составляются программы производственного обучения и переобучения рабочих. Широко используются для обучения передовым методам средства кино и другие формы наглядной информации. Ежегодно на фабрике проходят обучение около двух тысяч человек. Здесь разработана и внедрена ступенчатая система обучения, цель которой - поэтапно повышать общеобразовательные и специальные знания рабочих, расширять их кругозор, привлекать к техническому творчеству. Профсоюзная организация ведет систематический контроль за учебой работниц. Тех, кто учится в вечерних школах, техникумах, объединяют в специальные молодежные бригады по классам (восьмой класс, девятый класс и т. д.). В такой бригаде удобно распределять учебные дни, обмениваться заданиями, книгами, следить за успеваемостью. Те, кто учится в вечерней школе на "отлично" и "хорошо", получают сверх зарплаты стипендию (15 рублей в месяц). Наряду с повышением технической культуры труда и производства на фабрике улучшаются санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда, разрабатываются и внедряются научно обоснованные режимы труда и отдыха с учетом возраста работниц. Руководство фабрики хорошо понимает, что степень удовлетворенности работников трудом тем выше, чем больше у них возможностей для творчества. И эти возможности создаются. Цехкомы систематически обсуждают деятельность рационализаторов и изобретателей, творческих бригад, контролируют ход выполнения обязательств, принятых новаторами производства. Почти каждый второй работник фабрики-член ВОИР. Из года в год повышается жизненный уровень трудящихся фабрики. Комитет профсоюза и администрация настойчиво совершенствуют систему оплаты труда. Для усиления заинтересованности работниц и снижения трудовых затрат на единицу продукции при одновременном повышении ее качества на фабрике широко применяют новую систему оплаты труда по опыту Волжского автозавода имени 50-летия СССР" (объединение "АвтоВАЗ"). По этой системе установлены различные виды доплат, начисляемых за повышение производительности труда, качества продукции, квалификации работника. Эти доплаты достигают 70 процентов тарифной ставки. На фабрике многое сделано для облегчения домашнего труда работниц, сокращения затрат времени на пего. С этой целью открыт кулинарный цех, магазин полуфабрикатов, парикмахерская, пункт приема одежды в химчистку, мастерская по ремонту обуви. Фабричная поликлиника проводит все виды амбулаторного лечения, располагает водолечебницей, различными процедурными кабинетами, оснащенными новейшим оборудованием. Одновременно с улучшением социально-экономических условий труда и быта работниц на фабрике ведется большая воспитательная работа. В. результате всего этого для Тираспольской швейной фабрики характерна высокая трудовая и общественно-политическая активность работниц, удовлетворенность их своим трудом. Об этом свидетельствуют данные нашего социологического исследования. Исследование, в частности, показало, что в целом на фабрике преобладает ориентация на социально значимые мотивы труда. На вопрос "Что, по вашему мнению, побуждает рабочих хорошо трудиться?" преобладали ответы: "Желание приносить больше пользы обществу", "Ответственность перед коллективом", "Рабочая честь". Интересно, как оценивают сами работницы формы общественного, признания их труда. Самую высокую оценку получило присвоение звания ударника коммунистического труда, присуждение звания лучшего по профессии, признание товарищей по работе. Сложившаяся в коллективе атмосфера и созданные на фабрике условия помогают работницам осознать все значение непрерывного научно-технического и культурного роста. Почти половина опрощенных швейниц учится потому, что считает это необходимым для успешной работы. |